Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антиинфляционная политика




 

В современных условиях экономику всех стран постоянно лихорадит инфляция. В силу этого важнейшим компонентом системы государственного регулирования является антиинфляционная политика, которая представляет собой совокупность мер, используемых государством для снижения инфляции.

Так как современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, то искоренение инфляции – проблема неразрешимая. Практика показывает, что в рыночной экономике нельзя устранить все факторы инфляции: бюджетный дефицит, монополию, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и т.п. В связи с этим даже в самых экономически развитых государствах мира пока научились лишь контролировать инфляцию, эффективно парировать ее наиболее чувствительные удары.

При этом различные страны с учетом специфических обстоятельств решают дилемму: бороться с инфляцией посредством радикальных мер или адаптироваться к ней. США и Англия активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация доходов, контроль роста цен и т.п.).

В нынешних условиях выделяют два подхода к антиинфляционной политике: кейнсианский и неоклассический.

Современные кейнсианцы предлагаютактивно использовать бюджетную политику – маневрировать государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

В условиях спада государство создает эффективный спрос посредством предоставления крупным фирмам госзаказов, дополнительных инвестиций, дешевого кредита. Подстегнутое ими предложение, будет расти, что и приведет к падению цен, сокращению инфляции.

Неизбежным следствием кейнсианских программ является дефицит госбюджета. Но он ни в коем случае, по мнению Кейнса, не должен устраняться дополнительной эмиссией денег. Последняя самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Он считал более целесообразным другое средство – государственные займы, которые можно погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

Неоклассики выдвигают напервый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Их программа предполагает три этапа. На первом проводится конфискационная денежная реформа, нацеленная на сокращение совокупного спроса путем изъятия из обращения “горячих денег”. Возможно также замораживание сбережений и доходов.

На втором этапе путем ограничения социальных программ, управленческих расходов и дотаций малорентабельным убыточным производствам, сокращается дефицит госбюджета. Одновременно Центральным банком проводится жесткая политика по сокращению денег в обращении, удорожанию кредита, сокращению инвестиционного спроса.

Следовательно, на первых двух этапах используются рычаги, сокращающие совокупный спрос. На третьем же этапе предлагается стимулирование совокупного предложения за счет стимулирующей налоговой политики, либерализации рынка, антимонопольной политики, поощрения малого и среднего бизнеса, приватизации, широкого привлечения иностранного капитала.

Такая антиинфляционная политика требует больших жертв и испытаний. Ее реализация сопровождается углублением спада, усилением безработицы, падением жизненного уровня населения, ростом социальной напряженности, ухудшением криминальной обстановки, утечкой капитала за рубеж. Эти беды особенно ощутимы в странах с невысоким жизненным уровнем. В таких условиях даже преодоление гиперинфляции не приводит к желаемому результату, т.к. падение спроса настолько понижает емкость рынка, что становится невыгодным организовывать новое производство, ибо и новая продукция не находит спроса. Представляется, что для менее развитых стран антиинфляционная политика не должна опираться на рецепты, резко усиливающие спад производства.

Должны быть найдены другие комбинации мероприятий, обуздывающие инфляцию. Ряд экономистов считают, что следует отказаться от борьбы с инфляцией любыми путями, а следует сделать ее и другие процессы в экономике “управляемыми”. Предлагается, отказавшись от рестриктивной монетарной и фискальной политики, напрямую воздействовать на кривую совокупного предложения. Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку отраслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно меняя бюджетную и денежную политику. Этот вариант антиинфляционной политики более эффективен и создает меньшие социальные издержки.

Таким образом, государство может использовать разные варианты антиинфляционной политики. Кроме того, в его распоряжении всегда имеется мощный арсенал средств борьбы с инфляцией. Коктейль антиинфляционных средств определяется задачами антиинфляционной стратегии и тактики, т.е. долговременной и краткосрочной политики.

Задачами антиинфляционной стратегии являются:

- гашение инфляционных ожиданий. Переломить психологию потребителей правительство может за счет, во-первых, всемерного стимулирования производства, антимонопольных мер, либерализации цен, ослабления административного таможенного контроля и т.п. Во-вторых, за счет проведения четкого, непоколебимого, пользующегося доверием у населения курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции. Если правительство регулярно сообщает населению об уровне инфляции, необходимом темпе роста денежной массы, добросовестно выполняет свои обещания, то срабатывает эффект объявления: и производители и потребители постепенно убеждаются в том, что руководство страны способно контролировать ситуацию и добиваться реализации объявленных целей. А это способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Англии, ФРГ, где в последние годы наблюдается заметное ослабление инфляционных ожиданий;

- введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель определяется долгосрочным темпом роста реального производства и таким уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того чтобы такая денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени и, самое важное, вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. “В инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить денежный лимит" – только руководствуясь этим постулатом, государство имеет шансы остановить инфляцию. Иными словами, в инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Ее осуществление по силам лишь современной банковской системе, возглавляемой независимым от исполнительной власти центральным банком, который имеет в своем распоряжении такие мощные инструменты как ставка межбанковского кредита, норма обязательных резервов, операции с государственными долговыми обязательствами на рынке ценных бумаг. Будучи рыночными, эти инструменты сохраняют определенную эластичность цен по спросу. И когда рост последнего тормозится денежными ограничениями, их влияние испытывают и цены. Потому-то введение денежных лимитов и их неукоснительное соблюдение государством может, в конце концов, действительно привести к известной стабилизации инфляционного процесса. Об этом свидетельствует, например, развитие экономики США и Англии во второй половине 80-х годов.

При этом следует отметить, что денежные ограничения в высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор, и отсутствуют работоспособные рыночные инструменты, намного труднее. В такой экономике немедленное установление жестких лимитов на прирост денежной массы вызывает не столько стабилизацию цен, сколько лавинообразное сокращение объемов производства. Это означает, что переход к антиинфляционной денежной политике должен осуществляться постепенно, параллельно с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры;

- сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить путем увеличения доходов и уменьшения государственных расходов. Более предпочтительным является второй вариант. Ведь закручивание налогового пресса в лучшем случае может принести лишь сиюминутный антидефицитный результат. В долгосрочном плане такая политика обычно оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического развития, значит и сокращением поступлений в государственный бюджет. Следовательно, антидефицитные и антиинфляционные резервы, лежащие на стороне налогообложения, в принципе ограничены. Поэтому основная нагрузка ложится на уменьшение государственных расходов. Однако следует иметь в виду, что сокращение бюджетных ассигнований – процесс сложный, требующий продолжительного времени. Никакие масштабные одномоментные ампутации тех или иных статей бюджета будут недопустимы, т.к. внезапный отказ государства от выполнения своих обязательств перед экономикой и населением может вызвать немалые потери: банкротство предприятий, массовую безработицу, существенное снижение жизненного уровня населения. Поэтому осуществление противодефицитных мероприятий требует предварительной оценки возможных негативных эффектов и их своевременной компенсации.

Главным направлением сокращения бюджетных расходов должно стать постепенное сворачивание финансирования тех видов деятельности, которые вполне можно передать рыночной системе. Речь идет о прекращении вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, об отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации образования и здравоохранения и т.д.

Борьба с дефицитом должна вестись в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепляться другими ее элементами, к числу которых относится: государственное стимулирование НТП и структурной перестройки экономики; ориентация инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок. Добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса, старается отрегулировать его так, чтобы снять инфляционное неравновесие рынков; когда же государство помогает структурным преобразованиям, то оно наступает на инфляцию через товарное предложение. Используя налоговые и кредитные инструменты, государство помогает расширить продажи наукоемких, технически совершенных товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), сформировать новые динамичные рынки. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, оказывает понижающее влияние на цены, тормозит инфляцию. Не случайно, наверное, страны, находящиеся на передовых рубежах современного НТП, например, Япония, относятся и к числу тех, где инфляция надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики;

- ослабление влияния на национальную экономику внешних инфляционных импульсов. Особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных капиталов. Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, необходимо снять его инфляционный эффект. Допустим, что сальдо платежного баланса положительное, т.е. в данной стране отмечается чистый прилив капиталов из-за рубежа. Они, во-первых, проникают в банковскую систему, отчасти переводятся в национальную валюту и, превращаясь, предположим, в краткосрочные кредиты, приобретают ликвидную форму, пополняют запас денег в экономике. Во-вторых, часть капиталов принимает правительство, которое берет взаймы за границей, давая свои долговые обязательства. Налицо инфляционные эффекты. В таких ситуациях национальный центральный банк должен существенно расширить объем продаж государственных ценных бумаг с тем, чтобы уменьшить возросшую денежную массу, переправить ее определенную часть в централизованные резервы.

В качестве противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен в экономике. Однако нельзя не указать на изрядную противоречивость этого регулирования: тенденцию к понижению импортных цен сопровождает удорожание экспорта, становится все труднее пробиваться на внешние рынки.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Если же необходимо срочно сбить температуру инфляционного процесса, на время умерить инфляцию, то тогда мобилизуют тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования.

Антиинфляционная тактика – терапевтическое воздействие на больную экономику, призванное подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга. Существует два варианта ее реализации: во-первых, расширение совокупного предложения без адекватного повышения совокупного спроса и, во-вторых, краткосрочное снижение совокупного спроса без соответствующего сокращения совокупного предложения.

Расширения совокупного предложения, в качестве варианта антиинфляционной тактики, можно добиться:

- за счет государственной поддержки повышения степени товарности народного хозяйства. Имеется в виду, допустим, льготное налогообложение предприятий, организующих продажу побочных продуктов производства и услуг, или столь же благожелательное отношение к банкам, которые занялись обработкой имеющихся у них запасов коммерческой информации и торговлей товарными базами данных. Подобная диверсификация, как правило, не требует существенных затрат, в том числе на заработную плату, а потому способствует чистому приросту предложения и хотя бы временному исправлению инфляционных перекосов;

- путем разумно организованной приватизации государственной собственности. Она способствует увеличению государственных доходов и ослабляет напряжение в расходной части бюджета, т.е. решению проблемы дефицита. Кроме того, появление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. Указанный эффект был зафиксирован во всех странах, где осуществлялась крупномасштабная приватизация;

- посредством массированного импорта потребительских товаров и частичной реализации государственных стратегических запасов. В нашей стране есть и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

Краткосрочного снижения совокупного спроса в целях борьбы с инфляцией государство может добиться за счет:

- контроля над заработной платой, ограничения ее роста. Например, в США такая политика более или менее жестко проводилась во время второй мировой войны, во время корейской войны в начале 50-х годов, в начале 60-х, в семидесятых годах ХХ в. К подобной мере прибегла Канада в 1975г., когда заработная плата до 1978г. лимитировалась приростом 6-10% в год;

- повышения нормы сбережений и уменьшения уровня их ликвидности. В целях роста сбережений правительство может повышать проценты по вкладам, по государственным облигациям, способствует широкому распространению акционерных форм собственности, вложению денег в земельные участки и т.п. Для снижения уровня ликвидности сбережений практикуется, в частности, установление повышенных процентов по срочным вкладам. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования;

- проведения денежных реформ конфискационного типа, которые, однако, лишь на время могут уменьшить величину инфляционного разрыва. Они, как правило, проводятся после войн, других крупных социально-политических потрясений.

При осуществлении антиинфляционной политики следует учитывать и издержки борьбы с инфляцией. С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям, т.е. росту безработицы и спаду производства. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.