КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрасты жизни в истории человечества
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ Многие науки пришли к пониманию того, что социальные и культурные свойства человека неотделимы от его биологических характеристик, к осознанию этого единства, обусловленного тем, что на ранних стадиях социогенеза биологическое являлось той единственной основой, на которой формировались социальные свойства человека. Это особенно четко отражалось в феномене возраста. Ведь обретение определенного биологического статуса в процессе взросления почти автоматически совпадало с получением нового социального статуса. Таким образом, уровень биологического развития индивида коррелировал с предписанными ему социальными функциями. В процессе социогенеза биологическое и социальное в человеке все более расходятся, но никогда полностью не утрачивают своей взаимосвязи. Рассматривая толерантность как моральное основание построения человеческих отношений в процессе развития социума и культуры, мы сосредоточим внимание на форме, в которой реализуются те или иные общественныеявления в определенном социуме. Возраст - это универсальное социальное явление, так как везде люди рождаются, взрослеют, стареют и умирают, но в каждом конкретном социуме, соответственно культуре, это происходит по-разному. Для каждой культуры, каждого общества характерны свои представления о возрастном процессе, о качестве и количестве выделяемых возрастных этапов - периодов, фаз, ступеней, о социальных позициях - характеристиках, свойствах индивида, соответствующих тому или иному возрасту. Кросс-культурный анализ позволяет нам выделить универсальные закономерности возрастного процесса, его взаимодействие с другими элементами социальной организации - социально-ролевыми, властными, брачно-семейными и другими отношениями. Претендуя на интегральное исследование человека, мы обратились к различным дисциплинам, в зону интересов которых входит проблема возраста - к антропологии, социологии, психологии. В данной главе коротко представлены подходы, характерные для этих научных дисциплин в сфере изучения возраста, а также определены точки их соприкосновения. Но прежде чем перейти к научному анализу феномена (здесь мы будем следовать логике А. В. Толстых (см.: Л. В. Толстых, 2000)), рассмотрим формирование представлений о возрасте в историческом контексте. История возрастов жизни еще не написана. Ее создание - дело будущего; оживленный интерес к вопросам исторического развития возрастных категорий жизни человека, появление работ по истории возрастов жизни - все это говорит об актуальности и перспективах данной области знаний. История психологии возрастов - это не только один из любопытнейших предметов изучения. Есть и другие аргументы в пользу привлекательности возрастной проблематики. В одной из своих книг А. Р. Лурия писал, что можно лишь удивляться тому, что мысль о социально-историческом происхождении многих психических процессов, о том, что важнейшие проявления человеческого сознания складываются под непосредственным влиянием основных форм практической деятельности и реальных форм культуры, долго оставалась почти полностью чуждой психологической науке (А.Р.Лурия, 1974). Это всецело относится и к возрастной психологии, в которой представление о социально-исторической, культурной определенности возрастной динамики развития личности сформировалось сравнительно недавно. Длительное время те, кому «по долгу службы» вменялось научное изучение возрастных особенностей человека, считали возраст естественным состоянием человека, зависящим всецело от видовых свойств его организма, особенностей психофизиологического аппарата. Господство натуралистических представлений о возрастной психологии человека преобладало вплоть до 20-х годов прошлого века, когда бурное развитие этнографических исследований (К. Ле-ви-Брюль, М. Мид, Р. Бенедикт, Ф. Боас, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие) поставило под сомнение натуралистическую картину возрастных изменений личности. Собранный учеными и путешественниками богатый этнокультурный материал позволил установить важные различия между европейской цивилизацией и так называемыми «традиционными» обществами буквально по всем параметрам процесса развития человека. То, что казалось европейцу до этого «естественным» проявлением законов природы, перестало быть таковым, оказалось зависимым от особенностей культуры, в условиях которой формируется человек, Значение этих исследований заключается в том, что они впервые убедительно показали, что длительность любого возраста, характер перехода от детства к взрослости, наличие или отсутствие возрастных кризисов зависят не от сугубо естественных причин, а определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни человека. Исследователи обратились к сравнительно-историческому анализу возрастов человеческой жизни и обнаружили, что возраст не есть нечто неизменное и абсолютное, а в своей сущности является общественно-историческим феноменом. В частности, было замечено, что возрастные понятия во многих языках первоначально означали не столько «календарные сроки», сколько общественное положение, социальный статус. Например, древнерусское «отрок» (буквально - «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин» (М. Фасмер, 1971). В нашей психологии общественно-исторический подход к пониманию возраста разработан П. П. Блонским и Л. С. Выготским. Их идеи имели глубокое революционизирующее значение для всей возрастной психологии, хотя более всего они проявили себя в ее специальной части - детской психологии. Вместе с тем анализ детского возраста позволяет распространить установленные особенности и закономерности на весь спектр возрастов жизни человека, ибо исторически эволюционируют и по-разному проявляются в истории культуры не только детство, но и молодость, зрелость и старость. Таким образом, есть основания вслед за П. П. Блонским и Л. С. Выготским утверждать, что изучать следует не возрасты жизни, а историю возрастов жизни, вне и без нее анализ возрастных особенностей человека может быть только позитивным описанием наличных данностей, выйти за пределы которого можно, лишь рассмотрев эти «данности» в их самодвижении, то есть вскрыв реально-исторический, социокультурный механизм их возникновения и развития. Именно эту задачу выполняет история возрастов жизни (А. В. Толстых, 2000). Современное состояние возрастной динамики человека есть момент и результат длительной исторической и культурной эволюции общественной жизни. И сегодня возрасты жизни продолжают изменяться: меняется характер детства, юности, происходят глубинные изменения молодости, зрелости и старости. Чтобы исследовать эти возрастные перемены, обнаружить тенденции их развития обходимо изначально отразить всю историю возрастов жизни и на грани прошлого и будущего увидеть современное состояние в его полноте и целостности. Для этого следует рассмотреть историю возрастов шаг за шагом, фиксируя наблюдаемые изменения в возрастной организации общественных структур, трансформации возрастного самосознания людей и перемены форм общественного сознания, в которых человек рефлексирует свои представления о жизни. Подобный анализ выходит за рамки нашего исследования, поэтому выделим только своеобразные «индикаторы» в истории возрастной психологии, которые нам удалось обнаружить на ее отдельных этапах и которые позволяют многое, хотя и не все, объяснить, а также приблизиться к пониманию поздних возрастов жизни и определению адекватного отношения к ним. Так, рассматривая возрастную проблематику в первобытном обществе, необходимо считаться с его своеобразным «мифологическим» сознанием, организующим этот специфический мир и позволяющим его понять. В таком же смысле можно говорить о «философичности» возрастного сознания в Античности и попытках его «магического» истолкования в Средние века. Понятно, что эти характеристики в известной мере условны и к любому историческому времени можно подойти сразу с несколькими мерками - философскими и этическими, эстетическими и естественно-научными, экономическими и педагогическими и т. д. Нас же интересует сфера человеческих возрастов на определенном этапе истории. Итак, обратимся к динамике возрастов в первобытном обществе. Из многочисленных источников можно судить о средней продолжительности жизни в первобытном обществе: она колебалась в рамках 19-21 года. По-видимому, весь жизненный цикл индивида в то время умещался в пределах двух-трех десятилетий, отведенных на жизнь одного поколения. На заре человечества и на ранних ступенях его культурного развития центральной фигурой общественной жизни был взрослый человек. Как отмечает польский антрополог Л. Кшивицкий, зрелый человек как знаток окрестностей и обладатель многолетнего жизненного опыта был объектом уважения в первобытной орде. Он знал, когда и где созревают плоды, как поймать рыбу, каким образом убить зверя и так далее, и благодаря этим знаниям был важнейшим связующим звеном общества. Но с наступлением старости, когда силы уже отказывались служить, знания и умения становились бесполезными. Беспомощного старика бросали на произвол судьбы. Поэтому первобытные общества были обществами без стариков. Возрастание со временем числа старых людей в первобытном обществе во многом объясняется изжитием, хотя и частичным, возникшего в древности обычая убивать стариков, облеченного часто в форму религиозного требования, хотя по сути мотивировавшегося недостатком пищи. Этим же мотивировался и столь же широко распространенный обычай детоубийства. Ребенок, как и старик, находился на периферии общественной жизни. С «приручением» огня положение стариков и детей изменяется к лучшему; возникает первое общественное разделение труда по половозрастным признакам: на долю мужчин выпадает добыча средств пропитания, а женщины, дети и старики наблюдают за огнем. Итак, первобытное общество было обществом, в котором царил зрелый взрослый человек. Практически все существование человека в это время было подчинено достижению зрелости. В это же время начинают вырабатываться и первые представления о возрастах жизни человека, первоначально органически вплетенные в обыденную, практическую жизнь человека. Следуя за А. В. Толстых, выделившим этапы представления о возрастах жизни в истории поколений, рассмотрим мифологию, философию, магию и научные представления о возрасте.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |