Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическое изучение возраста




Существует мнение, что интерес к проблеме возраста изна­чально возник именно в антропологии, а затем был «заимствован» другими науками, прежде всего социологией и психологией. Изу­чая «примитивные общества», ученые впервые столкнулись с воз­растом в качестве главного структурообразующего принципа.

Исследование возраста в антропологии дифференцировано по ее отраслям. Так, физическая антропология ставит задачу изучения эволюции человека, индивидуальных и популяционных изменений на базе эволюционной теоретической модели с учетом биологичес­кого, средового и культурного фактора. Централь­ной для исследований в физической антропологии является кон­цепция биологического возраста, под которым понимается достиг­нутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедея­тельности организма, соответствующий среднему для всей популя­ции уровню, характерному для данного хронологического возраста (О. М. Павловская, 1985).

В биологическом возрасте человека выделяется несколько ви­дов возрастов, которые имеют свою шкалу измерения - костный возраст, возраст по телесному развитию и половому созреванию, зубной возраст.

Хронологическая согласованность тех или иных проявлений индивидуального развития имеет общую тенденцию снижения по мере удаления от начальных стадий онтогенеза: временной диапа­зон прохождения аналогичных фаз роста и развития у растущего организма в первые годы жизни не превышает нескольких недель или месяцев, в период достижения зрелости он составляет 2-3 го­да, а к началу первых инволюционных изменений измеряется уже пятилетиями, при этом индивидуальные различия в аналогичных фазах старения достигают десятилетий (О. М. Павловская, 1985).

Биологический возраст определяется посредством экспертной оценки, при этом используются признаки морфометрии тела, а так­же балльные показатели степени полового созревания, уровня стер­тости зубов, оссификации запястья. В подобных исследованиях би­ологический и хронологический возрасты оцениваются в годах.

При оценке биологического возраста у растущего организма не возникает особых трудностей. Традиционно физическая антропо­логия предполагала, что адаптация, рост и развитие происходят до молодой взрослости. В настоящее время есть все основания пола­гать, что адаптация, а также рост и развитие продолжаются в тече­ние всей жизни (здесь, однако, имеет место недостаток сравнитель­ных данных по поздним стадиям жизни человека).

Фактически все физиологические системы демонстрируют возрастной упадок или инволюцию в размерах и функциях. Суще­ствует мнение, что в качестве основного принципа дефиниции био­логического возраста человека следует принять не удаленность от момента его рождения, но удаленность от момента смерти.

Срсдовые факторы оказывают огромное влияние на возраст­ные процессы. В частности, длительный стресс намного ускоряет их. Неоспоримо влияние и климатических условий: к югу повы­шается величина среднего периода старения. Таким образом, эк­зогенные и эндогенные факторы, участвующие в процессе разви­тия и старения, не идентичны. Эволюционная логика процессов, определяющих онтогенез, связана с напряженным генетическим контролем фаз, предшествующих репродуктивному периоду; в то же время процессы старения в геноме, возможно, не закодирова­ны. Какова бы ни была роль генов, характеризующих различия в процессе старения, различия в продолжительности жизни обус­ловлены, прежде всего, влиянием внешней среды. К внешней сре­де мы относим не только почвенные климатические условия, высоту над уровнем моря, но и главные социальные факторы: пи­щевой рацион, характер образования, профессию, семейные и производственные условия, перенесенные заболевания и массовые токсикомании (курение, алкоголь, пристрастие к телевиде­нию и др.).

Поэтому изучение старости предполагает изучение возрастно­го процесса на протяжении всей жизни, а не только после выхода на пенсию, для чего необходимо задействование объективных методов измерения биологического возраста, наиболее распространенными из которых являются поперечный, продольный, исследование близнецов и рентгенографический.

Изучая традиционные общества с их институализированными возрастными группами (классами), антропологи уделяли главное внимание иерархическому аспекту возрастных отношений, кото­рые определялись как геронтократии. Иными словами, считалось, что в них доминировали старшие возрастные страты. Более позд­ние исследования, однако, показали, что сам по себе возраст не га­рантировал человеку преимущественного положения в обществе, определявшегося материальными и социальными ресурсами, кото­рые индивиду удалось сосредоточить в своих руках на протяжении всего жизненного пути. Одним словом, возраст служил важной предпосылкой для социального продвижения, но не был исходной гарантией.

Таким образом, рассмотрение геронтократии с позиций кон­цепции жизненного пути делает их не столь экзотическими и дает возможность сравнивать их с современными обществами. В по­следних, как предполагается, старшие социальные возрастные группы также стремятся к аккумуляции и защите своих интересов путем организации различного рода сообществ. Кросс-культурные исследования к тому же акцентируют внимание на различиях, фик­сируемых в традиционных культурах, между двумя категориями старых людей - «пожилых» и «дряхлых», статус которых в общест­ве был далеко не одинаков.

В заключение отметим, что в своих ранних работах, посвящен­ных изучению традиционных обществ с их институализированными возрастными группами, антропологи почти всегда обращались к описанию жизненных циклов исследуемых ими этносов. Любая этнографическая работа содержала главу «Жизненный цикл» и та­кие разделы, как «Детство», «Зрелые годы» и «Старость», в кото­рых давалось описание норм, характерных для того или иного воз­раста, но сам жизненный путь - как особая единица культуры - не рассматривался. Причем в этих работах главное внимание уделя­лось молодежи, и лишь последние публикации посвящены изучению старших социально-возрастных групп в обществах данного ти­па. Подходы, направленные на изучение жизненного пути человека (индивидуальный аспект) и возрастной социальной стратифика­ции (общественный аспект), дают новые ориентиры антропологи­ческому изучению феномена возраста и на эмпирическом, и на тео­ретическом уровнях.

Таким образом, отличительными чертами антропологического изучения возраста являются ориентация на выявление его социо­культурных вариантов и определение на базе кросс-культурного анализа универсальных закономерностей, связанных с возрастом как на общественном, так и на индивидуальном уровнях. Изучение взаимодействия между биологическим и социокультурным аспек­тами возраста для объяснения возрастного поведения - главный принцип, на котором строятся современные антропологические ис­следования. Антропология может внести особенно существенный вклад в понимание возраста в связи со становлением норм поведе­ния, символом и ритуалом, браком и семьей, родственными отно­шениями, властью и конфликтом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.