КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Журнализм в мире профессий
Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегда на виду, всегда в гуще событий. Но если спросить, в чем специфика этой профессии, чем она отличается от других, многие затруднятся ответить. Понятие профессия восходит к латинскому professio и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Слово профессия образовано от глагола profiteer, что означает «объявлять своим делом, своей специальностью, признавать своим занятием, преподавать, читать лекции, предлагать, предъявлять». Слово профессор восходит к тому же корню. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности (от лат. specialis — особенный, своеобразный), т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии. Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то, например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, работниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специалисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется про-филизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов различает профессии пяти типов. Социономические (от лат. societas — общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек—человек» (например, продавец, учитель). Сигнономические (от лат. signum — знак) профессии «человек-знак», предполагающие взаимодействие со знаковыми системами (например, программист, бухгалтер). Артономические (от лат. ars, artis — образ, искусство): творческие профессии типа «человек — художественный образ», взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник). Сельскохозяйственные типа «человек — природа», взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец). Технические типа «человек — машина», взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь). Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналистике большую роль, особенно с введением компьютеризации в информационный процесс. Опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессий «человек—природа», если понимать информацию широко, как социоприродную систему. Мир профессий весьма обширен, но полезно сравнить профессию журналиста с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью, т.е. с социономи-ческими, артономическими и сигнономическими типами профессий. Это коммуникативные, информационные, исследовательские, воспитательные, творческие (креативные) профессии. Сюда логично включить профессии писателя, педагога, политического, государственного, общественного деятеля, оратора, работника искусства, культуры, ученого, историка, судьи, священника. 26 Главный фактор разделения профессий — их функциональное предназначение. Наука — средство познания; идеологические формы — средство в ценностной ориентации; политика — средство социального, политического регулирования; искусство — средство эстетического развития. Журналистика как средство массового информирования включает все вышеперечисленные функции. Журнализм чем-то похож на каждую из названных профессий и все-таки имеет свою специфику. В чем она? Попытаемся это выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями. Журналист и писатель Прежде всего напрашиваются параллели журналистской профессии с писательством: одинаковый инструмент — слово, та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета и объект его произведений — жизнь, зафиксированная в образе, типе, обобщении. Его герои рождаются неторопливо и живут своей развернутой жизнью на протяжении многих страниц, показывая какой-то обширный кусок окружающего мира в его завершенности и типичности, в глубинном проявлении. У журналиста объект — текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно, мозаично. Целостная картина жизни, ее текучая, пластичная картина складывается из калейдоскопа многих сообщений и событий в их ежедневном развитии, в динамике. Журналистика, если можно так выразиться, информационная документальная словесность. А. Д. Аграновский, отец двух известных журналистов Анатолия и Валерия, еще в 30-е годы ярко писал об отличии журналистской профессии от писательской: «И сколько бы писатель ни клялся, что писал об одной деревне, ему не поверят. Читатель не замедлит обобщить выводы. Таков удел художника... Но когда мы пишем: "Сидор", читатель знает, что мы беседовали с Сидором, а не с Петром; когда мы говорим, что было в деревне Павловка, никто не сомневается, что речь идет о Павловке, а не о Федоровке... Мы говорим об одной волости, мы пишем о ней, "какая она есть" сегодня и какие требования предъявляет она к нам и мы к ней на данный отрезок времени»*. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, выкладывать их горячими, как блины, иначе они потеряют новиз- * Аграновский А. Д. Очерки разных лет. М., 1960. С. 107—108. ну и свежесть. Журналистская профессия обязывает оценивать события быстро, обладать особой проницательностью, чтобы в нарождающемся увидеть, поймать, не упустить важное, существенное, достойное обнародования. К сожалению, из-за недостатка времени и постоянной спешки журналистике свойственны подчас штампованность и стандартизация содержания, языка и стиля в отличие от тщательной работы над языком писателя и самоценности формы художественного произведения. Но динамизм, который отличает журналистскую профессию от писательской, оборачивается и его положительной стороной. Блестящий публицист Лариса Рейснер, с присущими ей образностью и полемическими преувеличениями, сравнивая писателя и журналиста, явно отдавала предпочтение своей профессии: «Самая интересная книга в наше время — это хорошо друг к другу прилаженные газетные вырезки. В них экстракт дней и ночей человека. Литература — хромой подслеповатый барин, газета — живой спортсмен, тренирующий себя у финиша. Газетный журналист ограничен временем, местом и дает события в максимально сжатом виде. Писатель должен эти события подробно расшифровывать»*. Литература — познание человеческой сущности, психологии личности и ее поступков, познание процессов жизни в художественных образах. Журналистика — понимание и отражение жизни через конкретные жизненные ситуации, факты, общности и людей на эмпирическом уровне. Однако вполне уместно сфокусировать внимание на основном сходстве двух профессий: их инструмент — слово. И не только слово, как таковое, а Слово, Логос, смысл, глубинное внутреннее исконное значение, которое писатели, как правило, чувствуют очень точно, выражая в нем его Сущность. В журналистике же, к сожалению, часто слово становится недостойным самого себя, являет шелуховую, стершуюся, затемненную, пустую оболочку. В писательстве — образы типические, почерпнутые из жизни, но часто сочиненные, сконструированные, как правило, последовательно развернуты во времени и пространстве. Журнализм — это творчество на основе сиюминутной реальности и конкретности. Он имеет дело с фактами, отобранными определенным образом и определенным лучом освещенные, кратковременным или развертывающимся во времени, но не последовательно, а моментальными вспышками, как бы выхватывающим то один, то другой аспект. И рождается образ мозаичный и динамичный. Известный политик или эстрадная звезда в освещении разных, порой проти- * Рейснер Л. На том берегу // Ловцы новостей. М.; Л., 1930. С. 301-302. воположных по взглядам и подходам журналистов изданий, программ в принципе могут быть не менее выразительными, чем какой-то вечный литературный образ. Например, наших политиков — Ельцина, Путина, Примакова, Чубайса, Черномырдина, Явлинского, Зюганова, Лужкова, Хакамаду, Жириновского, Березовского, Немцова — можно соотнести с яркими типичными фигурами (хоть у того же Гоголя в «Мертвых душах»). Они стали почти мифологизированными символами, созданными журнализмом, являя собой в то же время реальные полнокровные образы. Это коллективная символика журнализма. СМИ дали возможность увидеть жизнь, которая бывает ярче и драматичнее любых романов. Впечатляемость отобранных журнализмом фигур — поразительна и поучительна. Сейчас политики и звезды шоу-бизнеса создаются не только собственным талантом или вливаниями спонсоров, но и информационным образотворчеством. Журналист и деятель искусства Журналистику с искусством роднят множество функций и главная — создание модели мира. Но в искусстве — в образной, часто воображаемой форме, а в журналистике — реальной, конкретной, объективной, хотя в последнее время эта модель становится все более виртуальной, не совпадающей с ее истинным образом. И если средство достижения этой цели у художника — художественный образ, то у журналиста — документальный факт настоящей жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства в основном познавательные и эстетические, у журналистики — информационные, социально ориентирующие и регулирующие, но есть и художественные. Журналист работает в реальной, можно сказать, в фотографической манере. Его задача возможно полнее и точнее отражать ситуативную текущую, реальную, конкретную действительность. Однако в определенной мере он пишет и «картину», т.е. создает некий воображаемый образ реальности, особенно если речь идет о прогнозировании развития общества или он создает так называемую «виртуальную реальность», т.е. умышленно ее искажает. Надо заметить, что современная журналистика нередко рисует образ жизни, далекий от нее самой, выражая тот абсурдистский мир, которым часто бывает наше сегодня. При этом, как и художник, журналист пользуется различными образами-моделями: неореалистическими, мифологизированными и квазиобразами, т.е. ложными. Образ в журналистике все-таки Должен быть как можно более близким к реальности, однако в то же время и таким, чтобы стимулировать у аудитории созидательные, оптимистические, творческие потенции. Журналист и ученый Задача ученого — выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. Результаты труда — теоретическое описание, схема процесса, сводка экспериментальных данных, формула, прикладные результаты и т.п. В отличие от видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность дает приращение нового знания и результат ее принципиально нетрадиционен. От эстетического (художественного) способа освоения действительности, которым характеризуется искусство, научное отличается тем, что стремится к логическому, максимально обобщенному объективному знанию. Искусство характеризуют как познание в образах, науку — как мышление в понятиях. Журналистика — фактологическое понятийно-образное эмпирическое познание. Искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческих способностей человека, наука — в основном интеллектуально-понятийную. Журналистика — смешанный тип. У человека, занимающегося искусством, хорошо развит пра-вополушарный, т.е. образный тип мышления, у ученого — левопо-лушарный, логический. Журналист, как правило, характеризуется смешанным типом мышления, особенно это относится к репортерству. Левополушарные журналисты занимаются, по данным исследований, чаще экономической журналистикой, правополу-шарные — вопросами культуры и искусства (в первом случае около 70% — левополушарных, во втором более 65% — правополу-шарных)*. Наука ориентирована на критерии разума (в противоположность религии, которая основана на вере). Журналистика включает и то, и другое, хотя, конечно, больше опирается на разум. Однако и вера, идея, идеология играют в журналистике большую роль, порой соотносимую с религиозной верой, как это было в советской журналистике. Наука, как и искусство, по характеру своему комулятивна, т.е. накапливает и суммирует знания. Журналистика — сиюминутна, ее работа исчезает во времени, оставаясь только в архивах, хотя порой невидимые, на первый взгляд, эффекты воздействия на об- [ См.: Маркелов К. Карьера журналиста. М., 1996. щество, конечно, остаются. Воздействие на сознание, подсознание, поведенческую и эмоциональную сферы людей, которые находятся в поле информационного влияния СМИ, даже если это влияние опосредовано, тоже можно отнести к комулятивным эффектам. Если понимать журналистику как непрерывный информационный пульсар, посылающий сигналы в мир, воздействующие на людей и общество, то тогда и журналистская деятельность имеет долговременный характер, возможности которого еще мало изучены. Наука стремится к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Журналистика фрагментарна. Однако если брать ее в совокупности всех информационных воздействий, в их универсализме, то и журналистика способна охватить процессы в их ситуативной непрерывности вполне широко и составить информационную оперативную модель динамичного мира. В науке выделяются теоретические (открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений) и эмпирические (изучение фактов при помощи наблюдений и экспериментов) уровни исследования. Журналистика относится по преимуществу к эмпирическим типам познания, хотя в ней существует и слой специализаций, широко пользующихся теоретическим типом познания (аналитики). Важным в науке является устойчивая повторяемость связей между эмпирическими объектами, для журнализма это не всегда так. Скорее наоборот, журналист старается иметь дело с уникаль-ностями, непохожестями, индивидуальностями, старается не входить (да это и невозможно) в один и тот же поток дважды. Самая важная сходная черта — общность функций науки и журналистики, т.е. исследование. Однако ученый изучает сущностные процессы природы и общества в их систематическом, глубоком, специализированном виде. Журналист же познает мир фрагментарно. Его объект обычно случайные явления, а не закономерности. Он идет эмпирическим путем, редко пользуясь логическими и абстрактными моделями. Язык его аргументов — живая деталь и конкретный факт, а не статистическая закономерность, хотя в совокупности и постоянстве журналистской информации есть возможность выйти на познание глубинных причин социальных процессов. Продукт ученого — научная монография или публикация, стиль изложения — сугубо строго научный. Продукт журналиста — текст, телерадиопередача, способ изложения результатов исследования или расследования — доступный широкой аудитории, хотя в некоторых специализированных изданиях он близок к научному. Потребители научного продукта — ученые, специализированная аудитория. Потребители журналистского продукта — массовая аудитория. Журналист и историк Профессия историка очень близка к журналистской, потому что и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк изучает прошлое, последовательно и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно. Еще во XI в. Лукиан писал, что ум историка должен походить на зеркало, правдивое, блестящее и с точным центром; какими им воспринимаются образы вещей, такими они и должны отражаться, ничего не показывая искривленным, или неправильно окрашенным, или в измененном виде. Задача у историков не такова, как у ораторов: то, о чем надо говорить, должно быть рассказано так, как оно есть на самом деле. Ведь все это уже свершилось, надо только расположить все и изложить. Журналист — «историк» быстро текущей современности. Он не ставит перед собой задачи охватить ее в сущностных исторических моментах, хотя так может получиться, если он объективен в изложении и если в поле его зрения попадают важные, крупные события. К сожалению, обычно история получается искаженная. Так было, например, в советском прошлом, когда писали в основном о положительных достижениях и передовиках производства. Еще более усугубилось это сейчас, когда будущий читатель обнаружит, что современная история состояла из борьбы политических лидеров и жизни «звезд», почти совершенно не отражала трудовую и обыденную жизнь простого человека, достижения в разных областях жизни. Вполне логично назвать журналиста летописцем современности, имея в виду мозаичность и необязательность, несистематичность этой истории и тот факт, что вся она складывается из калейдоскопа разных изданий, телерадиопрограмм, сетевой информации. Журналист и политик Слово «политика» в переводе с греческого означает «то, что относится к государству, государственные или общественные дела». Это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными общностями, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Основная сфера государственной власти — регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но это воздействие опосредованное, при помощи информации и влияния на общественное мнение, а не прямое, как у государственного служащего, особенно руководителя. Представитель государственной власти имеет право приказать, наложить определенные санкции, наказать. Журналист такого права не имеет. Он может только уведомить соответствующие органы о том, что требует исправления, или о ком-то, кто заслуживает наказания. Он воздействует словом, а карает только информацией через общественное осуждение. Но слово это порой более весомо, чем действия политика даже самого высокого ранга. Современные пропагандистские технологии показывают, что журналистика стала мощнейшим орудием государственной политики. Выборы в государственные органы доказали, что за довольно короткий срок можно при помощи СМИ снизить (повысить) рейтинг политика на 30—50%. В одной из телепередач известный политолог заявил, что может с помощью СМИ за три месяца «раскрутить» любого выбранного методом статистической случайной выборки человека так, чтобы провести его в высшие эшелоны власти. Конечно, за СМИ в таких случаях всегда стоят «кукловоды»: государственные или олигархические структуры, политические партии и даже международные организации. Итак, сила журналистики как четвертой власти в воздействии на политические и иные процессы очень велика. А некоторых особо влиятельных политических обозревателей, аналитиков в сущности можно назвать представителями информационной власти, ибо они очень сильно влияют (или влияли) на общественное мнение, на сознание аудитории и ее поведение. Журналист и юрист Новые грани в профессии журналиста открывает и родство его с профессиями правоохранительной сферы. Главной функцией таких профессий является воспитание правосознания граждан и охрана общественного правопорядка. С прокурорской профессией журналистскую объединяет то, что они содействуют обнаружению отклонений от правовых норм и правового поведения; со следователем — изучение обстоятельств дела и причин этих нарушений; с адвокатом — непредвзятое расследование и защита обвиняемых; с судьей — справедливое решение, осуж- 3-927 дение и наказание виновных или оправдание невиновных. Иными словами, их роднят функции социальной правовой «санитарии». Однако способы расследования, сбора фактов и доказательств, процесс обвинения или защиты различны. Протокольные и скрупулезно проверенные у работника правоохранительной сферы. Часто публицистические, фрагментарные, эмоционально-субъективные у журналиста, хотя он тоже пользуется и обязан использовать объективные данные и доказательные аргументы. Естественно, разнятся стили изложения позиций. Результаты работы тоже коренным образом отличаются. У журналиста — это общественная информационная защита или осуждение, публично демонстрируемые перед массовой аудиторией и не влекущие часто к реальному наказанию (впрочем, если это и происходит, то только через правоохранительные органы). Служители же Фемиды, совершающие свои действия в тени кабинетов или в залах суда при небольшом сравнительно количестве людей, имеют реальное право наказывать преступивших закон вплоть до лишения свободы. Журналист и оратор Часто сравнивают профессии журналиста и оратора, тем более что генетически они вышли из одного гнезда. Еще Платон определял риторику как «искусство убеждения при помощи слов, получающее свое значение в самих словах, убеждающее, но не поучающее». Аристотель назвал риторику искусством слов. Основное различие оратора и журналиста в том, что у них разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие функции. Вот что писала «Неделя» еще в 1878 г.: «Древний мир прессы не знал, литераторы тоже ему были неизвестны; подобную им общественную роль исполняли ораторы и трибуны... Теперешняя печать такая же трибуна, но более удобная. Удобство ее в том, что она открыта постоянно, что не приходится ждать очереди, не приходится бояться, что голос трибуна не будет услышан... Писатель-публицист является, таким образом, тем же оратором и трибуном, таким же прорицателем, таким же проводником идеи и воспитателем толпы, как древний трибун, но с более удобными, широкими внешними возможностями пропаганды»*. И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения аудитории. Но оратор, пропагандист имеет локальную аудиторию и основная его цель — поли- тическое воздействие, желание добиться определенного поведения от слушателей. Аудитория журналиста более объемная и часто невидимая ему, и функции его деятельности шире. Кроме того, речь, правильнее сказать текст, журналиста редко напоминает непосредственную речь (как у телевизионных или радиожурналистов, работающих в прямом эфире), как правило, она проходит несколько «контрольных пунктов»: стадию редактирования, отбора на полосу, в эфир и т.п. И сам процесс общения с аудиторией осуществляется при помощи технических средств. Творчество оратора — непосредственное, в значительной степени импровизационное. Отрицательные же стороны ораторства, которые вполне при-ложимы и к журнализму, очень язвительно прокомментировал философ Секст Эмпирик, живший во II в. Он считал, что риторика не является полезной для владеющего ею, поскольку, «во-первых, ему приходится проводить время на рыночных площадях и в архивах, хочет он этого или нет, и иметь дело с людьми дурными, надувалами и кляузниками, сходясь с ними в одном месте. Затем (ему приходится) также не очень щадить свой стыд, чтобы не оказаться для ловкачей таким человеком, которого можно легко презирать... Он (должен) нагло говорить и выставлять свою дерзость в виде оружия, чтобы быть страшным для своих противников: быть обманщиком, шарлатаном и наученным в самых дурных делах, в разврате, воровстве и неблагодарности по отношению к родителям, и для разоблачения этого деловым образом, когда это надо. (Он должен также) иметь многочисленных врагов и питать к ним неприязнь, к одним за то, что те получили от него зло за зло, к другим же потому, что эти знают о том, каковы обязанности нанимателя и что он, ритор, соблазнившись большой прибылью, поставит их в то же положение, в какое (уже ставил) и других... Кроме же всего этого (он должен) постоянно испытывать тревогу и, наподобие пирата, то убегать от преследования, то самому преследовать, так что, несмотря на свой труд, днем и ночью испытывать страх перед теми, кто обладает деньгами, иметь жизнь, полную печали и слез... Именно он учит народ дурному, произнося ласковые слова, и при помощи клеветы отчуждает его от людей наилучших... На словах и по видимости он обещает делать все ради общей пользы, а в действительности не дает ничего полезного, подобно тем нянькам, которые дают дитяте ничтожные крохи, а все пожирают сами... Риторика... учит... как сделать малое великим, а великое — малым, или как правое представить как неправое, а неправое, как правое»*.
* Неделя. 1878. №23. * История эстетики. М., 1962-1970. Т. 1. С. 164-167.
Это поразительное по яркости и точности высказывание — как будто портрет продажного журналиста, не брезгующего ничем ради достижения цели, поставленной хозяином, как это бывает в наших предвыборных информационных войнах. Это и портрет журналиста желтой прессы, для которого нет нравственных пределов в информационном ремесле. Журналист и педагог И тот и другой осуществляют педагогические воспитательные и обучающие функции, но у педагога — это главные задачи, а у журналиста часто скрытые, неявные и зависят от типа общества и журналистики. Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют. Педагог дает знания и воспитывает своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист в основном общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист — мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Но нужно иметь в виду, что существуют специальные педагогические газеты и журналы, учебные передачи на телевидении и радио, где обучающая функция является главной, а не побочной. Педагог дает первичные знания, учит и воспитывает подрастающее поколение, впервые осваивающее азы науки. Журналист учит широко, учит жизни, ориентирует, воспитывает, просвещает, как правило, уже сложившихся людей. Он не имеет возможности проверить немедленно, как учитель, усвоен ли урок. Часто он не знает, не предполагает тех социальных, психологических, нравственных результатов, к которым привели его публикации. Нередко эффект бывает противоположным тому, который он ожидал, дисфункциональным. И поскольку нет непосредственной связи и прямого контакта с «воспитуемым и обучаемым», ответственность за педагогическую функцию профессии весьма велика. Журналисту необходимо быть очень осмотрительным в своих взаимодействиях с аудиторией, знать человеческую психологию, иметь адекватную ценностную ориентацию, поскольку на ее основе он моделирует мышление и поведение людей. Особенно важно это помнить в наше неравновесное переломное время с наличием самых различных и противоположных ценностных ориентиров, вплоть да самых разрушительных, особенно для молодежи. Журналист и священник Слово «религия» восходит к латинскому religio — благочестие, набожность, святыня, богопочитание, духовная вера, духовные убеждения. Проповеднические, пасторские функции священника близки и профессии журналиста. И часто постулаты (от лат. postulatum — требуемое) религии и идеологические постулаты журналистики, которые рассчитаны на некритическое восприятие, на веру, по своему типу воздействия совпадают. Однако предмет проповеди священника — вечные божественные истины, предмет же журналиста — земная конкретная людская жизнь во всех ее противоречиях, конфликтах и сложностях. Аудитория у священника довольно узкая — его прихожане. Она становится более широкой, если средства массовой информации предоставляют ему свою трибуну, особенно телевидение (когда на всю страну, например, транслируют праздники Рожества Христова или Пасхи, а службу ведет патриарх Всея Руси и другие пастыри). У журнализма же аудитория массовая и контакт с нею часто опосредованный. У священника цель — спасти и просветлить человеческую душу, привлечь к вере в Бога, дать религиозные знания. У журналиста — удовлетворить потребности личности в конкретной документальной оперативной, актуальной жизненной информации, хотя нередко он воздействует не только на сознание и поведение, но и на душу, правда, в отличие от священника, не всегда в позитивном направлении. Сравнение профессии журналистов с родственными профессиями позволяет полнее представить специфику журнализма. Чтобы лучше понять ее на основе сравнения разных профессий по нескольким признакам: функциям, характеру деятельности, типу аудитории и особенностям контакта с нею, способам и методам деятельности и т.п., познакомьтесь с таблицей, которая дана в Приложении 4. Итак, основным признаком, позволяющим отличить журналистику от других профессий, является ее универсальность, широта, многофункциональность, всеядность, способность выполнять любые функции, диктуемые моментом, и обязательно ситуативная информационность, образ движущейся, динамичной, сиюминутной, ускользающей, не остановленной реальности. Не (и) вечные истины, как у священника, не (и) типичные образы, как у писателя, не (и) дидактические, отобранные веками постулаты, как у учителя, не (и) правовые доказательства, как у судьи, но живая, сегодняшняя, разноцветная, разнополюсная, пульсирующая жизнь. Об универсализме функций, как и о других крайне важных характеристиках журнализма в сравнении с другими профессиями, интересные данные приводят новосибирские ученые. В середине 70-х годов они занимались исследованием около 1000 профессий-должностей, которые впоследствии были объединены в укрупненные группы*. Из 75 приведенных в статье профессий журналисты оказываются в ряду тех, у кого высший балл по степени многообразия функций (полифункциональности), по степени самоорганизации, 4-е место по средней социально-экономической оценке труда. Журналистская профессия занимает одно из первых мест по степени сложности труда (выше только преподаватель, врач, инженер-конструктор и, конечно, руководители НИИ, органов власти и промышленных предприятий, но это, скорее, не профессии, а должности). Если исключить эти должностные группы, то журналисты оказываются практически на первом месте и по итоговому индексу характера труда, который в десять раз выше, чем у актера и воспитателя детского сада, в четыре раза выше, чем у школьного учителя, и в два раза выше, чем у врача и преподавателя вуза. Вывод, который с неизбежностью следует из этого анализа, состоит в том, что журналистская профессия одна из самых полифункциональных, сложных, самоорганизующихся и социально важных профессий, включающих практически любые роли и выполняющих любые функции, которые свойственны другим профессиям, но только выполняемые с помощью оперативной, актуальной информации, адресованной массовой рассредоточенной аудитории.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |