Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Планирование работы по развитию речи детей в детском саду




Успех работы по развитию речи детей во многом зави­сит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каж­дого ребенка, прогнозированием динамики педагогичес­кого воздействия на речь и его результативности.

Принципы планирования работы по развитию речи:

1. Реализация всех задач развития речи в их взаимо­связи. В плане должны отразиться все разделы про­граммы речевого развития.

2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей ста­новления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с деть­ми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи основывается на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом.

3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов рече­вой работы по мере продвижения в усвоении материала.

4. Индивидуальный подход к детям. Воспита­тель должен уделять внимание не только детям, отстаю­щим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи.

5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверст­никами и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, нацио­нальные традиции региона.

6. Систематичность педагогического воздействия на речь.

Виды планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

Перспективный план определяет основные на­правления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализиро­ванными. В зависимости от того, на чем воспитатель ак­центирует внимание — на отборе содержания или опре­делении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таб­лицы, схемы, картотеки, текстовые программы индиви­дуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квар­тал, полугодие, год).

Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.

Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.

Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в не­делю, месяц, квартал, их последовательность. Сис­тема занятий В.В.Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов ре­чевой работы, при этом главной задачей является разви­тие связной монологической речи.

Удобно составлять перспективные планы по индиви­дуальной работе с детьми (индивидуальные программы развития). На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с ро­дителями, методическая помощь семье, привлечение ро­дительского актива к организации коллективных форм ра­боты с детьми и т. д.).

Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ве­дется с учетом времени года.

Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образователь­ные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конс­пекты, планы, сценарии), тексты художествен­ных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения меро­приятий, использования дидактического и художествен­ного материала. При планировании индивидуальной работы имена де­тей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивиду­альной работы.

Если задачи в кон­це месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку допол­няют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

Заблаговременное определение последователь­ности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и мето­дов составляет сущность календарного планирования.

На утренние часы планируют коллективные и инди­видуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора де­тей; работу по ознакомлению, с художественной литера­турой (чтение и рассказывание, повторение стихотворе­ний, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.

Требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить (содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, пе­речень слов для введения в словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);

в) дидактический материал;

г) последовательный ход занятий;

д)способ организации детей (работа с группой, подгруппой, определенными детьми; за стола­ми, на ковре, со сменой места, расположения детей).

В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидакти­ческие игры и упражнения по различным разделам про­граммы речевого развития; индивидуальную работу с деть­ми; коллективные и индивидуальные разговоры на за­данную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками.

Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, инди­видуальной работы с детьми.

По своему усмотрению воспитатель распределяет ос­новные формы работы с детьми в течение дня. Работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться ненавязчиво, проходить непринужденно, не должна подавлять са­мостоятельную речевую активность детей.

Педагогическая работа требует постоянного анализа, который должен быть направлен на выявление причин, определивших результат. Результаты анали­за могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.

В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специаль­ного обследования речевого развития детей.

Вопросы

1. В чем заключается значение планирования работы по развитию речи дошкольников?

2. Раскройте основные принципы планирования работы по развитию речи детей.

Задания для самостоятельной работы

Составьте примерное календарное планирование работы по развитию речи дошкольников.

Рекомендуемая литература

Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972.

 

Тема 9. Методическое руководство работой по развитию речи детей

в дошкольных учреждениях

 

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадле­жит заведующей. У методиста и заведующей общие задачи, план работы, которые выполняются совместными усилиями всего кол­лектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренно­сти распределяя между собой объем методиче­ской работы.

Один из разделов методической работы— работа по развитию речи:

1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы раз­вития речи детей во всех возрастных группах.

2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обуче­ния детей, преемственность в работе воспитателей разных возраст­ных групп, а также детского сада и школы.

3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям.

4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в дет­ском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.

5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, ор­ганизовывать обмен опытом между воспитателями.

6. Содействовать повышению квалификации и самообразова­нию педагогов, росту их мастерства.

7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

Для успешного решения задач заведующая дол­жна знать методику развития речи, обновлять знания, повышать профессиональный уровень каждого вос­питателя, развивать их творческие способности; знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Создание условий для правильного развития речи

Необходимыми условиями формирования правильной речи ре­бенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа цент­ральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, разнообразная деятельность детей, богатст­во их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства пе­дагогов.

Гигиена органов слуха и речи предполагает обеспечение в детском саду гигиени­ческих условий, профилакти­ческие меры по охране этих органов.

Особое внимание, как известно, уделяется охране органов слу­ха детей, для чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши.

Гигиена органов речи включает заботу о легких и ды­хательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса.

Задача заведующей — обеспечить периодическую санацию полости рта детей, лечение зубов.

Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверх­ности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспита­теля; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.

Систематически с врачом заведующая проверяет гигие­ническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, четкость и яркость картин, размер, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.

Внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов.

В начале года заведующей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрос­лых для всех сотрудников. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правиль­ный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к дру­гу.

Рукописные методические пособия отражают передовой опыт детских садов (конспек­ты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).

В педагогическом кабинете хранится часть на­глядных пособий (натуральные, изо­бразительные) — дидактический материал: а) игрушки для рас­сматривания и описания, в том числе механические и электрон­ные; 1—2 набора для рассказов-инсценировок; б) 1—2 комплекта натуральных предметов, в том числе раздаточных (почтовые или школьные принадлежности и т. п.); в) образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию; г) материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, достопримечательности, образцы продукции предприятий и пр.).

Самостоятельную группу составляют технические средства обу­чения и аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 29430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.