Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и уровни интереса




Формирования интереса к своему сообщению

Отсутствие у партнера интереса к сообщению является серьезным

коммуникативным барьером в управленческом общении. Человек может только

делать вид, что слушает, но его мысли будут заняты своими проблемами, если

его не интересует то, что говорит партнер. Особенно это актуально для

массовых форм управленческого общения, например, совещания, в ходе

которого участники могут заниматься решением кроссвордов, ознакомлением с

новинками художественной литературы, обсуждением последних местных

новостей и т.д. и т.п. Интерес является ведущим среди психологических

факторов, влияющих па отношение аудитории к устному выступлению.

Заинтересовать учащегося или слушателя - одна из основных задач

педагогического общения. Ни одна творческая работа не возможна без

интереса. От умения привлечь внимание покупателя к реализуемому товару

зависит успех рекламной кампании и предпринимательской деятельности в

целом. Не заинтересовав партнера, невозможно добиться успехов в деловых

переговорах.

Интерес является своеобразным катализатором общения в любой области

деятельности человека. Поэтому знание механизмов формирования интереса

может не только повысить эффективность управленческого общения, но и

указать пути решения стоящих проблем. Более того, можно говорить о

существовании закона, в соответствии с которым эффективность и характер

человеческого общения определяются наличием и особенностями интереса у

партнеров к одному и тому же предмету общения. Сколько шишек мы себе

набиваем в бесплодных попытках обойти, проигнорировать этот

фундаментальный закон человеческого общения, закон приоритета

человеческого интереса в любом поведении. Кому, к примеру, не знакомы

долгие бесплодные споры, приводящие лишь к усталости и ожесточению?

Интерес является той основой, которая объединяет или разъединяет

людей. Важно помнить также, что один и тот же объект может привлекать

абсолютно различные интересы людей. Например, картина, как художественное

произведение, для одних будет предметом эстетического наслаждения, а для

других - предметом коммерции. Этот фактор может серьезно препятствовать

взаимопониманию между людьми.

 

Само понятие “интерес”, как психологическое явление, имеет, как

минимум, два смысла. Во-первых, под интересом понимается осознанное

избирательное отношение личности к объектам природной и социальной среды,

обусловленное их жизненной значимостью и эмоциональной привлекательностью.

Интерес проявляется во внимании человека к соответствующим объектам. По

различным критериям обычно выделяют следующие виды интересов:

а) по содержанию - материальные, профессиональные, познавательные,

эстетические и т.п.;

б) по социальной значимости - положительные (прогрессивные) и

отрицательные (реакционные);

в) по объему - широкие (разносторонние) и узкие (ограниченные);

г) по степени действенности - активные и пассивные;

д) по глубине - глубокие и поверхностные;

е) по степени устойчивости - кратковременные и постоянные.

В зависимости от субъекта интереса, можно говорить о национальных,

групповых, сословных и других интересах, которые также нужно учитывать в

массовых формах делового общения. Различают непосредственный интерес, т.е.

вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту,

как к средству достижения целей деятельности.

В этом плане интерес можно рассматривать как свойство личности],

которое проявляется в страстном и непреходящем увлечении определенной

деятельностью.

В таком понимании интересы являются относительно стабильной

характеристикой их субъекта. При подготовке различных форм управленческого

общения необходимо довольно тщательно изучать такие интересы и учитывать

их в планировании конкретных мероприятий, связанных с общением. Особенно

это важно в различных видах управленческой коммуникации. Указанные виды

интересов могут по-разному сочетаться у различных людей. У одних интересы

могут быть активными, глубокими, но узкими и сугубо личными, у других -

разносторонними, общественными, но пассивными и поверхностными. Такие

сочетания не нужно оценивать как плохие или хорошие. Наша задача -

построить стратегию общения таким образом, чтобы учесть реальную картину

интересов партнера.

Во-вторых, интерес нужно рассматривать как форму проявления

познавательной и других потребностей партнера, обеспечивающих его

направленность на осознание целей общения и, тем самым, способствующих

усвоению предлагаемой информации, более полному и глубокому отражению

образа источника этой информации и ситуации, в условиях которой происходит

общение. В данном случае интерес проявляется в усилении внимания к

собеседнику.

С физиологической точки зрения, как подчеркивает известный

врач-невропатолог А. Н. Лук, “интересное” вызывает возбуждение корковых и

подкорковых образований головного мозга. “Поэтому чувство интереса и

глубинные интересы личности - не одно и то же. Глубинные личностные

интересы человека могут лежать в области техники, математики, спорта.

музыки Вместе с тем, он может быть захвачен рассказом о расшифровке,

скажем, тунгутской письменности, если этот рассказ построен увлекательно”.

В своем развитии интерес может превращаться в склонность к

осуществлению какой-либо деятельности. Целью управленческого общения, как

правило, и является достижение такого результата, т.е. склонение,

убеждение партнера в необходимости совершения нужных нам действий.

Существуют различные уровни интереса, которые отличаются по отношению

человека к воспринимаемой информации, к содержанию решаемой задачи. В

одном случае человека может интересовать результат. В другой ситуации

проявляется интерес не просто к результату, но и к способу его получения

при решении всех задач данного типа. Поэтому первым уровнем интереса можно

считать любопытство. Любопытство может пробудить любое событие или

какой-либо объект внешнего мира.

Существует даже особая категория людей, основным источником активности

которых является любопытство. В этом случае любопытство является чертой их

характера Им нужно лично видеть и слышать все, что происходит в их

окружении. Иногда такие люди становятся собирателями сплетен, при этом они

смакуют каждую подробность события. Но их не интересуют причины

происшедшего, они, как правило, не делают каких-либо серьезных выводов из

воспринятого ими явления.

Вторым уровнем интереса можно считать любознательность. Она

проявляется в более глубоком видении события, в анализе и поиске его

причин и последствий. Проявлять любознательность - значит проявлять

исследовательский интерес.

Часто такая мыслительная работа не связана с получением какого-либо

практического результата, а ограничивается выяснением причин, построением

логической модели происшедшего. Одной из важных характеристик этого уровня

интереса в деловом общении является его устойчивость, которая проявляется

в длительности и в интенсивности.

Любознательность также может рассматриваться как личностная черта

субъекта.. Любознательный человек - это всегда исследователь.

Любознательные люди всегда в работе, они мыслят даже во сне. Решения к ним

приходят, казалось бы, в самых неподходящих ситуациях: во время утренней

пробежки, за обедом и т.п.

Следующим уровнем является интерес, который можно назвать деловым. Под

его воздействием человек предпринимает практические действия, он

погружается в само дело. Таким делом может быть экспериментальная проверка

выдвинутой гипотезы, проведение более глубокого научного исследования в

данной области, изготовление какого-либо изделия и т.п. Такой интерес

требует сосредоточения на одной идее. Решение настоящей задачи требует

всей личности, всех ее душевных и физических сил.

Очевидно, эти уровни интереса (любопытство - любознательность -

деловой интерес) можно рассматривать как своеобразный алгоритм его

формирования у подчиненного.

.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.