Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Лексические категории: полисемия, омонимия, синонимия. Лексические и контекстные синонимы. Доминанта синонимического ряда




1. Полная и частичная омонимия. Классификация омонимов.

2. Типы лексических синонимов.

3. Доминанта синонимического ряда.

4. Контекстные синонимы. Стилистическая роль лексических и контекстных синонимов.

5. Перифраза и эвфемизм: связь с синонимией.

Задания

1. Объясните значения омонимов. Используйте при объяснении слов толковые словари и словари омонимов русского языка.

Актив, акция, байка, бесплодно, коновод, болтать, вал, визировать, галочка, гармония, грести, дача, долбить, легко, конек, лихой, простой, ясно, пика, домино, гриф, мандарин.

2. Разграничьте омоформы, омографы, омофоны.

Постой, мечи, треска, семью, рой, о кошке – окошке, под ушки – подушки, гвоздики, капель, роман – Роман, острова – острого, везти – вести, мою, гриб – грипп, видение, целую, в месте – вместе, стрелки, стать, парить, иглу, полоскать – поласкать, молот – молод, зализать – залезать, кружки, засыпал, скупая, забыт – за быт, поколочу – по калачу, переносится – переносица, уколоться – у колодца, орган, напасть.

 

3. Укажите функциональную разновидность синонимических пар (семантические, стилистические, семантико-стилистические синонимы).

1. Я по-прежнему верю в добро, в истину; но я не только верю, – я верую теперь, да – верую, верую (И. Тургенев). 2. Он не ел, а вкушал (А. Чехов). 3. Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли (А. Куприн). 4. Он подошел … он жмет ей руку … смотрят его гляделки в ясные глаза (А. Блок). 5. Настанет день – печальный, говорят! – Отцарствуют, отплачут, отгорят, – остужены чужими пятаками, – мои глаза, подвижные, как пламя. И – двойника нащупавший двойник – сквозь легкое лицо проступит лик (М. Цветаева). 6. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал – именно хохотал, а не смеялся! (О. Берггольц).

 

4. Определите типы синонимов (абсолютные, семантические, стилистические, семантико-стилистические).

Грязь – слякоть, враг – недруг, беспримерный – беспрецедентный, пополнеть – потолстеть, захватить – захапать, гардина – занавеска, грубый – топорный, гипербола – преувеличение, мокрый – влажный, умирать – погибать, жена – супруга, возражать – протестовать – перечить, существовать – жить, мыслить – думать, орфография – правописание, печаль – кручина, номинативная – назывная, светить – сиять – сверкать, новобрачные – молодые, блуждать – кружить – плутать – путаться, быстрый – молниеносный, языкознание – лингвистика, жить – проживать, бюрократ – чиновник, серый – стальной – свинцовый, кроткий – незлобливый – покорный – смирный, гарнитур – набор, сердиться – злиться, болтун – демагог – балаболка – трещотка – пустомеля – пустослов, страх – ужас, идти – шествовать – ковылять, взрослый – совершеннолетний, приставка – префикс, молодость – юность.

5. Определите доминанту синонимического ряда, укажите экспрессивно оценочные слова.

Мерзкий, гадкий, омерзительный; любить, обожать, боготворить; иноземец, чужестранец, иностранец, чужеземец, иноплеменник, немец; распоряжение, предписание, указание, приказ, директива, команда; штудировать, изучать, зубрить; спать, дрыхнуть, почивать; пища, корм, харчи, яства; питаться, есть, вкушать, кушать, жрать, уплетать, уписывать; живот, чрево, брюхо, утроба, мамона; певец, стихотворец, поэт, пиит, бард, песнопевец, скальд, бард, трубадур, баян; непривлекательный, неприглядный, некрасивый, неинтересный, безобразный, уродливый, страховидный, невзрачный, неказистый, непрезентабельный, плюгавый, непригожий; побеседовать, поговорить, переговорить, перекинуться словом, потолковать, перемолвиться, поболтать, потрепаться, покалякать.

6. Выпишите контекстные синонимы. Определите слова, используемые в переносном значении, укажите тип переноса.

1. Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные! (И. Тургенев). 2. Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария. Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет (А. Чехов). 3. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний (А. Чехов). 4. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевóчки жемчужиной? (В. Маяковский). 5. Вот меня в юности мучило желанье путешествовать, пожирать свет Божий (В. Набоков). 6. Еще в феврале синещекий изобретатель создал первый образец. Это был только грубый набросок, болванка, воплощение голого принципа, остов мечты (В. Набоков). 7. [Колвил:] Но ваши голоса так жутко, так причудливо похожи! <…> Да: как морось и роса, Заря и зарево, слепая злоба и слепота любви (В. Набоков). 8. Кострома подхватил чемоданчик, как шкатулку, и преподнес его Пете, которая улыбнулась, потому что он был набит драгоценностями, которые любят все женщины: царицы, дамы и девушки, но в то же время нельзя было назвать драгоценностями то, что было в чемоданчике (В. Нарбикова).

 

7. Выпишите перифразы и укажите обозначенные ими понятия (названия, имена). Определите роль перифрастических оборотов в создании идейно-художественной образности контекста.

Образец. Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас <…> (А. Пушкин). В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин использует перифразу “Друзья Людмилы и Руслана!”, обращаясь к своим читателям, знакомым с романтической поэмой «Руслан и Людмила». Образная перифраза заменяет описательную конструкцию “читатели произведений Пушкина”.

1. Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья (А. Пушкин). 2. Хотя мы знаем, что Евгений / Издавна чтенье разлюбил, / Однако ж несколько творений / Он из опалы исключил: / Певца Гяура и Жуана / Да с ним еще два-три романа <…> (А. Пушкин). 3. Что ж он? Ужели подражанье, / Ничтожный призрак, иль еще / Москвич в Гарольдовом плаще, / Чужих причуд истолкованье, / Слов модных полный лексикон?.. / Уж не пародия ли он? (А. Пушкин). 4. Обрадован музыки громом, / Оставя чашку чаю с ромом, / Парис окружных городков, / Подходит к Ольге Петушков (А. Пушкин). 5. Беспечной прелестью мила, / Она сидела у стола / С блестящей Ниной Воронскою, / Сей Клеопатрою Невы; / И верно б согласились вы, / Что Нина мраморной красою / Затмить соседку не могла, / Хоть ослепительна была (А. Пушкин). 6. Увы, любовник молодой, / Поэт, задумчивый мечтатель, / Убит приятельской рукой! (А. Пушкин). 7. В чаду веселий городских, / На легких играх Терпсихоры / К тебе красавиц молодых / Летят задумчивые взоры (А. Пушкин). 8. Тут Иван Николаевич поднял свечу и вскричал: – Братья во литературе! (Осипший голос его окреп и стал горячей.) Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед! (М. Булгаков). 9. Да и нехорошо, что мою мысль все время засасывает дыра в будущем, – хочу я о другом, хочу другое пояснить… но пишу я темно и вяло, как у Пушкина поэтический дуэлянт (В. Набоков). 10. Если б Остап узнал, что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни (И. Ильф, Е. Петров).

 

Тема 4. Антонимия. Структурная и семантическая классификация антонимов. Контекстные антонимы. Энантиосемия. Паронимия и парономазия. Народная этимология.

1. Структурная и семантическая классификация антонимов.

2. Контекстные антонимы.

3. Энантиосемия. Антитеза и оксюморон.

4. Паронимия и парономазия.

5. Народная этимология

Задания

1. К данным словам подберите антонимическую пару.

Бежать, бедняга, бездарность, эгоист, болезнь, мужество, забывчивость, заурядный, малодушный, удалять, верность, действительность, попасть, спать, зацвести, жара, прибавить, конкретный, ускорить.

 

2. Выпишите лексические и контекстные антонимы.

1. Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

– Не понимаю, – говорил он нам, пожимая плечами, – не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. (А. Чехов). 2. Здравствуй! Не стрела, не камень: Я! – Живейшая из жен: Жизнь. Обеими руками В твой невыспавшийся сон (М. Цветаева). 3. Полюбил богатый – бедную, / Полюбил ученый – глупую, / Полюбил румяный – бледную, / Полюбил хороший – вредную: / Золотой – полушку медную (М. Цветаева). 4. Все мы, святые и воры, / Из алтаря и острога, / Все мы – смешные актеры / В театре Господа Бога (Н. Гумилев). 5. Умным правит краткий миг, глупый знает все из книг. Умный глупому не пара. Умный груз, а глупый тара (Д. Хармс).

3. В стихотворении В. Ходасевича “Из дневника” найдите слова, которые являются языковыми (лексическими) и контекстными антонимами.


Должно быть, жизнь и хороша,

Да что поймешь ты в ней, спеша

Между купелию и моргом,

Когда мытарится душа

То отвращеньем, то восторгом?

Непостижимостей свинец

Все толще над мечтой понурой, –

Вот и дуреешь, наконец,

Как любознательный кузнец

Над просветительной брошюрой.

Пора не быть, а пребывать,

Пора не бодрствовать, а спать,

Как спит зародыш крутолобый,

И мягкой вечностью опять

Обволокнуться, как утробой.

 

4. Найдите примеры оксюморона. Определите роль этого стилистического приема в создании содержательной образности контекста.

1. О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я <…> (А. Пушкин). 2. Моя ползучая Россия, / Крылатая моя страна! (И. Северянин). 3. Прозрачен стих, как северный апрель. / То он бежит проточною водою, / То теплится студеною звездою, / В нем есть какой-то бодрый трезвый хмель (И. Северянин). 4. Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной (А. Ахматова). 5. Судьба ты моя! Роковое и грустное счастье! (М. Цветаева). 6. Из крови, пролитой в боях, / Из праха обращенных в прах, / Из мук казненных поколений, / Из душ крестившихся в крови, / Из ненавидящей любви, / Из преступлений, исступлений – / Возникнет праведная Русь (М. Волошин). 7. Теперь себя я не обижу: / Старею, горблюсь, – но коплю / Все, что так нежно ненавижу / И так язвительно люблю (В. Ходасевич). 8. Какая-то одичалая нежность сменила в нем все острое, неловкое, грубое, что недавно так мучило его (В. Набоков). 9. Мнимый сумасшедший, старичок из евреев, вот уже много лет удивший несуществующую рыбу в безводной реке, складывал свои манатки, торопясь присоединиться к первой же кучке горожан, устремившихся на Интересную площадь (В. Набоков). 10. Ей казалось, что она сама много говорит, а на самом деле, она все больше молчала, но молчала так звучно, так отзывчиво, с такой живой улыбкой на полуоткрытых блестящих губах, с таким светом в глазах, подведенных нежной темнотой, что действительно казалась необыкновенно разговорчивой (В. Набоков). 11. Пришла пора всезнающих невежд (В. Высоцкий).

 

5. Определите, в чем состоит смысловое различие паронимов. Составьте с ними предложения. Какие слова являются одновременно паронимами и антонимами?

Опечатки – отпечатки, гипотеза – гипотетичность, гниль – гнилость, гордость – гордыня, адресат – адресант, преемник – приемник, факт – фактор, новшество – новинка, эммигрант – иммигрант, добрый – добротный, верткий – вертлявый, изобретательный – изобретательский, хищный – хищнический, подпись – роспись, тупеть – тупить, уплатить – оплатить, клеточный – клетчатый, бедный – бедственный, жизненный – житейский, оклик – отклик, иголочный – игольчатый, костный – костяной, лесистый – лесной, лобный – лобовой, приметливый – приметный, дефектный – дефективный, вправить – выправить, выплатить – заплатить, надеть – одеть, нарушить – разрушить, генеральный – генеральский, обосновать – основать, оценить – расценить, предоставить – представить, комический – комичный, коренной – корневой, цветистый – цветастый.

 

6. К выделенным словам подберите паронимы. Укажите их смысловое различие и стилистическую окраску.

1. И пробуждается поэзия во мне: / Душа стесняется лирическим волненьем, / Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, / Излиться наконец свободным проявленьем (А. Пушкин). 2. Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре (М. Лермонтов). 3. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски (М. Лермонтов). 4. В хлебопашество и прочие хозяйственные статьи вне двора Пульхерия Ивановна мало имела возможности входить (Н. Гоголь). 5. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам (Л. Толстой). 6. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя (Л. Толстой). 7. Слова эти не произвели желанного действия (Л. Толстой). 8. Графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманиваньи сына и в неблагодарности (Л. Толстой). 9. Во мне первый раз поражено было эстетическое чувство, чувство изящного, первый раз сказалось оно, пробужденное красотой (Ф. Достоевский). 10. – Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода (А. Чехов). 11. [Войницкий:] Имение это не было бы куплено, если бы я не отказался от наследства в пользу сестры (А. Чехов). 12. Каким-то беспощадным, роковым холодом повеяло на Арбузова от этой черной, безличной массы [зрителей] (А. Куприн). 13. Он не любил <…> хаотичной, варварски грубой и бессмысленной жизни (Л. Андреев). 14. Среднего роста, статный, широкоплечий, Изварин был типичным казаком (М. Шолохов).

7. Определите художественно-стилистическую роль выделенных слов. Разграничьте явления паронимии и парономазии.

1. Служить бы рад, – прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 2. Солдат один отвечал “Верую” на смотру, так он так и сказал, вместо “ при Понтийском Пилате ” – “ примостився стреляти ” (А. Куприн). 3. Я русский, я русый, я рыжий. / Под солнцем рожден и возрос. / Не ночью. Не веришь? Гляди же / В волну золотистых волос (К. Бальмонт). 4. То солнечный жар, то ущелий тоска – не верь ни единой версийке. Который москит и который мускат, и кто персюки и персики (В. Маяковский). 5. Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь. Гроб. Груб. (В. Маяковский). 6. Льни! – Сегодня день на шхуне, Льни! – на лыжах! – Льнильняной! Я сегодня в новой шкуре: Вызолоченной, седьмой! (М. Цветаева). 7. Эстетизм – это красивость, а не красота, любование, а не любовь, сердитость, а не гнев… (А. Н. Толстой). 8. Еще можно было разобрать одну ветхую и загадочную строку: “ Смерьте до смерти, – потом будет поздно” (В. Набоков). 9. – Ну что, Цинциннатик, боязно? – участливым полушепотом спросил один из сверкающих слуг, наливая вино Цинциннату; он поднял глаза; это был его шурин-остряк: – Боязно, поди? Вот хлебни винца до венца … (В. Набоков). 10. Бывало, говорил жене: раз я математик, ты мат ь- и-мачеха … (В. Набоков). 11. Слова “ пуля ” и “яд” стали звучать столь же просто, как “ пилюля ” или “яблочный мусс” (В. Набоков). 12. Из дверей сарая… вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (М. Шолохов). 13. Меня тревожит встреч напрасность, / Что и ни сердцу, ни уму, / И та не праздничность, а праздность, / В моем гостящая дому (Е. Евтушенко). 14. Петя спросила: “В кого?” – только потому, что не могла говорить с Ездандуктой о своем Борисе, но зато спокойно могла говорить о Борисе вообще: о Борисе Годунове, о Борисе и Глебе, о борисе-барбарисе (В. Нарбикова).

 

8. Выпишите слова, демонстрирующие явление ложной (народной) этимологии. Определите созвучие этих слов с реально существующими лексемами.

1. Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и наконец в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский (Н. Лесков). 2. Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунстрамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом (Н. Лесков). 3. Но, по счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил (Н. Лесков). 4. – Мы на буреметр, – говорят, – смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное море (Н. Лесков). 5. Мастера ему только осмелились сказать за товарища, что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! (Н. Лесков). 6. В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, – словом сказать, на все стороны ее повернули, а видеть нечего (Н. Лесков). 7. Он в темноте и рассказал мне, что есть на свете чудесные женщины, которые позволяют себя раздевать за деньги. Я не расслышал правильно, как он их назвал, и у меня вышло: принститутка. Смесь институтки и принцессы. Их образ мне казался поэтому особенно очаровательным, таким таинственным (В. Набоков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.