КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская душа
ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ (Большая часть статей опубликована в альтернативной районной газете «Мы» в 2002 году). Орел на российском гербе двуглав. Случайно ли это? Головы смотрят в разные стороны – одна, надо полагать, на восток, другая –на запад. Существует объяснение, что две главы – это олицетворение государственной и церковной власти (а три короны на главах – претворение идеи «Москва – третий Рим», то есть Москва - престолонаследная столица после Рима и Константинополя). В любом случае, эта раздвоенность заложена уже в самом характере русского народа, а, говоря проще, в строе его души. Русский человек бывает добр и жесток, мрачен и весел, ленив и трудолюбив. О прочих народах мы привыкли судить однозначнее: англичане чопорны, американцы предприимчивы, немцы педантичны, поляки религиозны, французы легкомысленны и т.д. К русским с такой меркой не подойдешь. В сказочном фольклоре сложился, правда, образ Ивана-дурака, но на деле-то он оказывается умней всех! Не зря поэт Тютчев высказался на сей счет: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». Писатель Достоевский устами прокурора в «Братьях Карамазовых» выразился более определенно: «Мы широки, широки, как вся наша матушка Россия, мы все вместим и со всем уживемся!» Имея в виду те же бескрайние просторы русского государства, философ Бердяев резюмирует: «Формы русского государства делали русского человека бесформенным», и далее: «Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слаборазвитое чувство ответственности с этим связаны». В другой выдержке Бердяев еще более резок: «Ангельская святость и зверская низость – вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам». Сказано это было еще в 1915 году, но многое ли изменилось в душе русского человека за минувший век? Склонен полагать, что многое. И, увы, не в лучшую сторону. Об этом и пойдет речь в серии полемических статей под рубрикой «Жить не по лжи». Автор последних слов – известный человековед, писатель Солженицын. Мы многие десятилетия жили во лжи и страхе, да и ныне не освободились еще от этой скверны. Разумеется, «русская душа» - слишком широкое понятие. Велика Россия, и душа сибиряка, к примеру, отличается от души питерца, а душа северянина – от души южанина. Есть свои особенности и у души, вернее будет сказать – характера, коренного жителя Урень-края. Основная особенность, на мой взгляд, обусловлена тем, что на протяжении XVIII-XIX веков предки наши, старообрядцы в большинстве своем, вели изолированный от нововеров-никонианцев образ жизни в лесных скитах и сектантских деревушках, что, с одной стороны, препятствовало распространению цивилизационных новаций, а с другой, способствовало сохранению русской души в первозданной, допетровской чистоте. Не случайно Петра I уренские староверы и поныне считают главным слугой Антихриста, поломавшим устои восточнославянского образа жизни. Отсюда – уренская самостийность, породившая, в частности, крестьянский антиправительственный бунт 1829-31 годов и крестьянский антисоветский мятеж 1918-22 годов. Мрачные годы тоталитаризма, правда, существенным образом поколебали основы этой самостийности, но не сломали их. В народе жив образ уренского мужика, не привыкшего прогибать спину перед самодурами и самоуправцами. И все-таки на всех деяниях русского народа, и уренцев в частности, в ХХ веке лежит печать страха перед власть предержащими и репрессиями сталинизма. Слишком многое в веке минувшем делалось не за совесть, а за страх, из-под палки, по принуждению, из рабской покорности. Власть планомерно уничтожала цвет нации то в годы гражданской войны, то коллективизации, то партийных чисток, то сталинских репрессий, а на оставшихся в живых надевали узду с надписью «Жить стало лучше. Жить стало веселей», и гильотина над шеей каждого напоминала, что ожидает любого, кто вспомнит о самостийности. Вот обо всем этом и пойдет речь в моих статьях, обращенных в злобу дня, но опирающихся на дни минувшие, в которые мы стали такими, какие есть. Ни в коей мере не претендую на роль нравоучителя, то есть не желаю, чтобы все разделяли мою точку зрения безоговорочно, а призываю лишь к проявлению упомянутой уренской самостийности ума и русскому здравомыслию, которого пока более всего не хватает нашему постперестроечному обществу.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |