Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История журналистской профессии 1 страница. Предмет и задачи курса




ОГО I

Предмет и задачи курса

Свитич, Луиза Григорьевна

С 24 Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003.— 255 с.

ISBN 5-7567-0305-5

Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, лич-ностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Пособие знакомит с историей и системой журналист­ского образования, формами учебной работы, условиями и правилами ра­циональной организации умственной деятельности, методами самовоспи­тания и развития творческой личности.

Для студентов факультетов и отделений журналистики.

УДК 070(075.8) ББК 76.01я73


ВВЕДЕНИЕ

Курс «Введение в специальность (журналистика)» является раз­делом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести пер­вокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и слож­ностях журнализма*, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, индивидуально-пси­хологических, социально-демографических, нравственных и граж­данских качеств.

Познакомив студентов с профессией, моделью журналиста и специалиста в более узкой области (репортер, аналитик, публи­цист, ведущий телепередач и др.), курс предлагает освоить спосо­бы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы журналистского образования, формы учебной дея­тельности, культура умственного труда, способы саморазвития твор­ческой личности.

Лекции перемежаются семинарскими и лабораторно-практи-ческими, тренировочными и тестовыми занятиями, деловыми иг­рами (например, игрой «Требуется журналист»). Курс предполага­ет контрольную творческую работу «Портрет журналиста» (жела­тельно по избираемой студентом специализации) и реферат по культуре умственной деятельности и саморазвитию.

Студенты получают рекомендации по литературе, что предпо­лагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.


 


ISBN 5-7567-0305-5

ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2003

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

'""TiiKA

* г а j


* Термин «журнализм» вводится в пособии для обозначения журналистской профессии. Он позволяет вычленить профессию журналиста из очень широкого понятия «журналистика», которое включает и систему средств массовой инфор­мации, и журналистскую деятельность, и каналы передачи информации, и тек­сты СМИ, и даже науку о журналистике (подробнее см. с. 54).


Часть I СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ

Ориентация в профессии

Многие абитуриенты, пришедшие на факультеты журналисти­ки, довольно романтически и восторженно настроены. Они мечта­ют стать известными людьми, поехать собственными корреспон­дентами в зарубежные страны, побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты, как правило, приходят люди, чувству­ющие вкус к литературному творчеству, желающие быть в гуще событий, первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями, встретиться с люби­мыми актерами или певцами, побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы, судя по социологическим исследованиям, все чаще привлекает рискованность профессии, возможность участвовать в пересоздании социальной действитель­ности. Нередки и финансовые мотивы, хотя журналистская про­фессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии — творческая, свя­занная с интересным и многообразным трудом.

И в самом деле, профессия журналиста — одна из самых жи­вых, интересных и творческих. Но вчерашние школьники, подав­шие заявление на факультеты журналистики, редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна их будущая профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессиональ­ного долга. Думаю, для вас убедительными станут слова известно­го обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова, который сказал их специаль­но для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»: «Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям ки­нематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги


 


платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже — все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрос­лый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у лю­дей этой профессии короче века водолазов?»

Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями, о том, что он не имеет права на ошибку, отве­чает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал, каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ез­дить в командировки нередко по бездорожью, на перекладных до­бираться до глухих, почти не обитаемых мест, где нет ни гостини­цы, ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты, где идет война, случаются катастрофы или другие экст­ремальные события. Все помнят, как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом, освещая эти страшные события. А во время вой­ны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов.

Беззаботно и романтически настроенные относительно буду­щей профессии студенты, познакомившись с работой в редакции поближе, порой бывают удивлены тем, что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций, сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию, правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций, дежурство по номеру, подготовка к выступлению на летучке, участие в планировании работы отдела и редакции и мно­гое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу, что в журналистской профессии слиш­ком много «черновой» будничной работы.

А какие сложные проблемы, какие опасные расследования приходится проводить по заданию редакции либо по собственной инициативе. С каким трудом добывается информация, которую хотят по тем или иным причинам скрыть от глаз общественности! Жур­налистам угрожают, их пытаются подкупать и, если это не удает­ся, с ними могут расправиться физически, устроить провокацию, пригрозить семье.

Если такие трудности, а они — сегодняшняя реальность, пуга­ют, пока не поздно, нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона, вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу, инициативных, энергичных, выносливых, смелых, трудолюбивых и ответствен-


ных, творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь, вас можно с этим поздравить, потому что нет более инте­ресной и захватывающей, более многообразной и неповторимой профессии, чем журналистская! Журналистика — это оператив­ный информационный аналог своего времени. Она живет один день, она сиюминутна (вчерашняя газета или передача редко кого инте­ресует), хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский: «Профессия журналистов — быть машинистами около делающей миллион обо­ротов в секунду машины времени».

Журналист — это захватывающе интересно. Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий. Сейчас, когда страна переживает период тектонических перемен, к обычным романти­ческим и творческим мотивам профессии, ее новизне и необыч­ности прибавляется щекочущая нервы доля риска, игры, возмож­ности включиться в процесс переформирования жизни, ее пере­создания, азарт первопроходца.

Журналистская профессия настолько многолика, универсаль­на, разнолика, что даже профессионалы затрудняются определить ее специфику. Собрались как-то поговорить о профессии извест­ные журналисты. Егор Яковлев и Юрий Рост воспринимают ее как литературную работу, более молодое поколение — как фактогра­фическую информацию. Для Натальи Геворкян профессия — это игра. А обобщил мнения Леонид Шаров: «Это и служба, и творче­ство, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с глав­ным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает пони­мание особого смысла профессии»*.

Вот оно сказано: когда удается сделать добро, помочь человеку остаться или стать ЧЕЛОВЕКОМ. Обеспечить общество такой ин­формацией, которая позволит ему развиваться оптимально и ди­намично во благо своих граждан — это и есть цель и сверхзадача журналистики и журналистской профессии.

Давайте поразмышляем об этой сверхцели более глубоко. Если я вас спрошу, для чего существует журналистская профессия, вы мне скорее всего скажете: чтобы давать читателям, зрителям, слу­шателям оперативную, информацию. И будете правы. Но я опять задаю вопрос: а для чего давать эту информацию? Предвижу отве­ты: чтобы информировать о событиях, расширять кругозор, фор-

* Журналист. 1994. № 5. С. 3-4.


мировать мнение, воспитывать, объединять людей, помогать им ориентироваться в быстро изменяющемся мире.

Но снова вопрос: с каких позиций? Что есть общественный идеал? Одни на это ответят — «с позиций добра», другие ска­жут — «идеал — это категория историческая и неуловимая». Что есть добро и зло? Абсолютные это категории или относительные? Кто прав был в армяно-азербайджанском или грузино-абхазском, израильско-палестинском и т.п. конфликтах? Порой ответить очень трудно, потому что у каждой стороны своя правда, свой интерес. И как журналист должен освещать подобные конфликты? Есть ли вообще какая-то объективная истина в таких вопросах? Подсказка в самой жизни. Очевидно, что при всех вариантах нужно стремить­ся к миру, компромиссу и решать проблемы не на поле брани, не убивая друг друга, а путем переговоров. Юрий Рост очень точно сказал о роли СМИ в таких ситуациях: «Я думаю, задача журнали­стов заключается в том, чтобы попытаться как-то вывести обе сто­роны на позицию диалога».

И конечно, ожесточенность, с какой журналисты набрасыва­ются на инакомыслящих, даже коллег, придерживающихся иных позиций (напомню о яростной борьбе «Московского комсомоль­ца» и «Независимой газеты», информационные войны между раз­ными телеканалами и т.п.), не приводит к согласию в обществе. И журналисты, которые так неосторожны в описании межнацио­нальных, социальных, политических конфликтов, могут спрово­цировать трагические события. Вечные гуманитарные ценности — основа нормального общества: созидай, трудись, помоги ближне­му своему, не навреди, не убий, не укради.

Выявление в человеке человеческого, развитие светлых качеств его души, проповедь добра и справедливости, стремления отда­вать, а не только брать — такова сверхцель журналиста, о чем бы он ни писал. Зло вряд ли можно победить ответным злом и ожесто­ченностью. Зла будет меньше, если добро овладеет душами. Если следовать этому, если в вашей профессиональной судьбе возобла­дают высокие человеческие ценности и социально полезные мо­тивы, а не сомнительная коммерческая выгода, значит, вы истин­ный журналист. «Журналистика — это один из способов прожить жизнь интересно. И порядочно. Именно так — в сочетании. Без второго может ничего не получиться» — пусть западут вам в душу слова Егора Яковлева, редактора популярной в свое время «Об­щей газеты».

Очень мудрый совет начинающим журналистам дала извест­ный публицист Татьяна Тэсс. Очерками ее в «Известиях» зачиты-


валась вся страна: «Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие. Надо держать его в безупречной чистоте».

Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радио­приемник. Любимых журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ними по телевизору. С одними соглашаемся, с дру­гими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журна­листы в Чечне, Афганистане и Иране. Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы празд­новали в 2003 г.

А может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были други­ми? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информа­ции, считают ее неотъемлемым, существенным свойством (атри­бутом, отсюда и название) Вселенной и полагают, что она посто­янно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе.

Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, пер-восмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Пара­дигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современ­ные открытия естественных и гуманитарных наук во многом под­тверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и филосо­фии, который ученые называют научной революцией. Многие ис­следователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех про­цессах зарождения и функционирования человечества, о призна­нии информации мировой константой.

Если исходить из таких предпосылок, пока в некотором роде гипотетических, то следует признать, что профессия информа-


ционного посредника — медиатора действительно является древ­ней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифоло­гических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов.

Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преда­нию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гер­мес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Веле-са и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — арханге­лов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии.

Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гер­мес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с зо­лотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога. Короче, Гермес осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информа­цией, товарами, обмена земного существования на иноземное, выполнял функции посредника, главным образом информацион­ного. Его называли богом перепутий.

В «Диалогах» Лукиана Гермес жалуется своей матери Майе на множественность и непосильность дел, которые на него взвалил отец: «Едва успеваю привести в порядок места для возлежания и устроить все, как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно... И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводни­ком покойников и присутствовать на подземном суде. Но моих дневных забот еще мало; недостаточно, что я присутствую на па­лестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи. Устраивать дела мертвецов — это тоже моя обя­занность». Здесь к перечисленным обязанностям присоединяется роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информаци­онной деятельностью. Главный эпитет Гермеса — «словесный», или «рациональный». Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения.

Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была бо­гиня радуги Ирида — воплощение целостности мира (не потому ли


журнализм так многоцветен, всеохватывающ, вмещает в себя как бы все цвета спектра?).

В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, по­кровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводни­ком душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посред­ник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям по­слания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покрови­тель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в пере­даче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству. К нему обращались за тем, чтобы он одарил даром памяти и речи. В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях Меркурия и обращениях к нему: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, послан­ник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убий­ца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покрови­тель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу,- переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покрови­тель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои мо­литвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия».

В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестни­ки Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мне-ма — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллио­па — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — крас­норечия и гимнов.

В противоположность музам — покровительницам искусства и жизни, сирен в древности называли музами смерти. Когда сирены осмелились состязаться с музами, по преданию, они были ими побеждены и ощипаны. Поэтому музы часто изображаются с перь­ями на голове. Сирены, сладокоголосые полуженщины, полупти­цы, относятся к хтоническим (земным, природным в широком смысле слова) демоническим существам. Гомер в XII песне «Одис­сеи» описывает их как первых земных вестовщиц, которые расска­зывали путешественникам обо всем, что происходило на свете:


Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцем усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав. Знаем мы все, что случилось в Троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли многодарной творится.

Мифологического египетского Тота называли языком (Сло­вом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался бо­гом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Он записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, управлял всеми языками. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и ис­кусств, писал священные книги, был покровителем ученых и про­светителей, научил людей считать и писать. Кроме того, Тот счи­тался победителем стихий и злобных демонов

Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информато­ры — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортер­ства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что ви­дел (его можно уподобить аналитику, комментатору).

Вообще крылатые, в том числе и вороны, утки, лебеди, гуси, голуби, были в древности символами информации. Утка, напри­мер, несет золотое яйцо, из которого рождается вселенная. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница сла­вянских богов, их глашатай, предвещательница будущего. О ней очень выразительно написал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая» (так названа картина В. Васнецова):

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых. Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

Низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян — гении, у славян — ангелы. Они трактуются как личные информационные посредники человека.


Гений (лат. genius от gens — род, gigno — рождать, производить) — прародитель рода считался как бы личным информационным вест­ником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами.

Демон (греч. daimon — божество, дух) в греческой мифологии выполняет те же функции. В диалоге Платона «Пир» Сократ приво­дит слова Диотимы о роли демонов: «Быть истолкователями и по­средниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посередине, он заполняет промежуток между теми и другими, так что мир связан внутренней связью. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними посредством демо­нов и наяву, и во сне».

Первоначально гении и демоны могли быть и злыми, и добры­ми, только позднее за одним термином закрепилось положитель­ное значение, за другим — отрицательное. Демон стал считаться злым духом, хотя в поэзии, например у Лермонтова, он не одно­значен, двулик:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!

Сущность Демона поэт выражает лаконично: «Я цель познанья и свободы».

В христианской традиции вестниками, информаторами, про­светителями были ангелы (греч. — вестники), в частности арханге­лы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила.

Михаил («кто как бог») — архистратиг, предводитель небесно­го воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, за­носящего имена праведников в книгу, учителя людей.

Гавриил («сила Божья») — один из старших ангелов, вестник, назначение которого раскрывать смысл пророческих видений и ход событий. Он, по преданию, предсказал рождение Иоанна Кре­стителя и явился к деве Марии, чтобы сообщить о появлении Христа. В рыцарском эпосе «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны.

Рафаил («исцели, Боже») — по преданию, один из семи выс­ших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. 12


В «Потерянном рае» Дж. Мильтон называет его «небесным лето­писцем».

Именно с просветительством, передачей информации из выс­ших сфер низшим для познания, самопознания, осознания своего места в мироздании и своего поведения в соответствии с его зако­нами связаны фигуры мифологических информационных вестни­ков. Это краткое знакомство с мифологическими вестниками мо­жет помочь нам понять земное назначение журналистской про­фессии.

Но все, о чем мы говорили до сих пор, — это только подходы к истории информационной медиации, это как бы представление о ее генезисе, к тому же мифологическое. Пора познакомиться с действительными предшественниками информационных медиато­ров. Роль реальных земных вестников нередко в древности испол­няли пророки (восходит к слову речь, реку). К ним можно отнести греческих философов Пифагора, Сократа, Платона, а также осно­вателей философско-религиозных учений — Конфуция, Лао-Цзы и др. Информационно-коммуникативные функции как бы спусти­лись на землю, были переданы от богов и духов людям.

Особый слой посредников между богами и людьми в древнос­ти составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество, которое восходит к огаге — говорить) — жрецы, да­вавшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов. Одним из широко известных прорица­телей Греции, по преданию, был Трофоний, сын Аполлона, ко­торый давал предсказания в Лайбодейской пещере. Но, пожалуй, самой большой популярностью славился Дельфийский оракул Аполлона. Прорицательницы-пифии сидели над расселиной скалы (в которую, по преданию, брошен побежденный Аполлоном змей Пифон) и, входя в состояние транса, как считалось, принимали непосредственно от бога вести и передавали их людям.

Прямыми предшественниками информаторов были в древнем обществе ораторы (корень слова тот же, что и у оракулов).

Об ораторским искусстве как прообразе публицистической дея­тельности писала в своей книге «У истоков публицистики» В. В. Уче-нова. По ее мнению, именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Она считала, что великие ораторы Древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. «Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейши­ми политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколе-


ний. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катили-ны в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду рес­публики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э.»*. Публи­цистика как ветвь журналистики тесно связана с ораторским ис­кусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно бо­лее широкому кругу суть своей политики.

Правители, желающие донести до народа свои приказы и рас­поряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письмен­но обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное ин­формирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной дея­тельностью.

Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали ка­менные летописи в Вавилоне, Египте, писавшие берестяные гра­моты на Руси, тоже были предтечами журнализма, поскольку за­нимались сбором и передачей информации, фиксируя ее тем или иным путем.

В Древнем Риме богатые люди имели своих личных информа­торов. К. Бюхер, написавший исследование о происхождении газе­ты, приводит случай, когда Цицерон, уехавший на консульство в провинцию, нанял в Риме специального человека, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, бас­ни, слухи. Знатные римляне держали в качестве своеобразных кор­респондентов рабов или вольноотпущенников, которые по хода­тайству заказчиков имели доступ на заседания сената.

Но временем зарождения собственно информационной профес­сии, как специальной деятельности по периодическому публично­му распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» — вести с заседа­ний сената и «Acta diuma populi Romani» — последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на пло­щадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозре­ния и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Све-тония, был крупнейший римский писатель и публицист.


История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовы­ми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали пре­фекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что ма­териал для этих изданий собирал специальный чиновник (procurator ob actis) из сословия всадников (среднее сословие, способное со­держать коня). Всадник получал право надзора за изданиями тог­да, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.