КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История журналистской профессии 1 страница. Предмет и задачи курса
ОГО I Предмет и задачи курса Свитич, Луиза Григорьевна С 24 Профессия: журналист. Учебное пособие / Л. Г. Свитич. — М.: Аспект Пресс, 2003.— 255 с. ISBN 5-7567-0305-5 Пособие ставит целью познакомить первокурсников с журналистской профессией, рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, лич-ностно-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Пособие знакомит с историей и системой журналистского образования, формами учебной работы, условиями и правилами рациональной организации умственной деятельности, методами самовоспитания и развития творческой личности. Для студентов факультетов и отделений журналистики. УДК 070(075.8) ББК 76.01я73 ВВЕДЕНИЕ Курс «Введение в специальность (журналистика)» является разделом дисциплины «Основы журналистики». Цель курса ввести первокурсников в журналистскую профессию: рассказать о ее истории, специфике, роли в обществе, об условиях труда, парадоксах и сложностях журнализма*, представить модель личности журналиста как совокупность профессионально-творческих, индивидуально-психологических, социально-демографических, нравственных и гражданских качеств. Познакомив студентов с профессией, моделью журналиста и специалиста в более узкой области (репортер, аналитик, публицист, ведущий телепередач и др.), курс предлагает освоить способы овладения ею путем обучения, самопознания и саморазвития. В связи с этим рассматриваются такие темы, как история, система и проблемы журналистского образования, формы учебной деятельности, культура умственного труда, способы саморазвития творческой личности. Лекции перемежаются семинарскими и лабораторно-практи-ческими, тренировочными и тестовыми занятиями, деловыми играми (например, игрой «Требуется журналист»). Курс предполагает контрольную творческую работу «Портрет журналиста» (желательно по избираемой студентом специализации) и реферат по культуре умственной деятельности и саморазвитию. Студенты получают рекомендации по литературе, что предполагает большой выбор и достаточную степень самостоятельности в соответствии с их личными интересами и склонностями, а также потребностями в овладении профессией.
ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2003 Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru '""TiiKA * г а j * Термин «журнализм» вводится в пособии для обозначения журналистской профессии. Он позволяет вычленить профессию журналиста из очень широкого понятия «журналистика», которое включает и систему средств массовой информации, и журналистскую деятельность, и каналы передачи информации, и тексты СМИ, и даже науку о журналистике (подробнее см. с. 54). Часть I СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРОФЕССИИ Ориентация в профессии Многие абитуриенты, пришедшие на факультеты журналистики, довольно романтически и восторженно настроены. Они мечтают стать известными людьми, поехать собственными корреспондентами в зарубежные страны, побывать в разных уголках страны и планеты. На факультеты, как правило, приходят люди, чувствующие вкус к литературному творчеству, желающие быть в гуще событий, первыми узнавать самые сенсационные новости. Они мечтают познакомиться со знаменитостями, встретиться с любимыми актерами или певцами, побывать на официальных приемах или светских встречах. В последние годы, судя по социологическим исследованиям, все чаще привлекает рискованность профессии, возможность участвовать в пересоздании социальной действительности. Нередки и финансовые мотивы, хотя журналистская профессия никогда не была особенно щедро оплачиваемой. И все-таки основная мотивация выбора профессии — творческая, связанная с интересным и многообразным трудом. И в самом деле, профессия журналиста — одна из самых живых, интересных и творческих. Но вчерашние школьники, подавшие заявление на факультеты журналистики, редко задумываются о том, как сложна, ответственна и опасна их будущая профессия, сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессионального долга. Думаю, для вас убедительными станут слова известного обозревателя «Комсомольской правды», лауреата премии союза журналистов Ярослава Голованова, который сказал их специально для студентов в интервью учебной газете МГУ «Журналист»: «Встречаясь с читателями, я понял, что у людей, мало знакомых с журналистской кухней и излишне доверчивых к откровениям кинематографа, бытует представление о жизни журналиста как о некоем ненормированном празднике, за который тебе еще и деньги
платят. Да, космодром, выставка в Осаке, салон в Париже — все это было. Не хочу лукавить: я очень рад, что говорил с Норбертом Винером, обедал с Гагариным, купался с Ландау. Но неужели взрослый человек может серьезно подумать, что все эти беседы и обеды и есть потный труд журналиста? И отчего тогда срок жизни у людей этой профессии короче века водолазов?» Голованов говорит об огромной ответственности журналиста перед читателями, о том, что он не имеет права на ошибку, отвечает за каждую букву написанного им. Журналист обязан в срок сдать материал, каких бы сил это ему ни стоило. Приходится ездить в командировки нередко по бездорожью, на перекладных добираться до глухих, почти не обитаемых мест, где нет ни гостиницы, ни столовой. Очень часто журналисты едут в опасные точки планеты, где идет война, случаются катастрофы или другие экстремальные события. Все помнят, как во время захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост» чеченскими террористами в октябре 2002 г. журналисты четыре ночи подряд не смыкая глаз находились под дождем и снегом, освещая эти страшные события. А во время войны в Ираке весной 2003 г. погибли 13 журналистов. Беззаботно и романтически настроенные относительно будущей профессии студенты, познакомившись с работой в редакции поближе, порой бывают удивлены тем, что журналисты не только и даже не столько заняты созданием собственных публикаций, сколько большую часть рабочего времени работают с авторами и письмами в редакцию, правят рукописи сотрудников. Вычитка публикаций, дежурство по номеру, подготовка к выступлению на летучке, участие в планировании работы отдела и редакции и многое другое тоже входит в работу журналиста. Часто после этого студенты приходят к выводу, что в журналистской профессии слишком много «черновой» будничной работы. А какие сложные проблемы, какие опасные расследования приходится проводить по заданию редакции либо по собственной инициативе. С каким трудом добывается информация, которую хотят по тем или иным причинам скрыть от глаз общественности! Журналистам угрожают, их пытаются подкупать и, если это не удается, с ними могут расправиться физически, устроить провокацию, пригрозить семье. Если такие трудности, а они — сегодняшняя реальность, пугают, пока не поздно, нужно подумать о другой профессии. Если вас интересует в нашей профессии только ее парадная сторона, вы ошиблись дверью вуза. Только преданных делу, инициативных, энергичных, выносливых, смелых, трудолюбивых и ответствен- ных, творческих людей примет журналистская профессия в свои ряды. Но если вы несмотря ни на что решили посвятить ей свою жизнь, вас можно с этим поздравить, потому что нет более интересной и захватывающей, более многообразной и неповторимой профессии, чем журналистская! Журналистика — это оперативный информационный аналог своего времени. Она живет один день, она сиюминутна (вчерашняя газета или передача редко кого интересует), хотя из этих сиюминутностей складывается вечность. Очень образно говорил об этом Константин Паустовский: «Профессия журналистов — быть машинистами около делающей миллион оборотов в секунду машины времени». Журналист — это захватывающе интересно. Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий. Сейчас, когда страна переживает период тектонических перемен, к обычным романтическим и творческим мотивам профессии, ее новизне и необычности прибавляется щекочущая нервы доля риска, игры, возможности включиться в процесс переформирования жизни, ее пересоздания, азарт первопроходца. Журналистская профессия настолько многолика, универсальна, разнолика, что даже профессионалы затрудняются определить ее специфику. Собрались как-то поговорить о профессии известные журналисты. Егор Яковлев и Юрий Рост воспринимают ее как литературную работу, более молодое поколение — как фактографическую информацию. Для Натальи Геворкян профессия — это игра. А обобщил мнения Леонид Шаров: «Это и служба, и творчество, и спектакль, и игра: с самим собой, с читателями, с главным редактором, с подчиненными, если они у тебя есть. Но вот когда тебе удается кому-то реально помочь, тогда возникает понимание особого смысла профессии»*. Вот оно сказано: когда удается сделать добро, помочь человеку остаться или стать ЧЕЛОВЕКОМ. Обеспечить общество такой информацией, которая позволит ему развиваться оптимально и динамично во благо своих граждан — это и есть цель и сверхзадача журналистики и журналистской профессии. Давайте поразмышляем об этой сверхцели более глубоко. Если я вас спрошу, для чего существует журналистская профессия, вы мне скорее всего скажете: чтобы давать читателям, зрителям, слушателям оперативную, информацию. И будете правы. Но я опять задаю вопрос: а для чего давать эту информацию? Предвижу ответы: чтобы информировать о событиях, расширять кругозор, фор- * Журналист. 1994. № 5. С. 3-4. мировать мнение, воспитывать, объединять людей, помогать им ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Но снова вопрос: с каких позиций? Что есть общественный идеал? Одни на это ответят — «с позиций добра», другие скажут — «идеал — это категория историческая и неуловимая». Что есть добро и зло? Абсолютные это категории или относительные? Кто прав был в армяно-азербайджанском или грузино-абхазском, израильско-палестинском и т.п. конфликтах? Порой ответить очень трудно, потому что у каждой стороны своя правда, свой интерес. И как журналист должен освещать подобные конфликты? Есть ли вообще какая-то объективная истина в таких вопросах? Подсказка в самой жизни. Очевидно, что при всех вариантах нужно стремиться к миру, компромиссу и решать проблемы не на поле брани, не убивая друг друга, а путем переговоров. Юрий Рост очень точно сказал о роли СМИ в таких ситуациях: «Я думаю, задача журналистов заключается в том, чтобы попытаться как-то вывести обе стороны на позицию диалога». И конечно, ожесточенность, с какой журналисты набрасываются на инакомыслящих, даже коллег, придерживающихся иных позиций (напомню о яростной борьбе «Московского комсомольца» и «Независимой газеты», информационные войны между разными телеканалами и т.п.), не приводит к согласию в обществе. И журналисты, которые так неосторожны в описании межнациональных, социальных, политических конфликтов, могут спровоцировать трагические события. Вечные гуманитарные ценности — основа нормального общества: созидай, трудись, помоги ближнему своему, не навреди, не убий, не укради. Выявление в человеке человеческого, развитие светлых качеств его души, проповедь добра и справедливости, стремления отдавать, а не только брать — такова сверхцель журналиста, о чем бы он ни писал. Зло вряд ли можно победить ответным злом и ожесточенностью. Зла будет меньше, если добро овладеет душами. Если следовать этому, если в вашей профессиональной судьбе возобладают высокие человеческие ценности и социально полезные мотивы, а не сомнительная коммерческая выгода, значит, вы истинный журналист. «Журналистика — это один из способов прожить жизнь интересно. И порядочно. Именно так — в сочетании. Без второго может ничего не получиться» — пусть западут вам в душу слова Егора Яковлева, редактора популярной в свое время «Общей газеты». Очень мудрый совет начинающим журналистам дала известный публицист Татьяна Тэсс. Очерками ее в «Известиях» зачиты- валась вся страна: «Выбирая своей профессией журналистику, надо прежде всего думать о том, что ты можешь дать ей, а не о том, что она может дать тебе, твердо знать и помнить, что в руки тебе дано очень сильное оружие. Надо держать его в безупречной чистоте». Невозможно сейчас представить жизнь без журналистики, а значит, и без журналистов. Мы начинаем день с чтения газеты или просмотра новостей по телевизору. Непрерывно работает радиоприемник. Любимых журналистов узнаем по голосам. Вечером идем на свидание с ними по телевизору. С одними соглашаемся, с другими спорим. Журналисты в парламенте и в правительстве. Журналисты в Чечне, Афганистане и Иране. Журналисты на светских раутах и в трущобах. И кажется, что журналистика была всегда. Но удивительно: этой профессии только 300 лет. Знаменательную дату, выход первой печатной газеты петровских «Ведомостей», мы праздновали в 2003 г. А может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были другими? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники атрибутивистской теории информации, считают ее неотъемлемым, существенным свойством (атрибутом, отсюда и название) Вселенной и полагают, что она постоянно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе. Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, пер-восмыслов, называя их разными понятиями (Нус, Ноумен, Парадигма, Архетип, Монада, Эйдос, Дао, Манас и т.п.). Современные открытия естественных и гуманитарных наук во многом подтверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и философии, который ученые называют научной революцией. Многие исследователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех процессах зарождения и функционирования человечества, о признании информации мировой константой. Если исходить из таких предпосылок, пока в некотором роде гипотетических, то следует признать, что профессия информа- ционного посредника — медиатора действительно является древней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифологических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов. Мифологические информационные боги, вестники верховных богов, существовали практически у всех народов. Они, по преданию, осуществляли связь между богами и людьми. У греков это Гермес, у римлян — Меркурий, у египтян — Тот, у скандинавов — Один, у восточных народов — Будда или Фо. В русской ведической мифологии аналогичным богом можно считать бога мудрости Веле-са и вещую птицу Гамаюн, в христианской философии — архангелов, ангелов и прочих представителей ангельской иерархии. Самым интересным среди этих мифологических фигур был Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи. Он почитался греками как вестник богов, покровитель путников (вспомним гомеровскую «Одиссею»), был богом торговли и скотоводства, проводником душ в иной мир. Изображался Гермес в крылатых сандалиях с золотым жезлом — кадуцеем, который якобы обладал магической силой усыплять и побеждать людей. Именно во сне смертные, по мифологии, воспринимали мысли и волю бога. Короче, Гермес осуществлял функции связи, коммуникации, обмена информацией, товарами, обмена земного существования на иноземное, выполнял функции посредника, главным образом информационного. Его называли богом перепутий. В «Диалогах» Лукиана Гермес жалуется своей матери Майе на множественность и непосильность дел, которые на него взвалил отец: «Едва успеваю привести в порядок места для возлежания и устроить все, как следует, нужно являться к Зевсу и разносить по земле его приказания, бегая без устали туда и обратно... И ужаснее всего то, что я, единственный из всех богов, по ночам не сплю, а должен водить к Плутону души умерших, должен быть проводником покойников и присутствовать на подземном суде. Но моих дневных забот еще мало; недостаточно, что я присутствую на палестрах, служу глашатаем на народных собраниях, учу ораторов произносить речи. Устраивать дела мертвецов — это тоже моя обязанность». Здесь к перечисленным обязанностям присоединяется роль глашатая, учителя ораторов, прямо связанная с информационной деятельностью. Главный эпитет Гермеса — «словесный», или «рациональный». Он считался мастером диалога, умения говорить речи, толковать различные смыслы и значения. Женским аналогом Гермеса в греческой мифологии была богиня радуги Ирида — воплощение целостности мира (не потому ли журнализм так многоцветен, всеохватывающ, вмещает в себя как бы все цвета спектра?). В древнеримской мифологии вестником богов, мудрецом, покровителем наук и ремесел, знатоком небесных тайн и проводником душ в иной мир, богом торговли был крылатосандальный Меркурий (от лат. тепе — товар). Меркурий, как и Гермес, посредник обмена, передачи и перехода из одного состояния в другое. Он, по преданию, передает богам молитвы людей, а людям послания богов. Меркурий — бог красноречия и договоров, покровитель гимназий — школ борцов, потому что борьба состоит в передаче сил. Меркурию приписывают изобретение азбуки и обучение людей письму и ораторству. К нему обращались за тем, чтобы он одарил даром памяти и речи. В одном орфическом гимне говорится о многочисленных обязанностях Меркурия и обращениях к нему: «Любимый сын Майи и Юпитера, бог путешественников, посланник бессмертных, обладатель обширного сердца, строгий цензор человечества, остроумный бог, принимающий тысячу видов, убийца Аргуса, бог с крылатыми ногами, друг человечества, покровитель красноречия, ты, любящий хитрость и борьбу,- переводчик со всех языков, друг мира, счастливый бог и бог полезный, покровитель труда и помощник в людских бедствиях, выслушай мои молитвы, даруй мне счастливый конец моего существования, удачу в моих трудах, ум, одаренный памятью, и дар красноречия». В греческой и римской мифологии эти основные боги-вестники Гермес и Меркурий были дополнены плеядой муз (греч. musa — мыслящая). Вначале их было три: Мелета — размышление, Мне-ма — память и Айода — песня. Гесиод называет уже девять дочерей Юпитера и богини памяти Мнемосины (Мнемозины). Каждая из муз ведала какой-то областью науки и искусства. Назовем тех, кто имел отношение к информации: Клио — муза истории, Каллиопа — эпоса, Эрато — любовной поэзии, Эвтерпа (Евтерпа) — лирической поэзии и музыки, Полгимния (Полимния) — красноречия и гимнов. В противоположность музам — покровительницам искусства и жизни, сирен в древности называли музами смерти. Когда сирены осмелились состязаться с музами, по преданию, они были ими побеждены и ощипаны. Поэтому музы часто изображаются с перьями на голове. Сирены, сладокоголосые полуженщины, полуптицы, относятся к хтоническим (земным, природным в широком смысле слова) демоническим существам. Гомер в XII песне «Одиссеи» описывает их