Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственного регулирования экономики




Проблемы эффективности процесса

 

Государственное регулирование, как и рыночный механизм, имеет свои плюсы и минусы. Как было показано, когда рынок дает сбой, государство может откорректировать результаты его работы и добиться улучшения функционирования экономики. Однако само по себе государственное регулирование экономики далеко не идеально. Оно также имеет свои недостатки, которые сами могут служить источником экономической неэффективности. В качестве примера рассмотрим теорию общественного выбора (Дж. Бьюкенен, М. Олсон, Д. Мюллер, У. Несканен), посвященную неэффективности государственного регулирования.

Данная теория исходит из предположения о том, что, занимаясь политической деятельностью, и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты используют политические институты для достижения своих индивидуальных целей. Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности.

Представители этой теории считают, что люди посредством определенных способов и методов могут использовать правительственные учреждения в своих собственных интересах. Так, в условиях представительной демократии одним из таких способов является лоббизм. Небольшие группы людей могут прибегнуть к помощи команды профессиональных политиков, которые с помощью хорошей организации могут склонить ответственных лиц к принятию нужного им своекорыстного решения.

Другим способом является система лагроллинга (logrolling – "перекатывание бревна") – практика взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы, и стремиться получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег. С помощью лагроллинга правительство, идя навстречу местным интересам, добивается одобрения крупного дефицита госбюджета, роста ассигнований на оборону и т.д. Тем самым общенациональные интересы нередко приносятся в жертву региональным выгодам.

Одним из способов реализации собственных интересов политиков, правительственных чиновников является поиск политической ренты. Разработка этой теории начата в 1974г. Анной Крюгер. Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую выгоду с помощью политического процесса. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.

Теория общественного выбора ставит целью разоблачить миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Ее представители доказывают, что попытки государства корректировать недостатки рыночной экономики далеко не всегда могут увенчаться успехом хотя бы потому, что государственные и общественные учреждения и институты могут вести себя как частные лица, преследовать свои корыстные интересы. И в этом случае результаты часто бывают значительно худшие, чем те, что дает рынок, несмотря на все его несовершенства, без вмешательства государства.

Сказанное, однако, не означает необходимости полного отказа от государственного регулирования экономики. Как нам уже известно, есть сферы и уровни, где без этого просто невозможно обойтись. Следует лишь помнить, что нет идеальных экономических систем и безупречных способов управления ими, всё имеет свои достоинства и свои недостатки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.