Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения метода




ДЕЛОВЫХ ИГР

 

Считается, что предком современных имитационных игр является игра в шахматы. Шахматная партия имитирует как бы битву двух ар­мий. Первый шаг к современной военной игре был сделан в 1664 году. Так называемая "королевская игра" была основана на принципах шах­матной игры, но в отличие от обычных шахмат имела ряд более реаль­ных черт, которые напоминали военные действия. Каждый из двух про­тивников имел по тридцать фигур, ходы которых описывались четыр­надцатью правилами.

Второй шаг в приближении шахмат к военным играм был сделан в 1780 году. Начиная с этого времени для подготов­ки офицеров использовались так называемые "военные шахматы". В от­личие от "королевской игры" эта игра имела ряд особенностей: чис­ло квадратов на шахматной доске увеличилось, на ней стали отра­жаться детали рельефа местности. Было заменено и значение фигур: наместо короля поставлена крепость, которую надо было захватить; правила ходов пехоты соответствовали шахматным правилам ферзя – самой сильной фигуры в шахматах. Правила игры были описаны мате­матическими формулами.

Третий (решающий) шаг был сделан в 1798 году. "Новая воен­ная игра" впервые вместо шахматной доски использовала географи­ческую карту, которая разбивалась на 360 квадратов координатной сетки. Шахматные фигуры, которые двигались по географической кар­те, представляли собой военные отряды. Правила игры были подроб­но изложены на 60 страницах.

Рассматривая развитие военных игр с момента их возникнове­ния до конца XVIII века, можно утверждать, что наиболее характер­ной чертой в построении военных игр этого периода явилась тен­денция к созданию жесткой имитационной игры. В "свободных" играх в отличие от "жестких" оценка игроков и реакции внешней среды не проводится- формально, а последствия принятого игроками реше­ния оценивает опытный офицер. Такие игры допускают большее чис­ло вариантов, чем в случае с жесткими правилами, но, с другой стороны, оценка игроков и реализация внешней среды, которая про­изводится человеком, могут страдать субъективизмом.

Первая попытка применения "свободных имитационных игр" - это "проигрывание" предстоящих битв Наполеоном. Он пользовался не шахматными фигурами, а иголками с разноцветными головками, которые накалывались на географическую карту и обозначали мес­тоположение военных отрядов.

Важный шаг к современной игре был сделан в I8II году, ког-т да был совершен решающий переход от шахмат и географической кар­ты к изображению местности на ящике с песком. С этой игры начи­нается длительный период использования ящика с песком в военных играх. В настоящее время такой способ имитации применяется при подготовке военных кадров во всем мире.

Следующий шаг был сделан в 1824 году. В созданную в это вре­мя "модель военной игры" был введен фактор времени. Моделирова­лось не только движение армии и военные действия, но также учи­тывалась скорость движения на марше в сжатом масштабе времени. Статистические данные перемещения войск Наполеона служили осно­вой формирования правил игры. Эта игра считается классической "жесткой военной игрой". В нее играли до 70-х годов XIX века, и она использовалась для проигрывания предстоящих битв (например, в войне I870-I871 гг.).

В связи с тем что военная техника стала сложнее, возникали трудности, связанные с включением всех деталей в жесткие правила игры. Это привело к развитию свободных военных игр. Начиная с 70-х годов XIX века до второй мировой войны почти исключительно использовались "свободные военные игры". Только с появлением со­временной вычислительной техники открылись новые перспективы для применения жестких игр.

Начиная с 60-х годов XIX века сначала в Англии и США, а за­тем и в других странах мира начали заниматься построением и испо­льзованием военных игр. Конференция по военным играм 1955 г., проводившаяся в Мичиганском университете, на которой присутство­вали представители вооруженных сил, гражданских исследовательских организаций и университетов, пришла к заключению, что военная игра - это чрезвычайно важное средство обучения, позволяющее трени­ровать руководящие офицерские кадры. Возможно, это наилучшее сре­дство из всех, которыми можно располагать в мирное время.

Военные игры - это проверенный метод разработки и оценки замыслов и планов операций. Они позволяют командиру и его штабу пересмотреть принятые допущения, обнаружить несоответствие или несвоевременность обеспечивающих мероприятий, удостовериться в правильности выбора времени и места действий и согласовать имеющиеся расхождения во мнениях. Игры представляют в распоряжение командира средства и способы проверки идей и замысла операции, координации деятельности служб и отделов, исследований и тщатель­ного рассмотрения возможных случайностей до составления оконча­тельного плана операций. Во время второй мировой войны немцы часто пользовались военными играми в исследовательских целях и для проверки идей и замыслов. Такие меры проводились для про­верки планов первых операций против Франции и Советского Союза. С помощью военных игр оценивались планы операции "Морской Лев", запланированной, но так и не осуществленной немцами (операции по вторжению на Британские острова). С появлением современной вычи­слительной техники развитие военных игр значительно ускорилось. С конца 50-х годов текущего столетия машинные игры стали, по-ви­димому, наиболее популярной формой проведения военных игр, и бы­ло разработано большое число самых разнообразных методик и про­грамм как в военных организациях, так и в гражданских учреждени­ях (по контактам с военными ведомствами). В конце 1966 года в по­мощь проводившимся исследованиям проблем холодной, ограниченной и всеобщей войн использовалось около 75 машинных методик и про­грамм.

Мы не случайно так подробно останавливаемся на военных иг­рах. История военных игр, которая насчитывает несколько веков, является очень поучительной. По нашему мнению, если бы богатый опыт военных игр был в большей степени учтен конст­рукторами управленческих игр, то в настоящее время имелся бы значительно больший эффект их применения, чем это имеет место сейчас.

Вслед за военными непосредственно перед второй мировой вой­ной появились игры военно-политические. Такие игры строились и использовались в Германии, США и Японии.

После второй мировой войны имитационные игры успешно приме­нялись в политике, социологии, социальной психологии, истории, в управлении фирмами и урбанизированными территориями.

Метод имитационных игр применительно к производственно-хо­зяйственным организациям был впервые использован в Советском Со­юзе. Первая управленческая игра была создана и испытана в 1932 году в Ленинграде М. М. Бирштейн. Позже, в 1936 году, управленческая игра, названная организационно-производственным испытани­ем, был создана и испытана в Ленинградской промышленной академии им. С. М. Кирова М. М. Бирштейн и явилась организационной и тех­нической базой проведения лабораторных экспериментов на Ленинградской ткацкой фабрике 'Красный ткач".

Участниками первых деловых игр были работники конкретных служб различных предприятий, которые "репетировали" свою хозяй­ственную деятельность в условиях искусственно созданной деловой обстановки и приобрели необходимые навыки оперативного решения стоящих перед ними задач. Целью игр была отработка индивидуальных действий каждого участника и деятельности всего коллектива в це­лом. Это были тренировочные "аварийные" и "пусковые" деловые иг­ры, то есть игровые модели ситуаций, соответствующих состоянию аварии на каком-либо участке предприятия или вводу в строй ново­го производственного участка. Так, на Шатурской электростанции имени В. И. Ленина Мосэнерго проводились аварийные игры для трени­ровки дежурного персонала электростанции по быстрой ликвидации аварий разного типа. В Ленинградском инженерно-экономическом ин­ституте была разработана деловая игра, имитирующая пуск сбороч­ного цеха пишущих машин.

Были разработаны также другие деловые игры, названные про­изводственно-организационными испытаниями: игры по организации работы и методам управления диспетчерской службой, проектировоч­ные учебные игры для отработки рабочей проектной документации, игры по перестройке работы предприятий в связи с изменением про­изводственной программы. Деловая игра "Красный ткач" была созда­на для тренировки студентов вузов и руководящего фабрично-завод­ского персонала. Игра была рассчитана на 5 дней. Между участни­ками игры распределялись должности руководителей производства (директор фабрики, его заместители, начальники специальных служб и начальники цехов). В игре учитывались такие факторы, как на­личие сырья, загрузка оборудования и простои, невыходы рабочих. В течение двух дней проигрывалась обстановка соответствующая "нормальной" (т. е. такой, которая в действительности имела мес­то), а затем поступал приказ о резком изменении производствен­ной программы и предлагалось немедленно составить оперативный план перестройки производства.

