Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фарид Закария 7 страница




Это не праздные мысли. В ближайшие несколько десятилетий три из четырех крупнейших мировых экономик будут экономиками незападными (Япония, Китай и Индия). На четвертую же - Соеди­ненные Штаты - все большее влияние будет оказывать неевропей­ское население.

Некоторые современные ученые, и прежде всего знаменитый Сэмюэл П. Хантингтон, настаивают на том, что модернизация и вестернизация - совершенно разные явления. Запад, считает Хантинг­тон, был Западом и до того, как он стал современным. Он приобрел свои отличительные черты в VIII-IX веках, но стал «современным» только примерно в XVIII веке. Общество становится современным, когда оно индустриализируется, урбанизируется, когда увеличивает­ся уровень грамотности, образования и благосостояния. Характери­стики, согласно которым общество считается западным, для сравне­ния, особые: классическое наследие христианства, отделение церк­ви от государства, главенство закона, гражданское общество. «Запад­ная цивилизация, - пишет Хантингтон, - ценна не своей универсаль­ностью, а своей уникальностью»14.

А теперь добавьте к этому интеллектуальному каркасу внутрен­нее своеобразие незападных стран - тот факт, что они выглядят, чув­ствуют, звучат совершенно по-другому. Наиболее распространен­ный пример - японцы. В технологическом отношении - вспомним их скоростные поезда, сотовые телефоны, робототехнику - они бо­лее продвинутые, чем большинство западных стран. Но для приез­жих, в особенности для гостей с Запада, японцы остаются странны­ми и чужими. Напрашивается вывод: если материальные блага не ве-

стернизировали Японию, они не вестернизируют и всех остальных. Мир, в котором индийцы, бразильцы, китайцы и русские становят­ся все богаче и все увереннее в себе, будет миром огромного культур­ного разнообразия, миром, в котором будет царить экзотика.

И все-таки Запад доминировал так долго и распространился так да­леко, что, в общем-то, непонятно, в чем же будет заключаться разница между модернизацией и вестернизацией. Пока все, что мы считаем со­временным, было или по крайней мере выглядело западным. Сегод­няшние формы управления государством, ведения бизнеса, то, как лю­ди проводят свободное время, занимаются спортом, их традиции отпу­сков - все это берет начало в европейских обычаях и практиках. Сегод­ня Рождество отмечают гораздо шире, чем ранее - даже если это озна­чает всего лишь шампанское, гирлянды из электрических лампочек и подарки (шампанское само по себе это западное изобретение). Празд­нование Дня святого Валентина, названного в честь христианского свя­того и коммерциализированного западными компаниями, выпускаю­щими поздравительные открытки, в Индии становится настоящей тра­дицией. Голубые джинсы, созданные как рабочая одежда для калифор­нийских золотоискателей, столь же распространены сегодня в Гане и Индонезии, как и в Сан-Франциско. Невозможно представить, как вы­глядел бы современный мир, если бы не было этого влияния Запада.

Кишор Махбубани, вдумчивый сингапурский дипломат и интел­лектуал, недавно предсказал, что в складывающемся мировом поряд­ке незападные страны сохранят свои различия, даже если они станут значительно богаче. В речи, произнесенной в 2006 году, он говорил, что в Индии женщин, носящих сари (традиционное индийское одея­ние), станет больше. Однако сегодня, вопреки предсказаниям Махбу­бани, индийская пресса пишет о прямо противоположном феномене. В последние несколько десятилетий индианки отказываются от сари в пользу более практичной одежды. Предприятия, чьи искусные мас­тера выпускают всевозможные виды сари, находятся в упадке даже при том, что Индия переживает бурный подъем. (Почему? Спросите любую молодую индианку, у которой хорошая современная профес­сия, почему для нее хлопотно каждый день заматываться в длинную -от шести до девяти ярдов длиной - ткань, часто накрахмаленную, а за-

тем долго и тщательно укладывать на ней складки.) Поэтому индий­ские женщины одеваются в стиле, в котором смешались националь­ные мотивы и международные веяния. Индийская сшвар курта (кос­тюм, состоящий из брюк свободного покроя и туники), например, стала куда более популярной. Сари же надевают по особым случаям или по случаю проведения церемоний, совсем как кимоно в Японии.

Такой взгляд может показаться поверхностным, но это далеко не так. Женская одежда - мощный индикатор отношения общества к со­временности. Неудивительно, что у мусульманского мира столько проблем с женщинами, которые носят одежду в западном стиле. А в этом регионе мира живут женщины, более других отстающие по всем объективным показателям - грамотности, уровню образования, уча­стию в трудовой деятельности. Паранджа и чадра могут быть вполне приемлемыми как одежда, но выбор в их пользу соответствует взгля­дам, которые отрицают все другие стороны современного мира.

Мужчины же повсеместно одеваются в западном стиле. С тех са­мых пор, как в армиях ввели скроенную по западному образцу форму, все мужчины мира переняли западную рабочую одежду. Деловой кос­тюм, потомок мундира европейского офицера, стал стандартом от Японии до Южной Африки и Перу. Отстают (или бунтуют против этого стиля) только в арабском мире. Японцы, при всех их культур­ных отличиях, пошли еще на шаг дальше и по особым случаям (как, например, при принесении присяги правительством) надевают ви­зитки и полосатые брюки - совсем как эдвардианские дипломаты сто­летней давности в Англии. В Индии ношение национальной одежды долгое время считалось проявлением патриотизма: на этом, протес­туя против британских тарифов и британской текстильной промыш­ленности, настаивал Ганди. Теперь западный деловой костюм стал об­щепринятым для индийских бизнесменов и даже для многих молодых правительственных чиновников, что говорит о новой постколони­альной фазе развития страны*. А вот в Соединенных Штатах, напри-

* Однако сохраняются тендерные различия: хотя успешные индийские муж­чины в правительстве и бизнесе теперь привычно носят западную одежд}', не многие успешные индийские женщины поступают так же.

мер, бизнесмены, занятые в новых видах индустрии, вообще избавля­ются от официальной одежды, предпочитая джинсы и майки. Такая мода была подхвачена и в некоторых других странах, особенно моло­дыми людьми, работающими в технологичных областях производст­ва. Но принцип остается прежним: одежда в западном стиле, означа­ющая современность, остается общепринятым видом одежды.

ГИБЕЛЬ СТАРОГО ПОРЯДКА

Вестернизация - это не только внешний вид. Руководители во всем мире управляют своими компаниями при помощи методов, кото­рые мы могли бы назвать стандартными для бизнеса. Однако все эти стандарты, от двойной бухгалтерии до дивидендов, родились на Западе. И это справедливо не только для бизнеса. За последние двести лет, и в особенности за последние двадцать лет, правитель­ственные институты также стали очень похожими друг на друга, об­завелись парламентами, органами государственного регулирова­ния и центральными банками. Ученые, анализируя данные по не­скольким странам Европы и Латинской Америки, обнаружили, что число независимых контролирующих органов (организаций в аме­риканском стиле) выросло с 1986 по 2002 год в семь раз16. Даже по­литики во всем мире становятся все более похожими друг на друга. Политики в Азии и Латинской Америке платят солидные гонорары американским консультантам, дабы те научили их нравиться собст­венному народу.

Книги, кино и телевидение наглядно демонстрируют различия во вкусах, но сама структура этих индустрии (как и многие содержа тельные аспекты) становится все более стандартизированной. Болливуд, например, отказывается от традиционных малобюджетных но весьма длинных фильмов, в пользу более коротких и рассчитанных на коммерческий успех. В производстве таких фильмов участвуют голливудские инвесторы, и снимаются они с расчетом на зарубежного зрителя17. Пройдитесь по улицам в любом уголке индустрализованного мира, и вы увидите вариации на одну и ту же тему

банкоматы, кофейни, магазины одежды с сезонными распродажа­ми, сообщества иммигрантов, популярная культура и музыка.

Что исчезает в развивающихся странах, так это их прежняя бога­тая культура и традиционный порядок. Их разъедает рост массового вкуса, подпитываемого капитализмом и демократией. Этот процесс часто ассоциируется с вестернизацией, потому что старая культура заменяется новой доминирующей культурой, а она выглядит запад­ной, точнее американской. «Макдоналдс», синие джинсы, рок-музы­ка стали универсальными, вытесняя старые, более строгие формы потребления пищи, ношения одежды и исполнения песен. Теперь речь идет об обслуживании широких масс, а не элиты, которая преж­де определяла традиции каждой страны. И все это выглядит по-аме­рикански, потому что Америка, страна, которая изобрела массовый капитализм и массовое потребление, была первой. Сегодня воздей­ствие массового капитализма универсально. Французы веками гово­рили об утрате своей культуры, когда на самом деле имел место лишь некоторый упадок устаревшего и иерархического порядка. Неужели же большинство французов XIX века - а его составляли бедные кре­стьяне - питались в настоящих бистро, да и вообще где-то за предела­ми собственного дома? Говорят, что китайская опера умирает. Но это происходит вследствие вестернизации или из-за подъема китайской массовой культуры? Сколько китайских крестьян слушали оперу в своих деревнях несколько десятилетий назад? Новая массовая куль­тура стала самой влиятельной из культур, потому что в эпоху демо­кратии количество превалирует над качеством. Число людей, слуша­ющих музыку, оказывается важнее вопроса о том, кто ее слушает.

Обратимся к переменам, которые произошли в одном из самых традиционалистских мест на нашей планете. В 2004 году Кристиан Кэрил, зарубежный корреспондент журнала Newsweek, перебрался в Токио после десяти лет, проведенных в Москве и Берлине. Он гото­вился к встрече с экзотической и замкнутой культурой, о которой перед этим так много читал. В своем эссе он потом писал: «Вместо этого я обнаружил еще одну процветающую и современную запад­ную страну с некоторыми интересными особенностями - страну ази­атскую, но которая отнюдь не почувствовала себя чужой, если б ее

каким-то чудом забросили в центр Европы»18. «Въехав в наш новый дом, - писал он далее, - мы сразу же принялись готовиться к нашему первому эксцентричному японскому празднику - хэллоуину». Он ци­тировал американского ученого Дональда Ричи, который на протя­жении пятидесяти лет жил и преподавал в Японии. Ричи пояснил ему, что сегодняшние японские студенты не в состоянии понять мир своих родителей с его формализмом, обычаями и этикетом. «Они ничего не знают о семейной системе, - говорит Ричи, - потому что семейной системы больше не существует. И я должен был объяснять им, что это такое». Старая, вежливая форма японского языка, на ко­тором говорят в кинофильмах, им чужда, им кажется, что она - при­знак отжившего мира.

По-современному и молодо звучит сегодня английский. Ни один язык не распространился столь широко и не проник так глубо­ко. Сравнить этот феномен можно только с латынью периода Сред­невековья, но такое сравнение хромает. Латынью пользовались представители элиты, в то время как основная масса людей была во­обще безграмотна, а большинство незападных стран просто не при­надлежало к христианскому миру. Сегодня почти четверть населе­ния планеты -1,5 миллиарда человек - хоть как-то, но говорят на ан­глийском. Уровень распространенности английского языка растет повсеместно, от Европы и Азии до Латинской Америки. Глобализа­ция, которая дарит все новые контакты и коммерческие связи, соз­дает стимул для нахождения простых средств общения, и чем боль­ше игроков, тем выше потребность в общем стандарте. Почти 80 процентов информации, хранящейся сегодня на электронных носителях, - на английском языке. Когда дипломаты из двадцати пя­ти стран Европейского союза собираются в Брюсселе вести свои дискуссии, с ними работают сотни переводчиков, но большинство из этих дипломатов говорят по-английски.

А не заставляет ли общий язык и думать одинаково? Мы никогда не узнаем этого наверняка. И все же за последние сто лет английский стал языком современности. По-русски танк - это tank. Если индийцы, говорящие на хинди, хотят сказать «нуклеарный», они говорят пис1еаr. По-французски уикенд – le wekeend. По-испански Интернет – Internet

При этом английский, на котором говорит все большее число людей, -это американизированный английский со своими отличительными чертами. Он прост, непочтителен и непараден. Возможно, эта непоч­тительность распространится и на другие сферы.

Естественно, такая возможность беспокоит старших. Боль­шинство недавно модернизировавшихся обществ стремятся объе­динить новое благосостояние с элементами старого порядка. «Мы оставили прошлое позади, - говорил мне о своей родине, Сингапу­ре, Ли Куан Ю. - И, естественно, существует беспокойство, что ни­чего от прошлого в нас не осталось». Но даже эта обеспокоенность хорошо известна по западному опыту. Когда азиатские лидеры го­ворят сегодня о необходимости сохранения своих особых азиат­ских ценностей, это весьма напоминает разговоры западных кон­серваторов, которые так же мечтали о сохранении на века мораль­ных ценностей. «Блага растут, но люди гниют», - писал в 1770 году поэт Оливер Голдсмит, когда Англия переживала индустриализа­цию. Возможно, Китай и Индия должны пережить свою собствен­ную викторианскую эпоху, время, когда энергичный капитализм сосуществовал с общественным консерватизмом. И, возможно, та­кая комбинация выдержит испытание временем. В конце концов, ведь в некоторых весьма современных странах - Соединенных Штатах, Японии, Южной Корее - по-прежнему сохраняется при­верженность традициям и семейным ценностям. И все же, как пра­вило, со временем рост благосостояния и индивидуальных возмож­ностей трансформируют общество. Модернизация становится причиной борьбы за равноправие женщин. Она разрушает иерар­хию возраста, религии, традиции и феодального порядка. И все это делает общества все более и более похожими на общества в Ев­ропе и Северной Америке.

ПЕРЕМЕШАННОЕ БУДУЩЕЕ

Когда я думаю о том, как будет выглядеть мир, когда поднимутся ос­тальные, а Запад придет в упадок, я всегда вспоминаю великолеп-

ный индийский фильм «Господин Шекспир», вышедший в 1965 году. В нем рассказывается о труппе странствующих актеров шекспиров­ской драмы в постколониальной Индии, которым приходится при­выкать к странной и печальной для них действительности. Школы, клубы, театры, которые совсем недавно наперегонки пытались их заполучить, быстро теряют к ним интерес. Английские господа уб­рались восвояси, и Бард больше никого не интересует. Любовь к Шекспиру, как выясняется, была непосредственно связана с британ­ским правлением. Культура следует за властью.

Что пришло на смену этим веселым странствующим менестре­лям? Кино. Другими словами, «Господин Шекспир» рассказывает о подъеме массовой культуры. Болливуд - местный индийский масскульт - это культурная полукровка. Он является частью массовой культуры, и поэтому активно заимствует эту культуру у мирового ли­дера в этой сфере (а возможно, и ее творца) - Соединенных Штатов. Многие болливудские фильмы - это слегка замаскированные ремейки голливудской классики, в которые вставлены шесть-десять песен­ных номеров. Но кроме этого они сохраняют и сугубо индийские элементы. Сюжеты под завязку наполнены жертвующими собой ма­терями, семейными склоками, роковыми разлуками и предрассудка­ми - здесь перемешаны Запад и Восток.

И мир, в который мы вступаем, тоже будет выглядеть как Болли­вуд. Он будет весьма современным - то есть в значительной степени сформированным Западом, - но в нем сохранятся также и важные элементы местных культур. Китайская рок-музыка в какой-то степе­ни напоминает западную - у нее тот же инструментарий, тот же ритм, однако музыкальные темы, тексты и манера исполнения сугу­бо китайские. В бразильских танцах сочетаются африканские, ла­тинские и современные (то есть западные) движения.

Сегодня люди по всему миру уже не стесняются наносить наци­ональный узор на общую картину современности. Когда я рос в Индии, современность была на Западе. Каждый знал, что именно там находятся все передовые рубежи - от науки до дизайна. Но теперь это не так. Один известный японский архитектор говорил мне, что когда он рос и взрослел, он знал, что самые продвинутые, самые со-

временные здания строятся в Европе и Америке. Сегодня молодые архитекторы из его мастерской наблюдают за тем, как каждый ме­сяц вырастают новые великолепные здания в Китае, Японии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Сегодняшнее молодое по­коление может оставаться дома и создавать свои подходы, свою вер­сию современности - столь же продвинутую, как на Западе, но более близкую и знакомую.

Местное и современное развиваются бок о бок с глобальным и западным. В Китае диски китайских рок-музыкантов раскупаются ку­да охотнее, чем новинки рок-музыкантов западных. Вся Латинская Америка танцует самбу. Повсюду - от Латинской Америки до Восточ­ной Азии и Ближнего Востока - местная киноиндустрия не только переживает период расцвета, но даже вытесняет с собственных рынков голливудский импорт. На японском телевидении, которое прежде в огромных количествах закупало американские шоу, амери­канские программы сегодня составляют лишь 5 процентов19. Если в кинотеатрах Франции и Южной Кореи раньше шли в основном аме­риканские фильмы, то теперь в этих странах имеется собственная крупная киноиндустрия. Местное современное искусство, часто представляющее собой странную смесь абстрактных западных сти­лей и традиционных народных мотивов, процветает почти во всем мире. И вы легко можете быть сбиты с толку, обнаруживая здесь значки «Старбакса» и «Кока-колы». Реальным эффектом глобализа­ции стало образование соцветий местного и современного.

Взгляните пристальнее на гегемонию английского языка. В то время как все больше людей в мире начинают говорить по-англий­ски, быстрее всего развивается телевидение, радиовещание и Ин­тернет на местных языках. В Индии полагали, что увеличение числа радио- и телеканалов приведет к буму частных новостных англо­язычных каналов - поскольку большинство экспертов говорят по-ан­глийски. Но на самом деле куда больше - в три-четыре раза - стало программ на местных языках. Хинди, тамильский, телугу, гуджарати и малатхи - все эти языки прекрасно себя чувствуют в глобализиро­ванном мире. Во Всемирной сети быстро распространяются север­ные диалекты китайского языка. В разных странах, включая и Сое-

диненные Штаты, растет число людей, владеющих испанским. На первой стадии глобализации все смотрели СNN. На второй стадии всемирная аудитория стала также смотреть ВВС и Sky News. Сейчас каждая страна производит свою версию СММ - от Al Jazeera и Al Arabia до делийских МNDTV и Aaj Tak..

Эти новостные каналы являются частью мощной тенденции -развития новых нарративов. Когда я мальчишкой жил в Индии, те­кущие события, в особенности мировые текущие события, подава­лись с западной точки зрения. Вы смотрели на мир через призму ВВС или «Голоса Америки». Вы познавали его через Time, Newsweek и International Herald Tribune, а в более давние времена - через лондон­скую Times. Сегодня мы имеем множество новостных каналов, кото­рые - и это куда более важно - представляют множество различных взглядов на мир. Если вы смотрите «Аль-Джазиру», у вас, естествен­но, будет иной взгляд на арабо-израильский конфликт, чем тот, кото­рый принят на Западе. Но так обстоит не только с «Аль-Джазирой». Если вы смотрите индийские новостные каналы, у вас будет совсем иное представление об иранской ядерной проблеме. Ваш взгляд на мир зависит от того, какой канал вы смотрите.

Смогут ли эти различия заставить «остальных» вести себя ина­че в бизнесе, государственных делах и международной политике? Это сложный вопрос. В мире бизнеса прибыль есть прибыль. Но ва­риантов ее получения великое множество, даже на Западе. Структу­ра экономической деятельности в Италии абсолютно отличается от британской. Американская экономика выглядит совершенно иначе, чем экономика французская. Деловые практики в Японии совсем не такие, как те, что приняты в Китае и Индии. И эти различия будут только множиться.

В определенной степени то же верно и в отношении зарубеж­ной политики. Здесь существует несколько основополагающих реа­лий. Так, базовые вопросы безопасности и влияния на ближайших соседей - это основные компоненты политики национальной безо­пасности. Но вне этих вопросов могут существовать реальные раз­личия, далеко не всегда диктуемые культурой. Возьмите права чело­века - вопрос, на который незападные страны в целом, и Китай и

Индия в частности, имеют взгляды, весьма отличные от тех, что приняты в Соединенных Штатах. И тому есть несколько основных причин. Во-первых, они видят себя развивающимися странами и, следовательно, слишком бедными, чтобы заниматься вопросами глобального порядка, особенно теми, которые являются признан­ными стандартами в зарубежных странах. Во-вторых, они не проте­станты, стремящиеся обратить всех в свою веру, и потому отнюдь не склонны распространять универсальные ценности по всему миру. Ни индуизм, ни конфуцианство не веруют в универсальные запове­ди или в необходимость распространения веры. И по этим сугубо практическим и культурным причинам обе страны не склонны счи­тать вопросы прав человека центральными для своей зарубежной политики.

Конечно же, ни одна цивилизация не развивается в вакууме. Да­же когда речь идет о религии и базовых ценностях, у каждой страны в багаже перемешаны местные элементы и внешние факторы. На­пример, Индия - индуистская страна, которой на протяжении четы­рехсот лет правили мусульманские династии, а затем - протестант­ские власти. Китаю не приходилось испытывать прямого чужезем­ного правления, но его конфуцианские корни были серьезно повре­ждены и сорок лет находились под гнетом коммунистической идео­логии. В течение XX века Япония предпочла перенять многое от американского стиля жизни и образа мышления. У Африки есть свои собственные давние традиции, но здесь в невиданных масшта­бах и быстрее, чем где-либо еще, растет число верующих христиан. В Латинской Америке церкви по-прежнему играют существенную роль в государственных делах, что для Европы совершенно невооб­разимо. Мы много слышим о протестантском евангелизме в США, но он также быстро распространяется в Бразилии и Южной Корее. Если христианские ценности лежат в основе западной традиции, то что можно сказать о странах вроде Южной Африки, в которой бо­лее семи тысяч христианских сект? Или о Нигерии, в которой боль­ше прихожан англиканской церкви, чем в самой Англии?

Запад и остальные страны взаимодействуют более тысячи лет. Легенда гласит, что христианство пришло в Африку вместе со свя-

тым Марком в 60 году нашей эры. Некоторые из самых ранних хри­стианских общин находились именно в Северной Африке. На Ближ­нем Востоке на протяжении веков сохранялась и двигалась вперед западная научная мысль; Россия по меньшей мере четыреста лет пы­тается примирить две свои идентичности - западную и незападную. На большей части планеты присутствие Запада было столь длитель­ным, что в определенном смысле он является тканью, из которой была сшита цивилизация. Вот почему нам кажется естественным, что крупнейшее в мире казино построено в китайском Макао - а оно, в свою очередь, имитирует архитектуру венецианской площади Святого Марка, на которую когда-то оказал огромное влияние мав­ританский (исламский) стиль. Так в каком стиле это казино - китай­ском, западном, мавританском или современном? Возможно, и в том, и в другом, и в третьем, и в четвертом.

Современность началась с подъемом Запада, и потому у нее за­падное лицо. Но поскольку современный мир расширяется и захва­тывает все новые территории, современность превращается в пла­вильный котел. Торговля, путешествия, империализм, иммиграция, миссионерство перемешали все и всех. Каждая культура имеет свои особые черты, и некоторые из них выдерживают испытание модер­низацией. Другие исчезают, и по мере того как капитализм движет­ся вперед, старые феодальные, формальные, родовые и иерархиче­ские обычаи отмирают - так это произошло с ними на Западе. Дви­жущая сила современности - западные ценности - сохраняют свое влияние. Китай и Индия могут быть в меньшей степени склонны бо­роться за права человека, но им приходится реагировать на тот факт, что этот вопрос занимает важное место в глобальной повестке Дня. В Индии, стране демократической, с либеральной интеллекту­альной элитой, имеется значительное число избирателей, чьи взгля­ды на этот вопрос сформировались в основном в соответствии с за­падными ценностями.

Вопрос, будет ли будущее современным или западным, более сложный, чем может показаться на первый взгляд. Единственный простой ответ: да. Единственный сложный ответ: посмотрите на конкретную страну, поймите ее прошлое и настоящее, ее культуру и

традиции, как она приспосабливается к западному миру и модерни­зации. Я постараюсь сделать это, рассматривая две важнейшие рас­тущие державы - Индию и Китай. Кроме того, это еще и наилучший способ понять новую геополитику. В конце концов, реальный вызов, с которым нам предстоит столкнуться в будущем, - это не абстракт­ный вызов взглядов, а действительный вызов различных географий, историй, интересов и возможностей. Говорить о «подъеме Азии» -значит упустить нечто важное. Такого понятия, как «Азия», не суще­ствует - это западная конструкция. А составляют эту конструкцию множество различных стран - Китай, Япония, Индия, Индонезия, и все они по-своему ревностно и с подозрением относятся к своим собственным различиям. Мир из Китая и из Индии выглядит по-раз­ному, не только потому, что они такие, какие они есть, а потому, что они именно там, где они есть. Великие перемены, происходящие сейчас в мире, в меньшей степени касаются культуры и в гораздо большей - власти.

106

ГЛАВА IV

СОПЕРНИК

Американцы могут восхищаться красотой, но на самом дележ их завораживают размеры. Большой каньон, калифорнийские секвойи, Центральный железнодорожный вокзал в Нью-Йорке, Диснейленд, внедорожники, американские вооружен­ные силы, компания Central Ekectric, Big Mac и Venri Latte. Европейцы выбирают сложность, японцы придерживаются минимализма. Но американцам подавай все большое, лучше - огромное.

Вот почему Китай так занимает американские умы. Его масшта­бы заставляют Соединенные Штаты чувствовать себя карликом. На­селение - 1,3 миллиарда, в четыре раза больше, чем в Америке. Бо­лее ста лет американские миссионеры и бизнесмены бредили та­мошними возможностями - 1 миллиард душ для спасения, 2 милли­арда подмышек для дезодорирования, однако все это оставалось не­сбыточной мечтой. Китай был очень большим, но очень бедным. Знаменитая книга Перл Бак «Земля» (а также пьеса и фильм) пред­ставляла Китай как аграрное общество с выбивающимися из сил крестьянами, жадными землевладельцами, царящим повсеместно голодом, наводнениями, эпидемиями и нищетой.

Считается, что Наполеону принадлежит знаменитая фраза: «Пусть Китай дремлет, ибо если Китай проснется, то содрогнется мир». И на протяжении почти двух столетий Китай следовал его ин-

струкции, он тихо спал и служил не более чем ареной для удовлетво­рения амбиций других великих держав. В XX столетии Япония, ко­торая когда-то умела только подражать Китаю, взяла над ним верх и в войне, и в мире. Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты заключили с Китаем союз и оказывали ему помощь, а в 1945 году помогли ему занять место в Совете Безопасности ООН. В 1949 году к власти там пришли коммунисты, Вашингтон и Пекин стали врагами, а Китай откатился назад еще больше. Мао Цзэдун до­вел страну до череды катастрофических потрясений, которые раз­рушили ее экономический, технологический и интеллектуальный капитал. А в 1979 году мир начало потряхивать.

Пробуждение Китая вызывает изменения в экономическом и политическом ландшафте, но и сам Китай начинает меняться под воздействием мира, в который входит. Пекину приходится считать­ся с двумя силами, которые определяют весь постамериканский мир, - с глобализацией и национализмом. С одной стороны, эконо­мическое и технологическое давление толкает Пекин к интеграции и кооперации с окружающим миром. Но те же силы ведут к разруше­нию и социальным потрясениям внутри страны, поэтому режим ищет новые способы унификации общества, которое становится все более разнородным. В то же время подъем означает, что Китай ста­новится более напористым, оказывает все большее влияние на реги­он и на весь мир. Стабильность и спокойствие в постамериканском мире в значительной мере будут зависеть от того, сможет ли Китай найти баланс между силами интеграции и дезинтеграции.

Когда историки оглядываются на последние десятилетия XX века, в качестве переломного момента они указывают 1979 год. В тот год Советский Союз вторгся в Афганистан, тем самым выко­пав могилу, в которую был положен статус супердержавы. В том же году Китай запустил процесс экономических реформ. Сигнал о том, что они предстоят, поступил в декабре 1978 года на вошедшем та­ким образом в историю III Пленуме ЦК КПК 11 созыва. Как прави­ло, на этих пленумах ничего не происходило - раз за разом одни и те же напыщенные речи, одна и та же пустая риторика. Перед офи­циальной встречей, на сессии рабочей группы, новоизбранный ли-

дер партии Дэн Сяопин произнес речь, которая стала самой важ­ной в современной истории Китая. Он заявил, что режим должен сосредоточиться на экономическом развитии, и пусть дело - а не идеология - ведут страну по этому пути. «Не важно, какого цвета кошка - черная или белая, - сказал Дэн. - Пока она ловит мышей, это хорошая кошка». И с тех пор Китай идет по пути безжалостно прагматичной модернизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.