![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История журналистской профессии 2 страница
Предтечи профессии в устном информировании — глашатаи известны во всех странах. В Москве новости выкрикивались на Ивановской площади, в Англии новостями обменивались в кофейнях, а информаторов называли кэдии. В Германии новости разносили бродячие музыканты — шпильманы, которые часто снабжали свои сообщения едкими комментариями (не зарождение ли это критического и синтетического журнализма, который впоследствии реализовался в радио- и тележурнализм?). Но настоящую репортерскую деятельность развернули французские нувеллисты (лат. nove — новое, novitas — новость). Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей профессией. Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей — прообразы редакций появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались «добыванием и продажею заинтересованным людям сведений о торговых делах, о прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событиях»*. Наряду с появлением такой профессионально-репортерской и комментаторской ветви предшественников журнализма информационные потоки шли от летописцев-историков, ученых-популяризаторов, религиозных проповедников, гуманистов-просветителей, литераторов-публицистов. Все они самым непосредственным образом способствовали зарождению и формированию журналистской профессии, сливаясь, словно ручейки, в единое могучее русло журнализма — самого мощного и полифункционального явления социальной жизни. Однако, естественно, журнализм мог развернуться только с появлением печатных периодических изданий, которые в Европе
Бюхер К. Происхождение газеты. СПб., 1896. С. 17.
И все-таки очень кратко проследим развитие журналистской профессии в России, ибо самые общие ее процессы отчетливо проявились в отечественном журнализме. В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обычай переводить и переписывать новости из заграничных источников: немецких, голландских, польских, шведских и др. Они поступали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали известия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукописная газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта так называемая газета, как правило, была в од-ном-двух экземплярах, читалась вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел. Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандировать свои преобразования, давать информацию о правительственной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. он подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее первый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты, поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода газеты печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты по старому стилю, другие — по новому. Сейчас мы празднуем День русской журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской печатной газеты в 1703 г. Кто же выпускал первую газету и кто может носить имя первых русских журналистов? Сам Петр редактировал газету, писал для нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Однако первым официальным редактором был директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов. В его задачи входило редактирование текстов, отбор материалов, обработка иностранных переводов, которые доставлялись из Посольского приказа. Он добывал известия из других ведомств, занимался корректурой, следил за версткой материалов в газете. 16 Начальник Монастырского приказа — И. А. Мусин-Пушкин собирал от приказов (государственных учреждений) сообщения об их деятельности и посылал на Печатный двор для публикации. Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал директор петербургской типографии Михаил Абрамов В 1719 г. Коллегия иностранных дел, после гражданских реформ Петра пришедшая на смену Посольскому приказу, назначила ответственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. С ним стал работать и Яков Синявич, которого историки считают первым русским репортером, потому что он давал хронику придворной жизни и информацию о деятельности коллегий. Положение литераторов в петровские времена было сродни подневольному. Их обязывали к назначенному сроку написать произведение в том жанре и направлении, как того желал царь или ближайшие придворные. «Исправных и податливых награждали деревнями с крестьянами, табакерками и червонцами, а... неисправным делались внушения, замечания, выговоры, по их спинам иногда ходила историческая дубинка, по щекам раздавались... всемилостивейшие пощечины»*. И после Петра литературный труд еще долго не изменял своей казенной организации. «Литераторы были чиновниками на жаловании, литературная профессия — службою, литературные специ-\л алисты делились по департаментам и столам»**. г-1 Положение литератора, журналиста в России, особенно если '^ он защищал прогрессивные взгляды, было очень тяжелым. Еще в г,- XIX в. подсчитали, что верноподданные литераторы жили в сред--г нем 70 лет, а прогрессивные, выступавшие против беззаконий властей — много меньше. Все они познали на себе унизительное положение, гонение властей, преследование цензуры, «усекновение» свободного вольнолюбивого слова. История знает имена выдающихся литераторов-журналистов, прекрасных публицистов. Радищев, Герцен, Пушкин, Белинский, Некрасов, Салтыков-Щедрин на себе испытали все тяготы тогдашнего подцензурного журнализма. Эпоха начала журналистской профессии в России и других странах — это эпоха персонального журнализма, когда газету или журнал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который-нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и редактором, и автором своего издания.
** Шишков С. Титгратурный труд п Рпггии // Псп" 1875. № 8. С. 3.
2-927 Массовым журнализм стал после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях, когда последние постепенно становятся коммерческими предприятиями, финансируемыми не только официальными властями, но и частным капиталом. С развитием свободы предпринимательства и расширением рынка печатной продукции количество изданий резко возросло и стала широко распространяться провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые стараются удовлетворить интересы разнообразных групп читателей. Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы. Соответственно этим изменениям и существованию разных типов изданий выделяются и два типа журнализма — солидный, серьезный и желтый, бульварный. Беспринципные, готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты и клеветники — таковы характеристики журналистов бульварной прессы. Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших в газете заработка. В России до начала XX в. не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы журналистов. Правовое положение журналистов, как пишет об этом Б. И. Есин, было в то время жалким. «Ни в одном законе государства права представителей печати не были предусмотрены. Администраторы различного ранга могли потребовать недопущения в печати статей и заметок, казавшихся неугодными, предосудительными... Не удивительно, что такие условия толкали некоторых из них на унизительные поступки, заставляли сводить личные счеты»*. Особенно тяжело было работать в провинции: «Журналист работал по 15-ти часов в сутки и месяцами питался чаем да черствой колбасой»**. Нужных людей набирали к сезону подписки, а когда тираж был набран, могли снова уволить. Крайне бесправными и неуважаемыми были репортеры. В «Биржевых ведомостях», где отдел хроникеров занимал второй этаж, а остальные редакции находились на третьем, одно время висела табличка: «Хроникерам вход в редакцию воспрещен». Очень выразительный портрет типичного скандального репортера Шлепкина написал А. Чехов в рассказе «Два газетчика». Этот Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеденном яйце: Чем, по-твоему, плохо выеденное яйцо? Масса вопросов! Во-первых, когда ты видишь перед собой выеденное яйцо, тебя охватывает негодование, ты возмущен! Яйцо, предназначенное природою для воспроизведения жизни индивидуума... понимаешь? жизни!., жизни, которая, в свою очередь, дала бы жизнь целому поколению, а это поколение тысячам будущих поколений, вдруг съедено, стало жертвою чревоугодия, прихоти! Это яйцо дало бы курицу, курица в течение всей своей жизни снесла бы тысячу яиц... — вот тебе, как на ладони, подрыв экономического строя, заедание будущего! Во-вторых, глядя на выеденное яйцо, ты радуешься: если яйцо съедено, то, значит, на Руси хорошо питаются... В-третьих, тебе приходит на мысль, что яичной скорлупой удобряют землю, и ты советуешь читателю дорожить отбросами. В-четвертых, выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило и нет его! В-пятых... Да что я считаю? На сто нумеров хватит! Когда его коллега (по рассказу) Рыбкин, не дослушав приятеля, повесился оттого, что все «кругом друг друга едят, грабят, топят, друг другу в морды плюют», «Шлепкин сел за стол и в один миг написал: заметку о самоубийстве, некролог Рыбкину, фельетон по поводу частых самоубийств <...> и еще несколько других статей на ту же тему. Написав все это, он положил в карман и весело побежал в редакцию, где его ждали мзда, слава и читатели»*. Нельзя, конечно, представлять дело таким образом, будто репортерские отделы были сплошь заполнены сомнительными личностями. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров-профессионалов (взять того же Гиляровского), мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми... Они умели анализировать психологические (но не социальные) мотивы поведения отдельных людей, они особенно гордились достоверностью своих материалов»**. Один из лучших российских журналистов, король фельетона Влас Дорошевич писал о профессии репортера с большим уважением. Он отмечал, что она составляет «фундамент газетного дела», хотя за репортерами тянется дурная слава с тех времен, когда их, «грязных, нечесанных, немытых не пускали дальше передней»,
** Волков А. И. По газетному морю. М., 1926. С. 78. * Чехов А. П. Поли. собр. соч. М., 1946. Т. 4. С. 406. ** Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. С 49. когда они «подслушивали разговоры, сидя под столом, потому что их никуда не пускали, и их никуда нельзя было пускать». Он говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера, чтобы каждый из них мог громко, открыто, с гордостью и достоинством сказать: «Я репортер»*. Существенно изменилась профессия после Октябрьской революции. Поменялся строй, изменилась журналистика, другими стали требования к журналисту, который должен был стать идеологическим проводником и пропагандистом решений партии. Естественно, старые журналисты ушли из газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были малообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Небольшая группа блестящих публицистов ленинской школы ушла на партийную и советскую работу. Кризис газетчиков был налицо. И тогда VIII съезд партии, собравшийся в 1919 г., особое внимание уделил комплектованию редакций кадрами. Он предложил всем партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергичных и преданных работников». Начался активный учет бывших журналистов, перешедших на другую работу, и перевод их в редакции. Наряду с комплектованием штатов редакций, проводилось социологическое изучение состояния журналистских кадров, особенно руководящих. Власти были озабочены выяснением стажа работы, партийности, образования и социального происхождения журналистов**. Одновременно развернулась работа по созданию школ и институтов (см. раздел «Журналистское образование»). К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были в основном укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава редакций. В 1926-1927 гг. активно проводились социологические исследования репортеров, велись дискуссии о том, как укрепить и поднять авторитет профессии. К концу 30-х годов в количественном отношении редакции были уже укомплектованы и рядовыми сотрудниками, но остро стояла проблема повышения их грамотности и квалификации. Уровень образования был низкий. По исследованиям конца 20-х годов
только каждый десятый имел высшее образование, в столице — каждый четвертый. Не обходилось и без курьезов. Так, отвечая на вопросы профессионального журнала «Большевистская печать», некоторые журналисты утверждали, что «Медного всадника» написали Луначарский, Лермонтов, Чехов и даже Борис Годунов, а Александр Македонский, оказывается, был воеводой на Руси. О специальном журналистском образовании и говорить было нечего. Даже в 1930 г., когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7% опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Опыт журналистской работы у них тоже был невелик, и многие совмещали партийную работу с журналистской. Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачастую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускающего, а иногда и за почтальона. Не хватало оборудования, транспорта, денег. Эмиль Финн вспоминает о работе в петроградской «Красной газете» в 1918 г.: «Трамваи тогда не ходили. Часто не было света. Помещения не отапливались, приходилось работать в пальто... Отмечу, что ни гонорара, ни зарплаты никто не получал, хотя они и начислялись. Деньги так быстро таяли в цене, что их даже молочницы отказывались брать. Все — квартиры, транспорт, включая железнодорожный, телефон и прочее было бесплатным. Питались мы, подобно всем петроградцам, плохо. Нам выдавали карточки группы "Б", как и всем служащим. В месяц (в лучшем случае) давали по фунту (400 г) мяса (конины!), по фунту сахара и масла, два фунта муки или пшена, кусок душистого мыла, пачку нюхательного табаку. Были месяцы, когда муку заменяли овсом. В связи с этим в газете появилась рубрика "Как пользоваться овсом?"»*. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кадров, развернутая система их подготовки (к 80-м годам уже 23 университета страны имели факультеты, отделения или специализации по журналистике) привели к тому, что уровень образования журналистов стал очень высоким. К началу 90-х годов XX в. 95% работников редакций имели высшее и незаконченное высшее образование, более 50% — журналистский диплом (хотя в районных газетах этот показатель был в два-три раза ниже). Журналистская профессия стала весьма престижной, а журналистский корпус достаточно квалифицированным.
Однако перестроечные процессы внесли свои коррективы, изменив и представления о профессии, ее роли в жизни общества, как бы возвращая ее во времена, характерные для послерефор-менной журналистики XIX в. Из идеологизированной, воспитательно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов информационного рынка. Резко увеличивается количество изданий, становятся разнообразнее типы изданий, рассчитанные на самые разные интересы различных групп аудитории. Коммерческий характер прессы порождает возникновение массовых бульварных изданий, которые быстро набирают тиражи. Снова профессия репортера таких изданий, как и прежде, становится рискованной и скандальной. Хотя наряду с этим возникает целый ряд качественных серьезных информационных и аналитических изданий, СМИ для деловых людей и элит. Снова журнализм становится разнообразным, разножанровым, разностильным, разноменталитетным. История как бы делает спиралевидный виток развития профессии, которая из однообразной и идеологизированной снова становится коммерческой и разно-идейной. А идеологический диктат снова сменяется финансовым, и балом правят не столько идеи, сколько деньги и практическая выгода. Размываются этические, ценностные ориентиры профессии. Таким образом, можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии: ♦ профессия ищет свое лицо в новой медиареальности; ♦ глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ; ♦ стала разнообразной, многообразной, многотипной; ♦ стала интересней аудитории; ♦ коммерциализировалась; ♦ обульварилась, пожелтела; ♦ переживает размывание этических и ценностных ориента Итак, профессия медиаторов-информаторов эволюционировала от пророчествующих или транслирующих информацию медиаторов, от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам, через государственных чиновников, состоящих на службе у правителей, через корпорации сотрудников, занимающихся сбором и продажей новостей своим абонентам, до современного корпуса журналистов, одного из мощнейших информационных институтов, который порой не без основания называют четвертой властью, до журнализма, который благодаря электронным сетям и телевидению стал глобальным. Однозначные тенденции информационной медиации на протяжении длительных цивилизационных циклов не выявляются, потому что она циклична. Однако внутри определенного исторического отрезка можно выделить некие линейные эволюционные тенденции преобразования коммуникативно-информационной деятельности из: ♦ пророческой — в реальную, земную; ♦ индивидуальной — в коллективную; ♦ элитарной — в массовую; ♦ монологичной — в диалогичную; ♦ устной — в письменную; ♦ печатной — в электронную; ♦ аксиальной (осевой) — в ретиальную (многолучевую); ♦ непрофессиональной — в профессиональную; ♦ информирования как службы — в творчество и литературную ♦ литературной работы — в бизнес; ♦ качественного журнализма — в желтый. В то же время на других этапах существования профессии тенденции могут стать противоположными, т.е. журнализм развивается как бы по спирали и отчасти возвращается на новом витке к прежним качествам: из профессионального становился полупрофессиональным, из творческого — информационным, из реального — виртуальным, из желтого — качественным, из диалогического — монологическим и т.п. Развитие профессии приводит к появлению, точнее говоря трансформации, устного информирования в радиожурнализм, а синтетического слово — звукоизображения — в телевизионный журнализм. В наш век информационной цивилизации наступила эра виртуального коммуникаторства, глобального сетевого журнализма. Назовем особенности этого «нового журнализма», журнализма информационной эры. ♦ Журнализм превращается в глобальный, не имеющий про ♦ Журнализм подчинен всем закономерностям нерасчлененно-
♦ Становится супероперативным, когда сообщение и восприя ♦ Журнализм характеризуется универсальностью, полифункци разнообразные потребности и интересы аудитории — от информационных и просветительских до развлекательных и рекламных. В то же время он все более специализируется (диверсифицируется), в связи с многообразными интересами разных групп аудитории. ♦ Глобальный журнализм приобретает черты массовой культу ♦ Журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиня ♦ Журнализм становится синтезным, объединяющим разные ♦ Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда ♦ Журнализм становится саморегулируемым, ибо по каналам ♦ Информация как продукт журнализма все больше приобре ♦ Необыкновенно расширяются границы и возможности полу ♦ Журнализм все чаще становится «надомной» работой с ком ♦ Усиливаются его возможности к манипулированию обществен
♦ Журнализм становится все более толерантным, терпимым к ♦ Журнализм содействует интеграции народов, интенсифика Сейчас колоссально повышается роль журналистской профессии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «грязной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество информации становится глобальной экологической проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |