Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные проекты развития туризма в регионе Балтийского моря




Весной 1999 года началась реализация комплексной программы сотрудничества между Стокгольмом, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в сфере поддержки туристской деятельности, позволившей изучить опыт развития въездного туризма, накопленный Стокгольмом, и адаптировать его к российским условиям. С 1999 года на постоянной основе Представительство организует информационные семинары, круглые столы, конференции, пресс-конференции, предоставляются информационные материалы и проводятся консультации для отраслевых организаций Северо-запада России в сфере делового и экскурсионного туризма.
23 – 25 сентября 1999 года состоялось участие корпоративного стенда Санкт-Петербурга в Скандинавской туристской выставке, организованного в рамках комплексной программы поддержки туризма в регионе Балтийского моря при содействии Северо-западного отделения Российской ассоциации туристических агентств. Выставку посетило более 100 специалистов из России, а на петербургском стенде работали 27 компаний, представляющих туристскую индустрию города.

В декабре 1999 - январе 2000 года совместно с Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга в рамках программы “Балтийская палитра” (Baltic Palette) проводилось маркетинговое исследование в области въездного туризма. Впоследствии результаты исследования по трансграничным туристическим рынкам были использованы в качестве платформы для планирования дальнейших действий по развитию туризма в регионе Балтийского моря, в частности, в таких проектах как "Балтийские мосты" (Baltic Bridges/SWEBALTCOP) и "Развитие туризма в Балтийском регионе"(Baltic Tourist Destinations/SWEBALTCOP), а также “Королевская дорога” (King’s Road / Tacis).

23-25 мая 2000 года в Женеве, на Европейской выставке делового и инсентивного туризма EIBTM, Стокгольм и Санкт-Петербург были представлены на стенде “Центры туризма региона Балтийского моря” (Baltic Sea Destinations), организованном проектом в партнерстве с Союзом Балтийских городов (Union of the Baltic Cities, UBC). За дни работы выставки стенд посетили более ста руководителей и специалистов, организующих корпоративные мероприятия, представителей туристских компаний и прессы из тридцати стран мира.

В августе 2001 года в рамках проекта "Развитие туризма в Балтийском регионе" выпущен статистический сборник "Стокгольм - Санкт-Петербург. Развитие туризма" (Stockholm - St. Petersburg. Tourism Development). Сборник описывает тенденции развития въездного туризма в статистических показателях, фактах и иллюстрациях, что впервые позволило сопоставить данные по размещению туристов, транспорту, достопримечательностям и другим показателям в обоих городах. Сборник подготовлен Стокгольмским комитетом статистических исследований (The Stockholm Office of Research and Statistics) совместно c Представительством Стокгольма в Петербурге и Комитетом государственной статистики Санкт-Петербурга.
В ноябре 2001-августе 2002 года проводилось маркетинговое исследование по развитию выездного туризма на Северо-западе России в Швецию. В ходе исследования были рассмотрены как общие тенденции развития туризма, так и интерес среди российских туристов к достопримечательностям острова Юргорден (Djurgården). На основе рекомендаций по результатам исследования Ассоциацией предприятий Королевского Юргордена (Royal Djurgården Society) была разработана комплексная маркетинговая программа по продвижению туристических услуг на российском рынке.

Комплексный проект "Королевская дорога в Южной Финляндии" осуществляется, начиная с 1996 года с участием региональных союзов Варсинайс-Суоми, Уусимаа, Восточной Уусимаа и Кюменлааксо, а также около 40 коммун этого региона, число предприятий-партнеров в 2000 году достигло уже приблизительно 120. Помимо средств на региональное развитие "Королевская дорога" получает на свою деятельность финансирование от ЕС.

Помимо сотрудничества с Балтией "Королевская дорога" традиционно сотрудничает с другими северными странами и организациями "Королевских дорог" Швеции и Норвегии. В последнее время это сотрудничество на шведском направлении страдало дефицитом ресурсов, но ситуация решается, в частности, благодаря совместному проекту, на финансирование реализации которого будет подана заявка в Фонд культуры Северных стран.

С начала 2001 года в рамках программы ТАСИС начат совместный проект "Королевской дороги", Стокгольма, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Центра развития туризма Финляндии под названием "Королевская дорога России", имеющий основной целью включение в комплекс Королевской дороги участка этой исторической дороги, проходящей по территории России от границы с Финляндией до Выборга и Санкт-Петербурга. Бюджет проекта составляет около 1,4 млн. марок, из которых 714000 марок предоставляется программой ТАСИС. Проект "Королевская дорога Россия" - это проект по созданию туристических продуктов и маркетингу культурного туризма. Ответственной стороной проекта являет региональный союз Уусимаа, основной консультант - АО "Развитие туризма Южной Финляндии". Цель работы по созданию туристических продуктов заключается в реализации двух инновационных и качественных комплексных продуктов: "Столицы Королевской дороги" и "Объекты Королевской дороги". Для совместного маркетинга будут выпущены справочник и совместные рекламные проспекты, создан сайт в Интернете. Кроме этого, предполагается организация ознакомительных поездок для профессионалов и прессы, а также участие в международных маркетинговых мероприятиях. Данный проект необходимо рассматривать как часть общей деятельности по развитию туризма всего региона Балтийского моря. При своем успешном завершении он соединит Хельсинки, Санкт-Петербург и Стокгольм в туристическом плане и увеличит международную известность Королевской дороги как культурно-исторического маршрута в Северной Европе.

В Финляндии деятельность проекта "Королевская дорога" фокусируется на сотрудничестве с предпринимателями и разработке туристических продуктов. Для компаний "Королевской дороги" организуется, например, краеведческое и тематическое обучение. Разработка новых продуктов способствует появлению в регионе в большем объеме услуг, предназначенных для туристов-индивидуалов. Кроме этого, ставится цель создания новых туристических продуктов по теме "Живая история на Королевской дороге", что на практике означает более широкое появление на различных объектах Королевской дороги персонажей из истории.

"Королевская дорога" отвечает также за внешний маркетинг т.н. "большой территории" Южной Финляндии. Участвуют региональные союзы Уусимаа, Восточной Уусимаа и Кюменлааксо и регион ЕКЕС, то есть Хювинкя, Риихимяки, Хаусярви и Лоппи. Основными рыночными регионами внешнего маркетинга определены Швеция, Дания, Россия и США, где Центр по развитию туризма Финляндии продолжает свою маркетинговую кампанию Королевской дороги. "Королевская дорога" организует также общий стенд Южной Финляндии на ежегодно проводимой в Хельсинки выставке-ярмарке "Путешествие".

Королевская дорога - важнейший в Северной Европе туристический маршрут, проходящий вдоль старинного почтового тракта. Начиная с XIV-го века, дорога видела королей и их курьеров, епископов и буржуа, художников и солдат. Королевская дорога, соединявшая западные и восточные территории шведского государства, проходит от Бергена на побережье Атлантики через Осло и Стокгольм до Марианхамины, через морской архипелаг в Турку, а оттуда через Южную Финляндию продолжается до Выборга и крайней точки Финского залива Санкт-Петербурга. Первоначальная дорога частично используется и поныне. Вдоль дороги рождались усадьбы, имения, корчмы, постоялые и гостиные дворы для размещения и угощения, путешествующих по Королевской дороге. В замках-усадьбах могущественных дворянских родов останавливались и шведские короли, и русские цари. В результате такой встречи Востока и Запада родилось уникальное переплетение культур, сокровищница которого в наше время легко доступна. О богатом прошлом Королевской дороги повествуют средневековые церкви, красивые усадьбы, живописные поселения мастеров-ремесленников, идиллические портовые городки и очаровательные деревни.

Сегодня Королевская дорога - это сеть туристического сервиса, историческая составляющая которого - только часть богатейшей сокровищницы всей Королевской дороги. Встреча Востока и Запада видна также в жизни сегодняшнего дня. Королевская дорога живет активнейшей жизнью: она зовет познакомиться с достижениями искусства, науки и техники, международными культурными мероприятиями, бьющей ключом городской жизнью, погулять по пешеходным улицам, посетить бутики и торговые галереи, места развлечений и кафе, почувствовать новые вкусовые ощущения, пережить увлекательные приключения на природе.

Участок Королевской дороги, проходящий по территории Финляндии, - первый в Северной Европе туристическими маршрут, обозначенный бело-коричневыми знаками, и одновременно первая в Финляндии официальная туристическая дорога, проходящая вдоль южного побережья страны в основном рядом с современными магистралями, то есть от Хельсинки на восток по обеим сторонам шоссе Е18, а на запад вблизи от шоссе 51, 52 и Е18.

Королевская дорога предлагает разнообразнейшую программу, причем каждый может сложить свою Королевскую дорогу, включив в нее именно те составляющие, которые его интересуют больше всего. Способов путешествовать множество, уровень цен также можно выбрать самому. На Королевской дороге можно найти и живописные кемпинги, и использовавшиеся королями и царями постоялые дворы, которые еще и сейчас могут удовлетворить самого требовательного путешественника - а также все, что расположено между этими вариантами.

На Королевской дороге есть все, что Вы ожидаете от поездки на один день или от более продолжительного отдыха - и сюрпризы тоже. На путь королей легко выйти. Красивые морские архипелаги, леса и рощи, гряды холмов, озера и реки предлагают прекрасные условия для походов по природе и различных форм активного отдыха.

Не смотря на разработанные инновационные проекты, для Северо-Запада по ряду причин туризм и рекреация пока не приносят желаемого результата. Уникальные туристические ресурсы – морские, речные и озерные акватории Северо-Запада страны используются недостаточно. Из-за отсутствия унифицированной нормативно правовой базы туризма в субъектах Российской Федерации затруднена разработка совместных туристических проектов и программ. Неразвитость и недостаточно ввысоке качество предприятий туристической инфраструктуры ограничивает масштабы развития туризма. Препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов индустрии туризма является отсутствие единой для Северо-Запада России стратегии и программы развития туризма, что ведет к дублированию инвестиционных ресурсов, и как следствие, к снижению эффективности региональной инвестиционной деятельности в этом направлении.

Северо-Западному макрорегиону России необходима целевая программа развития туризма «Серебряное кольцо России», в рамках которой было бы предусмотрено создание особых экономических туристско-рекреационных зон. Основой для таких программ должны тать стратегии развития туризма в субъектах Северо-Запада России, объединенные общей идеологией и целями.

Организация особой экономической туристско-рекреационной зоны предусматривает разработку концепции и бизнес-плана, выделения приоритетных направлений, учитывающих не только сохранение и возрождение памятников архитектуры, уникальных природных объектов, но и совершенствование инфраструктуры исторических городов до уровня международных стандартов достойного туристского сервиса.

Формирование особых экономических туристско-рекреационных зон в рамках стратегической программы «Серебряное кольцо России» позволяет создать условия для саморазвития региона за счет использования возможностей туристского бизнеса. С этих позиций целесообразно рассмотреть экономические обоснования развития особых экономических туристско-рекреационных зон в депрессивных районах того или иного субъекта Северо-Запада России.

Детальная «Концепция организации международной историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России» на основе возрождения исторических городов Северо-Запада России» (далее Концепция) разработана в 2005 году ГУП НИИП градостроительства. Концепция учитывает имеющиеся в регионе туристские ресурсы, исторические, архитектурно-ландшафтные, транспортные и другие особенности Северо-Запада России.[6]

Создание и развитие особых экономических туристско-рекреационных зон, предусмотренных Федеральным Законом от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями от 19 мая 2006 года позволит формировать их как кластеры развития туристской индустрии.

Основные положения «Концепции организации международной историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России» на основе возрождения исторических городов Северо-Запада России»

Как уже отмечалось по плану Росстроя в течение 2003-2005 гг. творческий коллектив НИИПГрадостоительства (А.Д. Лаппо – директор института, Т.Н. Чистякова–руководитель темы, Т.В. Варгина – ответственный исполнитель) разработал «Концепцию организации международной историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России» на основе возрождения исторических городов Северо-Запада России». Работа выполнялась в рамках федеральных целевых программ: «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов на 2002-2010 гг.» и «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга»

Северо-Западный регион России, колыбель зарождения древнерусской государственности, хранит в себе огромные потенциальные возможности для развития культурно-познавательного, этнографического, паломнического туризма на основе более активного использования историко-культурного наследия. Только на территории Ленинградской области сохранилось более 3900 памятников истории и культуры, около 680 памятников археологии, около 100 памятников искусства, 7 крепостей, 19 монастырей. В Архангельской области только на государственной охране находятся 1595 памятников и историко-культурных центров, включающих 3034 объекта, в Республике Карелия – около 4000 историко-культурных объектов. Тысячи исторических памятников находятся на территории Псковской и Новгородской областей. Многие из них имеют статус объектов федерального значения, а ряд уникальных памятников включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большая часть историко-культурных памятников сосредоточена в малых исторических городах и поселениях региона. Активное включение этого богатого исторического наследия в хозяйственный туристский оборот – один из наиболее перспективных путей развития туризма в регионе. С другой стороны, туризм является важнейшим стимулом и фактором возрождения и развития малых исторических городов и поселений, приспособления к современной жизни.

Исходя из приоритетов федеральной и региональной политики основная цель организации историко-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России» (далее – «Серебряное кольцо») – создание современного высокоэффективного и конкурентно способного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических рекреационных услугах. Формирование «Серебряного кольца» – одно из направлений социально-экономического развития и повышения уровня инфраструктурного потенциала административно территориальных образований Северо-Запада, а также их интеграции со странами Европы.

При разработке Концепции исследовались возможные пути возрождения и устойчивого развития исторических городов, и немалое значение здесь имеют рекреация и туризм. Основными принципами формирования туристическо-рекреационной зоны федерального значения «Серебряное кольцо России» являются:

1. Сохранение богатого историко-культурного наследия Северо-Запада как важнейшего элемента национальной культуры и рациональное использование его как потенциала для развития туризма;

2.Использование разнообразных природно-климатических и ландшафтных условий, богатых водных ресурсов, уникальных природных феноменов;

3. Поддержание экономического равновесия региона, в том числе за счет развития природного (экологического) туризма на особо охраняемых природных территориях;

4. Использование сети сложившегося расселения, в том числе исторических городов и поселений, транспортной системы сообщений как урбанизованного каркаса, выполняющего инфраструктурные функции для формируемой зоны;

5. Определение границ зоны по историческим путям освоения современной территории Северо-Запада страны (из Новгорода и Ростово-Суздальской Руси) с максимальным охватом исторических городов и поселений;

6. Создание архитектурно-ландшафтных зон как элементов историко-культурного и природного каркасов территории;

7. Возрождение, приспособление к современной жизни и развития исторических городов с диверсификацией их экономической базы и укреплением финансовых основ, в том числе за счет туризма;

8. Освоение новых туристических районов, пока не вовлеченных в рекреационный бизнес;

9. Развитие международного и внутреннего туризма и отдыха как отросли экономики;

10. Привлечение отечественных и зарубежных инвестиций в реставрацию памятников, реконструкцию и строительство объектов туристической инфраструктуры.

На территории зоны «Серебряное кольцо» находится большое количество многообразных памятников истории, культуры и архитектуры всех исторических периодов Российского государства, отражающих развитие русского зодчества в русле мировой архитектуры. В их числе: шедевры народного зодчества русского Севера как яркие примеры взаимопроникновенные архитектуры и естественно природной среды; крепостные сооружения Новгородской Руси и блестящие примеры фортификационного зодчества императорской России; всемирно известные произведения зодчих всех архитектурных стилей, а также шедевры градостроительного искусства, средовой застройки исторических городов, представляющие историю русской монументальной архитектуры; непревзойденные ансамбли дворцово-парковых ансамблей и бывшие дворянские усадьбы императорской России.

Зона «Серебряное кольцо»– обширная, иерархически организованная территория, имеющая радиально-концентрическую структуру и включающая: «Жемчужное ожерелье», малое, среднее и большое «Серебряные кольца». Эти ареалы формируются на основе: историко-культурного наследия Санкт-Петербурга, дворцово-парковых музеев – заповедников «Царское Село», «Павловск», «Петергоф», «Ораниенбаум», «Гатчина», исторической части Кронштадта, города-курорта Сестрорецка («Жемчужное ожерелье»); историко-культурного наследия и природных заповедных территорий Ленинградской области («Малое серебряное кольцо»); Новгородской Псковской областей («Среднее серебряное кольцо»); достопримечательности Карелии, Вологодской, Архангельской областей («Большое серебряное кольцо»). Главный центр этой туристическо-рекреационной системы – Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург – уникальный город, в котором сосредоточены выдающиеся архитектурные памятники, богатейшее музейное наследство, вписанные в неповторимый ландшафт многочисленных островов Невской дельты и Финского залива. Его историческое прошлое привлекает не малые потоки туристов.

По привлекательности для туристической деятельности Санкт-Петербург занимает восьмое место в мире. На фоне многочисленных решений и заявлений властей о готовности всерьез заняться туристическим имиджем города и разработкой новой концепции его туристического позиционирования сохраняются существенные недостатки, мешающие Санкт-Петербургу занять ведущие позиции среди европейских центров туризма. К ним относятся:

Высокая загрязненность среды городских районов, включая центральные (выхлопы автотранспорта, ненадлежащая уборка улиц и складирование мусора);

Отсутствие необходимой туристической инфраструктуры европейского стандарта (например, полей для гольфа и других спортивных игр и развлечений);

Информационная изолированность города, недостаточное развитие рекламно-издательской деятельности, пропагандирующей туризм во всех его формах;

Отсутствие должного внимания правительства России и властей города к туристическому имиджу, недостаточное финансирование.

Очевидно, что городу на Неве нужен серьезный импульс, который позволит его историко-культурному потенциалу занять достойное место в международном туристическом пространстве.

Санкт-Петербург, используя собственный историко-культурный ресурс, может с успехом быть транзитным и распределяющим центром для всего Северо-Запада, в частности, для «Серебряного кольца». Это в значительной мере уменьшит нагрузку на исторический центр и обеспечит рациональное распределение туристов в другие архитектурно-ландшафтные зоны Северо-Запада.

Отдельные ареалы системы «Серебряное кольцо» характеризуются разными уровнями насыщенности объектами историко-культурного наследия, развитости транспортных связей и инфраструктуры туризма. Территория «Большого серебряного кольца» по сравнению с остальными ареалами отличается экстенсивным размещением историко-архитектурных памятников, памятников, разобщенностью транспортных коммуникаций, меньшей развитостью туристической инфраструктурных и опорных центра туризма – Архангельск, Вологда, Петрозаводск.

Природные оси – долины рек Северной Двины, Онеги, Пинеги, Волхова, Луги, Невы, Сухоны, Беломоро-Балтийский и Волго-Балтийский каналы, а также акватория Балтийского моря – связывают все регионы Северо-Запада, включая Калининградскую область, между собой и с ареалом «Золотое кольцо».


 

Исторические города и поселения расположены на основных планировочных осях региона, что отражает особенности освоения северных территорий. При этом на каркасных направлениях в международных транспортных коридорах находятся наиболее крупные города: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Вологда, Петрозаводск, Псков – опорные центры «Серебряного кольца», крупные транспортные узлы и одновременно центры региональных рекреационных систем. На пересечении основных транспортных магистралей, государственных границ и границ зоны сложились инфраструктурные центры Санкт-Петербург, Архангельск, Выборг, Псков, Сортавала, в которых формируются основные внешние потоки туристов.

Одной из целей концепции является развитие исторических городов за счет привлечения потока туристов. Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек. На территории «Серебряного кольца» к городам с историко-культурным наследием мирового значения относится 21 город, общенационального значения-16. Высоким уровнем сохранности историко-градостроительной среды отличаются 24 города, при этом только 7 городов – Великий Устюг, Гатчина, Павловск, Старая Русса, Печоры, Петродворец и Пушкин –– отличаются самыми ценными историко-культурным наследием и высоким уровнем сохранности исторической среды.[6; 14; 18; 47; 48]

Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.

Категория Ι - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению (например, Санкт-Петербург).

Категория ΙΙ - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды (например, Архангельск, Вологда, Тихвин, Гатчина, Петрозаводск, Великий Новгород, Псков, Кронштадт, Ломоносов, Петродворец, Пушкин, Павловск).

Категория ΙΙΙ - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.

Категория ΙV - прочие исторические города.

Исторические города и поселения «Серебряного кольца» характеризуются своеобразием и самобытностью, во многих из них наряду с редкостными памятниками архитектуры сохранилась историческая среда.

По результатам исследований, в границах зоны выделены 35 архитектурно-ландшафтных зон, обладающих определенной общностью исторического развития, уникальностью как историко-культурного наследия, так и природных характеристик. Они формируются на основе исторических городов и поселений, городов – историко-архитектурных заповедников, имеющиеся туристическо-рекреационной инфраструктуры, ареалов концентрации памятников культового и гражданского зодчества, достопримечательных мест, памятников археологии, сохранившихся народных художественных промыслов и особо охраняемых природных территорий. При этом учитываются также ежегодно проводимые праздники, фестивали, спортивные соревнования и другие событийные мероприятия, которые могут привлечь туристов.

Для определения перспектив инвестиционного развития архитектурно-ландшафтных зон сотрудниками НИИ Градостроительства проведена экспертная оценка их привлекательности по четырем показателям:

ценности историко-культурного наследия и уровню сохранности исторической среды;

доступности одним или нескольким видами транспорта;

уровню развития инфраструктуры туризма.

Рабочая группа НИИ Градостроительства провела экспертную оценку, по результатам которой были выделены три группы архитектурно-ландшафтных зон с разными уровнями привлекательности (высокая, средняя и ниже средней). Первую группу составили 17 архитектурно-ландшафтных зон, наиболее привлекательных для инвестирования, на базе которых создаются туристическо-рекреационные зоны с определением основных направлений развития по специализации и особого режима экономического благоприятствования развитию туризма и рекреации.

В ареале «Серебряного кольца» сохранились также образцы народной градостроительной культуры, глубокого понимания функциональной, пространственной и эстетической организации среды жизнедеятельности. Это многочисленные северорусские поселения Карелии, Архангельской, Вологодской и северо-востока Ленинградской областей. В настоящее время российская глубинка вызывает повышенный интерес у туристов, в том числе и у иностранных, который может быть удовлетворен в рамках системы «Серебряное кольцо».

