![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы проектирования деловых игр
Успешное внедрение деловых экономических игр (ДИ) в практику заочной системы образования предполагает выработку определенного теоретического и методического подхода к их разработке. В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров считают, что методика разработки ДИ должна быть едина, независимо от того, является ли игра учебной, исследовательской или проектной. Управленческая имитационная игра рассматривается как некоторая организационно-техническая система, создание которой сводится к разработке проекта такой системы в виде комплекта документов, каждый из которых ориентирован на определенного специалиста (организатора игры, исполнителя игровой роли, эксперта и др.). Такой подход к созданию игры облегчает освоение ее материала и позволит рационально распределять функции между специалистами, участвующими в разработке игры. В.М. Ефимов и В.Ф. Комаров {23} рекомендуют разрабатывать управленческие игры в четыре этапа в такой последовательности: техническое задание, технический проект, рабочий проект, испытания. Для простых игр малой продолжительности этапы технического задания и рабочего проекта могут быть объединены, разработка игры осуществляется по схеме техно-рабочего проектирования. Кроме того выполнение отдельных этапов может совмещаться во времени. На этапе технического задания обосновывается разработка управленческой имитационной игры: исследуется объект имитации (организационно-экономическая система - прототип игровой организации), определяются 'цели и задачи создания игры, оценивается экономическая целесообразность разработки, задаются требования к игре. На этапе технического проекта обосновываются выбранные проектные решения, исследуются разные варианты структуры игры, разрабатывается технологический процесс обработки данных, оформляется и согласовывается проектная документация. На этапе рабочего проекта уточняются и детализируются проектные решения, создается база данных игры, составляются и отлаживаются программы для ЭВМ (если игра машинная), разрабатываются инструкции и руководства для проведения игры. На этапе испытаний изготовляется опытный образец игровых и вспомогательных материалов, организуется опытное проведение игры, дорабатывается эксплуатационная документация. В общем случае авторы рекомендуют разрабатывать следующие документы:
В литературе по деловым играм нет единства в вопросе о структуре описания деловой игры, что затрудняет проведение единой политики в области создания и применения этого метода. На схеме 1 представлена структура описания деловой игры, предложенная Н.В. Борисовой и А.А. Соловьевой [8]. По мнению С. Локатиса и Ф. Аткинсона [50], не существует стандартных методик разработки деловой игры. Поэтому они предлагают процедуру, которой необязательно жестко придерживаться, а можно рассматривать лишь в качестве вспомогательного руководства (схема 2). Конструирование экономической деловой игры включает в себя некоторые психолого-педагогические пришит знаково-контекстного обучения, предложенные А.А. Вербицким [9]. К числу выделяемых принципов экономических деловых игр относятся следующие: I) принцип имитационного моделирования производственно-экономических условий и динамики объекта изучения (отрасли, объединения, предприятия, цеха и т.п.); 2) принцип имитационного моделирования содержания экономических функций управления, присущих изучаемому объекту (организация, планирование, учет, анализ); 3) принцип игрового подхода к моделированию объекта, имитируемых экономических процессов и функций; 4) принцип разнонаправленности экономических интересов; 5) принцип диалогового взаимодействия участников игры; 6) принцип трехплановости. Их анализ приводит к необходимости уточнить взаимосвязи принципов друг с другом. Дело в том, что такие принципы, как "трехплановость", "диалоговое взаимодействие участников игры по своему содержанию входят в более общий принцип игрового подхода к моделированию. Принцип разнонаправленное™ экономических интересов должен реализовываться как в содержании имитируемых экономических функций, так и в процессе игровой
деятельности.
Схема 1
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |