КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика художественного чтения и рассказывания детям
Основными методами являются следующие: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства. 2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). 3. Инсценирование - средство вторичного ознакомления с произведением. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Выделяются две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности. М.М.Конина выделяет несколько типов занятий: 1. Чтение или рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке) или единым жанром (два рассказа с моральным содержанием) или несколькими жанрами (загадка, стих). 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. В подборе материала должна быть логика — усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними); б) настольный театр (картонный, фанерный, например по сказке «Репка»); в) кукольный и теневой театр, фланелеграф; г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи: а) оно логически связано с содержанием занятия; б) чтение может быть самостоятельной частью занятия. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтению может предшествовать вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В нее могут включаться краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее назвать произведение, его жанр, имя автора. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Е.А.Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа. Вопросы можно условно классифицировать так1: — позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»); — направленные на выявление смысла, проблему (в сказке А.М.Горького «Воробьишко»: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;
— направленные на выяснение мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»); — обращающие внимание на языковые средства выразительности; —направленные на воспроизведение содержания; — подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»). В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Е.А.Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Повторное чтение углубляет понимание содержания и выразительных средств. Небольшие произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют времени для осмысления. Далее чтение наиболее значимых частей. Повторное чтение всего материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 — 3 недели). При повторении точно воспроизводится первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения. Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р.И.Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя. Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.
Чтение этих книг с моральным содержанием обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи; у них возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следует вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы. Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное, понимать шутку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 — 7 лет. Отношение к сказкам, басням и стихам дети выражают в рисунке. Рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, придумывание сюжета сказки, составление творческого рассказа по загадке, песенке. Инсценирование - средство вторичного ознакомления с художественным произведением, возможно при условии хорошего знания детьми текста. Виды инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе (Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, Г.В.Генов, Л.С.Фурмина и др.)
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |