Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика художественного чтения и рассказывания детям




Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свобод­ная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование).

3. Инсценирование - средство вторичного ознакомления с про­изведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произ­ведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра про­изведения и возраста слушателей.

Выде­ляются две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творче­ства вне занятий, в разных видах деятельности.

М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных еди­ной тематикой или единством образов (две сказки о ли­сичке) или единым жанром (два рассказа с моральным содержанием) или несколькими жан­рами (загадка, стих).

3. Объединение произведений, принадлежащих к раз­ным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматрива­ние репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в соче­тании с музыкой.

В подборе материала дол­жна быть логика — усиление эмоциональ­ной насыщенности к концу занятия. В то же время учиты­ваются особенности поведения детей, культура восприя­тия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядно­го материала: а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки сопровождается по­казом игрушек и действий с ними); б) настольный театр (картонный, фанерный, на­пример по сказке «Репка»); в) кукольный и теневой театр, фланелеграф; г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи: а) оно логически связано с содержанием занятия; б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В структуре типичного занятия можно выделить три ча­сти. В первой части происходит знакомство с произведени­ем, цель — обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения со­держания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организу­ется повторное чтение текста с целью закрепления эмоцио­нального впечатления и углубления воспринятого.

Чтению может предшествовать вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В нее могут включаться краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помо­щью загадки, стихотворения, картинки. Далее на­звать произведение, его жанр, имя автора.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечат­лением прослушанного, необходима небольшая пауза. Е.А.Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.

Вопросы можно условно классифицировать так1:

— позволяющие узнать эмоциональное отношение к со­бытиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»);

— направленные на выявление смысла, проблему (в сказке А.М.Горького «Воробьишко»: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

— направленные на выяснение мотива поступков («По­чему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»);

— обращающие внимание на языковые средства выра­зительности;

—направленные на воспроизведение содержания;

— подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).

В конце занятия возможны повторное чтение произве­дения (если короткое) и рассматривание иллюстра­ций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Е.А.Флерина допускала различные варианты использо­вания картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подпися­ми, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделе­ния его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются органи­зованно после чтения. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстра­ции рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка ис­пользуется в любой момент для наглядного пояснения тек­ста.

Повторное чтение углубляет понимание содержания и выразительных средств. Не­большие произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют времени для осмысления. Далее чтение наи­более значимых частей. Повторное чтение всего мате­риала целесообразно провести через какой-то отрезок време­ни (2 — 3 недели). При повторении точно воспроизво­дится первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в лите­ратурные утренники и развлечения.

Особое место в детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение повести, как отмечала Р.И.Жуковская, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями одного и того же героя.

Чтение такой книги становится для детей особенно ув­лекательным, если наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить произведение на ча­сти. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя оста­навливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, ус­танавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памя­ти прочитанное и связывать части текста.

Чтение этих книг с моральным содер­жанием обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи; у них возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Разговор следу­ет вести о поступках персонажей, а не о поведении детей группы.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Чув­ство юмора связано с переживанием положительных эмо­ций, с умением замечать смешное, понимать шут­ку окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потеш­ки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 — 7 лет.

Отношение к сказкам, басням и стихам дети выражают в рисунке.

Рекомендуется использовать творческие задания на под­бор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на под­бор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, при­думывание сюжета сказки, составление творческого рас­сказа по загадке, песенке.

Инсценирование - средство вторичного ознакомления с художествен­ным произведением, возможно при условии хорошего знания детьми текста. Виды инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и тене­вой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Вопросы содержания и ме­тодики инсценирования рассматриваются в специальной литературе (Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, Г.В.Генов, Л.С.Фурмина и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.