Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К научным представлениям о возрасте




Перемены в понимании возрастов жизни, обусловленные из­менением отношения к жизни как таковой, начавшиеся в эпоху Возрождения и подхваченные Просвещением,коснулись главным образом детства, причем, прежде всего в плане воспитания.

Мыслители Возрождения не оказали существенного влияния на развитие возрастного самосознания человека; здесь они сущест­венно «проигрывают» реформаторам педагогики - просветителям и моралистам, боровшимся с «анархией» средневекового общества за крепкую семью и «новую» школу.

Возрождение и Просвещение изменили прежде всего положе­ние детей в обществе, но это не принесло им счастья. Забота о про­свещении омрачалась жестокостью наказаний и жесткостью дис­циплины. Школа призвана была готовить к «настоящей», взрослой жизни, а стала инструментом сословных распределений, сортируя детей по «классам и разрядам» в соответствии с их социальным происхождением.

Далее изменение возрастного самосознания в истории как следствие перемен в общественном производстве, изменение харак­тера жизни и ее возрастных границ идут сразу по нескольким лини­ям. Одну из наиболее любопытных линий фиксирует развитие ли­тературы. Ее можно было бы назвать новым открытием детства, ко­торое осуществили романтики в начале XIX века. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психоло­гии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недоста­точная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предста­ла как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства (М. Эпштейн, К. Юкина, 1980). Романтический образ детст­ва явно связан с христианской традицией: христианин видит себя ребенком, взрослый должен учиться у него (С. С. Аверинцев, 1977). Итак, романтики открыли для мировой литературы детство как са­мостоятельную реальность, как мир в себе.

Для этих изменений существовали и неромантические основа­ния. Перемены затронули не только область литературы - в ней они лишь проявились, но и область педагогики, политики, эконо­мики (например, использование детского труда). Отношение ка­питалистического общества к детству достаточно показательно и может быть своеобразным индикатором отношения к возрастной проблематике вообще. С одной стороны, заинтересованность в квалифицированном рабочем и забота об образовании, с дру­гой - эксплуатация детского труда; с одной стороны, превращение возраста в экономическую категорию, с другой - взлет романтиче­ского понимания детства.

Возникновение возрастной и педагогической психологии также связано с особенностями времени. Развитие производства, его усложнение потребовали уже в конце XIX века существенно улучшить подготовку квалифицированных кадров. Возникла не­обходимость отбора наиболее талантливых и способных детей. Следствием этого стал социальный запрос к психологам - выра­ботать соответствующую процедуру измерения одаренности, от­ветом на который явились тесты французских психологов Бинэ и Симона, ставшие предпосылкой научной детской психологии. Развитие производства стимулирует научные исследования, от результатов которых во многом зависят его прогресс и, как следствие, получение прибыли, конкурентоспособность предпри­ятия. В первую голову это касается естественных наук, побочным результатом развития которых были всевозможные физиологические концепции возраста, главным образом физиологические пе­риодизации возрастного развития личности, рассматривающие это развитие преимущественно как развитие организма.

Наиболее существенные изменения происходят в XIX веке не в плане возрастной периодизации жизни, а в плане понимания су­ти отдельных возрастов: об изменениях отношения к детству уже сказано, отметим также и перемены в отношении к старости. Ста­рость как особый период развития человека исторически эволюци­онировала; при этом и фактически, и в сознании наших предшест­венников старость начиналась достаточно рано и довольно тесно примыкала непосредственно к молодости. Старость понималась не как дряхлость, а скорее как старение, которое действительно начинается у человека гораздо раньше наступления старости: выпадение волос, ношение бороды, наконец, просто лысина. Этот возраст­ной период не слишком почитался в совсем недалекие времена с ним ассоциировались набожность и болтливость, аморфный по­кой и безжизненная книжность (А. В. Толстых, 2000).

Не смотря на то что осмысление и исследование старости нача­лось давно, еще со времен Гиппократа, Цицерона и Галена, интенсивность этого процесса в Новое время была явно недостаточной; изучение старости проходило в соответствии с известным высказыванием Цицерона: «Старость есть болезнь». В конце XIX века этот тезис подвергал сомнению знаменитый французский врач, психи­атр и психолог Шарко. Он настаивал на необходимости преодоле­нии пренебреженияпо отношению к старости и тем самым сделал Францию на долгие годы центром научной геронтологии. По пути отказа от предубежденийотносительно человеческой старости по­шел в России в конце XIX - начале XX века И. И. Мечников; его идеи были поддержаны затем в советский период А. А. Богомоль­цем, А. С. Догелем, М. С. Мильманом, А. В. Нагорным, Н. Д. Стражеско и др.

Анализ работ по геронтологии того времени позволяет говорить, о принципиально новом открытии старости учеными, глав­ным в котором был взгляд на старость как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам инволю­ции, а самоцельный и особенный по своим характеристикам.

Оживление интереса к старости было обусловлено самыми различными факторами:

-демографическими- в конце XIX - начале XX века человечество стало «стареть», увеличилась доля стариков в обществе;

- экономическими - характер производства потребовал от рабо­чих квалификации и опыта, которые приходят только с возра­стом;

- медицинскими - был преодолен ряд болезней, что увеличило продолжительность жизни;

- религиозно-философскими - споры о возможности человече­ского бессмертия удивительным образом соединились с про­грессом биологической науки, от которой стали ждать науч­ных оснований вечной жизни.

В изучение истории возрастов жизни и осмысление проблем возраста все настоятельнее включаются педагогика и экономика, юриспруденция и эстетика. Наука как ведущая форма обществен­ного сознания прошлого века определила направления исследова­ния проблем возраста, которые являются приоритетными и в наше время.

Даже беглое знакомство с историческим развитием взглядов на возраст позволяет определить социальную основу и культурно-историческую детерминированность возрастных аспектов жизни человека. Не естественный закон внутри нас, не биологический ритм существования, но развертывающийся в истории процесс формирования фаз человеческой жизни - вот наиболее адекватное понимание специфики возраста.

Поэтому изменения возрастной динамики жизни человека, ко­торые рассматриваются как «современные», - это не что иное, как результат определенного исторического процесса и, одновременно, его момент, так как развитие не завершилось.

Представим лишь общие из них. Существенные изменения происходят в мире детства - этот период в начале XXI века имеет тенденцию к удлинению, поскольку все больше времени требуется человеку для развития своих способностей, овладения теми челове­ческими качествами, которых требуют социальная жизнь, экономи­ка, творчество. Одновременно детство интенсифицируется - на­пряженнее становится программа развития личности на разных этапах детства, уплотняется график воспитания и образования. Су­щественно изменяются отрочество как особая стадия развития лич­ности - переходный этап от детства к взрослости, юность, по-ново­му осмысливаются молодость и зрелость человека, которые расши­ряют свои возрастные границы. Старость также отодвигается во времени и характеризуется особой социальной активностью и по­иском конструктивных стратегий адаптации и освоения возраста.

Существенные изменения происходят внутри возрастного самосо­знания людей. Таким образом, история возрастов жизни не завер­шена; каждое новое поколение вписывает в нее свою страницу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.