Важное значение для возрождения исторических городов имеет их адаптация к современным экономическим условиям. Для этой цели проанализированы условия развития исторических городов по следующим позициям: транспортно-географическое положение, народнохозяйственная специализация, возможности диверсификации экономической базы с учетом возможного участия их в туристической сфере, роль в системе расселения, величина поселения по численности жителей в динамике за последние 10-15 лет. Анализ показал, что все малые города и поселки зоны «Серебряное кольцо» являются центрами районов, 17 исторических городов – крупными транспортными и инфраструктурными узлами; в 30 поселениях наблюдается стабильная демографическая обстановка.

Все исторические города и поселения приобретут дополнительные функции, связанные с развитием туризма: 35 городов как центры архитектурно-ландшафтных зон, 6 городов как опорные центры туризма и центры региональных рекреационных систем, отдельные города станут инфраструктурными центрами туризма и рекреации. Дальнейшее развитие получат сложившиеся центры санаторно-курортного лечения и отдыха.

В пределах системы «Серебряное кольцо» и в зоне ее влияния может быть сформировано множество туристских маршрутов, в том числе замкнутых круговых и радиальных. Туристско-рекреационная система «Серебряное кольцо» даст прекрасные возможности для возрождения на новом качественном уровне культурно-познавательных, паломнических и других видов туризма. Создание туристско-рекреационной зоны «Серебряное кольцо» откроет широкие перспективы для роста экономической самостоятельности исторических городов, направления средств на консервацию, реставрацию объектов историко-культурного наследия, реновацию исторической среды и будет способствовать устойчивому развитию поселений.

Однако, по мнению разработчиков проекта «Серебряное кольцо» существует проблема его реализации. Сложность проблемы развития зоны «Серебряное кольцо» заключается, прежде всего, в обширности ее территории. Протяженность зоны с запада на восток составляет около 10 тысяч километров, а с севера на юг — от 6,5 до 9 тысяч километров. К достоинствам зоны «Серебряное кольцо» можно отнести хорошие транспортные связи между опорными центрами туризма, в числе которых Псков, Великий Новгород, Вологда, Архангельск, Петрозаводск и главная жемчужина «Серебряного кольца» — Санкт-Петербург. По предварительным расчетам, в зону «Серебряное кольцо» может быть вовлечен поток туристов, который обеспечит государству доход как минимум 20 миллиардов долларов в год. Из них 40 процентов будет направлено на совершенствование инфраструктуры исторических городов и сохранение их памятников.

Таким образом, большое значение для всего Северо-Западного региона России будет иметь (в случае его принятия Правительством РФ) Федеральная целевая программа развития туристской отрасли региона, разработанная на базе концепции «Серебряное кольцо России». Главными составными элементами этой программы должны стать приоритетные инновационные и инвестиционные проекты как крупные, так и малые. К числу крупных могут быть отнесены такие стратегические инвестиционные проекты, как строительство в Санкт-Петербурге Морского пассажирского терминала на Васильевском острове и автоматизированной транспортной скоростной системы «Надземный экспресс», развитие территории острова Голландия и аэропорта Пулково и т.д. Однако важная роль должна также придаваться и относительно небольшим проектам, которые, тем не менее, в силу своей большей численности и относительной дешевизны могут быть весьма интересны как для инвесторов, так и для руководителей территориальных образований, а, следовательно, и для всей туристской отрасли региона.

Организация туристских маршрутов по объектам «Серебряного кольца»

В настоящее время на туристском рынке России существует не большое количество туристских фирм, которые занимаются продажей туров под брендом «Серебряное кольцо». Можно назвать лишь несколько фирм продающих такие туры: туристическая фирма «Полюс Северо-Запад» (Санкт-Петербург), туристическая фирма «ТЕТРА СПб» (Санкт-Петербург), туристическая фирма «Altair travel agency» (Санкт-Петербург), туристическая компания «Нордик Травэл» (Петрозаводск), туристическая фирма «СВ-Астур» (Москва), фонд развития экотуризма «ДЕРСУ УЗАЛА» (Москва), Самарский филиал Компании речного туризма Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур» (Самара), туристическая фирма «Байкал Трэвэл» (Иркутск).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.