Целевой установкой этих испытаний являлось предоставление учащимся возможности руководства производством, т. е. участия в принятии решения, организации его исполнения и в организации проверки исполнения решения.

Важно отметить, что уже тогда автор первой управленческой игры видела возможность их применения не только в обучении, но и в исследованиях и при принятии реальных решений. "Назначением испытаний может быть разработка или проверка проекта, расчет или проверка плана производства, решение исследовательских вопросов организационного характера..." "Организационные.испытания могут являться методом научно-исследовательской работы. Лабораторные условия дают возможность осуществлять организацию производства и многократно проводить одни и те же эпизоды с различными вариан­тами проводимых мероприятий. Поэтому при отсутствии опыта в ка­ком-либо крупном новом организационном мероприятии представляет­ся возможным до внедрения в жизнь предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его в основных чертах, выя­вив возможные трудности и пути их устранения" [6].

"Второе рождение" деловых игр связано с усложнением органи­зационных систем управления и задач, стоящих перед ними.

Первый вариант игры отражал ситуацию, при шторой 5 команд по 3-5 игроков представляли 5 различных фирм, выпускающих одно­родную продукцию и имеющих общий рынок сбыта. Каждая партия игры соответствовала одному периоду времени - кварталу. Команды (фир­мы) в каждом периоде принимали решения по следующим вопросам:

· цена на свою продукцию;

· уровень производства;

· затраты на сбытовую деятельность;

· расходы на исследования;

· расходы на развитие фирмы (расширение производства);

· расходы на приобретение информации по исследованию рынка и о поведении конкурентов.

Расчеты производились на ЭВМ. Результаты решений предыдущего пе­риода являлись исходными для последующего.

Эта первая деловая игра Американской ассоциации управления имела большой успех и породила многих последователей в США.

Первый эксперимент при помощи построенной игры проводился 27 мая 1957 г. В эксперименте участвовали 20 президентов крупных фирм. Уже осенью того же года начал работать семинар Американс­кой ассоциации управления по принятию решений, в котором игра за­нимала значительное место. С тех пор имитационные игры, моделиру­ющие функционирование производственно-хозяйственных организаций, стали называть деловыми, или управленческими играми. Этот термин широко используется до настоящего времени 6 зарубежной и отечест­венной литературе.

Первая американская деловая игра послужила примером построе­ния большого числа подобных игр.

Сейчас в США разработками и использованием деловых игр зани­маются фирмы, высшие учебные заведения, школы делового админист­рирования. В США более 300 школ бизнеса, более 400 специализиро­ванных факультетов при университетах и других высших учебных заве­дениях, где готовят квалифицированные управленческие кадры.

Разработкой и использованием деловых игр как учебного, так к исследовательского характера занимаются в настоящее время мно­гие научные учреждения и фирмы в Японии, Франции, Англии, ФРГ. Зарубежная литература насчитывает сотни публикаций о применении деловых игр.

Хотя начало использования и построения деловых игр было по­ложено в СССР в тридцатых годах, только к середине шестидесятых годов ученые нашей страны и других стран вернулись к работе над ними. Значительные исследования в области деловых игр были проведены в Ленинграде, Новосибирске, а также в Чехо­словакии, Венгрии и ГДР. Наиболее интересными, на наш взгляд, яв­ляются работы чешских исследователей по созданию системы моделей управления предприятием. Так, учеными Института управления в Пра­ге разработан комплекс деловых игр, позволяющих наряду с ана­лизом функционирования системы проводить подготовку руководящих работников к хозяйственной деятельности. Эти игры моделируют ре­альные экономические условия деятельности промышленных предприя­тий и дают участникам возможность приобретать необходимые навы­ки управления. Участники игры принимают решения по вопросам ба­ланса рабочей силы, обеспечения сырьем и материалами, сбыта про­дукции, управления ремонтными работами, капитального строительст­ва, материального стимулирования и т. п. Игры проводятся с испо­льзованием ЭВМ, где обрабатывается информация о принятых решениях и подсчитываются их результаты.

Таким образом, "ДИ" находят все большее применение прежде, всего в вузах и на факультетах повышения квалификации при обуче­нии принципам управления, системам обработки информации, принятия решений.

 

ГЛАВА 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.