как первых земных вестовщиц, которые рассказывали путешественникам обо всем, что происходило на свете: Здесь ни один не проходит с своим кораблем мореходец, Сердцем усладного пенья на нашем лугу не послушав; Кто же нас слышал, тот в дом возвращается, многое сведав. Знаем мы все, что случилось в Троянской земле и какая Участь по воле бессмертных постигла троян и ахеян; Знаем мы все, что на лоне земли многодарной творится. Мифологического египетского Тота называли языком (Словом) бога Птаха. Тот изображался с головой ибиса и считался богом мудрости, счета и письма, «владыкой времени», вестником богов и писцом. Он записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, управлял всеми языками. По преданию, Тот изобрел письменность, занимался учреждением образования, наук и искусств, писал священные книги, был покровителем ученых и просветителей, научил людей считать и писать. Кроме того, Тот считался победителем стихий и злобных демонов Верховный скандинавский правитель — Один (Вадан) (др.-исл. odinn, лат. vates— провидец, поэт).У него были свои информаторы — вороны, которые летали по земле и собирали новости. Один — Мутин — помнящий собирал факты (предшественник репортерства?); другой — Хугин — думающий, анализирующий то, что видел (его можно уподобить аналитику, комментатору). Вообще крылатые, в том числе и вороны, утки, лебеди, гуси, голуби, были в древности символами информации. Утка, например, несет золотое яйцо, из которого рождается вселенная. В этом ряду и российская вещая мудрая птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай, предвещательница будущего. О ней очень выразительно написал А. Блок в стихотворении «Гамаюн, птица вещая» (так названа картина В. Васнецова): На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых. Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!.. Низшими божествами, или духами, у древних греков считались демоны, у римлян — гении, у славян — ангелы. Они трактуются как личные информационные посредники человека. Гений (лат. genius от gens — род, gigno — рождать, производить) — прародитель рода считался как бы личным информационным вестником каждого человека. По преданию, гении рождаются вместе с человеком и руководят всеми его делами. Демон (греч. daimon — божество, дух) в греческой мифологии выполняет те же функции. В диалоге Платона «Пир» Сократ приводит слова Диотимы о роли демонов: «Быть истолкователями и посредниками между людьми и богами, передавая богам молитвы и жертвы людей, а людям наказы богов и вознаграждения за жертвы. Пребывая посередине, он заполняет промежуток между теми и другими, так что мир связан внутренней связью. Не соприкасаясь с людьми, боги общаются и беседуют с ними посредством демонов и наяву, и во сне». Первоначально гении и демоны могли быть и злыми, и добрыми, только позднее за одним термином закрепилось положительное значение, за другим — отрицательное. Демон стал считаться злым духом, хотя в поэзии, например у Лермонтова, он не однозначен, двулик: То не был ангел-небожитель, Ее божественный хранитель: Венец из радужных лучей Не украшал его кудрей. То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! Сущность Демона поэт выражает лаконично: «Я цель познанья и свободы». В христианской традиции вестниками, информаторами, просветителями были ангелы (греч. — вестники), в частности архангелы, среди которых особо следует выделить Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил («кто как бог») — архистратиг, предводитель небесного воинства, выступает и в функции вестника, ангела-писца, заносящего имена праведников в книгу, учителя людей. Гавриил («сила Божья») — один из старших ангелов, вестник, назначение которого раскрывать смысл пророческих видений и ход событий. Он, по преданию, предсказал рождение Иоанна Крестителя и явился к деве Марии, чтобы сообщить о появлении Христа. В рыцарском эпосе «Песни о Роланде» Гавриил возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны. Рафаил («исцели, Боже») — по преданию, один из семи высших ангелов-архангелов, летописец, вестник, ангел-целитель. 12 В «Потерянном рае» Дж. Мильтон называет его «небесным летописцем». Именно с просветительством, передачей информации из высших сфер низшим для познания, самопознания, осознания своего места в мироздании и своего поведения в соответствии с его законами связаны фигуры мифологических информационных вестников. Это краткое знакомство с мифологическими вестниками может помочь нам понять земное назначение журналистской профессии. Но все, о чем мы говорили до сих пор, — это только подходы к истории информационной медиации, это как бы представление о ее генезисе, к тому же мифологическое. Пора познакомиться с действительными предшественниками информационных медиаторов. Роль реальных земных вестников нередко в древности исполняли пророки (восходит к слову речь, реку). К ним можно отнести греческих философов Пифагора, Сократа, Платона, а также основателей философско-религиозных учений — Конфуция, Лао-Цзы и др. Информационно-коммуникативные функции как бы спустились на землю, были переданы от богов и духов людям. Особый слой посредников между богами и людьми в древности составляли прорицатели, оракулы (от лат. oraculum — изречение, пророчество, которое восходит к огаге — говорить) — жрецы, дававшие ответы на многие животрепещущие вопросы, прорицания, якобы исходящие от богов. Одним из широко известных прорицателей Греции, по преданию, был Трофоний, сын Аполлона, который давал предсказания в Лайбодейской пещере. Но, пожалуй, самой большой популярностью славился Дельфийский оракул Аполлона. Прорицательницы-пифии сидели над расселиной скалы (в которую, по преданию, брошен побежденный Аполлоном змей Пифон) и, входя в состояние транса, как считалось, принимали непосредственно от бога вести и передавали их людям. Прямыми предшественниками информаторов были в древнем обществе ораторы (корень слова тот же, что и у оракулов). Об ораторским искусстве как прообразе публицистической деятельности писала в своей книге «У истоков публицистики» В. В. Уче-нова. По ее мнению, именно ораторы, владеющие красноречием как средством политической деятельности, а не риторы (знатоки теории красноречия, правил речевого мастерства) — истинные предшественники журналистов. Она считала, что великие ораторы Древности, в особенности Демосфен и Цицерон, были в первую очередь политическими и общественными деятелями. «Наиболее яркие ораторские произведения этих авторов связаны с острейшими политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколе- ний. Для Демосфена — это борьба сначала с угрозой, а затем с реальностью македонского завоевания афинского полиса, для Цицерона — подавление антигосударственного заговора Катили-ны в 63 г. до н.э. и противостояние окончательному распаду республики после падения диктатуры Цезаря в 44 г. до н.э.»*. Публицистика как ветвь журналистики тесно связана с ораторским искусством, с политическим информированием, со стремлением правителей, представителей власти распространять как можно более широкому кругу суть своей политики. Правители, желающие донести до народа свои приказы и распоряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письменно обнародовали свои повеления. Устная коммуникация, устное информирование так же стары, как мир, но с выделением особого слоя гонцов, глашатаев она становится профессиональной деятельностью. Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали каменные летописи в Вавилоне, Египте, писавшие берестяные грамоты на Руси, тоже были предтечами журнализма, поскольку занимались сбором и передачей информации, фиксируя ее тем или иным путем. В Древнем Риме богатые люди имели своих личных информаторов. К. Бюхер, написавший исследование о происхождении газеты, приводит случай, когда Цицерон, уехавший на консульство в провинцию, нанял в Риме специального человека, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, басни, слухи. Знатные римляне держали в качестве своеобразных корреспондентов рабов или вольноотпущенников, которые по ходатайству заказчиков имели доступ на заседания сената. Но временем зарождения собственно информационной профессии, как специальной деятельности по периодическому публичному распространению информации, исследователи справедливо считают издание цезаревских газет «Acta senatus» — вести с заседаний сената и «Acta diuma populi Romani» — последние известия для римских граждан. Их выставляли в виде гипсовых оттисков на площадях и улицах Древнего Рима в I в. до н.э. для всеобщего обозрения и рассылали в провинции. Сам Цезарь, по свидетельству Све-тония, был крупнейший римский писатель и публицист. История сохранила нам названия должностей людей, которые занимались изданием этих газет. Составление текстов поручалось сначала квесторам, должностным лицам, ведающим финансовыми и судебными делами. Затем отбирать информацию стали префекты государственного казначейства. К. Бюхер сообщает, что материал для этих изданий собирал специальный чиновник (procurator ob actis) из сословия всадников (среднее сословие, способное содержать коня). Всадник получал право надзора за изданиями тогда, когда становился трибуном легиона. Размножали тексты для заказчиков специальные писцы.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |