Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистское образование и культура учебного труда 2 страница





* Цит. по: Таповов В. П. Указ. соч. С. 40.


 




тут (РИИН), в который вошло и литературное отделение этнс гического факультета МГУ. Впоследствии этот институт влился Московский полиграфический институт, где есть редакционное дательский факультет.

Высшая партийная школа и редакторское отделение Курсов ма ксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б), институты красной профе готовили высший командный состав печати.

Газетные техникумы работали в Москве, Ростове-на-До* Харькове. Соответствующие отделения совпартшкол были в Ор Мичуринске, Пензе, Костроме и других городах.

Вот весьма характерный для 30-х годов перечень дисцищц областного комвуза им. Варейкиса Центрально-Черноземной ласти. Среди 18 курсов большинство политизированных: истор| РКП (б), Коминтерна, диамат и ленинизм, история большевис кой печати, печать в социалистическом наступлении, учение Ма кса, Ленина, Сталина о печати, печать как орудие социалистиче кого строительства, печать и оборона. Ясно, что задачи воет ния журналистов активными бойцами партии, идеологичес)! закаленными выполнялись истово. Прочные профессионалы знания отодвигались на задний план. Страна переживала пери<| сталинского идеологического прессинга.

Университетская система подготовки журналистов*

Многоуровневая система подготовки и переподготовки га ных работников, идеологических кадров для печати существо! до самой войны, до 1941 г. Только Московский КИЖ был закрь 1938 г. по причинам, не выясненным до конца. В годы войны по,и товка военных корреспондентов велась на специальных курсах. Щ

Но уже в ходе Великой Отечественной войны началось форм| рование университетской системы подготовки журналистских i ров. В 1941 г. институт журналистики в Свердловске вошел на щ вах факультета в состав Уральского государственного университеп В 1944 г. факультет журналистики создан в Белорусском универси те, в 1946 г. открылось отделение журналистики в Ленинградскс в 1947-м — в Московском университете.

В 40-е годы на филологических факультетах появились отдел ния и кафедры журналистики в Азербайджанском, Вильнюсском, ' захском, Киевском, Львовском, Ташкентском и Харьковском универ тетах, там, где и прежде была налажена институтская систе*

* Этот раздел написан в соавторстве с А. А. Ширяевой (см.: Свитич Л. Ширяева А. А. Указ соч).


подготовки журналистов. Одновременно появляются соответству­ющие отделения в составе партшкол.

Почему же после войны не возобновилась прежняя институт­ская система журналистского образования? Почему стала разви­ваться и затем преобладать университетская? На этот вопрос нет однозначного ответа. Первое, что очевидно, — идеологическая под­готовка в ущерб профессиональной, которая практиковалась в 30-е годы, не способствовала профессиональному качественному росту работников печати. Требовалось более фундаментальное образова­ние. Глубокую и широкую гуманитарную подготовку давали имен­но университеты.

Открытие отделений журналистики в рамках филологических факультетов (тем более что во многих из них читались курсы по журналистике) позволило улучшить языковую подготовку журна­листов. Возможности других факультетов университета привлекали квалифицированных преподавателей к чтению курсов по филосо­фии, политэкономии, психологии и этике, эстетике, логике, дру­гим фундаментальным курсам.

Традиции университетского образования положительно влия­ли на развитие культурного уровня студентов, прививали исследо­вательские навыки, учили искусству работы с литературными ис­точниками. Сыграло свою роль и то, что соединить ресурсы бывших институтов и университетов (кадровые, материальные и финансо­вые) в условиях войны и послевоенной разрухи было легче.

Возможно, повлияло и то обстоятельство, что после репрес­сий 30-х годов, перестрадав и победив фашизм, освободив Евро­пу, советский народ почувствовал себя более свободно, стал ме­нее терпим к жестким идеологическим нормам и партийному дик­тату. Поэтому старые формы организации, в том числе и в области образования, уже не могли быть восстановлены после войны в прежнем виде. Власти понимали это. Началась демократизация жур­налистского образования, которая выразилась в переносе центра обучения журналистов в менее политизированные по сравнению с партшколами и институтами университеты. Вероятно, какое-то влияние оказало и то, что в Европе и Америке подготовка журна­листов издавна велась в университетах.

Короче говоря, было достаточное количество факторов, по­влиявших на то, что после войны в стране преобладающей стала университетская система журналистского образования, дополнен­ная партийной подготовкой и переподготовкой руководителей ре­дакций в рамках Высших партийных школ (ВПШ).

Итак, история университетского журналистского образования началась в послевоенное время и ее родоначальниками выступили


те города и регионы, где до войны уже сложилась институте! система подготовки.

Создание отделений журналистики на базе филологичеы факультетов во многом определило то, что в первые годы их cj ствования основу учебных планов составляли традиционные дологические дисциплины.

В те годы были широко представлены курсы по литературе языку. Приведем для примера план МГУ: введение в языкознан! история русского языка; современный русский язык; старослав* ский, латинский и иностранный языки; введение в литературо! дение; введение в советскую литературу; русская, советская и,. рубежная литература. Общественные дисциплины включали осне вы марксизма-ленинизма, политэкономию, диалектический исторический материализм, историю философии, экономичен и политическую географию СССР и зарубежных стран. Цикл ис рических дисциплин включал историю древнего мира, исторш новейшего времени, историю СССР.

Таким образом, степень фундаментальности подготовки, обес печенная к тому же высоким уровнем преподавания университе, скими профессорами, была на порядок выше той, которая обеей печивала учебный планы довоенных институтов журналистики, вот количество профессиональных и практических дисциплин первые годы становления отделений журналистики в рамках унии верситетов было невелико. В дипломах первых выпускников знач! лись история журналистики и большевистской печати, теория практика советской печати.

В какой-то степени близкими к профессиональным дисциплин нам можно отнести логику, психологию и историю международ-» ных отношений. Но были и спецкурсы, например «Основы ста­линского учения о языке», и спецсеминары по выбору. Студенть направлялись на производственную практику, защищали курсо-| вые и выпускные работы.

Итак, в 50-е годы начала формироваться и в общих чертах оп-| ределяться система подготовки журналистов в университетах.

В 1954 г. открылся факультет журналистики во Львовском уни-^ верситете. Но особенно бурный рост новых отделений и факульте-; тов журналистики начался в 60-е годы — годы хрущевской «отте-; пели». Открылись новые отделения и факультеты в Воронежском,* Дальневосточном, Иркутском, Казанском, Кишиневском, Ростовском1- и других университетах.

В ведущих вузах появились новые кафедры. Более основательно стал изучаться процесс производства газет, техника газетного дела, полиграфическое дело. Читался курс «Технология полиграфичес-122


кого производства». Студенты знакомились с этим практически в ходе выпуска учебной газеты в типолабораториях, проходя произ­водственную практику в редакциях, стали изучать стенографию, машинопись, фотодело.

К середине 60-х годов началась подготовка, сначала в МГУ, потом и в других крупных университетах, журналистов для радио и телевидения. Вышли первые учебники и учебные пособия по теле-, радиожурналистике.

Весьма заметной вехой в журналистском образовании стал 1972 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В ходе его реализации в 1973 г. Мин­вуз утвердил новый типовой учебный план по специальности «Жур­налистика». В нем появились новые дисциплины: литературно-ху­дожественная критика; теория литературы; современные пробле­мы экономики, науки и техники; журналистское мастерство. Обязательным был выпуск учебных газет, радио- и телепрограмм. Была предусмотрена специализация студентов для работы в газе­тах и журналах, в радиовещании и на телевидении, специализа­ция по редактированию массовой литературы, литературно-худо­жественной критике, теории и практике перевода.

Новый этап в развитии журналистского образования связан с выходом в январе 1975 г. постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров». После постановления ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1930 г. «О кадрах газетных работников» это первое за столь долгий период партий­ное постановление, специально посвященное проблемам журна­листского образования.

В результате в новый типовой учебный план были внесены су­щественные изменения. Появились курсы «Введение в журналис­тику», «Критика теории и практики буржуазной журналистики», «Научные основы пропаганды и методы идеологической работы», «Партийное и советское строительство». Усиливалась экономичес­кая подготовка студентов. Она стала более фундаментальной. Лек­ции по экономике отдельных отраслей народного хозяйства были заменены двумя курсами: «Основы экономики» и «Научные осно­вы управления и планирования народного хозяйства». Впервые в типовой учебный план были введены дисциплины «Социальная психология» и «Методика конкретно-социологических исследова­ний и печать», которые до этого уже были в учебном плане МГУ. Постановление «О мерах по улучшению подготовки и пере­подготовки журналистских кадров» открывало новые возможнос­ти и в плане расширения форм подготовки журналистов. В нем


предусматривалось открытие специального отделения для pat ников редакций, специалистов разных областей народного хоз* ства, имеющих высшее образование и проявивших литератур*, способности, со сроками обучения по дневной форме до 2 и вечерней до 3 лет. Такие отделения открылись в 1976 г. на факуа_ тетах журналистики МГУ, ЛГУ и УрГУ. В эти же вузы стали переи водить студентов из университетов национальных республик, теху которые проучились три курса на филфаке на родном языке.?|

На факультетах журналистики были расширены подготовитель-! ные отделения для рабочей и сельской молодежи. От 30 до 505 общего состава принимаемых на факультеты формировалось за сче. «рабфака». И хотя это было главным образом связано с кадровой политикой партии, строго следившей за социальными характер! стиками обучающихся, такие отделения действительно помога... рабочей и сельской молодежи, демобилизовавшимся из армш компенсировать недостатки в знаниях и поступить в университет,!

В это же время было открыто международное отделение на фа|| культете журналистики МГУ. В отличие от МГИМО здесь постав­лена задача готовить журналистов, пишущих на международные темы для нашей аудитории. На отделения принимались только юно-;, ши, москвичи, по представлениям характеристик райкома ВЛКСМ?

С 1976/77 учебного года введен творческий конкурс для абиту­риентов факультетов журналистики.

В 80-е годы усиленное внимание уделялось практической под* готовке журналистов. Появился курс «Журналистское мастерство»,] развивались формы индивидуальной работы студентов. Совершен-^ ствовалась система учебной и производственной практики, для eejj проведения сложилась система базовых редакций, были разрабо-j таны четкие программы практики, дневники и формы отзыва ре-* дакции о ее прохождении. Итоги подводились на «Днях практики».! Для первокурсников вводилась ознакомительная практика, в ходе | которой студенты узнавали о работе предприятий, учреждений*; общественных организаций, многотиражных и районных газет.

В учебных планах появился новый курс «Технология журналист­ского творчества», в рамках которого велось обучение методам' журналистской работы. Стали активно использоваться новые ме­тодики, действенные формы обучения, деловые игры, моделиро­вание профессиональных ситуаций, упражнения и т.д.

На всех этапах в учебном процессе участвовали журналисты-практики, высоквалифицированные специалисты. Их привлекали к проведению творческого конкурса, чтению лекций, ведению спецсеминаров, организации творческих мастерских, руководству!


курсовыми и дипломными работами, производственной практи­кой. Стали заключаться договоры о творческом сотрудничестве редакций и факультетов журналистики.

В 1982 г. приняты новые типовые и индивидуальные учебные пла­ны, в которые входил фундаментальный теоретический курс «Ос­новы журналистики».

Очередная рубежная дата — начало перестройки. Подготовка журналистов велась к этому времени в 23 университетах страны, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, Московском институте международных отношений (МГИМО), Университете дружбы народов им. П. Лумумбы, Мос­ковском и Украинском полиграфических институтах, Военно-поли­тической академии им. В. И. Ленина и Львовском высшем военно-политическом училище.

Число студентов-журналистов составляло более 15 000, в том числе более 6000 — на дневном отделении. В среднем на первый курс поступало около 3000 человек, в том числе более 1200 — на дневное отделение. От 30 до 50% первокурсников составляли слуша-тели подготовительного отделения из молодых людей из рабочих семей, производственных коллективов. Творческий конкурс, формы которого были весьма разнообразны и совершенствовались, давал возможность для отбора наиболее одаренных абитуриентов. В 1983 г. при участии авторов данного раздела была разработана квалифи­кационная характеристика по специальности «Журналистика».

Созданы новые базы подготовки в Грузии, Армении, Прибалтий­ских республиках.

В связи с открытием новых направлений на отделениях журна­листики укреплялась материально-техническая база, появились теле- и радиостудии, полиграфические лаборатории. Улучшилась техническая оснащенность уже существующих учебных комплек­сов, были оборудованы лингафонные кабинеты, компьютерные

классы.

К этому времени на основных факультетах и отделениях жур­налистики сложилась следующая номенклатура кафедр: кафедры теории и практики журналистики, журналистского мастерства, истории журналистики, стилистики и литературного редактиро­вания, телевидения и радиовещания, производства и оформления газеты, редактирования и книгоиздательского дела. Практически на всех факультетах стали издаваться учебные газеты.

Девяностые годы у всех на памяти. В эти годы Россия пережива­ет самые сложные и переломные моменты. Изменилась система


государственного устройства. Трансформировалась система сред массовой информации. Отменена цензура. Пресса стала более ев бодной, хотя определенные формы зависимости остались и явились новые.

Многократно увеличилось число изданий и программ. Расг. рилась тематика и специализация изданий. Оживилась репор екая и расследовательская журналистика. Пресса стала на коммеД ческие рельсы. Появились многочисленные специализированна рекламные издания, соответствующие службы в редакциях. Га и журналы перешли на компьютерный набор и цвет. Резко чилась потребность в журналистских кадрах. Стали востребова новые профессии: рекламиста и газетного менеджера, продюсер компьютерного дизайнера, а также журналисты разных специа заций, в том числе для сетевых СМИ.

Все эти процессы в журналистике существенно изменили ci туацию в журналистском образовании. Быстро стали возникать < вые отделения и факультеты журналистики в университетах, пе институтах и других вузах. Появились факультеты журналистики!. рекламы в коммерческих учебных заведениях. Например, в Мое* началась подготовка журналистов в ряде государственных педа гических вузов, Московском гуманитарном институте им. Даш* вой, Эколого-политологическом институте, Экстерном гуманитар ном университете, Институте международного права и эконол ки им. А. Грибоедова, Институте телевидения и радиовещания и, Аналогичные учебные заведения созданы в Санкт-Петербург Екатеринбурге, Самаре и других городах.

Сейчас в России более сотни государственных и коммерче вузов готовят журналистов разных профилей, работников реклам! и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов | области журналистики и рекламы.

Кроме того, возродилась форма среднего специального образ вания в рамках журналистских колледжей и лицеев. Открылись ко мерческие формы подготовки и в государственных вузах.

Естественно, новая информационная ситуация заставила и тра-| диционные государственные базы подготовки кардинально пер смотреть свои учебные планы. В 90-е годы появились Государсп ные стандарты по направлению и специальности «Журналисп ка», в которых помимо существующих прежде дисциплИ1 предусмотрены курсы по правовым основам журналистики, сощН ологии журналистики, психологии журналистики, этике npo(j сии, экономике СМИ, по рекламе и паблик рилейшнз. Усилился блок дисциплин по зарубежным средствам массовой информации


пОявились курсы «Введение в мировую журналистику», «Зарубеж-Hbie СМИ», «Международное гуманитарное право».

Во многих университетах началось обучение новостной, ана­литической, расследовательской журналистике, введены соответ­ствующие специализации. Открылись кафедры зарубежной журна­листики там, где их прежде не было, появились кафедры маркетин­га СМИ, рекламы и паблик рилейшнз, дизайна, обеспечивающие подготовку специалистов этого профиля.

Запросы редакционной практики потребовали особого внима­ния к подготовке на факультетах журналистов—политологов, эко­логов, специалистов, способных работать в деловой прессе, женс­кой, детской, церковной, сетевой журналистике, обучению буду­щих ведущих теле-, радиопередач и т.п.

Еще большее внимание стало уделяться технологии журналист­ской работы, причем по разным специализациям. Кардинально улучшилась подготовка студентов в области владения компьютер­ными технологиями. Практически во всех университетах оборудо­ваны компьютерные классы, имеется доступ в Интернет.

Новым явлением современной системы образования стала ран­няя профессионализация студентов. Теперь они нередко начинают работать в редакциях уже во время учебы. Таким образом, произ­водственные практики меняют свое направление и формы органи­зации, становятся, по сути, непрерывными. Конечно, этот про­цесс имеет свои плюсы и минусы.

Государственное распределение заменилось свободным устрой­ством, поиском своего места на рынке труда в зависимости от квалификации.

Принципиальное изменение университетской системы обра­зования связано с появлением возможностей двух-трехуровневой системы подготовки: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), ма­гистр (2 года после бакалавриата). Разработаны Государственные образовательные стандарты по всем этим ступеням обучения. Рас­ширилась возможность для приема в магистратуру специалистов с Другим высшим образованием. Некоторые вузы уже перешли на новую систему подготовки журналистов, хотя большая часть их сохраняют традиционную пятилетнюю форму обучения, посколь­ку она себя в целом хорошо зарекомендовала и оправдывает. Коро­че говоря, университетская система постоянно развивается.

В последние годы расширяются и углубляются связи с зарубеж­ными вузами, которые готовят журналистские кадры, и с исследо­вательскими центрами в области журналистики. Стало рядовым явлением чтение лекций для студентов российских вузов специа-


листами из Америки и Европы. Издавна Московский, Санкт-1 тербургский, Уральский, Воронежский, Ростовский и факуль* ты журналистики других вузов обучают иностранных студентов, чаще проводятся совместные с зарубежными коллегами исслед вания, научные конференции, обмен студентами.

Вводится система тренингового обучения студентов, выпу газет в режиме редакционных условий с использованием компъ терных технологий в учебных студиях, обучение их оперативно\ поиску и подготовке информации к публикации.

В учебные планы включены курсы политологии, культ гии, истории цивилизаций и религии. Появился прежде не су ствовавший в учебных планах цикл естественно-научных дисвд лин, чтобы специалисты в области этих наук могли лучше пре| ставлять общие закономерности развития Земли и Вселенно| Большее, чем прежде, внимание стало уделяться и философа дисциплинам, социальной психологии, социологии, праву и ке. Профессиональные дисциплины тоже стали более фундамей тальными, системными и в то же время нацеленными на под товку практика-профессионала.

Таким образом, у нынешних студентов есть все возможное! получить широкое фундаментальное образование (чем выгодно < личается российская система обучения от американской, напр» мер, которая предполагает свободный выбор дисциплин гуманк тарного курса), сочетающееся с основательной и современно практической подготовкой. Только нужно не лениться и во вреи учебы в вузе брать те знания, которые дают его преподавательски! состав, богатые библиотеки, постоянная практика в редакция И в этом поможет знание некоторых правил рациональной орг низации учебного, умственного труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.