КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Журналистское образование и культура учебного труда 1 страница
Журналистское образование Первые школы журналистики История журналистского образования насчитывает около ста лет. Журналистские школы стали появляться на рубеже XIX—XX вв. в США, Германии, Англии, Швейцарии, Японии, Италии, Китае в связи с увеличением числа газет и журналов. Их количество в первое десятилетие XX в. достигало в европейских странах нескольких тысяч. Одной из первых считается высшая школа журналистов в Берлине. Слушатели изучали юридическое положение о печати, историю и технику газетного и печатного дела, практическую журналистику (редактирование, полемизирование, технику просмотра газет и пр.), рецензирование драматических представлений, романов, опер и концертов, упражнялись в писании корреспонденции и репортажей. Обучение было платное*. В штатах Вирджиния и Пенсильвания в США еще в конце XIX в. появились первые учебные заведения для журналистов. В 1902 г. Высшая школа журналистики открылась в Колумбийском университете США по инициативе газетного магната Джозефа Пу-литцера, пожертвовавшего на это 2 млн долл. (в США существует ежегодная пулитцеровская премия за выдающиеся литературные публикации). Появились журналистские школы также на юридических факультетах университетов в Вашингтоне и Филадельфии**- В Европе родоначальницей журналистского образования счи-ся Высшая школа социальных наук в Париже со специальным ультетом журналистики. В Европе и Америке, где школы журналистики зародились в эах университетского образования, с самого начала шли дис-гии о том, нужно ли вообще журналисту специальное образо-дае, а если нужно, то какое — фундаментальное университет-ил и узкопрактическое. Сторонниками первого направления уступили представители европейской школы, второго — амери-1СКОЙ. Но к концу 1920-х годов даже в Америке, где было уже сколько десятков учебных заведений, победили сторонники цаментальной подготовки. И вот почему. В американских школах начала века основное внимание уделя-сь технике репортажа, методике поиска новостей, психологии ркламы и развитию чисто практических репортерских навыков.»же время не придавалось «значения общеобразовательной под-эвке, развитию у студентов интеллектуального кругозора, шишкой общей культуры»*. Обучение велось по типу работы в мини-дакции: выпускались газеты, которые шли в розничную торгов-э. Такая система подготовки, как пишут исследователи, привела ^кризису. Один из владельцев провинциальных изданий привлек 1имание общественности к качеству профессионального образо-*ия журналистов: из двадцати выпускников специальных школ, пять лет в его газетах прижился только один. Для выявления причин такого положения была создана специ-ьная комиссия. Она пришла к выводу: учить нужно не только амповке новостей», не только процедурно-технологическим темам газетного дела, но и давать фундаментальные «знания в части истории, социологии, других гуманитарных наук»**. }' Однако и после коррекции в сторону более глубокой подготовки (ериканская школа журналистики все-таки сохранила свое праг-ческое направление в отличие от европейской, которая всегда авала большое значение изучению фундаментальных гумани-рных, исторических, филологических, юридических и социальных: наряду со специальными практико-журналистскими. gj, Зарождение журналистского образования в России Первые попытки организовать обучение журналистике в Рос-[ были предприняты также в начале XX в. После отмены крепост-
* См.: Есин Б. И. Из истории высшего журналистского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1969. № 2. С. 82. ** См.: Таловое В. П. Журналистское образование в СССР. Л., 1990. * Таловое В. П. Указ. соч. С. 10. '**Тамже. С. 11-12. ного права, когда в несколько раз увеличилось число изданий по сравнению с дореформенным временем, встал вопрос о профессиональных кадрах. Штаты редакций комплектовались в то время из случайных людей. Журнал «Русская мысль» писал в 1906 г.: «Случается у служащего дефицит, он пополняет его статейками; остался человек без места — он идет в газету и начинает промышлять репортажем. Тут вы встретите неудачника или временно зануждавшегося студента и доктора, выехавшего из провинции для диссертации, и отставного офицера, и выгнанного со службы телеграфиста, и бывшего актера, и разорившегося купца-спекулянта, и помощника какого-нибудь частного поверенного по бракоразводным делам...; рядом с людьми, безусловно, порядочными встретите людей не только сомнительных, но и прямо темных, которые только прикрываются репортажем, а сами делают из него доходную статью»*. Журналисты тех лет с юмором вспоминали о популярном методе отбора в редакцию после «испытания на огурец». Новичок считался пригодным к журналистике, если мог выпить под один огурец двузначное число рюмок водки. Проект создания высшей школы журналистики обсуждался в Петербурге в 1902 г. Предусматривалось, что возглавить ее должен известный в ту пору писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, весьма образованный человек, имеющий юридическое образование. Но этому проекту не суждено было сбыться. Вместо высшей школы открылись в Москве научные и практические курсы для журналистов под руководством профессора Леонида Евстафьевича Владимирова. Курсы предназначались для того, чтобы «лицам, не получившим образования на юридическом факультете, дать систематическое собрание этико-юридических знаний, необходимых для понимания и обсуждения вопросов общественной жизни, составляющей предмет так называемой публицистики»**. При приеме на курсы (платные) не ставились ограничения ни по уровню образования, ни по полу, ни по социальным, возрастным или национальным характеристикам. Программа обучения на курсах была весьма основательной. Она включала юридические, исторические и филологические дисциплины. Много места уделялось культуре и искусству. Лекции по специальным дисциплинам сопровождались практическими занятиями. Учеба началась 1 февраля 1905 г. и была прервана через 9 месяцев в связи с декабрьским вооруженным восстанием***. Больше в России до революции учебных заведений для журна-стов не существовало. Правда, находясь за рубежом, В. И. Ленин j,vero соратники обучали журналистике рабочих, приехавших из:ии. Еще в 1904 г. русские эмигранты-партийцы пытались орга-эвать обучение газетному делу в Женеве. Эта идея была реали-ана в 1909 г. в партийных школах на Капри, в 1910 г. — в Боло-и в 1911 г. — в Лонжюмо под Парижем. Для слушателей этих [ читали лекции и учили их практической журналистике В. И. Ле-I, А. М. Горький, А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Н. А. Семаш-Ю. М. Стеклов, И. Арманд, Н. К. Крупская и другие известные артийные публицисты. В самой же России консультированием журналистов занима-сь профессиональные издания, в частности петербургский жур-«Сотрудник печати», который ввел специальную рубрику для 1чинающих журналистов. Учебная комиссия в московском изда-гве «Луч» тоже исполняла такие консультационные функции. Но все это не решило проблемы профессиональной подготовки зов для газет. Общий уровень журналистов, по свидетельству ис-дователей, был весьма низок: «...Если в отдельных русских ле-ьных дореволюционных органах сотрудничали некоторые круп-! писатели, ученые и журналисты (А. И. Куприн, В. А. Гиляров-«й, В. И. Дорошевич, А. В. Амфитеатров и др.), то рядом с ними ех же органах и во многих других подвизались случайные для эналистики люди. Ограниченность тематики буржуазных изданий, информационный характер позволяли таким людям с большим меньшим успехом выполнять свою роль, но язык, литератур-> достоинства их публикаций были на чрезвычайно низком уров-е... Следовательно, каких-либо традиций в области журналистско-и образования не оставили ни дореволюционная официальная си-вма просвещения, ни общественная инициатива»*. Профессиональная подготовка в 20-е годы XX в. После революции стала бурно создаваться новая печать, по-тись издания для разных слоев населения — рабочих, кресть-к, солдат. Журналисты старых газет эмигрировали или перешли другую работу. Партийные публицисты заняли руководящие
ПО * Кривенко С. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С. Ю-** Есин Б. И. Путешествие в прошлое. М., 1983. С. 158. *** См.: Таловое В. П. Указ. соч. Jj' * Бережной А. Ф. О некоторых итогах и проблемах развития журналистского азования и журналистской науки в университетах нашей страны // Журналис-а, наука, образование, практика. Л., 1971. С. 7-8. посты в новых партийных и государственных структурах. Газе испытывали острый недостаток кадров. Об этом шел разговор и i первом съезде журналистов в 1918 г. Тогда же Пролеткульт пр принял попытку организовать в Москве курсы журналистов. В Петрограде школу журнализма, по утверждению А. Ф. Береа ного, очевидно, организовало Общество журналистов. По воскр сеньям читали лекции для работников печати А. И. Куприн («<| репортере и газете»), А. В. Амфитеатров («О редакторе»), И. И. Л«вин («Экономика газетного хозяйства»). Программа была напеча тана в газете «Вечернее слово» 12 и 19 апреля 1918 г. Но шкс просуществовала недолго. Толчком для развития журналистского образования в стран| был VIII съезд партии (март 1919 г.), который предлагал серьезв озаботиться комплектованием редакций профессиональными; налистами. В результате в том же году была открыта школа жури листов при РОСТА (Российском телеграфном агентстве)*. Ее: ча — подготовить группу склонных к журналистике людей из бочей и крестьянской среды. На учебу в школу направляли! основном редакции местных газет. Набор — 50 человек. «Повива ным отцом» школы был директор РОСТА Платон Михайлович женцев, специалист по научной организации труда, автор первой учебника по журналистике «Газета. Ее организация и техника», курсы были краткосрочными — полутора—трехмесячными и зь комили только с азами газетного дела. Составленная Керженцевым программа предполагала изучен» организационно-экономических основ деятельности газетной дакции и ее экспедиции, книжного издательства, информацией ного агентства и пресс-бюро. Учащиеся должны были приобретав навыки написания репортажа, подготовки и обработки телеграф ных сообщений, составления рекламных материалов, выпуска зеты и журнала, осваивать корректуру и стенографию, знаком* ся с типографским процессом и множительной техникой (пиг. щими машинками, ротаторами и т.п.). Они слушали также лекци| по научному коммунизму, политической и экономической графии мира, эстетике и литературе, истории русской и зарубеж| ной прессы. Но за три месяца дать серьезные знания по этим на правлениям не удавалось. И хотя школа за короткий срок выпустила 136 газетчиков и' значительной степени выполнила поставленную перед нею зада| чу, тем более что по ее примеру открылись школы в Петрограде * См.: Каравашкова С. В. Подготовка журналистских кадров в первые годй советской власти // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1967. № 5. Екатеринбурге, Ташкенте, Баку, Смоленске, Казани, Витебске*, вСе-таки это был журналистский ликбез, обучение низшего звена газетных работников — литправщиков, хроникеров, выпускающих. Школа не решила проблемы подготовки квалифицированных журналистов и тем более руководящего состава. Именно поэтому все активнее обсуждается вопрос о создании института журналистики. В 1920 г. Константин Петрович Новицкий и другие энтузиасты развития журналистского образования подготовили проект Положения об институте журналистики. В 1921 г. школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов. Его открытие состоялось 15 октября. В задачи института входила разработка вопросов газетного дела и развитие новых форм печатной и устной пропаганды и агитации, подготовка опытных редакторов, литературных критиков, заведующих редакционными отделами, секретарей, хроникеров, выпускающих. Срок обучения — один год. В учебном плане значились лекции по истории большевистской и рабочей печати (их читали М. С. Ольминский, Л. Б. Троцкий, Н. Н. Батурин), по истории РКП(б) (М. И. Ульянова, А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов). Курс общей психологии и психологии творчества читал известный профессор П. П. Блонский, языкознание — профессор А. М. Пешковский. Специальные дисциплины преподавали ведущие журналисты: редактор газеты «Рабочая Москва» и журнала «Перец» Б. М. Волин, редактор журнала «Журналист» С. Б. Ингулов, известный фельетонист Н. К. Иванов (Грамен), специалист по истории и технике печати М. И. Щелкунов, В. Я. Яроцкий — исследователь англоамериканской литературы и журналистики. В институт в 1921 г. было принято 110 студентов. Весьма примечательно, что 6% из них имели высшее образование, 74% — среднее и 20% — низшее. Почти все до учебы работали в печати, причем третья часть — редакторами газет. Каждый пятый — из рабочих, около 70% — члены партии. Среди учащихся не более 15% женщин, каждый четвертый имел семью. Состав студентов многонациональный — русских была только половина**. В декабре 1921 г. открылся Институт журналистики в Петро-гРаде. Конечно, уровень подготовки, которую можно было дать в течение года, не отвечал растущим потребностям журналистской См.: Привалов В. 3. От «школы журнализма» до факультета журналистики // н. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1982. № 1. ** См.: Отчет о деятельности Государственного института журналистики за •922-1924 гг. М., 1924.
практики. Поэтому на III Всероссийском съезде работников ти (1922) встал вопрос о том, что институты должны давать только практическую подготовку, но и достаточную общеобра вательную. Это требовало увеличения срока обучения студент В 1923 г. декретом Совнаркома московский институт был прес зован в Государственный институт журналистики (ГИЖ) с летним сроком обучения. Важной считалась идеологическая подготовка, ибо в годы нэп нужно было, по мнению партийных руководящих органов, сох нить в чистоте социалистическую идеологию. Поэтому уже в 1924 ГИЖ получил статус Коммунистического вуза (Комвуза), что зволило улучшить финансовое и материальное положение инст тута и студентов. Прежде институт журналистики располагался! двухэтажном доме фабриканта Губкина на Малой Дмитровке, j где было очень тесно. Новый институт переехал в просторный < няк на Мясницкую, 13*. Правила приема в ГИЖ гласили, что приниматься будут тс ко члены КПСС с трехгодичным стажем, поработавшие в газета качестве рабочих и сельских корреспондентов. А основная зада«| института — подготовка ответственных руководителей и сотру ников рабочей и крестьянской печати. Учебный план первых институтов журналистики включал в новном профессиональные дисциплины: введение в газетное де теория публицистики, газетная информация, история русскс журналистики, законодательство о печати, новые формы газе правка материалов, критическая библиография, пресс-бюро, пра тические занятия по публицистике и информации, психотехш Позднее, с увеличением курса обучения до трех лет, в щ грамму были включены общественно-политические дисципли? Однако значительную часть занимали все-таки профессиональнь Специальным предметам отводилась третья часть времени на пе вом курсе, 40% — на втором и 70% — на третьем**. В учебном плане 1925 г. наряду с организацией работы редан ции, газетными жанрами, публицистикой и информацией, ист рией печати, газетным хозяйством, современной советской и инс странной печатью изучались история России и зарубежных ст политическая география, история развития общественно-полити| ческих формаций, история партии, современное партстроителе ство, исторический материализм, экономическая политика CCCI право СССР (включая законодательство о печати), общая психология и психология творчества, русский язык. Кроме того, преподавались математика и естествознание, которые восполняли пробелы среднего образования. Как видим, учебный план состоял из профессиональных и историко-политических дисциплин. Практически отсутствовали филологические курсы, которые впоследствии стали доминирующими на факультетах журналистики. Обучение велось в форме бригадно-лабораторного метода. Лек-хор давал только общую ориентацию в предмете, а освоение курса шло путем самостоятельных занятий и во время групповых коллоквиумов, дискуссий, семинаров в группах. В «Журналисте». (1926. № 4) сообщалось, что в процессе перехода института на «рельсы комвуза» секционный метод заменяется дальтон-планом, в который включено 17 предметов. Студенты должны заниматься не в общежитиях, а в кабинетах института и проводить там 8—9 часов. Для таких занятий были организованы кабинеты газетного, печатного дела, современной периодической печати, истории печати. Работала типолаборатория, газетотека и музей газетного дела. Была предусмотрена и трех-четырехмесячная практика в газетах. Студенты исполняли работу литсотрудника, репортера, завот-дела и даже редактора и ответственного секретаря. Очень много внимания уделялось общественной работе, шефству над производственными коллективами, воинскими частями и детскими учреждениями, где выпускали стенгазеты, учили внештатных корреспондентов. Студенты, обучавшиеся в институтах, как и вся страна, переживали финансовые и материальные трудности. Четвертый съезд работников печати, который собрался в 1923 г., организовал шефство над московским институтом журналистики. В отчете ГИЖа сообщалось, что специальная комиссия следила за тем, чтобы государственной стипендией, общежитием и столовой пользовались только те студенты, которые посвящают работе в институте все свое время. С помощью шефов удалось увеличить месячную смету на питание 170 студентам. «Вместо небольшого малопитательного обеда, — сообщалось в отчете, — студент ГИЖа имеет теперь мясной обед из двух блюд, вечером ужин (одно блюдо) при 1'/2 фун. полубелого хлеба»*. И все-таки студенты вынуждены были прирабатывать, чтобы обеспечить элементарные потребности в питании и средствах на самые необходимые нужды. Несмотря на финансовые и бытовые трудности, студенты тех лет занимались очень прилежно. Этому способствовала и неплохая
* Подробнее см.: Таловое В. П. Указ. соч. ** См.: там же. С. 27. * Государственный институт журналистики. М., 1924. С. 149. укомплектованность институтской библиотеки. В 1922 г. она на тывала около 6000 книг, 1358 наименований. В том числе 491 литературе, 304 — по истории и географии, 196 — по математ и физике, 148 — по языкознанию, 100 — по религии и атеиз! 95 — по философии, 37 — по искусству. Наибольшей популярностью у студентов пользовалась худоз! ственная литература (38%) и книги по социальным наукам (185 истории и географии (17%), по журналистике (12%). От 3 до U запрашивали книги по точным наукам, философии и языкоз! нию и только 0,8% — по искусству. Такие данные сообщалис отчетах института. Выбор книг отражал состав читаемых курсе историко-социальные и журналистские. Кроме институтов журналистики в 20-е годы существова другие формы подготовки журналистов. В 1924 г. открылись а газетного дела в Коммунистическом университете народов Воск ка и в Коммунистическом университете нацменьшинств для обучения и направления кадров в газеты на национальных: ках и выходящих в национальных республиках Союза. Журналис ские факультеты и отделения открылись в комуниверситетах. лоруссии, Закавказья, Средней Азии, Татартт и других (общим' лом около 45). Литературных редакторов и критиков готовили университеп В частности, такие специальности были на факультете общест ных наук (ФОН) в Московском государственном университ Позднее подготовка редакторов и критиков была продолжена этнологическом факультете МГУ. В Ленинградском университете редакторов готовили на «ям(] ке» (факультете языкознания и материальной культуры). Там подавали историю русской журналистики, газетное и печатное де книговедение, технику типографского набора, проводили пра тикумы. В 1926 г. в Ленинградском университете была создана федра газетного дела. Кроме двух ведущих университетов страны подготовку кадр для печати в 20-е годы вели редакционно-издательская секция 1 шего литературно-художественного института в Москве и ститут живого слова в Петрограде, который затем в 1924 г. бь преобразован в Государственные курсы техники речи с отделен» ем литературного творчества и журналистики. Существовали и газетные техникумы, в которых обучали портеров и литработников, выпускающих и корректоров (первь техникум открылся в Ленинграде). Кроме того, были так называете «газетучи» — школы газетного ученичества — своего рода газетные профтехучилища. В Москве подобная школа открылась в 1926 г. Функционировали всевозможные курсы повышения квалификации и переподготовки журналистов разной периодичности. Таким образом, к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов: от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов и университетов, от академических до партийно-политических. И все-таки уровень образования, и тем более специального, был весьма невысок. По широкому исследованию, проведенному в конце 20-х годов, выяснилось, что только 4,5% учились журналистике. Общий уровень образования газетчиков также был весьма низок*. Идеологизация образования в 30-е годы В связи с задачами индустриализации и коллективизации в 30-е годы прошлого века требовалось укрепить вертикаль власти и охватить идеологическим влиянием все структуры — от низовых до более высоких. Перестроилась и печать: от классового принципа дифференциации изданий для рабочих, крестьян и других социальных групп она перешла к территориально-отраслевому. Причем особенное значение придавалось вновь созданной низовой печати, газетам машинно-тракторных станций, совхозов и колхозов, фабрично-заводской и районной печати. Буквально за два-три года число газет увеличилось в несколько раз! Чтобы «наиболее полно охватить массы партийным влиянием» и укрепить местную власть, «с конца 20-х годов (в связи с отходом от нэпа) в стране стала складываться своеобразная форма государственного устройства — административный, авторитарный, бюрократический социализм с присущим ему умалением, а нередко и полным отказом от экономических стимулов в хозяйственной, коммерческой, иных видах деятельности, выполнявших функции своего рода "двигателей" общественного прогресса... Но так как кроме идеологических, политических стимулов заменить их было нечем, то последние выдвинулись на первый план. Потребность в газетах как важнейшем атрибуте политики и идеологии в связи с этим резко возрастала»*.
* См.: Худяков Е. Л. Университетское образование журналистов // Вестн. Мс ун-та. Сер. Историко-филологическая. 1959. № 1.
* См.: Гус М. С. За газетные кадры. М.; Л., 1930. * Таловое В. П. Указ. соч. С. 38. Следовательно, многократно возрастала и потребность в газ ных работниках. Нужны были экстраординарные меры по ул нию системы журналистского образования. Они были предпр* ты: в 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) кадрах газетных работников», в котором предлагалась разверну система подготовки и переподготовки всех категорий руковод щих и рядовых работников печати: — работников центральных, республиканских, краевых и — среднее звено этих газет, а также редакторов крупных ра — работников для профпечати готовит газетное отделен — редакторов районных газет, а также фабрично-заводсет — литературные и технические кадры обучают литфаки, Кроме того, предполагалось развернуть широкую систему, реподготовки кадров на 2—3-месячных курсах при КИЖе, на сах марксизма, в Институте литературы и языка (ЛИЯ) Кома* демии, комвузах и радиоцентре. В соответствии с постановлением по всей стране была разве нута система институтов журналистики, отделений при комвуз техникумов, школ и курсов для подготовки газетных кадров. Одновременно меняется и направление обучения. Государстве^ ный институт журналистики переименован в 1930 г. в КИЖ — '. мунистический институт журналистики. Это не было формально изменение названия, оно означало, что основным в преподав нии стали не профессиональные дисциплины (им отдавалась все! шестая часть учебного времени — три дисциплины), а идеолог ческая партийная подготовка, выработка «классового чутья», ум<$ ния точно следовать за партийными директивами. Напомним, в прежних планах половину учебного времени (а на старших сах до 70%) студенты занимались профессией, хотя идеологиче кий уклон тоже был силен. Но в условиях, когда после отмеь нэпа экономические регуляторы народного хозяйства переста действовать, остался один рычаг — идеологическое принуждение. Поэтому обучение журналистов—пропагандистов и агитаторов новых социальных преобразований было поставлено во главу угла. Исследователи печати приводят высказывание И. В. Сталина, которое стало магистральным при обучении журналистов: «Некоторому минимуму техники журналистики обучать их, конечно, надо. Но основное не в этом. Основное в том, чтобы они выработали в себе чутье журналиста-общественника, без которого корреспондент не может выполнять свою миссию и которое не может быть привито какими-либо искусственными мерами обучения...»* Указание вождя легло в основу формирования учебных планов, в том числе и созданных журналистских институтов в Ленинграде (1931), Харькове (Всеукраинский КИЖ), Минске (1932), Алма-Ате (1934), Свердловске и Куйбышеве (1936). Обучение в вузах сопровождалось идеологическими чистками кадров, изгнанием «чуждых социализму элементов», «уклонистов от генеральной линии партии». В московском КИЖе в результате сменился почти весь преподавательский состав. Опытные профессионалы заменялись слушателями Института красной профессуры. Основной базой подготовки кадров для советской печати до 1938 г. оставался институт в Москве. В 1931 г. он получил статус всесоюзного и стал называться ВКИЖ. В 1934 г. его структура была такова: — трехгодичное отделение для подготовки редакторов район — трехмесячные курсы для подготовки и переподготовки ру — одногодичные курсы подготовки руководителей комсомоль — сектор заочной подготовки и переподготовки для руководи Заочной учебой было охвачено до 2000 журналистов. Аналогичная система была и в других КИЖах. Помимо поименованных в постановлении «О кадрах газетных Работников» вузов (КИЖи, ЛИЯ Комакадемии, Высшая школа профдвижения) кадры для печати готовили Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), созданный на базе гуманитарных факультетов МГУ, Редакционно-издательский инсти-
* КПСС о средствах массовой информации. М., 1979. С. 149.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |