Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрасты жизни в истории человечества




ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ

Многие науки пришли к пониманию того, что социальные и культурные свойства человека неотделимы от его биологических характеристик, к осознанию этого единства, обусловленного тем, что на ранних стадиях социогенеза биологическое являлось той единственной основой, на которой формировались социальные свойства человека.

Это особенно четко отражалось в феномене возраста. Ведь об­ретение определенного биологического статуса в процессе взрос­ления почти автоматически совпадало с получением нового соци­ального статуса. Таким образом, уровень биологического развития индивида коррелировал с предписанными ему социальными функциями.

В процессе социогенеза биологическое и социальное в челове­ке все более расходятся, но никогда полностью не утрачивают сво­ей взаимосвязи.

Рассматривая толерантность как моральное основание постро­ения человеческих отношений в процессе развития социума и куль­туры, мы сосредоточим внимание на форме, в которой реализуются те или иные общественныеявления в определенном социуме. Воз­раст - это универсальное социальное явление, так как везде люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, но в каждом конкрет­ном социуме, соответственно культуре, это происходит по-разному. Для каждой культуры, каждого общества характерны свои пред­ставления о возрастном процессе, о качестве и количестве выделя­емых возрастных этапов - периодов, фаз, ступеней, о социальных позициях - характеристиках, свойствах индивида, соответствую­щих тому или иному возрасту.

Кросс-культурный анализ позволяет нам выделить универ­сальные закономерности возрастного процесса, его взаимодействие с другими элементами социальной организации - социально-роле­выми, властными, брачно-семейными и другими отношениями.

Претендуя на интегральное исследование человека, мы обратились к различным дисциплинам, в зону интересов которых входит про­блема возраста - к антропологии, социологии, психологии. В дан­ной главе коротко представлены подходы, характерные для этих научных дисциплин в сфере изучения возраста, а также определе­ны точки их соприкосновения.

Но прежде чем перейти к научному анализу феномена (здесь мы будем следовать логике А. В. Толстых (см.: Л. В. Толстых, 2000)), рассмотрим формирование представлений о возрасте в ис­торическом контексте.

История возрастов жизни еще не написана. Ее создание - дело будущего; оживленный интерес к вопросам исторического разви­тия возрастных категорий жизни человека, появление работ по ис­тории возрастов жизни - все это говорит об актуальности и пер­спективах данной области знаний.

История психологии возрастов - это не только один из любо­пытнейших предметов изучения. Есть и другие аргументы в пользу привлекательности возрастной проблематики. В одной из своих книг А. Р. Лурия писал, что можно лишь удивляться тому, что мысль о социально-историческом происхождении многих психиче­ских процессов, о том, что важнейшие проявления человеческого сознания складываются под непосредственным влиянием основ­ных форм практической деятельности и реальных форм культуры, долго оставалась почти полностью чуждой психологической науке (А.Р.Лурия, 1974).

Это всецело относится и к возрастной психологии, в которой представление о социально-исторической, культурной определен­ности возрастной динамики развития личности сформировалось сравнительно недавно. Длительное время те, кому «по долгу служ­бы» вменялось научное изучение возрастных особенностей челове­ка, считали возраст естественным состоянием человека, зависящим всецело от видовых свойств его организма, особенностей психофи­зиологического аппарата.

Господство натуралистических представлений о возрастной психологии человека преобладало вплоть до 20-х годов прошлого века, когда бурное развитие этнографических исследований (К. Ле-ви-Брюль, М. Мид, Р. Бенедикт, Ф. Боас, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие) поставило под сомнение натуралистическую кар­тину возрастных изменений личности. Собранный учеными и путе­шественниками богатый этнокультурный материал позволил уста­новить важные различия между европейской цивилизацией и так называемыми «традиционными» обществами буквально по всем параметрам процесса развития человека.

То, что казалось европейцу до этого «естественным» проявле­нием законов природы, перестало быть таковым, оказалось зависи­мым от особенностей культуры, в условиях которой формируется человек, Значение этих исследований заключается в том, что они впервые убедительно показали, что длительность любого возраста, характер перехода от детства к взрослости, наличие или отсутствие возрастных кризисов зависят не от сугубо естественных причин, а определяются конкретными социальными обстоятельствами жиз­ни человека.

Исследователи обратились к сравнительно-историческому анализу возрастов человеческой жизни и обнаружили, что возраст не есть нечто неизменное и абсолютное, а в своей сущности явля­ется общественно-историческим феноменом. В частности, было замечено, что возрастные понятия во многих языках первоначаль­но означали не столько «календарные сроки», сколько обществен­ное положение, социальный статус. Например, древнерусское «от­рок» (буквально - «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин» (М. Фасмер, 1971).

В нашей психологии общественно-исторический подход к по­ниманию возраста разработан П. П. Блонским и Л. С. Выготским. Их идеи имели глубокое революционизирующее значение для всей возрастной психологии, хотя более всего они проявили себя в ее специальной части - детской психологии. Вместе с тем анализ дет­ского возраста позволяет распространить установленные особенно­сти и закономерности на весь спектр возрастов жизни человека, ибо исторически эволюционируют и по-разному проявляются в исто­рии культуры не только детство, но и молодость, зрелость и ста­рость. Таким образом, есть основания вслед за П. П. Блонским и Л. С. Выготским утверждать, что изучать следует не возрасты жизни, а историю возрастов жизни, вне и без нее анализ возрастных особенностей человека может быть только позитивным описанием наличных данностей, выйти за пределы которого можно, лишь рас­смотрев эти «данности» в их самодвижении, то есть вскрыв реаль­но-исторический, социокультурный механизм их возникновения и развития. Именно эту задачу выполняет история возрастов жиз­ни (А. В. Толстых, 2000).

Современное состояние возрастной динамики человека есть момент и результат длительной исторической и культурной эволюции общественной жизни. И сегодня возрасты жизни продолжают изменяться: меняется характер детства, юности, происходят глубинные изменения молодости, зрелости и старости. Чтобы исследовать эти возрастные перемены, обнаружить тенденции их развития обходимо изначально отразить всю историю возрастов жизни и на грани прошлого и будущего увидеть современное состояние в его полноте и целостности. Для этого следует рассмотреть историю возрастов шаг за шагом, фиксируя наблюдаемые изменения в возраст­ной организации общественных структур, трансформации возраст­ного самосознания людей и перемены форм общественного созна­ния, в которых человек рефлексирует свои представления о жизни.

Подобный анализ выходит за рамки нашего исследования, поэтому выделим только своеобразные «индикаторы» в истории возрастной психологии, которые нам удалось обнаружить на ее отдельных этапах и которые позволяют многое, хотя и не все, объ­яснить, а также приблизиться к пониманию поздних возрастов жизни и определению адекватного отношения к ним. Так, рассма­тривая возрастную проблематику в первобытном обществе, необ­ходимо считаться с его своеобразным «мифологическим» созна­нием, организующим этот специфический мир и позволяющим его понять. В таком же смысле можно говорить о «философично­сти» возрастного сознания в Античности и попытках его «магиче­ского» истолкования в Средние века. Понятно, что эти характери­стики в известной мере условны и к любому историческому вре­мени можно подойти сразу с несколькими мерками - философ­скими и этическими, эстетическими и естественно-научными, экономическими и педагогическими и т. д. Нас же интересует сфера человеческих возрастов на определенном этапе истории.

Итак, обратимся к динамике возрастов в первобытном общест­ве. Из многочисленных источников можно судить о средней про­должительности жизни в первобытном обществе: она колебалась в рамках 19-21 года. По-видимому, весь жизненный цикл индиви­да в то время умещался в пределах двух-трех десятилетий, отведен­ных на жизнь одного поколения.

На заре человечества и на ранних ступенях его культурного развития центральной фигурой общественной жизни был взрослый человек. Как отмечает польский антрополог Л. Кшивицкий, зрелый человек как знаток окрестностей и обладатель многолетне­го жизненного опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он знал, когда и где созревают плоды, как поймать рыбу, каким об­разом убить зверя и так далее, и благодаря этим знаниям был важ­нейшим связующим звеном общества. Но с наступлением старости, когда силы уже отказывались служить, знания и умения станови­лись бесполезными. Беспомощного старика бросали на произвол судьбы. Поэтому первобытные общества были обществами без стариков.

Возрастание со временем числа старых людей в первобытном обществе во многом объясняется изжитием, хотя и частичным, воз­никшего в древности обычая убивать стариков, облеченного часто в форму религиозного требования, хотя по сути мотивировавшего­ся недостатком пищи. Этим же мотивировался и столь же широко распространенный обычай детоубийства. Ребенок, как и старик, на­ходился на периферии общественной жизни.

С «приручением» огня положение стариков и детей изменяется к лучшему; возникает первое общественное разделение труда по по­ловозрастным признакам: на долю мужчин выпадает добыча средств пропитания, а женщины, дети и старики наблюдают за огнем.

Итак, первобытное общество было обществом, в котором ца­рил зрелый взрослый человек. Практически все существование че­ловека в это время было подчинено достижению зрелости. В это же время начинают вырабатываться и первые представления о возрас­тах жизни человека, первоначально органически вплетенные в обы­денную, практическую жизнь человека. Следуя за А. В. Толстых, выделившим этапы представления о возрастах жизни в истории по­колений, рассмотрим мифологию, философию, магию и научные представления о возрасте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.