Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника и инженерная деятельность




Личность

Общество

Бытие

Философия эпохи Возрождения

Темы семинарских занятий

1.Основные черты эпохи Возрождения.

2.Итальянские гуманисты XIV – XV веков (Ф.Петрарка, Л.Валла,

Пико делла Мирандолла).

3.Становление естествознания. Философские взгляды Н.Кузанского.

Натурфилософия Дж.Бруно.

4.Социально-философские идеи Н.Макиавелли.

 

1.Основные категории онтологии (бытие и ничто; бытие и развитие;

сущность и существование).

2.Категория материи. Материя, движение, пространство и время.

3.Неисчерпаемость материи. Современные представления

о системной организации материи.

 

1.Общество как специфический объект познания.

Философские концепции общества.

2.Общество как система. Основные виды человеческой деятельности

и сферы общественной жизни.

3.Взаимодействие общества и человека.

4.Развитие общества. Движущие силы и субъекты общественно-

исторического процесса.

 

1.Человек. Индивид. Личность.

2.Структура личности.

3.Личность и общество. Социализация и отчуждение личности.

Свобода и ответственность личности.

4.Исторические и социальные типы личности.

5.Смысл жизни.

 

Список дополнительной литературы к занятиям

по темам «Общество» и «Личность»

 

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998.

Миголатьев А.А. Философия человека: некоторые проблемы теории

и методологии: Учеб. пособие. – М., 1996.

Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука. – 2001.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

О человеческом в человеке/Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.

 

1.Особенности технического познания.

2.Роль техники и технологии в современном обществе.

3.Специфика инженерной деятельности.

4.Этика инженера.

 

Список дополнительная литература.

Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук.

Л., 1988.

Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., 1989.

Ленк К. Размышления о современной технике. – М., 1996.

Митчем К. Что такое философия техники? – М.,1995.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М,1990.

Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Наука и культура/Отв. Ред. В.Ж,Келле. – М.,1984.

Нестеров В.Г., Иткин И.Б., Соколова Н.П. Инженерная этика. М,1982

Орешников И.М. Гуманитарная культура и инженер:Учеб. пособие. –

Уфа,1992.

Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? – Саранск, 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике//Вопросы философии.-

1993.-№10.-С.32-68.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.,1991.

Розин В.М. Философия техники. – Учебное пособие. – М.,2001.

Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. – 1989. - №10. – С.3-18.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники:

Учеб. пособие. – М., 1995.

Философия техники: история и современность. – М., 1997.

Шаповалов Е.А. Общество и инженер. – Л., 1984.

 

 

Самостоятельная работа студента.

 

Самостоятельная работа студента включает в себя следующее:

· Работа над лекционным курсом.

· Подготовка к семинарским занятиям.

· Написание контрольной работы.

· Чтение философской литературы.

 

При изучении лекционного материала, подготовке к семинару необходимо вести записи всех непонятных вопросов для того, чтобы проконсультироваться с преподавателем непосредственно при встрече.

 

Требования, предъявляемые к контрольным работам:

а) по форме:

– в печатном виде (А4)– 12 стр.,

– в виде рукописи (тетрадь) –18 стр.,

– титульный лист оформляется по образцу.

 

б) по содержанию:

состоит из двух частей 1 – темы раздела «История философии»;

2 – темы раздела «Основные проблемы

философии».

В основной части должна быть раскрыта тема контрольной работы с обязательным указанием на цитируемую литературу. Список литературы должен включать только использованную литературу не менее 5 наименований.

Прежде чем начать писать контрольную работу, следует составить представление о теме по философским словарям, учебной литературе, выяснить значение ключевых понятий.

Особое внимание следует уделить подготовке к защите контрольной работы: составить план выступления (3-5 мин), при необходимости заучить формулировки отдельных понятий.

 

Раздел 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

1. Мировоззрение, компоненты мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Специфика философского знания. Круг проблем философии.

4. Функции философии: мировоззренческие и методологические.

5. Социальные корни философского мышления.

6. Философские идеи в учениях джайнизма и буддизма.

7. Философские системы индуизма.

8. Философские идеи в религиозно-идеологических системах Древнего Китая.

9. Милетская школа философии.

10. Элейская школа философии.

11. Древнегреческие атомисты.

12. Школа софистов и философские взгляды Сократа.

13. Философская система Платона.

14. Философская система Аристотеля.

15. Философские школы эпохи эллинизма.

16. Философия Древнего Рима. Стоицизм. Эпикуреизм.

17. Античная философия и становление христианского мировоззрения.

18. Западноевропейская средневековая философия. Патристика.

19. Спор об универсалиях.

20. Западноевропейская средневековая философия.Схоластика.

21. Философия эпохи Возрождения.

22. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно.

23. Гуманизм и утопия Т.Мора.

24. Философия Нового времени и научная революция.

25. Эмпиризм Френсиса Бэкона.

26. Методологическое сомнение Декарта.

27. Ламетри – великий французский материалист.

28. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

29. К.Маркс: основные идеи философского мировоззрения.

30. Рационалистическое направление в философии ХIХ—ХХ вв.

31. Волюнтаризм А.Шопенгауэра.

32. Русская философия ХIХ века. Основные иидеи и направления.

33. Философия всеединства В.Соловьёва.

34. Проблемы творчества и свободы в философском учении Н.Бердяева.

35. Феноменология Э.Гуссерля.

36. «Бунтующий человек» А.Камю.

37. К.Ясперс о смысле и назначении истории.

38. Философия ХХ века. Неотомизм. Герменевтика.

39. Х.Ортега-и-Гассет и «восстание масс».

40. Философия человека П.Тейяра де Шардена.

41. Советская философия.

 

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

 

1. Проблема бытия в философии. Сферы бытия.

2. Материя. Движение. Пространство и время.

3. Современная наука о строении материального мира.

4. Философское учение о субъективной реальности. Природа сознания.

5. Структура сознания.

6. Свойства сознания. Проблема идеального.

7. Сознание. Мышление. Язык.

8. Гносеология. Субъект и объект познания.

9. Проблема познаваемости мира.

10. Формы чувственного познания.

11. Формы рационального познания.

12. Философские основания науки.

13. Специфика научного познания. Формы научного познания.

14. Методы научного познания.

15. Основные концепции истины.

16. Практика как критерий истины.

17. Многообразие познавательной деятельности.

18. Философские концепции общества.

19. Сферы общественной жизни.

20. Структура общества. Типы обществ.

21. Уровни общественного сознания.

22. Формы общественного сознания.

23. Критерии общественного прогресса.

24. Единство и многообразие человеческой истории.

25. Взаимодействие общества и природы.

26. Проблема человека в философии. Происхождение человека.

27. Сущность человека: многообразие подходов.

28. Смысл жизни человека в философии и религии.

29. Личность. Становление личности.

30. Свобода и ответственность личности.

31. Личность и труд. Личность и общество.

32. Творчество – сфера свободы человека.

33. Инженерная деятельность. Особенности технического познания.

34. Культура. Функции культуры.

35. Человек и Вселенная.

36. Картина мира в науке, религии, искусстве.

37. Проблема сущности научно-технической революции.

38. Информация, сознание и управление.

39. Техника как общественный феномен.

40. Проблема искусственного интеллекта.

41. Глобальные проблемы: сущность, интересы, ценности и оценки.

 

Чтение философской литературы (первоисточников)

Данный вид работы не является обязательным для всех студентов, но, возможно, некоторым облегчит усвоение курса философии.

Философия относится к числу наиболее абстрактных учебных дисциплин, что затрудняет усвоение её основных идей. В истории философской мысли кристаллизовалось множество идей, обобщающих определённые стороны человеческой практики. Сама их суть близка человеку – ведь они представляют собой ответы на те мировоззренческие вопросы, которые задаёт себе каждый. Но язык, который используют философы, не всем понятен – он требует подготовки. Более того, не существует одного языка, которым пользовались бы все философы: одни из них используют один категоральный аппарат, другие – иной. Всё это чрезвычайно усложняет самостоятельную работу с текстами.

Обращение к философским знаниям – всегда внутреннее событие – поиск человеком ответа на возникшую потребность понять, объяснить.

Сознательное отношение к проблемам мировоззрения – необходимое условие формирования личности. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас требуется нечто большее. Для понимания жизни во всей её полноте и сложности требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что происходит.

Изучение философской проблематики, чтение и толкование пусть и незначительных фрагментов философских текстов нисколько не затрудняют изучение философии, но напротив, облегчают его, развивают аналитические способности к суждению, уважение к мнению другого человека, подталкивают к необходимости собственной работы над формированием своего мировоззрения. Произведения философов, рекомендуемые для самостоятельного чтения, позволят прикоснуться к вершинам человеческой мысли.

 

Список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения.

 

1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.

2. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. – М.,1994.

3. Ал-Газали. Воскрешение наук о вере. – М., 1980.

4. Аналитическая философия: Избранные тексты. –М., 1993.

5. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М., 1975-1984.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

7. Бергсон А. Собр. Соч. – М., 1992.

8. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.

9. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. – М., 1990.

10. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – Киев, 1996.

11. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1991.

12. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995.

13. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М., 1989.

14. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1989.

15. Вольтер Ж.-М. Философские сочинения. – М., 1988.

16. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

17. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

18. Грамши А. Избран. произв./Пер с итал.;Под общ. ред. И.В. Григорьева и др.; вступит ст. П.П. Смирнова. – М.: Политиздат, 1980.

19. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

20. Дидро Д. Сочинения. В 2 т. - М., 1950.

21. Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М.,1990.

22. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.,1991.

23. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1991.

24. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

25. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.,1993.

26. Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.

27. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

28. Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994.

29. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001.

30. Монтень М. Опыты: В 3 кн. – М.,1979-1980.

31. Мунье Э. Манифест персонализма. – М.,1999.

32. Мэмфорд Л. Техника и природа человека//Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986. – С.48-81.

33. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

34. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.:Весь мир, 1997.

35. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой/ Пер. с англ.; Под общ. ред. В.И. Аршилова – М., 1986.

37. Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе. – М.,1990

38. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. – М., 1992.

39. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –М.,1957.

40. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1985.

41. Роттердамский Э. Философские произведения – М., 1986.

42. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.,1969.

43. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.

44. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. – М., 1990.

45. Сноу Ч.П. Две культуры и научно-техническая революция. – М., 1973.

46. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. – М.: Республика, 1992.

47. Тоффлер А. Футурошок. – СПб.: Лань, 1997.

48. Унамуно М. Избранное. В 2 т. - М., 1981.

49. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1993.

50. Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. – М.,1995.

51. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Вариант, 1990.

53. Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1990.

54. Фромм Э. Душа человека. – М., Республика, 1992.

55. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993.

56. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. – М., 1989.

57. Шарден П.Т. Феномен человека: Пер. с фр. – М.: Наука, 1987.

58. Шестов Л. Сочинения: В 2 т. – М., 1993.

59. Юнг К. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

60. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991.

 

После прочтения произведения необходимо составить краткий рассказ о прочитанной книге: основная идея, дискуссионные моменты, значимость и актуальность темы для современного человека. Во время индивидуальных консультаций рассказать преподавателю о прочитанной книге.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.