КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индекс энтропии
Индекс энтропии показывает среднее значение логарифма величины обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм: Е=SYiln 1/Yi
Коэффициент энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.
Разброс логарифмов рыночных долей Для измерения степени неравенства размеров фирм, действующих на рынке, используется показатель разброса логарифмов рыночных долей фирм, показатель дисперсии: S2=1/ п S(lnYi- lnY)2 где Yi — доля фирмы на рынке; Y — средняя доля фирмы на рынке, равная 1/ п; п — число фирм на рынке. Чем больше разброс, тем выше концентрация продавцов на рынке. Однако разброс логарифмов не дает характеристику относительного размера фирм; для рынка с двумя фирмами одинакового размера и для рынка с 100 фирмами одинакового размера разброс логарифмов в обоих случаях будет одинаков и равен нулю, но уровень концентрации будет, очевидно, различным. Поэтому разброс логарифмов можно применять только в качестве вспомогательного средства, скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем для оценки уровня концентрации. Индекс Джини
Индекс Джини представляет собой статистический показатель вида где Yi, — объем производства i-той фирмы; Y j — объем производства j-той фирмы; п — общее число фирм. Индекс Джини удобно проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца (см. «ЭШ», вып. 2, лекция 20, раздел 2). Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, Для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.
0 14.2 28.4 42.8 57.1 71.4 85.7 Процент фирм (нарастающим итогом) Рис. 1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини для рынка А. 1 — кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей; 2 — фактическая кривая Лоренца.
В использованном выше примере рынка А (табл. 2) кривая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис. 1. Индекс Джини можно выразить следующим образом:
Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае он составляет приблизительно 0.18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше показатель концентрации. При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов на рынке следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель разброса логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
Оценка показателей концентрации
В экономической теории и практике не существует единственного показателя уровня концентрации в отрасли. В разных иссле-н0 яниях и для разных целей могут использоваться различные Показатели концентрации продавцов на рынке. Для оценки достоинств показателя концентрации применяются правила, предложенные Ханна и Кейем.[4] Идеальный показатель концентрации продавцов должен удовлетворять следующим требованиям. Пусть показатель концентрации рассчитывается не для п фирм на рынке, а для k фирм при k < п, причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке А выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k. — Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы, то показатель концентрации возрастает. — Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня). — Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации. Индексы Херфиндаля—Хиршмана и энтропии отвечают всем перечисленным условиям. Другие индексы отчасти согласуются с этими условиями.
Два подхода к определению рынка («рынок-продукт» и «рынок-регион/совокупность заменителей») Для иллюстрации результатов расчета некоторых из названных нами показателей приведем пример определения концентрации продавцов на российском рынке синтетического каучука и на рынке молочной продукции Белгородской области. Расчет показателей концентрации продавцов на этих двух рынках иллюстрирует два способа выделения рынка: определение рынка как совокупности продаж продукта в России (рынок синтетического каучука) и определение рынка как совокупности продаж товаров-заменителей в определенном регионе (региональный рынок молока). Использование разных принципов выделения рынка очевидно. Синтетический каучук может продаваться (и продается) покупателям, удаленным от места его производства, причем транспортные издержки незначительно влияют на цену его приобретения. Кроме того, синтетический каучук не имеет достаточно близких заменителей, и предприятия, реализующие этот товар, в большинстве своем специализированы на его производстве. Молочная продукция представляет собой совокупность товаров-заменителей. Замещение различных типов молочной продукции осуществляется не только в потреблении, но и в производстве — анализ показал, что предприятия молочной промышленности легко изменяют ассортимент и доли различных наименований продукции в общем объёме реализации. Следовательно, конкуренция одних и тех же производителей осуществляется на рынках различных типов молочной продукции. В производстве синтетического каучука в России доли предприятий распределены следующим образом (табл. 4). Таблица 4 Рыночные доли предприятий-производителей синтетического каучука по объему продаж (1993-1995 гг.)
Рассчитанные на базе долей предприятий на рынке показатели концентрации представлены в табл. 5. Таблица 5
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 3002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |