Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системная психотерапия Берта Хеллингера 22 страница




Мои «отношения»

Макс: У меня много впечатлений. Я не знаю, что мне сказать.

Б.Х: Просьба?

Макс: Да, я Хотел бы при случае сделать расстановку моих отно­шений.

Б.Х.: Знаешь, что означают отношения на этом месте?

Макс: Нет.

Б.Х.: Это не держит.

Член группы: А что?,

, Б.Х.; Да, если бы это было что-то другое, ты бы назвал это по-другому, Еще что-то, Макс?

Макс: Нет, этого достаточно.

Слишком много слов

Клаус: Во мне постоянно всплывают образы моих дедушек. Их обоих негативно оценивали. Отец моего отца считался строгим дес­потом. Внешне у нас с ним очень много общего, и у него была окла­дистая борода. Другой считался ветреником и соблазнителем, чело­веком, который увиливал от ответственности. Я вижу, что если я хочу снова пробудить их" к жизни, то должен правильно использовать силу. Вообще, когда я хочу дать мужскому принципу «расправить плечи», то просто не нахожу для этого места.

Б.Х. (провоцирующе): Это поможет, если ты так и будешь делать дальше!

Клаус: Эти парни мне нравятся уже как образ, но тут есть что-то такое, чего я никак не могу ухватить. ' '!

Б.Х.: Ты должен посмотреть на этих мужчин перед лицом их жен, и тогда ты узнаешь, что такое мужество.

Клаус: Я вижу тут некую взаимосвязь, когда Ты говоришь, перед лицом женщин. Отчасти я хорошо могу понять мужа....

Б.Х: Слишком много слов сейчас. Ты мог бы уже за это время все сделать.,

Следить за источником

Алексис: Моя жена позвонила из Греции и упрекала меня, что я ей не позвонил. Я сказал: «Оставь свои упреки. Я Люблю тебя и думай о вас». И все стало хорошо. А когда я отошел от телефона, то снова ощутил такую любовь, как и вчера, и тогда на глаза опять наверну­лись слезы. При нормальных обстоятельствах я не могу плакать, и я переживаю это как очень большой недостаток. Я могу плакать только в этом терапевтическом окружении. '

Б.Х.: Тут то же, как с работой и с отпуском. У человека меньше выходных, чем рабочих дней. Такие проявления аффекта действен­ны, когда они экономны и редки.

Алексис: Значит, это мой отпуск.

Б.Х.: Именно.

Алексис: Тогда это тоже имеет для меня значение. Я чувствую себя снова оживленным и...

Б.Х:.• Бывают и такие люди, которые, обнаружив источник в сво­ем саду, садятся перед ним и следят, чтобы он не иссяк.

Защищаться — это лишнее

Лидия: Мне кажется, что я с моим партнером недбстаточно отдаем должное семьям друг друга. Я часто занимаю оборонительную пози­цию, отхожу назад, не говорю, что думаю и чувствую, а иногда станЪв-

люсь агрессивной. Возможно, мне надо больше позитивно смотреть на1 мою родную семью и ценить ее по достоинству. Тогда мне не нужщ будет защищаться?

Б.Х.:Да, тогда ты обретешь внутренний покой. Это ведь как: если кто-то неправ, ему не нужно защищаться, и если прав, тоже не нуж­но. Еще ты можешь ему сказать: если бы у нас в семье не было так хорошо, я бы не смогла тебя так любить.

Воля судьбы

Йозеф: Мое появление на свет было очень драматичным: у меня было обвитие пуповиной, и моя мать чуть не истекла кровью.

£Х.;Ичтоже?

Йозеф: Моя мать смотрела потом на меня как на своего спасите­ля, так как я своим криком подозвал врача. Меня это смущает.

Б.Х.: В связи с этим я вспомнил одну историю.

Надежда на Бога

Во время большого наводнения некий раввин молился, чтобы Гос­подь ему помог. А вода тем не менее поднималась все выше, и в •конце концов он забрался на крышу своего дома. Когда мимо проплывала лодка и его хотели подобрать, он сказал: <хЯ жду, что мне поможет Господь», и продолжал молиться. Затем над ним пролетел вертолет и хотел его забрать, но он от­ветил: «Нет, нет, я дождусь помощи от Бога». В конце концов он утонул и, явившись пред Богом, стал жаловаться: «Я так молился, а ты мне не помог». «Да как же, — сказал Бог, — я ведь послал тебе и лодку, и вертолет».

(После длительного молчания)

Я все еще думаю о твоей ситуации, Йозеф. Что могло бы, нако­нец, дать тебе внутреннее успокоение? *

Йозеф: Чувство благодарности к матери?

Б.Х.: Это так. Но никто ведь не виноват, что у нее были тяжелые роды: так уж сложилось. А почему так складываются обстоятельства, кто знает?

Читал как-то некий монах проповедь. И вот к нему подошла одна женщина и сказала: «Ты обратил меня в веру, так тронула меня твоя проповедь». Монах поинтересовался: «Что же так тронуло тебя в моей проповеди?» На что она ответила: «Да то, как ты один раз отвернул­ся, чтобы высморкаться. А я подумала: если и Бог от меня отвернет­ся, то горе мне». Надо уметь отличать собственные действия от боже­ственной воли.

VII. ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛОМУ

Те порядки любви, которые сопровождали нас в описанных ранее типах отношений, имеют силу только в этих узких областях. Они свои для отношения ребенка к родителям, свои для отношения родителей к детям, свои для свободных союзов и свои между парами.

Если применять их шире, например, nq отношению к Богу, Судь­бе или Целому, они превратятся в непорядок и абсурд. Некоторые люди относятся к Богу как дети к родителям и ищут тогда некоего Бога-отца и Великую Мать, верят, как дети, надеются, как дети, до­веряют, как дети, любят, как дети, боятся их, как дети, и, как дети, они, наверное, еще и боятся знать.

Или мы относимся к таинственному Целому как к предкам или к родне, знаем себя как его кровных родственников в сообществе свя­тых, но и как в роду чувствуем себя отверженными или избранными по какому-то неумолимому закону, хоть и не понимаем его пригово­ра или не можем оказывать на него влияние.

Или мы относимся к Целому как к равноправному в некоей груп­пе, становимся его сотрудниками и представителями, пускаемся на торговлю и сделки с ним, заключаем с ним союз и путем договора регу­лируем права и обязанности, «давать» и «брать», доходы и убытки.

Или мы относимся к таинственному Целому так, будто у нас с ним партнерские отношения, где есть любимый и любимая или же­них и невеста.

Или мы относимся к таинственному Целому как родители к ре­бенку, говорим, что он сделал не так и что ему нужно было сделать луч­ше, ставим под сомнение его работу и хотим, если этот мир, такой, как он есть, нас не устраивает, освободить из него и себя, и других.

Но, если мы относимся к нему как к тайне этого мира, мы остав­ляем позади и забываем те порядки любви, которые знаем, как будто мы уже на море, а реки и все пути — у цели.

19 — 2296

Вера в Творение и вера в Откровение

Отец одного из участников семинара вышел из некоего ордена, со* здал семью, и у него с женой родилось много детей. В расстановке он стоял между орденом и своей семьей. (

Б.Х.: Когда видишь такую расстановку, то кажется, что в монас­тыре его отцу было бы легче. Так бывает очень часто, поэтому я об этом говорю. Если кто-то принадлежал Богу или Церкви и должен был принадлежать Богу, а он покидает орден или Церковь, тогда он часто себя ограничивает и живет затем в более жестких рамках, Чем если бы оставался членом ордена или Церкви. Для католиков это имеет еще больше последствий, чем для протестантов, так как огра­ничений там (например, обет безбрачия) еще больше. Если человек уходит, то удастся это может только в том случае, если он пройдет весь путь; это значит, он должен отпасть от веры — по направлению к вере большей.

Ибо это плохая вера, которая представляет себе, что человек мо­жет, имеет право или должен особенно принадлежать Богу и что Бог сердится, когда человек делает то, что соответствует Творению. Вера и неверие неразрывно связаны в душе как вина и невиновность, и какой бы ни была комбинация между виной и невиновностью, такая же есть и между верой и неверием. Вера в Бога Откровения требует отпада от Бога Творения и вместе с тем от Творения, как мы его вос­принимаем. Вера в Откровение во многом говорит нам о том, что мир плох. Если я в это верю, я должен отрицать то, что воспринимаю, я должен отпасть от Творения и обратиться к Бргу Откровения, о котс-ром человек ничего не знает, кроме того, что кто-то сказал, что он сказал. Это все, что мы о нем знаем. О нем не существует никакого опыта, есть только сообщения об опыте, который, как некоторые го­ворят, якобы у них есть. Вера в Бога Откровения, таким образом, все­гда является верой в свидетельство, которое кто-то оставляет, и его свидетельство является для меня тогда обязывающим. Таким обра­зом, это всегда вера в какого-то человека.

Этот род религии в культуре передается через семейные тради­ции. Вера в Откровение тогда необходима, если ты хочешь принадле­жать к определенной семье, которая эту веру разделяет. У всех, кто отпадает от религии, есть одно и то же чувство, точно такое же, про­тестанты ли они, мусульмане или католики. И вывод в том, что это никак не может быть связано с содержаниями. В первую очередь это системная динамика, которая тут разворачивается. Вера в Открове­ние служит тому, что держит вместе определенные группы. Вера в Тво-

\рение, напротив, содержит в себе согласив иа мир» каков, он фп>, и единяет людей. Религии устанавливают границы. При вере в Тво­рение границ нет. Когда человек испытывает уважение перед Творе­нием, таким, каково оно есть, он не может оставаться в одной-един-ственной группе. Кто обращается к тому, что является Творением, тот должен выйти за пределы своей семьи или своей группы. Это облада­ет совершенно иным качеством.

Пару дней назад я прочитал письмо, которое было написано от имени индейского вождя Сиэтла. В этом письме чудесно описана вера в Творение. Я прочту одну совсем небольшую выдержку из него:

«Президент в Вашингтоне дает нам знать, что желает купить нашу страну, но как может кто-то купить или продать небо? Эта мысль нам чужда. Если мы не обладаем свежестью воздуха и блеском воды, как можете вы ее купить? Каждый уголок этой земли для моего народа свят. Каждая поблескивающая иголка сосны, каждый песчаный бе­рег, каждое облако тумана в темном лесу, каждая лужайка, каждое жужжащее насекомое.

Всё священно в памяти и чувствах моего народа. Мы ощущаем соки, текущие в деревьях, как ощущаем кровь, текущую по нашим сосудам. Мы — часть земли, а она — наша часть. Душистые цветы — наши сестры. Медведь, журавль, большой орел — наши братья. Ска­листый гребень хребта, сочные поляны, тепло тела пони, человек — все принадлежат одной семье...

Если мы продадим вам нашу страну, подумайте о том, что воздух для нас драгоценен, что воздух сообщает свой дух всей жизни, кото­рая вас сохраняет. Ветер, который подарил когда-то нашему деду его первый вздох, принимает и его последний. Ветер дает и нашим детям дух жизни. Так что если мы продадим вам нашу страну, вы должны сохранить ее нетронутой и святой, как то место, которое человек мо­жет разыскать, чтобы попробовать на вкус ветер, сладость которому придают луговые цветы...»

19*

Профессиональный путь Берта Хеллингера

В то время когда Берт Хеллингер в качестве священника католичес­кого ордена и руководителя школы бь!л в!Южной Африке, он познако­мился с видом групповой работы, который принципиальноотдичаЛся от практикуемого тогда в Германии. Тренеры происходили из англо­американского культурного пространства, и обучение было полностью ориентировано На практику Участие В нем мог принимать только тот, кто работал в каком-нибудь учреждении и был намерен применять по­лученное непосредственно на практике. Семинары были всемирны­ми, в них принимали участие люди разного цвета кожи.

«Йа менй произвело впечатление то большое уважение, с каким тренеры относились к каждому участнику. Они были жестки, но все­гда очень уважительны. Ни разу не было случая злоупотреблений со стороны тренеров. Один тренер, Дэвид, до сих пор стоит у меня перед глазами. Это тот пример, который всегда присутствует у меня в душе. Главным, что я тогда получил, был вопрос, который он мне задал: «Что важнее: идеалы или люди? Что ты пожертвуешь чему?» Я не спал тог­да целую ночь. Я очень ему благодарен.

Потом я стал ибпользовать это на практике, и это вошло в мою работу, после того Как я вернулся в Германию. Следующим важным событием стал первый семинар по гештальт-терапии, который про­водила в Германии Рут Кон. Я был первым на «горячем стуле» и при­нял на этой сессии главное для моей жизни решение. Позже я ото­шел от гештальт-терапии, потому что конфронтация «собаки сверху» и «собаки снизу» часто казалась мне игрой. Но я не хочу умалить этим ценность гештальт-терапии. Далее было психоаналитическое обуче­ние в Вене. Во время одной встречи кандидатов на обучение в выход­ные дни — мы экспериментировали с разными вещами — одна жен­щина предложила: «Давайте-ка просто кричать на букву «А»». Мы сделали это с удовольствием, и когда я рассказал об этом моему ана­литику, он сказал, что меня, возможно, заинтересует книга, которую он получил. Это была «The Primal Scream» Янова. Сам он ее не читал. Я заглянул в нее и был захвачен прямотой, а также тем, как быстро можно таким образом прийти к цели. Уже на следующем групповом тренинге, который я вел, я кое-что из этого применил и был поражен эффектом».

Дело дошло до скандала, Когда Берт Хеллингер в психоаналити­ческой школе сделал реферат о книге и работе Янова и ему Отказали В

признании его как психоаналитика. Поскольку ои все равно намере­вался изучать первичную терапию, то он отправился на девять меся­цев кЯнову в Лос-Анджелес, а после того, как он со своей женой Хертой Хеллингер посещал еще институт первичной терапии в Денвере (Ко­лорадо), он стад вместе с ней использовать первичную терапию в соб­ственной практике.

«Между этими событиями было еще что-то важное: четырехне­дельный гештальт-семинар с Хиларион Петцольд. На этом семинаре Фанита Энглиш упомянула трансактный и сценарный анализ, и она же указала мце на книгу Эрика Берна: «Was sagst du, wenn du Guten Tag gesagthast». Когда я летел кЯнову на собеседование, то купил эту книгу, и, к счастью, из-за поломки мотора вылет задержался на восемь ча­сов. За это время я прочел почти всю книгу и некоторые вещи сразу же использовал на семинаре, который начался тотчас после моего воз­вращения. То малое, что я понял, стало действовать тут же.

Потом я перестроил Мой подход и на моих курсах работал прежде всего со сценарным анализом. Во время работы со сценарным анали­зом ко мне пришло важное озарение. Трансактные аналитики своди­ли сценарии к посланиям, которые сообщались человеку. Я устано­вил, что это действует независимо от прямых посланий через собы­тия, которые произошли в системе. Речь в большинстве случаев идет не о тех событиях, которые человек пережил. Они могли произойти где-то в другом месте и в другое время, а затем проявиться в виде сце­нария. Внезапно тут обнаружился системный аспект нескольких по­колений. Тогда я занимался еще только системным сценарным ана­лизом, а с течением времени мне стало яснее, по каким законам дело доходит до идентификаций и как ликвидировать сценарии, ликви­дируя идентификации. После этого я рассматривал работу со сцена­риями только как дополнение.

Между тем я прочел еще книгу «Невидимые связи» Иван Бозор-мени-Нади. Большое впечатление на меня произвела идея компен­сации, хотя тогда я многого не понимал из-за его трудного языка. Но тот принцип, что существует компенсация через поколения, помог мне обнаруживать такие процессы.

Но я рассматриваю компенсацию между «давать» и «брать» не с этических точек зрения. «Я вижу только разрыв, а разрыв между вы­игрышем и потерей порождает динамику, которая стремится к ком­пенсации.

Затем я занимался семейной терапией и учился у Рут МакКлен-дон и Лесли Кадиса. У них же я впервые увидел работу с расстановка­ми семей. Я был под впечатлением от их работы, но не мог еще пол-

ностью понять концепции. Но семейная терапия понравилась мне тогда настолько, что я подумал, что должен заниматься именно семейной терапией. Потом я рассмотрел мою предыдущую работу и сказал себе: «Она хороша, и я от нее не откажусь, пока не знаю другого». Я просто продолжал работать дальше, и через год у меня все было семейно-те'ра'-певтическим, да еще сюда добавилось очень важное открытие изна­чального порядка. Здесь тоже есть своя предыстория. Я читал статью Джея Хейли, речь в которой шла о «перверсном треугольнике». Эти динамики привели меня к изначальному порядку. Это бьто ключевое событие, которое позволило мне находить множество других решений. Затем мне дали толчок семейные расстановки у Tea Шонфельдер. Че­рез некоторое время мне стали ясны принципы и где в этом случае находмтся порядок, и с тех пор я могу это делать.

Важным является еще и влияние, оказанное на мен» Милтоном Эриксоном и нейролингвистическим программированием. Самым важным в НЛП для меня было то, что взгляд направлен на решение, а не на проблему. Стимул дал мне и Франк Фарелли с его провокатив-ной терапией. Невероятное впечатление* произвел на меня способ Эриксона проводить терапию. От него, естественно, пошла и работа с историями. Первая история, которую я рассказал в терапевтичес­кой группе, была история о двух Орфеях — «Двоякое счастье».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фразы, несущие освобождение

Мальчик, обращаясь к старшему брату, который был убит нациста­ми:

Ты мертв. Я поживу еще немного, потом я тоже умру. Я преклоняюсь перед твоей судьбой, ты всегда будешь моим братом.

Ребенок матери, которая умерла при его рождении; <

Я принимаю жизнь за ту цену, которой она стоила тебе и которой она стоит мне, и я что-нибудь из нее сделаю в память о тебе.

Ребенок матери, перенесшей при его рождении перелом таза: Милая мама, я принимаю это за ту цену, которой это стоило тебе, и именно поэтому я буду чтить это и что-то из этого сделаю тебе на радость. Это не должно было быть зря. Именно потому, что это обо­шлось тебе так дорого, я покажу тебе, что это было ненапрасно.

Ребенок родителям, которые отдали era бездетным родственникам: Я рад делать это для вас всех.

Мужчина своей матери, которая отдала его после рождения: Мама, я рад, что ты меня родила.

Дети, которые ненавидят своего отца, живущего отдельно от них,

матери:

Все это с ненавистью к отцу мы делаем для тебя.

Мать таким детям:

Я вышла за вашего отца, потому что любила его, и если вы станете

такими, как ваш отец, я с этим соглашусь.

Дочь матери, если та рассказывает интимные вещи про своего перво­го мужа:

Для меня имеет значение только папа; а то, что было между тобой и тем первым мужем, я знать не хочу.

Молитва на заре жизни Дорогая мама/милая мамочка,

я принимаю от тебя все, что ты даешь мне, все целиком, и все, что с этим связано,

я принимаю это за ту полную цену, которой это стоило тебе и которой это стоит мне.

Это поможет мне чего-то добиться тебе на радость (и в память о тебе). Это не должно было быть напрасно. Я крепко это держу и дорожу этим

И, если можно, я передам это дальше, так же, как ты. ' >

Ты моя мама, я принимаю тебя такой, какая ты есть,,

а я твой ребенок (твой сын, твоя дочь), и я принадлежу тебе. <

Ты для меня самая лучшая, а я лучше всех у тебя.

Ты большая, а я маленький (маленькая).

Ты даешь, я беру.

Милая мама!

Я рад, что ты приняла папу.

Вы оба для меня самые лучшие. Только вы!

(То же самое следует в отношении отца.)

Мать сыну, чей отец алкоголик:

Я согласна, если ты станешь таким, как твой отец.

Ребенок родителям:

Я принимаю то, что вы мне подарили; это много, и этого достаточно.

Остальное я сделаю сам, а теперь я оставляю вас в покое.

Отец сыну, который был зачат до брака, а теперь высчитывает и зада­ет вопросы: Дольше мы не вытерпели.

Ребенок родителям в случае инцеста: Мама, я рада делать это для тебя. Папа, я рада делать это для мамы.

Ребенок отцу, если при этом находится мать:

Я делаю это для мамы, я рада делать это для мамы.

Терапевт девочке, которая пережила инцест: Роза по-прежнему пахнет.

Ребенок одному из родителей или обоим:

Ты меня очень обидел, я никогда тебе этого не прощу.

Это вы, не я; вы должны отвечать за последствия, не я.

Отец ребенку:

Мне жаль. Я поступил с тобой очень несправедливо.

Дочь отцу:

Мама чуточку лучше.

Отец дочери:

Ты почти такая же хорошая, как твоя мама.

Дочь матери:

Смотри, нас двое с тобой.

Терапевт ревнивой женщине:

Ты потеряешь своего мужа рано или поздно. Наслаждайся им сейчас.

Партнеры друг другу, когда расстаются:

Я принимаю*то, что ты мне подарил. Этого было много, я буду ува­жать это и возьму с собой. То, что я дал тебе, я давал с удовольствием, и ты можешь оставить это себе. Я беру на себя мою часть ответствен­ности за то, что между нами не сложилось, и оставляю тебе твою часть, а теперь я оставляю тебя в покое.

Дочь, которая заболела, когда мать рассталась с отцом: Ты должна отвечать за последствия.

Сестра сводной сестре, существование которой долгое время скры­валось:. Ты — моя сестра, ая~- твоя сестра.

Дочь матери, которая до брака была помолвлена с другим (показывая

на отца):

Он тот, кто мне нужен, другой не имеет ко мне никакого отношения.

Дочь отцу:

Ты тот, кто мне нужен, другой не имеет ко мне никакого отношения.

Мужчина, которого уволили:

Так вам и надо, что вы меня потеряли.

Священник матери, которая еще до рождения пожертвовала его Богу: Мама, я рад делать это для тебя.

Жена мужу, который еще не отделился от своей матери: Я уважаю твою любовь к матери. к

Дочь матери, которая жестоко обращалась с детьми и пыталась их

убить:

Дорогая мама, если это моя судьба, то я с ней согласна.

Это очень плохо.

Я никогда тебе этого не прошу.

Тебе отвечать за это.

Дочь отцу, который был офицером СС и потом скрылся:

Дорогой отец, я уважаю твою судьбу и твое решение, и я оставляю тебя

в покое.

Дочь отцу, чья первая жена была еврейка и рассталась с ним в 1938

году:

С ней я не имею ничего общего. Я принадлежу моей маме. Только она —

та, кто мне нужен.

Вторая жена первой:

Ты потеряла мужа, он побудет со мной еще немного, потом я тоже его

потеряю.

 

Внук дедушке, который потерял свое состояние (Счастливый Ганс): Благослови меня, если я это сохраню.

Мать сыну, который погаб в автокатастрофе к по которому она все

еще скорбит:

Яуважаю твою жизнь и твою смерть.

Дочь отцу, который погиб на войне, когда она была еще маленькой: Дорогой папа, во мне ты еще здесь.

Женщина тем, кто требует: ты должна делать то и то: Сделаю, сделаю, сделаю.

Сестра брату, о сыне которого она беспокоится: Ты лучший отец для твоего сына.

Дочь матери, которая говорит, что она шлюха: Да, есть немного.

Женщина, которая, когда ей говорят что-то несправедливое, сразу стремится возразить: Что-то в этом есть.

Дочь матери, когда у нее возникает то же заболевание щитовидной железы, и она полагает, что подражает матери: Я уже делаю это для тебя. Два зоба лучше, чем один. Благодаря второму первый пропадает.

Дочь, страдающая истощением, отцу:

Дорогой папа, даже если ты уйдешь — я останусь.

Дочь, страдающая истощением, матери: Мама, я останусь с тобой.

Дочь, страдающая булимией, отцу:

От тебя, папа, я приму это с удовольствием. Рядом с тобой, папа, еда

мне кажется вкусной.

Пациент-игрок отцу и деду, за которыми он хочет следовать: Ты мертв, я останусь еще немного. Потом я тоже умру. Лучше я проиг­раю мои деньги, чем мою жизнь.

Некто любимому человеку, который покончил с собой: Я уважаю твою судьбу и твое решение. Теперь ты можешь обрести свой покой. Ты должен знать, что все идет хорошо и что все теперь может быть хорошо.

Дочь отцу, которого она нашла в ванне с перерезанными венами: Дорогой папочка, я ложусь рядом с тобой.

Дорогой папочка, во мне ты еще живешь, и тебе должно быть хорошо. А я дам тебе участвовать в том, что я делаю.

изнятепьсгоо институте психотерипии

V осуществляет оптовую, мелко-оптовую, розничную продажу ■ книг, книгообмен—по психологии, психотерапии, психиатрии, пе­дагогике, медицине и др. (в нашем прайсе более 500 наименований)

V интернет-магазин «Психология и психотерапия»: книги, аудио, видеокассеты, тесты и др. (www.psyinst.ru)

V предлагает учебные и релаксационные аудио- и видеокассе­ты, бланковые и компьютерные тестовые методики

V приглашает авторов и издательства для соемвстнО9б» книгоиздания и предлагает свои услуги по реализации книг по вышеуказанным тематикам

V разместит Вашу рекламу в готовящихся к выпуску изданиях

V приглашает к сотрудничеству книготорговые организации, торговых представителей в регионах, магазины — для рас­пространения и обмена продукции издательства

Приобретаемые Вами материалы необходимо предварительно заказать:

по почте: 123060, Москва, а/я 67; по E-mail: dkgelena® rrrtu-net.ru

по тел / факсу (095) 474-39-87 с 10 до 17 час. в будние дни

Вы также можете заказать каталоги видео, аудиопродукции,

тестовых (компьютерных и бланковых) методик, книг. '

При приобретении книг оптом (мелким оптом) скидки от 5% до 25%.

Гунтхард Вебер КРИЗИСЫ ЛЮБВИ

СИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛ ЛИН ГЕРА

Директор издательства М Г Бурняшев

Компьютерная верстка и техническое редактирование О Ю. Протасова

Художник А П Куцин

Редактор Н И Иванова

Корректор М. В Зыкова

Сдано в набор 10.11.2000. Подписано в печать 26.08.2002. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 19 Заказ №2296.

Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г.

ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ»

123336, Москва, ул Таежная, 1.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им В И Смирнова

214000, г Смоленск, пр-т им Ю Гагарина, 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.