КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения
Подшипник качения является самой распространённой стандартизированной сборочной единицей. Он представляет собой сложный узел, состоящий из наружного и внутреннего колец, сепаратора и тел качения. Телами качения являются шарики, ролики или иглы в игольчатых подшипниках. Подшипники качения обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям, что обеспечивает возможность их беспригоночной замены при износе. Кольца подшипников и тела качения обладают неполной внутренней взаимозаменяемостью, так как их собирают методом селективной сборки. Установлены следующие пять классов точности подшипников качения: 0;6;5;4;2. В механизмах, когда требования к точности вращения специально не оговорены, применяют подшипники классов точности 0 и 6. Подшипники классов точности 5 и 4 применяют при большой частоте вращения и повышенных требованиях к точности вращения (например, опоры шпинделей точных станков). Подшипники класса точности 2 используют в специальных случаях (точные приборы, высокоскоростные подшипниковые узлы). Подшипники имеют условные обозначения, состоящие из цифр и букв. Две первые цифры, считая справа, обозначают для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм внутренний диаметр, деленный на 5. Третья цифра справа обозначает серию подшипников: 1– особая легкая серия; 2 – легкая; 3 – средняя; 4 – тяжелая; 5 – легкая широкая; 6 – средняя широкая. Четвертая справа цифра обозначает тип подшипника: 0 – радиальный шариковый однорядный (в обозначении не указывается); 1 – радиальный шариковый двухрядный сферический; 2 – радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 – радиальный роликовый двухрядный сферический; 4 – роликовый с длинными цилиндрическими роликами или иглами; 5 – роликовый с витыми роликами; 6 – радиально–упорный шариковый; 7 – роликовый конический; 8 – упорный шариковый; 9 – упорный роликовый. Цифры 6; 5; 4 и 2, стоящие через тире перед условным обозначением подшипника, обозначают его класс точности. Класс 0 не указывается. Кольца подшипников приняты за основные детали. Наружное кольцо диаметром D, принято за основной вал, а внутренне кольцо диаметром d – за основное отверстие. Следовательно, посадки наружного кольца с корпусом осуществляются в системе вала, а посадки внутреннего кольца с валом – в системе отверстия. При этом поле допуска внутреннего кольца расположено в «минус» от номинального размера, а не в «плюс», как у обычного основного отверстия.
Порядок выполнения задания 1 Изучение областей применения, видов и обозначений подшипников качения [1,4]. 2 Выбор для указанного в задании соединения, исходя из условий работы, вида, номера, номинальных размеров и отклонений подшипника по таблицам 3.1 и 3.2 или в [4]. В задании внутренние кольца подшипников 6 и 13 соединяются с валом 8, номинальный диаметр соединения d = 35мм, класс точности – 6-й, режим работы – 1 – легкий, перегрузки до 150%, умеренные толчки и вибрации.
Таблица 3.1– Основные размеры подшипников шариковых радиальных
В связи с отсутствием осевой составляющей нагрузки выбирается однорядный радиальный подшипник. С целью обеспечения повышенной долговечности подшипниковых узлов в коробке скоростей станка по таблице 3.1 выбирается подшипник средней серии с диаметром внутреннего кольца d = 35мм, №307 (диаметром наружного кольца D = 80мм, ширина колец B = 21мм, радиус фаски r = 2,5мм). Предельные отклонения выбираем по таблице 3.2: d = 35-0,01; D =80-0,011; B= 21-0,12. 3 Определение вида нагружения колец подшипников по ГОСТ 3325-85 в зависимости от того, вращается или не вращается данное кольцо относительно действующей на него радиальной нагрузки. В данном случае радиальная нагрузка постоянная по направлению, а вращается внутреннее кольцо. Следовательно, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение. Таблица 3.2 – Точность размеров радиальных подшипников роликовых и шариковых
Примечания: 1. Верхние отклонения d, D и B равны нулю. 2. Отклонения ширины колец выбираются в зависимости от диаметра d. 4 Расчёт величины интенсивности радиальной нагрузки для выбора посадки внутреннего циркуляционно нагруженного кольца [1]: где R – радиальная нагрузка, кН; b – рабочая ширина посадочной поверхности кольца, мм; К 1 – динамический коэффициент, зависящий от режима работы подшипника; К 2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при сопряжении кольца подшипника с полым валом или тонкостенным корпусом (таблица 3.3); К 3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки в двухрядных или сдвоенных подшипниках (таблица 3.4) при наличии осевой силы А.
Таблица 3.3 – Значение коэффициента К 2
Примечания: d и D – соответственно диаметры отверстия и наружной поверхности подшипника; d отв – диаметр отверстия полого вала; D корп – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса. Рабочая ширина посадочной поверхности кольца составит b = B – 2 r, где B – ширина кольца; r – радиус фаски; b = (21 – 2·2,5) · 10-3 = 16·10-3 м; К 1 = 1, для легкого режима работы; К 2 =1, так как вал сплошной; К 3 =1, для однорядных подшипников. Интенсивность радиальной нагрузки для внутреннего кольца будет равной Таблица 3.4 – Значение коэффициента К 3
Примечание: β – угол контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника 5 Выбор посадок колец подшипника по таблицам 3.5…3,8. По таблице 3.5 выбирается поле допуска вала jS 6. В случаециркуляционного нагружения наружного кольца подшипника поле допусков в корпусе назначается по таблице 3.6. Квалитет точности вала определяется в зависимости от класса точности подшипника по таблице 3.7. Таблица 3.5 – Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочные поверхности вала
Таблица 3.6 – Допускаемые интенсивности нагрузок на посадочные поверхности корпуса
Таблица 3.7 – Квалитет точности валов и корпусов
Посадка наружного кольца, испытывающего местное нагружение, выбирается по таблице 3.8. Для легкого режима работы и посадочного диаметра – Ø 80 мм в неразъемном корпусе рекомендуется поле допуска отверстия Н 7. Таким образом, имеем посадочные диаметры: вала – Ø 35 jS 6 (±0,008) и отверстия Ø 80 Н 7 (+0,030).
Таблица 3.8 – Рекомендуемые посадки для колец при местном нагружении
6 Изображение в расчетно-пояснительной записке схемы расположения полей допусков посадочных поверхностей подшипников, вала и корпуса (рисунок 3.1). В соответствии с рекомендациями [3] допуск цилиндричности посадочных мест вала и отверстия не должен превышать для подшипников 0 и 6-го классов точности 1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности, а для подшипников 5 и 4-го классов точности 1/8 допуска на диаметр. Допуск на диаметр вала равен 0,016 мм, а на диаметр отверстия корпуса 0,030 мм. Соответственно допуски цилиндричности составят 0,004 мм для вала и 0,008 мм для отверстия. Шероховатость сопрягаемых поверхностей определятся по таблице 3.9. Для выбранного подшипника 6-го класса точности посадочные места должны иметь шероховатость: для вала Ra = 0,8 мкм, для отверстия корпуса Ra = 0,8 мкм, для опорных торцов заплечиков вала и корпуса Ra = 1,6 мкм. 7 Нанесение на сборочном чертеже узла посадок подшипников качения, а на чертеже вала – посадочного размера, допусков цилиндричности и шероховатости.
Рисунок 3.1 – Схема расположения полей допусков посадочных поверхностей подшипников, вала и корпуса Таблица 3.9 – Шероховатость посадочных мест валов и корпусов
Вывод. Для заданных размеров и условий эксплуатации назначены посадки колец подшипников качения с корпусом и валом, приведены схемы расположения допусков, на сборочных рабочих чертежах обозначены посадки, а на деталировочном чертеже вала - отклонения формы и шероховатость посадочных поверхностей.
Цель задания Выбрать размеры и класс точности резьбового соединения; назначить поля допусков и степени точности изготовления элементов наружной резьбы (болта) d, d 2, d 1 и внутренней резьбы D, D 2, D 1. , рассчитать исполнительные размеры наружной и внутренней резьбы.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |