КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эффективность деловых игр
Процедурограмма заключительного этапа деловой игры III. Заключительный этап.
Основные процедуры заключительного этапа ДИ отражены в таблице 7.5. Важнейшей среди них является обсуждение результатов игры с целью выявления эффективности принимаемых решений; вскрытие положительных и отрицательных сторон в деятельности участников игры (команд); выяснение причин, влияющих на получение тех или иных игровых результатов; определение целесообразности самой ДИ как метода обучения, уровня ее организации.
Таблица 7.5
Предполагается, что присущая ДИ атмосфера диалога должна быть сохранена и после игрового этапа. Обсуждение дает возможность студентам сравнить различные способы принятия решений. Ведь порой игра развивается так быстро, что ее участники не успевают понять, осмыслить все связи игрового этапа. Именно послеигровое обсуждение позволяет им устранить этот пробел. Нередко студенты, лучше разобравшиеся в сути игры, в процессе дискуссии объясняют своим коллегам правила игры, игровые связи и т.д. Опыт проведения ДИ показывает, что зачастую на заключи- _ тельном этапе ДИ целесообразно организовать конференцию. Важным моментом заключительного этапа является анкетирование участников, цель которого выявление эффективности ДИ, совершенствование организации-ее проведения. Анкета, разработанная на кафедре управления народным хозяйством ЛГУ им. П. Стучки, содержит ряд вопросов к участникам игры. Тщательная обработка таких анкет способствует не только улучшению работы преподавателя и участников игры, но и позволяет определить перспективу развития ДИ.
Как известно, эффективность любого процесса характеризуется качественной и количественной сторонами. Качественная сторона эффективности того или иного способа организации учебного процесса характеризуется созданием наиболее целесообразных условий совместной деятельности обучаемого и'преподавателя для достижения более высокого уровня усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков. Количественная сторона эффективности форм и методов учебного процесса (в том числе ДИ) характеризуется соотношением эффекта (результата) обучения и затрат на его достижение. Анализ специальной литературы и собственный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что эффект обучения характеризуется следующими основными (конечными) показателями: - прочность знаний (отношение объема фактически усвоенного материала' к максимально возможному уровню); - сохранимость знаний (отношение объема сохраняемых на выбранном отрезке времени знаний к первоначально достигнутому уровню); - степень овладения практическими навыками. Кроме того, для определения эффекта обучения можно использовать некоторые показатели, которые назовем косвенными (промежуточными): - отношение обучаемых к методу обучения (их заинтересованность, эмоциональный настрой и т.д.); - развитие у обучаемых творческого мышления, навыков исследовательской работы, приемов системного анализа. Особенность косвенных показателей состоит в том, что они отражают не текущий, сиюминутный эффект обучения, а характеризуют развитие личности обучаемого и позволяют надеяться на улучшение основных показателей эффекта (обучения в перспективе). Затраты на проведение того или иного метода обучения определяются затратами труда на их подготовку и проведение, а также текущими затратами (стоимость канцпринадлежностей, бумаги и т.п.), капитальными затратами (стоимость используемой техники, средств связи и т.п.). В литературе, посвященной АМО, приводилось множество убедительных факторов, расчетов, показывающих значительную эффективность ДИ по сравнению с другими МО, и последних - по сравнению с традиционными методами обучения. Это проявляется в более высоком уровне прочности к сохранности знаний, степени овладения практическими навыками, повышенной заинтересованности и общем эмоциональном настрое студентов, развитии у них творческого мышления.
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |