КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропологическое изучение возраста
Существует мнение, что интерес к проблеме возраста изначально возник именно в антропологии, а затем был «заимствован» другими науками, прежде всего социологией и психологией. Изучая «примитивные общества», ученые впервые столкнулись с возрастом в качестве главного структурообразующего принципа. Исследование возраста в антропологии дифференцировано по ее отраслям. Так, физическая антропология ставит задачу изучения эволюции человека, индивидуальных и популяционных изменений на базе эволюционной теоретической модели с учетом биологического, средового и культурного фактора. Центральной для исследований в физической антропологии является концепция биологического возраста, под которым понимается достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности организма, соответствующий среднему для всей популяции уровню, характерному для данного хронологического возраста (О. М. Павловская, 1985). В биологическом возрасте человека выделяется несколько видов возрастов, которые имеют свою шкалу измерения - костный возраст, возраст по телесному развитию и половому созреванию, зубной возраст. Хронологическая согласованность тех или иных проявлений индивидуального развития имеет общую тенденцию снижения по мере удаления от начальных стадий онтогенеза: временной диапазон прохождения аналогичных фаз роста и развития у растущего организма в первые годы жизни не превышает нескольких недель или месяцев, в период достижения зрелости он составляет 2-3 года, а к началу первых инволюционных изменений измеряется уже пятилетиями, при этом индивидуальные различия в аналогичных фазах старения достигают десятилетий (О. М. Павловская, 1985). Биологический возраст определяется посредством экспертной оценки, при этом используются признаки морфометрии тела, а также балльные показатели степени полового созревания, уровня стертости зубов, оссификации запястья. В подобных исследованиях биологический и хронологический возрасты оцениваются в годах. При оценке биологического возраста у растущего организма не возникает особых трудностей. Традиционно физическая антропология предполагала, что адаптация, рост и развитие происходят до молодой взрослости. В настоящее время есть все основания полагать, что адаптация, а также рост и развитие продолжаются в течение всей жизни (здесь, однако, имеет место недостаток сравнительных данных по поздним стадиям жизни человека). Фактически все физиологические системы демонстрируют возрастной упадок или инволюцию в размерах и функциях. Существует мнение, что в качестве основного принципа дефиниции биологического возраста человека следует принять не удаленность от момента его рождения, но удаленность от момента смерти. Срсдовые факторы оказывают огромное влияние на возрастные процессы. В частности, длительный стресс намного ускоряет их. Неоспоримо влияние и климатических условий: к югу повышается величина среднего периода старения. Таким образом, экзогенные и эндогенные факторы, участвующие в процессе развития и старения, не идентичны. Эволюционная логика процессов, определяющих онтогенез, связана с напряженным генетическим контролем фаз, предшествующих репродуктивному периоду; в то же время процессы старения в геноме, возможно, не закодированы. Какова бы ни была роль генов, характеризующих различия в процессе старения, различия в продолжительности жизни обусловлены, прежде всего, влиянием внешней среды. К внешней среде мы относим не только почвенные климатические условия, высоту над уровнем моря, но и главные социальные факторы: пищевой рацион, характер образования, профессию, семейные и производственные условия, перенесенные заболевания и массовые токсикомании (курение, алкоголь, пристрастие к телевидению и др.). Поэтому изучение старости предполагает изучение возрастного процесса на протяжении всей жизни, а не только после выхода на пенсию, для чего необходимо задействование объективных методов измерения биологического возраста, наиболее распространенными из которых являются поперечный, продольный, исследование близнецов и рентгенографический. Изучая традиционные общества с их институализированными возрастными группами (классами), антропологи уделяли главное внимание иерархическому аспекту возрастных отношений, которые определялись как геронтократии. Иными словами, считалось, что в них доминировали старшие возрастные страты. Более поздние исследования, однако, показали, что сам по себе возраст не гарантировал человеку преимущественного положения в обществе, определявшегося материальными и социальными ресурсами, которые индивиду удалось сосредоточить в своих руках на протяжении всего жизненного пути. Одним словом, возраст служил важной предпосылкой для социального продвижения, но не был исходной гарантией. Таким образом, рассмотрение геронтократии с позиций концепции жизненного пути делает их не столь экзотическими и дает возможность сравнивать их с современными обществами. В последних, как предполагается, старшие социальные возрастные группы также стремятся к аккумуляции и защите своих интересов путем организации различного рода сообществ. Кросс-культурные исследования к тому же акцентируют внимание на различиях, фиксируемых в традиционных культурах, между двумя категориями старых людей - «пожилых» и «дряхлых», статус которых в обществе был далеко не одинаков. В заключение отметим, что в своих ранних работах, посвященных изучению традиционных обществ с их институализированными возрастными группами, антропологи почти всегда обращались к описанию жизненных циклов исследуемых ими этносов. Любая этнографическая работа содержала главу «Жизненный цикл» и такие разделы, как «Детство», «Зрелые годы» и «Старость», в которых давалось описание норм, характерных для того или иного возраста, но сам жизненный путь - как особая единица культуры - не рассматривался. Причем в этих работах главное внимание уделялось молодежи, и лишь последние публикации посвящены изучению старших социально-возрастных групп в обществах данного типа. Подходы, направленные на изучение жизненного пути человека (индивидуальный аспект) и возрастной социальной стратификации (общественный аспект), дают новые ориентиры антропологическому изучению феномена возраста и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях. Таким образом, отличительными чертами антропологического изучения возраста являются ориентация на выявление его социокультурных вариантов и определение на базе кросс-культурного анализа универсальных закономерностей, связанных с возрастом как на общественном, так и на индивидуальном уровнях. Изучение взаимодействия между биологическим и социокультурным аспектами возраста для объяснения возрастного поведения - главный принцип, на котором строятся современные антропологические исследования. Антропология может внести особенно существенный вклад в понимание возраста в связи со становлением норм поведения, символом и ритуалом, браком и семьей, родственными отношениями, властью и конфликтом.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |