Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэффициент Тобина




Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (из­меряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановитель­ной стоимостью ее активов:

где Р — рыночная стоимость активов фирмы; С — восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам. Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели состав­ляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если Р>С (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фак­тический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки рентабельности и пре­дельных затрат для отрасли. Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях. Исследования коэффициента Тобина для различных отраслей американской промышленности привели к следующим результатам.

Отрасль Коэффициент q

Химическая промышленность..... 2.4

Пищевая»...... 1.7

Табачная»...... 1.39

Производство одежды............. 1.13

Металлургия....................... 0.85

В среднем........................... 1.35

Индекс Папандреу

 

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концеп­ции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности оста­точного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих про­тивоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления диффе­ренциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к сниже­нию ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монопо­лии, продукт фирмы не должен иметь близких заменителей. Следо­вательно, если рыночная доля фирмы стремится к единице, т. е. структура рынка приближается к монопольной, то эластичность остаточного спроса (приближающегося к рыночному спросу) будет стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действи­тельности увеличить объем собственных продаж и тем самым сни­зить долю рынка данной фирмы.

Для преодоления этой проблемы А. Папандреу в 1949 г. предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при измене­нии цены конкурента на один процент:

где Q di -объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj цена конкурента (конкурентов); lj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Таким образом, мы видим, что структура рынка — это более сложное понятие, чем казалось бы на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в ее различных показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не опреде­ляет уровень монопольной власти — способности влиять на цену.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль кон­центрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти — способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высо­кую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.

Наконец, мы рассмотрели основные показатели, позволяющие характеризовать уровень монопольной власти на рынках, и пробле­мы, связанные с их измерением.

Структура рынка не является экзогенным фактором экономики и подвержена влиянию поведения фирм, действующих на рынке. В дальнейшем мы рассмотрим, как стратегическая ценовая и нецено­вая политика фирм влияет на характеристики рынка.

Литература

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. СПб.:

Экономическая школа, 1996.

BainJ. Industrial organization: Barriers to new competition. New York, 1959. Baumol W., Panzar J., Willig R. Contestable markets and the theory of industry struc­ture. New York, 1982.

Carlton D., PerloffJ. Modern industrial organization. New York, 1994. Clarkson K. W„ Miller R. L. Industrial organization: Theory, evidence and public policy.

1982.

FriedmanJ. Oligopoly theory. Englewood Cliffs (N. J.), 1973.

George K. D., Joll C; Lynk E. L. Industrial organization: competition, growth and struc­tural changes. London, 1992.

HayD.A., Morris D.J. Industrial economics and organization. Oxford, 1991. Jacobson D., Andreosso-O'Callaghan B. Industrial economics and organization: A Euro­pean perspective. 1996.

Shy Oz. Industrial organization: Theory and applications. Cambridge (Mass.), 1995. SttglerG. The organization of industry. Homewood (111.), 1968.

Williamson О. Markets and hierarchies: Analysis and antitrust implications. New York, 1975.

 


1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С.53-57.

 

[2] Подробнее о пороговых значениях доли рынка см.: Экономическая школа. 1993. Вып. 3.

 

3 Подробнее об индексе Линда см.: Экономическая школа. 1993. Вып. 3. С. 212-213.

 

4 Hannah L„ Kay J. A. Concentration in modern industry: Theory, measurement and UK experience. London, 1977.

 

[5] Fraumenti В. М., Jorgenson D. W. Rate of return by industrial sector in the United States, 1948-1976//Amer. Econ. Rev. 1980. Vol.70. P. 326-330.

 

[6] Clarke R., Dauies S., Waterson М. The profitability-concentration relation: Market power or efficiency? // J. Industr. Econ. 1984. Vol. 32. P. 435-450.

 

[7] Огарев О. А., Селиханович А. В. Эластичность спроса на отечественные авто­мобили: проблемы измерения и использования показателя // Материалы студ. конф. ВШЭ. М„ 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.