КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура разработки деловой игры
Структура описания деловой игры Схема 2 (по Локатису и Аткинсону)
Рис. 6.2. Принципиальная структурная схема деловой игры В связи с этим предлагается рассматривать принципы конструирования и проведения деловой игры в виде иерархической структуры, показанной на рис. 6.1. Перечисленные принципы отражают подход к игровому процессу обучения, его логике и внутренним связям и могут быть полезными в том случае, если ими руководствоваться в единстве. При этом формулировка принципов разработки деловой игры в таком общем виде явно недостаточна. Для реализации их на практике требуется разработка как теоретического, так и методического механизма их воплощения в процессе создания и проведения ДИ. Анализ исследований, проведенных в области разработки деловых игр, передового педагогического опыта, а также собственной практики создания игр позволил нам выделить основные структурные элементы ДИ. С точки зрения указанных принципов в деловой игре предполагается разработка моделей трех типов: I)имитационной, отражающей реальный объект и задающей содержание изучаемых экономических функций управления; 2) обучающей - в соответствии с предметным контекстом профессиональной экономической деятельности специалистов; 3) игровой, фактически являющейся описанием способа работы участников с имитационной моделью и воссоздающей социальный прообраз их будущей профессиональной деятельности. Эти три взаимосвязанных модели состоят, предположительно, из определенных структурных элементов, представленных на рис. 6.2. Объектом имитации в экономических ДИ являются процессы производства или его фрагменты, производственно-экономические и социальные отношения занятых.в нем людей. Это может быть отрасль, объединение, предприятие, цех, участок, служба, отдел. Принцип имитационного моделирования предполагает построение в целях обучения моделей, отражающих в упрощенном виде выбранный объект реальной действительности. Объектами имитации могут быть типичнее экономические процессы планирования, организации, оперативного регулирования на определенном участке производственного процесса, изучение которых необходимо для качественной подготовки специалиста инженерно-экономического профиля. В объекте имитации имеются две взаимосвязанные части, которые отражаются в ДИ в виде моделей двух типов: модель предмета профессиональной деятельности, которой может быть математическое описание технологии производственного процесса; модель самого процесса экономической деятельности, осуществляемой на этом предмете (модель прогнозирования, технико-экономического планирования, оперативного регулирования производства). Объект и содержание имитационных экономических функций задаются.исходя из квалификационной характеристики будущего инженера-экономиста, составленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему со стороны реального производства. Именно наличие этих двух моделей, создающих основу Щ}. обусловливает ее развивающийся характер, поскольку позволяет не только вырабатывать инженерные и экономические навыки и умения оперирования с предметом деятельности, но и формировать умение принимать правильные управленческие решения, приобретать навыки взаимодействия с людьми. В ряде случаев эти две части могут быть объединены в одну модель объекта. Соотношение двух типов моделей в конкретной игре, степень их проработки зависят от таких факторов, как цели игры, характер объекта имитации, контингент обучаемых, условия и сроки обучения. При создании второй части - модели экономических процессов - необходимо помнить о принципе разнонаправленное™ экономических интересов. Необходим определенный опыт работы с НИМ, чтобы правильно соблюсти и заложить в модель приоритеты общегосударственных интересов над коллективными, сочетание личных и коллективных интересов. Различие экономических интересов, берущее свое начало в реальности, должно быть четко определено и зафиксировано в модели. В то же время различные интересы участников не должны препятствовать взаимодействию между ними и достижению согласованных, взаимоувязанных решений, что достигается с помощью игровой модели. Необходимо специально конструировать игровую деятельность, направленную на изучение, практическое освоение и использование имитационной модели. В целях обучения и выработки экономического мышления,, необходимого для будущей профессиональной деятельности, следует обратить особое внимание на разработку отдельных элементов деловой экономической игры. Рассмотрим содержание игровой модели. Она включает в себя цели игры, описание предмета игры, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры и систему стимулирования игроков. Поскольку ДИ по своей природе трехпланова, то структура и технология игры должны обеспечивать реализацию троякого рода мотивов - реальных, учебных и игровых. Это может быть достигнуто постановкой перед слушателями трех видов целей, отражающих реальный производственный и игровой контекст в учебной деятельности (рис. 6.3). Следует отметить, что игровые цели нужны не сами по себе, а лишь как средство создания соответствующего эмоционального духа соревновательности в игре, и по отношению к реальным целям исследования объекта имитации, и педагогическим целям обучения профессии инженера-экономиста выполняют вспомогательную подчиненную роль. В связи со сказанным в учебных ДИ должны ставиться, наряду с производственно-экономическими, педагогические цели, среди которых можно выделить стратегическую цель - углубление знаний, формирование экономического мышления и тактические -выработка системных умений по применению комплексных экономических знаний, выработка умений оценивать и экономически обосновывать различные варианты решения проблем, развитие способ-•ностей к многоальтернативному поиску решений задач, формирование навыков разработки и принятия коллективных решений, обмен опытом, деятельностное закрепление имеющихся экономических знаний. Особое значение и одновременно трудность для преподавателей и.студентов представляет задание и реализация в ДИ статегической цели формирования экономического мышления, целей развития социальной и поведенческой активности личности. В основе таких целей заложены потребности реального производства: экономический подход к любым принимаемым решениям, нахождение среди многовариантных решений наиболее эффективного, выработка положительной установки на восприятие всего нового, предвидение экономических последствий от его внедрения в производство. Педагогические цели, таким образом, должны отражать цель экономического образования и содержание квалификационной характеристики специалиста экономического профиля, исходя из нужд реального производства формироваться кратко в терминах действий ("знать", "усвоить", "закрепить", "уметь", "приобрести навык", "обосновать" и др.).
Производственно-экономические цели
1. Экономический подход к решению производственных задач, достижению высоких экономических результатов деятельности 2. Умение работать в производственном коллективе 3. Совершенствование навыков принятия управленческих решений 4. Развитие экономического мышления 5. Формирование требований к специалисту экономического профиля
Педагогические цели
1. Осознание и деятельностное закрепление в процессе ДИ экономических знаний, полученных в прошлом 2. Обмен опытом между участниками игры, формирование навыков работы в "игровом" коллективе 3. Выработка умения оценивать и экономически обосновывать правильность выбора того или иного варианта решений в игре, разработка новых вариантов 4. Выработка системных умений по применению комплексных экономических знаний на имитационной модели 5. Появление знаний нового качества, формирование экономического мышления 6. Соответствие уровня экономических знаний обучаемых требованиям квалификационной характеристики
Игровые цели
1. Получение выигрыша в процессе игры 2. Установление игровых отношений диалогического общения между участниками игры 3. Создание духа состязательности в игре 4. Преодоление психологического барьера к поиску, разработке и проверке многовариантных решений 5. Раскрепощение мыслительных процессов, пробуждение инициативы, творческой активности 6. Доработка методики игры 7. Приобретение новых навыков и умений Рис. 6.3. Система целей, задаваемых в деловой игре
Целесообразно идти по пути создания объективных условий для реализации таких целей на всех этапах игры, в том числе и с помощью конструктивных элементов ДИ, презвде всего правил и системы стимулирования и оценивания действий игроков. Игровые цели также должны ставиться перед всеми участниками игры, но по своему содержанию они не обязательно являются "игрушечными" или надуманными. Это вполне реальные и понятные для участников ДИ цели, которые могут и не всегда восприниматься только как игровые. Единственным видом чисто игровых целей, осознаваемых участниками ДИ как таковыми, являются цели выигрышам определенного числа баллов, очков, либо иных показателей, начисляемых или, наоборот, снимаемых с игрока, команды за удачные, а также неудачные действия в ходе игры. Одни авторы [24, 31] считают, что такие цели являются силой, "мотором" игры, без них игра не может состояться, другие [7, 8, 11] придерживаются той точки зрения, что они служат одним из мотивирующих. К числу игровых целей можно отнести также следующие: - установление игровых отношений диалогового общения между участниками игры. Ведь именно в диалоге, по данным психологической науки, зарождается и развивается процесс мышления как синтез противоречивых точек зрения участников поиска той новой альтернативы решения проблемы, которая не содержится в чистом виде ни у одного из игроков и в то же время должна устраивать каждого из них; - создание духа состязательности в игре способствует мыслительной и речевой активности участников на фоне стимулирующей роли эмоциональных процессов, естественного желания победить; - преодоление психологического барьера к поиску, разработке и проверке многовариантных решений. Возможность отступления от ранее сложившихся представлений о второстепенной роли экономики в производстве и проверки самых смелых производственно-экономических предположений на имитационной модели; - раскрепощение мыслительных,процессов, пробуждение инициативы, творческой активности происходит в процессе игры, так как в ней заложена возможность для живого общения, необходимость отстаивания своих ролевых позиций, нахождение согласованных решений; - в процессе игры ее участники приобретают новые навыки и умения, имеют возможность внести конструктивные предложения по доработке методики игры. В соответствии с разработанной системой целей деловых игр предлагается более подробная структурная схема деловой игры, отражающая взаимосвязь конструктивных элементов трех ее частей: игровой модели, модели обучения и имитационной модели (табл. 6.1). Следующим обязательным элементом игровой модели является комплект ролей и функций игроков. Выбор ролевой структуры ДИ определяется объектом имитации и целями обучения, поэтому роли в ДИ заимствуются из реальной профессиональной действительности (директор, заказчик, представитель министерства) и специально создаются с целью отражения определенной должностной позиции ("консерватор", "инициатор", "скептик"). В ДИ допускаются роли любого уровня, групповое исполнение ролей, не имеющих реальных аналогов на практике, исполнение ролей ЭВМ. Анализ литературы и опыт работы с играми позволили выделить" следующие способы представлений инструкций игрокам: - словесное описание в свободной форме возможных действий, прав и обязанностей игроков, - перечень действий и их результатов в табличной форме (регистрационные" карты), - алгоритмическое представление поведения сроков, соответствующее технологии конкретной профессиональной деятельности и ее результатов в графической форме (фрагменты структурно-временной схемы взаимодействия участников игры). Выбор конкретной формы описания инструкций зависит от характера имитационной модели и преобладания той или иной ее составляющей - модели предмета деятельности, модели процесса деятельности.
Таблица 6.1.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |