КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эксперимент
Главным методом психологического исследования является эксперимент. Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт (Петровский А.В.) Специфика экспериментального метода состоит в том, что он предполагает: а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности деятельности; б) изменение этих условий в ходе исследования. Вместе с тем эксперимент предполагает использование других методов в качестве дополнительных в ходе исследования. Достоинствами метода можно назвать: определенность во времени (исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психический процессов); возможность управления процессом исследования (исследователь может целенаправленно изменить условия, повторить эксперимент); проведение с большим количеством испытуемых (это позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов). Единственным, пожалуй, недостатком метода является неестественность поведения испытуемого. В зависимости от условий проведения выделяют лабораторный эксперимент и естественный. Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами. Этот тип эксперимента отличается наибольшей искусственностью условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций. Естественный эксперимент проводится в естественных для испытуемого условиях (например, в школе исследование может быть органично включено в учебно-воспитательный процесс). Этот вид эксперимента соединяет положительные черты объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого), что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренной ответной реакции испытуемого, а также изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях деятельности. В зависимости от степени вмешательства исследователя в протекание самих психических процессов испытуемого различают констатирующий и формирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент направлен на выявление и оценку психических особенностей и качеств личности. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в течение длительного времени для формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент позволяет изучить фундаментальные закономерности развития психики и разработать новые, более эффективные системы обучения. Для решения исследовательских задач в учебно-воспитательном процессе удобнее всего использовать естественный эксперимент, который проводится в привычных для учащихся условиях деятельности. Однако в рамках учебной педагогической практики трудно организовать научный эксперимент, который требует и времени, и серьезной программы его проведения. Здесь удобнее в качестве исследования использовать создание экспериментальных педагогических ситуаций, целенаправленно включая их в учебно-воспитательный процесс; в них у учеников проявятся, «выйдут на поверхность» интересующие психологические факты и явления. Так, например, для того, что бы изучить отношение учащегося к поручениям взрослых и степень его активности, можно создать экспериментальную ситуацию – «Подготовка к классному часу». Всем учащимся предложить задержаться после уроков для обсуждения темы классного часа и распределения поручений для подготовки к нему. В процессе такого объявления особое внимание обратить на реакцию учащегося (того, кто является объектом изучения), его отношение к поручению, сравнить его реакцию с поведением одноклассников, отметить степень его активности при выполнении. Подобного рода ситуаций может в период педагогической практики быть множество. Они проводятся в реальных для детей условиях деятельности, но в этих специально созданных условиях изучаются те или иные особенности личности ученика (организаторские способности, наличие собственной позиции и умение отстоять свою точку зрения, настойчивость в достижении поставленной цели, поведение в проблемных ситуациях и др.).
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |