Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы контроля артефактов




Влияние личности испытуемого на ход и результаты эксперимента.

Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои мотивы и планы участия к эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Некоторые из них:

- эффект плацебо был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действия врача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

- эффект социальной фасилитации (усиления) проявляется в том, что присутствие внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора, изменяет поведение человека, выполняющего определенную работу. Основным мотивом испытуемых является стремление к социальному одобрению, желание быть хорошим.

- эмоциональное отношение испытуемого к эксперименту влияет на его результаты. Положительно настроенные воспринимают ситуацию исследования как интерес к его личности, желают любым способом продолжить общение (переспрашивают инструкцию, желают выглядеть лучше в глазах экспериментатора и пр.). Стремясь к социальному одобрению, такие испытуемые “хотят помочь” экспериментатору и ведут себя так, чтобы подтвердить его гипотезу. Другая категория испытуемых, негативно настроенных по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, делают все, чтобы “разрушить” замысел экспериментатора.

Для контроля влияния личности испытуемого на результаты эксперимента предлагается ряд специальных приемов, например:

- подбор контрольной и экспериментальной групп, идентичных по составу. Экспериментальная процедура проводится в обеих случаях, но собственно эксперимент проводиться только с экспериментальной группой. Результаты контрольной и экспериментальной групп затем сравниваются.

- “метод обмана” основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Им сообщается ложная цель исследования, время и длительность его проведения, в результате испытуемые не “играют” на гипотезу.

- “метод скрытого эксперимента” часто применяется при естественном эксперименте, когда ситуация исследования незаметно вплетается в естественную жизнь испытуемого, он и не подозревает о своем участии в исследовании. Однако при использовании этого приема могут возникать этические проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.