Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция




Влияние личности экспериментатора на ход и результаты эксперимента. Способы контроля артефактов.

В исследовании проявляются целый ряд устойчивых поведенческих тенденций экспериментатора, которые воздействуют на ход экспериментальной ситуации и являются следствием бессознательной психической регуляции поведения.

- Эффект Пигмалиона, названный в честь персонажа греческого мифа. Если исследователь заинтересован в подтверждении (или опровержении) своей гипотезы, он может неосознанно добиваться, чтобы испытуемый “работал на гипотезу”: непроизвольные кивки, улыбки, выборочное внимание в отдельным репликам испытуемого - все это источники артефактов.

- Эффект ожидания определенных результатов исследования проявляется при их оценке и записи (занижение очень высоких и завышение очень низких результатов; подробная запись того, что ожидалось увидеть и опущение “менее значимых” моментов и др.).

- Отношение к испытуемому также может стать причиной искаженного восприятия результатов. Так, первое впечатление об испытуемом сказывается на восприятии его ответов в исследовании. Иногда успех испытуемого в одном из заданий влечет завышения результатов исследования в дальнейшем. Социальный статус испытуемого невольно провоцирует экспериментатора на соответствующую оценку его действий и поступков. Последнее носит название “эффект ореола”.

Предлагаются следующие приемы контроля артефактов со стороны экспериментатора:

- участие в исследовании помощников экспериментатора, которые не знают цели и гипотез эксперимента;

- участие в эксперименте нескольких экспериментаторов и совместное обсуждение результатов;

- детальная проработка плана эмпирической части исследования и максимальный учет возможных причин артефактов и способов их контроля.

Эксперимент, в том числе и психологический, должен воспроизводиться любым другим исследователем. Поэтому схема его проведения должна быть максимально объективна, т.е. воспроизведение результатов не должно зависеть от умелых профессиональных действий экспериментатора, внешних обстоятельств и случая.

 

Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с участием людей от других видов естественнонаучного исследования, является наличие инструкции. Испытуемый, получая ее, обязуется добросовестно выполнять все требования. Иногда инструкция редуцирована (в экспериментах с младенцами, пациентами клиники душевных болезней и т.д.), но общение испытуемого с экспериментатором происходит всегда.

Получивший инструкцию испытуемый должен понять и принять задание. Если он не понимает задание, то неверно совершает предусмотренные в инструкции операции. Чтобы проконтролировать понимание инструкции, прибегают не только к опросу испытуемых, но и к включению в эксперимент короткой предварительной обучающей серии. Успешное выполнение операций в контрольной серии служит критерием понимания инструкции. По окончании экспериментальной серии проводится интервью для выяснения трудностей в выполнении задания и причин отклонений действий испытуемых от требований инструкции.

Испытуемый может не принять экспериментальное задание и отказаться его выполнять. Хуже, если из-за непонимания или неприятия задания испытуемый подменяет внешнюю задачу своей субъективной. Экспериментатор должен убедиться, проводя постэкспериментальное интервью, что такой подмены не произошло.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.