Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возбуждение любознательного отношения




Следующим этапом формирования интереса является стимулирование

любознательного отношения партнера к предмету общения Искусство общения,

по сути, и является искусством будить в собеседнике любознательность

Сохранить интерес, сделать его устойчивым, те. перевести его на уровень

любознательности, очень трудно, потому что, с одной стороны, его

привлекает новизна, необычность предмета общения С другой стороны, человек

чувствует себя комфортно только в условиях относительной стабильности, где

ситуации повторяются и потому можно выявить закономерности. А всякая новая

информация при повторении теряет новизну Выход здесь, по мнению психолога

А. Н. Лука, в оптимальном сочетании нового и старого в предлагаемой нами

информации

Недостаток или избыток нового сделает сообщение скучным. Детективный

жанр в литературе является примером наилучшего сочетания старого и нового

в информации

Как объем информации, так и сочетание в ней старого и нового зависит

от умственных способностей и объема знаний партнера по общению. То, что

обеспечивает оптимальное соотношение для одного, неприятно для другого.

Ученому скучно читать научно-популярную книжку по своей специальности: все

уже известно. Научные же монографии из далекой области не интересны ему по

другой причине - ничего не известно.

“Искусство быть скучным - это сказать все” - в этом афоризме Вольтера

сформулирован еще один механизм стимулирования интереса. Он заключается в

искусственном создании дефицита информации. Определенная нехватка сведений

стимулирует работу воображения, что, в свою очередь, вызывает интерес. По

мнению А.Н Лука, активная мыслительная работа при этом должна быть в

некоторой пропорции с “пассивно” воспринимаемыми сведениями “Если этой

работы вовсе не требуется - плохо Если требуется слишком много - тоже

плохо”. Партнер по общению должен активно мыслить - это и средство

формирования интереса, и его результат.

Однако не только определенное сочетание старого и нового, а также

дефицит информации возбуждают у нас любознательное отношение, и даже не

столько сами эти факторы, сколько переживание различных эмоций в этих

ситуациях Здесь интерес удовлетворяет специфическую потребность человека в

переживании эмоций. Ярким примером длительной эксплуатации такой

потребности являются телесериалы. В них, с целью возбуждения интереса

используются потребность человека в справедливости, способность

сопереживать героям фильма, в котором угроза опасности и гнет

несправедливости динамично сменяются триумфом победы и восстановлением

справедливости, счастья, эйфории.

Затем снова идут козни и интриги, и так можно бесконечно долго

удерживать внимание зрителей Особенно эффективно в этом плане

использование чувств, связанных с любовными отношениями, как

положительных, так и отрицательных Таким образом, наши соотечественники,

обремененные однообразием и монотонностью жизни, не умеющие, а часто и не

имеющие возможности, удовлетворить потребность в эмоциях, решают эту

проблему, сидя у экранов телевизоров В данной работе не преследуется цель

анализа положительных и отрицательных сторон такого явления - это может

быть предметом отдельного исследования нас интересует только механизм

формирования интереса и его эффективность.

Использовать потребность человека в эмоциях необходимо и в деловом

общении С этой целью предлагаемая партнеру деловая информация должна быть,

по возможности, эмоционально окрашена Беседу или какой либо другой вид

общения нужно строить таким образом, чтобы партнер был в позиции не

наблюдателя, а участника событий о которых идет речь.

Одним из приемов возбуждения любознательности может быть также

создание проблемной ситуации, подача информации в виде парадокса,

противоречия Осознание противоречивости отдельных фактов или положений

обычно вызывает желание докопаться до истины Данный прием широко

используется в педагогическом и управленческом общении.

Таким образом, в качестве приемов формирования любознательного отношения

партнера к предмету беседы можно назвать следующие:

- оптимальное соотношение старого и нового в сообщении

- создание дефицита информации, эмоциональное окрашивание сведений,

- создание проблемной ситуации

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-28; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.