Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие возраста в современной науке




Для исследования и понимания феноменологии возраста необ­ходимо уточнить понятия и категории, отражающие этот сложный процесс в науках о человеке. Традиционно выделяются два типа возраста: абсолютный, и условный.

Абсолютный возраст, то есть календарный, или хронологичес­кий, выражается количеством временных единиц (минут, часов, лет), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения.

Условный возраст, или возраст развития, определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития и уста­навливается на основе конкретных качественно-количественных признаков. Установление условного возраста - это использование периодизации как способа структурирования течения времени, выделения в нем хронологических элементов, имеющих опреде­ленное содержательное значение.

Поскольку, как отмечалось ранее, развитие человека имеет раз­личные траектории (биологический, психологический, социаль­ный, культурный векторы), то можно говорить о единомоментном существовании у человека нескольких возрастов.

Биологический возраст обусловливается состоянием обмена веществ и функций организма в сравнении со среднестатистичес­ким уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, и имеет следующие виды: скелетный, зубной, возраст полового созревания.

Социальный возраст представляет набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и со­циальной структуры общества: дошкольный возраст, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный; брачный, возраст гражданско­го совершеннолетия. При этом следует различать нормативные и фактические критерии возраста. Социальный возраст идентифи­цируется путем соотнесения уровня социального развития (овла­дения определенными социальными ролями) со среднестатистиче­ской нормой для данной возрастной группы.

Психический возраст определяется соотнесением уровня пси­хического (умственного, эмоционального и т. п.) развития человека с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Индикаторами психического возраста являются умственный (интеллектуальный) возраст, степень нравственной зрелости, психосексуальный возраст и др. Данные проявления пси­хического возраста объективно измеряемы. Но есть в психическом возрасте и субъективно переживаемые компоненты: возрастное са­мосознание, степень самореализации личности и т. п.

Индивидуальное развитие человека описывается понятиями «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл».

Онтогенез как развитие индивида, формирование основных структур психики характеризуется выделением ряда возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате ко­торых формируются соответствующие индивидуальные возраст­ные свойства - различия, И процессы, и свойства объединяются при выявлении возрастных стадий развития (детство, юношество, зрелость, старость).

Основной характеристикой периодизации жизненного пути человека является принципиальная многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. Так, биологический возраст соотно­сится со свойствами организма, социальный возраст - с положени­ем человека в системе общественных отношений, психический -с характером сенсомоторной, умственной и другой тому подобной деятельности.

Возрастные процессы гетерохронны как на межличностном, так и на индивидуальном уровнях. Межличностная гетерохронность выражается в неодновременности развития различных людей и, что наиболее важно, в неодинаковой значимости для них критериев зрелости. Внутриличностная гетерохронность - это несогласованность сроков биологического, социального и психического развития, несо­впадение темпов созревания и инволюции, например, темпов физи­ческого роста и полового созревания, а также наличие диспропор­ции между умственным возрастом и нравственным развитием.

Понятие «жизненный путь» - это наиболее широкая общена­учная категория, описывающая процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти, часто употребляемая как синоним понятий «время жизни» и «жизненный цикл». Однако их содержа­ние различно. «Жизненный путь» предполагает множество разных тенденций и линий развития в пределах одной и той же биографии, причем эти линии одновременно и автономны, и взаимосвязаны. Возраст в данном контексте связывается с ожиданием и осуществ­лением переломных событий. Иными словами, базовым при изуче­нии изменений в психике человека является изучение случая, вре­мени, последовательности жизненных событий (женитьба, смерть родителей, окончание учебы, рождение ребенка) биографическими методами.

Возрастные различия, таким образом, - это не просто следст­вие осуществления универсальных этапов онтогенеза, а результат сложного переплетения траекторий индивидуального психическо­го развития, социальной, профессиональной карьеры и брачно-семейного цикла, поворотные пункты и переходы в которых хроноло­гически могут совпадать, а могут и не совмещаться.

Поэтому при исследовании жизненного пути мы пытались синхронизировать фазы индивидуального психосоциального раз­вития личности с ее профессиональными и семейными перехода­ми, отслеживая их взаимодействие через освоение возрастных за­дач и резервов развития, включающих все направления развития, психосоциальное, профессиональное, межличностное. Учитыва­лось нами и кумулятивное воздействие предшествующих переходов на последующие.

Анализ жизненного пути и его компонентов не отрицает онтогенетический инвариант развития индивида, а проясняет ведущую исторических условий, на фоне которых разворачивается биологическое и социальное взаимодействие. Инвариантная последовательность циклов (детство, взрослость, старость) безусловно, константна, но длительность и содержание каждого из них существенно зависит от социально-исторического контекста.

Структуры жизненного пути и жизненного расписания, то есть последовательность и время наступления соответствующих им со­циальных переходов, зависят и от специфики поколения. Когортные различия сильно меняют структуру жизненного пути, что не­обходимо учитывать при его исследовании.

Таким образом, жизненный путь человека не сводится к уни­версальным закономерностям онтогенеза, даже с поправками на индивидуальные вариации, гетерохронность и разные типы. Его обуславливают совокупность социально-исторических факторов, от которых зависят стоящие перед человеком конкретные задачи развития на каждом этапе, и средства (резервы), которыми он рас­полагает.

Зарубежные исследователи, в частности Л. Р. Шеррод, О. Г. Брим, предлагают руководствоваться следующими принципа­ми изучения жизненного пути человека. Во-первых, развитие явля­ется принципиально плюралистическим: ни процесс, ни его резуль­тат нельзя считать однонаправленными или ведущими к одному и тому же состоянию. Во-вторых, развитие происходит от зачатия до смерти и характеризуется пластичностью, способностью к изме­нению, которая сохраняется на всем протяжении жизни, не ограни­чиваясь отдельным периодом. Поэтому пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано в другие. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчивать­ся в разные моменты жизни; развитие в разных областях имеет раз­личные траектории и принципы. В-третьих, не одинаково развитие разных людей. Межиндивидуальные различия определяются диф­ференциацией биосоциальных процессов, зависящих от половой, социально-профессиональной и иного рода принадлежности. И, наконец, четвертый принцип изучения жизненного пути состоит в принятии тезиса о многофакторной детерминированности разви­тия и несводимости к одной системе влияний: биологии или среды.

В современной науке, описывающей индивидуальное разви­тие, кроме понятия «жизненный путь» используются понятия «время жизни» и «жизненный цикл». Время жизни как протяжен­ность, пространство жизни является временным интервалом между рождением и смертью. Это понятие использует­ся при описании и объяснении онтогенетических, связанных с воз­растом, поведенческих изменений от рождения до смерти.

Используется для экспликации развития человека и понятие «жизненный цикл». Идея цикличности жизни подобно циклично­сти природных процессов - один из древнейших образов нашего сознания. Цикл жизни человека повторяют его потомки, циклич­ность характеризует и смену поколенийв обществе. Проявляется цикличность и в аналогии между восходящей и нисходящей стади­ями развития человека. Образ «впадающей в детство» старости («...а потом начинаешь спускаться, каждый шаг осторожненько взвеся, 50 - это так же, как 20, ну а 70 - так же, как 10», тонко под мечает Ю. Кукин) - это не просто метафора, а отражение целого ряда вполне реальных процессов ослабления сознательного кон­троля, изменения временной перспективы, снижения половой дифференциации и т. п.

Для исследования возрастного процесса на общественном уровне используются специфические понятия, категории и концеп­туальные подходы. Возрастная стратификация отражает развитие общества как процесс последовательной смены и преемственности слоев - поколений или возрастных когорт. Система возрастной стратификации включает в себя три основных аспекта: социально-демографический - возрастной состав и структура населения; со­циально-экономический - возрастная структура общественной де­ятельности; социально-политический - возрастная структура об­щественных организаций и институтов (В. В. Бочаров, 2001).

С одной стороны, возрастная стратификация предполагает систему связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций: ребенку предъявляют одни требования, взрослому - иные. С другой стороны, возрастная стратификация соотносится с классовой структурой общества и во многом произ­ведена от нее, что проявляется в особенностях жизненного пути представителей из разных социальных слоев, неодинаковости критериев социальной зрелости.

М. В. Райли обозначил основные направления взаимосвязи возрастной социальной стратификации и жизненного пути челове­ка. По мнению автора, старение состоит из нескольких взаимосвя­занных биологических, психических и социальных процессов. Вну­три каждого возрастного слоя человек активно участвует в комплексе ролей, которые последовательно влияют на способ старения человека, его способности, мотивы, установки, а также на других людей, с которыми он взаимодействует.

Члены любого возрастного слоя взаимодействуют с членами других слоев, что способствует либо сближению и взаимной социа­лизации, либо возрастной напряженности и конфликтам. Способы старения людей взаимосвязаны: структура жизненного пути влия­ет или подвержена влиянию структур жизненного пути других лю­дей, с которыми человек взаимодействует. Модели жизненного пу­ти конкретных индивидов зависят от свойств когорты, к которой они принадлежат, а также от социальных, культурных и средовых изменений, которым подвергается когорта, последовательно прохо­дя возрастные слои.

В антропологии сформировались свои понятия и категории, характеризующие возраст. Так П. Галливаром была предложена си­стема понятий для изучения традиционных обществ, которые он соотнес с социологическими. Возрастные ступени он рассматривал как стадии жизненного цикла, выделяемые и символизируемые данной культурой, достижение которых обеспечивает человеку оп­ределенный социальный ранг, или идентичность. Возрастные клас­сы - это возрастные слои населения, занимающие особое место в системе возрастной стратификации данного общества, выделяе­мые и символизируемые также и культурой. Возрастными группа­ми являются организации, основанные на хронологическом и/или условном возрасте своих членов, имеющие специфическую струк­туру, функции и знаковые средства, которые соответственно вос­принимаются и символизируются культурой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.