![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Преподавание курса «Методика развития речи детей» в педагогическом училище
Преподавание методики развития речи в дошкольном педагогическом училище определяется программами. Ее структура: объяснительная записка, содержащая перечень основных задач и форм работы с учащимися, примерное распределение учебных часов по темам, собственно программа по методике развития речи, определяющая круг вопросов внутри тем, которые должны быть усвоены учащимися, практикум по логопедии, список литературы для учащихся. Определены задачи преподавания: дать учащимся теоретические, практические знания по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы в дошкольных учреждениях. Основная задача— вызвать интерес и творческое отношение к предмету, познакомить их с лучшим опытом работы воспитателей. Решается и задача совершенствования речи учащихся, как образца для правильной речи детей. Последовательность тем определяется педагогической целесообразностью и логикой предмета. Первая тема носит общий характер, касается содержания и условий работы по развитию речи (учащиеся знакомятся с ролью языка в воспитании детей, задачами развития речи, содержанием программы по родному языку, узнают о требованиях к их собственной речи — речи будущих воспитателей). Вторая тема посвящена методике развития речи детей первого и второго года жизни. Затем методические темы, начиная с лексики. Преобладают практические занятия — в каждой теме на них отводится больше часов, чем на теоретические. В конце каждой темы выделены вопросы для практических занятий (работа с программой детского сада и методической литературой, составление и анализ конспектов занятия и др.). Изучив программу, преподаватель продумывает, как распределить вопросы каждой темы на уроки, поскольку количество часов дано на тему в целом; составляет поурочный (календарно-тематический) план. Типы уроков. В преподавании методики развития речи в педагогическом училище используются все основные типы уроков. Урок по сообщению новых знаний. Такой урок чаще всего проводится, когда начинается изучение новой темы и при ознакомлении со специфическими вопросами предмета. Методы обучения: лекция, сообщающая беседа, экскурсия. Для проведения отдельных лекционных уроков приглашаются специалисты: ученые, известные методисты, психологи, лингвисты. Если к новому материалу были даны предварительные задания или у учащихся есть частичные знания, почерпнутые из жизненной практики, а также из других учебных предметов, преподаватель прибегает к сообщающей беседе. Эффективны уроки-экскурсии в детский сад. Можно удачно преподнести такие разделы, где требуются сложное оборудование, специфические условия: слушание радиопередач, показ диафильма и кинофильма, кукольного театра. Проведению этих уроков предшествует дополнительная подготовка. Урок по закреплению и применению знаний: приводится в систему пройденный материал и учащиеся обучаются профессиональным умениям путем выполнения самостоятельных работ, практических заданий (составление конспектов занятий и др.). Близки к данному типу контрольно-учетный урок (выполнение письменных контрольных работ и творческих заданий — рецензирование диафильмов, наглядных пособий) и повторительно-обобщающий. Чаще всего учет знаний осуществляется систематически на всех уроках смешанного типа. Но иногда целесообразны уроки, целиком посвященные учету знаний. Например, по теме обучение рассказыванию, желательно провести контрольную работу, в которой учащиеся раскроют понятие монологической речи, назовут основные приемы обучения рассказыванию, выполнят творческое задание — составят планы, образцы рассказов на различные темы. В педучилищах имеется опыт применения современных методов — элементов программированного обучения и проблемного метода. Проблемному уроку предшествует накопление учащимися фактического материала, чаще всего его проводят при подведении итогов изучения определенной проблемы курса. Семинарские, практические занятия. Цель — углубление теоретических знаний учащихся, формирование профессиональных умений и навыков. Некоторые занятия можно провести в детском саду: ознакомление с наглядными пособиями по родному языку; анализ календарных планов воспитателей и др. На семинарских занятиях учащиеся выступают с заранее написанными докладами. По художественному чтению практикуются зачетные занятия, на которых учащиеся, подготовившись дома, читают литературные произведения. Параллельно преподаватель проверяет усвоение отдельных теоретических положений искусства выразительного чтения. Урок смешанного типа по методике развития речи применяется наиболее часто. Он обеспечивает контроль за усвоением знаний, своевременную помощь учащимся, помогает лучше ознакомиться с их индивидуальными особенностями. Типовой структурой одночасовых (45 мин) уроков по методике развития речи и художественному чтению можно считать следующую: 1. Организационная часть — 1—2 мин. 2. Сообщение цели и структуры урока — 1—2 мин. 3. Проверка пройденного материала (фронтальная беседа — напоминание — 2—3 мин; индивидуальная проверка знаний или другие учетно-обобщающие методы— 10—15 мин). 4. Объяснение нового материала — 20 мин. 5. Разъяснение домашнего задания — 2—3 мин. 6. Первичное, сопутствующее закрепление нового материала— 3—5 мин. 7. Окончание урока — 1 мин. Одночасовые уроки дают возможность чаще встречаться с учащимися, создают наилучшие условия для усвоения материала. Важно обеспечить как образовательную, так и воспитательную сторону урока. Преподаватель составляет конспект, где не только формулирует основные положения, но и записывает отдельные примеры, задания учащимся, готовит наглядные пособия (картины, детские книги, игрушки и др.), оборудование. Преподаватель должен хорошо владеть методикой ведения урока, заботиться о доступности и эмоциональности формы изложения материала. Если учащиеся записывают за преподавателем, он контролирует качество записей, бегло просматривает их на уроке, более тщательно проверяет некоторые тетради после урока, дает советы к ведению конспективных записей. Внеурочная работа преподавателя методики развития речи. Преподаватель методики развития речи участвует в общей внеклассной работе. Вместе с преподавателем родного языка он должен быть организатором общего режима культуры речи в педучилище. На педсовете выступает с информацией о требованиях к речи учащихся (в быту, к устному ответу на уроке, к письменной речи), анализирует уровень речи учащихся определенных классов, обращая внимание всех педагогов на типичные недостатки речи (нечеткая дикция, вялый темп, монотонность, лишние слова, просторечия и жаргонные выражения в повседневной речи, неправильная манера держаться во время ответа и др.). Предлагает пути исправления этих недостатков. По инициативе преподавателя методики развития речи в училище может быть создан стенд «Культура речи», на котором помещаются краткие советы, справочные таблицы, демонстрируются лучшие письменные работы учащихся, приводятся примеры разговорной речи учащихся, дошкольников. Под руководством преподавателя организуются выставки: учебно-методической литературы (при библиотеке или методическом кабинете), самостоятельных работ учащихся, новинок детской художественной литературы и т. д. Можно дать совет о выразительности и правильности текста объявления, лозунга и т. д., их эстетическом оформлении. Преподаватель принимает активное участие в создании художественной самодеятельности в училище, проводит индивидуальные консультации и репетиции с чтецами, конкурсы на лучшее исполнение художественных произведений; организует кружки кукольников, рассказчиков, подготавливает ведущих, конферансье, массовиков. В план культурно-массовой и экскурсионной работы училища включают такие мероприятия, как встречи с артистами, писателями, экскурсию на студию детского радиовещания, посещение литературных концертов, детских спектаклей, проведение юбилейных дат, посвященных детским писателям. Способствуют профессиональному обогащению учащихся встречи с лучшими воспитателями — выпускниками училища, которые расскажут о своих первых шагах в детском саду, наблюдениях за речью малышей и т. д. Вопросы 1. Каковы основные типы уроков по развитию речи дошкольников в педагогическом колледже? раскройте их. 2. Какова структура урока по развитию речи дошкольников в педагогическом колледже? Задания для самостоятельной работы Составьте план внеурочной работы преподавателя методики развития речи детей. Рекомендуемая литература Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. для студ. высших и ср. уч. зав. – М.: академия, 2000. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1974.
Содержание практических занятий
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |