Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница. Важнейшей чертой современного мира является процесс динамичного изменения экономических, политических и социальных систем




Важнейшей чертой современного мира является процесс динамичного изменения экономических, политических и социальных систем. В этих условиях, базовой тенденцией, отражающей качественные сдвиги в развитии, становится интеграция.

Участие в интеграционных процессах, несомненно, актуально для России, учитывая ее роль как в мировой политике и на постсоветском пространстве.

Эффективная интеграционная политика может способствовать созданию благоприятного внешнего окружения, как необходимого фактора устойчивого внутриполитического развития. Важно учитывать, что Россия, являясь федеративным государством и располагая богатым историческим опытом межцивилизационного взаимодействия, обладает значительными возможностями для реализации интеграционных проектов. Отношения России с бывшими республиками Советского Союза носят стратегический характер, поэтому роль интеграционного взаимодействия на постсо ветск ом пространстве как инструмента политического и культурного диалога между бывшими союзными республиками, трудно переоценить[1].

Вместе с тем, сочетание политических, экономических факторов в политике постсоветских государст в обуславливает цикличность и неоднородность взаимоотношений. С чем это связано?

Распад СССР в 1991 году знаменовал собой завершение целой эпохи. Одновременно он породил комплекс проблем политического, экономического, военного и гуманитарного характера. В новом пространстве, которое мы сегодня называем постсоветским, на первый план вышли проблемы интеграции и дезинтеграции, вопрос формата отношений между новыми независимыми государствами.

Взаимоотношения между бывшими республиками СССР складывались противоречиво. Их невозможно осмыслить и оценить без глубокого анализа как истории советского периода, так и дореволюционной России. Взаимосвязь и взаимозависимость советских республик отложила глубокий отпечаток на характер их государственного строительства после распада СССР.

На формирование моделей взаимодействия постсо ветск их республик в новом суверенном статусе огромное влияние оказывали и продолжают оказывать объективны е факторы. В первую очередь это- сложность и болезненность разделения единого в прошлом хозяйственно-культурного комплекса. Не меньшую роль играет и фактор субъективного порядка – этнонациональная напряженность, связанная с новой самоидентификацией новых национальных элит.

Сегодня отношения между новыми государствами на постсоветском пространстве во многом определяются форматом интеграционного взаимодействия в экономической и военно-политической областях в рамках СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП и др. Споры относительно характера этих интеграционных структур не утихают в среде политиков, экономистов, политологов. У двух парадигм, характеризующих сущность новых политических и экономических объединений, - новой форм ы интеграции или формы «цивилизованного развода», - есть свои сторонники и противники. Однако ни те, ни другие не могут представить однозначно убедительную систему аргументов в доказательство своей точки зрения. В этой связи представляется необходимым концептуально изменить подход к проблеме дихотомии интеграционных и дезинтеграционных процессов, оценки причин возникновения интеграционных структур, их генезиса, функционирования и той роли, которую они играют в современном мире.

Степень изученности темы. Различные аспекты становления новой государственности постсоветских стран, вхождения их в международное сообщество, проблемы формирования и функционирования их в рамках интеграционных объединений – сегодня все чаще станов ятс я объектом исследований.

Внимание акцентируется на пространственных аспектах интеграционных процессов. Для представителей концепции «нового регионализма» типична констатация образования дуалистической конструкции мироустройства, включающей национальные государства и наднациональные объединения.

Особое значение приобретают работы, в которых освещаются общетеоретические вопросы региональной интеграции. Первостепенную важность имеют труды таких известных теоретиков интеграции, как Ф. Шмиттер, Э. Моравчик, Э. Хаас, А. Этциони, Й. Галтунг, Н. Б. Шеленков а, В. Г. Шемятенкова, Р. Купер, Д.Б. Казаринова[2]. Большой интерес с точки зрения изучения роли России на европейской арене и постсоветском пространстве, анализа различных моделей интеграции представляет исследование А.О. Чубарьяна «Российский европеизм»[3].

В советский период было сформировано особое направление исследований – теория интеграции развивающихся государств. Особое внимание в ней уделялось социально-политическим факторам, а интеграция трактовалась как средство для объединения усилий по отпору политике неоколониализма и т.п[4].

Политико-правовые аспекты интеграционных процессов в различных регионах мира анализируются с позиций теории интеграции, общей теории права, концепций модернизации.

Одно из направлений изучения интеграционных процессов - это анализ роли интеграционных объединений в современном мире. В рамках этого направления активно разрабатываются вопросы взаимоотношений США и Европы, европейской интеграции[5]. Многие специалисты занимаются региональными объединениями Латинской Америки, АТР, Африки и т.д.[6]

Еще одним важным направлением исследования можно назвать изучение структуры и функционирования интеграционных объединений[7].

Рассматривая проблему интеграционных процессов, автор обратился к публикациям отечественных и зарубежных ученых по теории интеграционных процессов: В.Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, А.Э. Воскобойникова, В.Г. Ледяева, М. Месаровича, З.М. Оруджева, Т. Парсонса, А. Рапопорта, В.Н. Садовского, А.И. Уемова и др.[8] Важное значение для настоящего исследования имел сборник статей «Интеграционные процессы в современном мире»[9].

Работы, посвященные интеграционным и дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве – это труды российских, белорусских и казахских историков, политологов, экономистов и др., в которых рассматриваются отдельные аспекты этой проблемы в контексте истории стран ближнего зарубежья.

При рассмотрении геополитических реалий, в которых оказались Россия и другие страны Содружества после распада СССР, существенное значение имеют работы Г. Бордюгова и П. Гобла, И.П. Блищенко, К.С. Гаджиева, А.В. Дугина, В.В. Журавлева, Д.Н. Замятина, Ю. Иванова, Л.Г. Ивашова и И.Ф. Кефели, М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева, С.А. Караганова, А.А. Королева и В.И. Буренко, А.И. Мосякова, М.М. Лебедевой, А.С. Панарина, А.И. Подберезкина, А.В. Соловьева и А.В. Чаевича, В.Г. Федотовой, Ф.Фукуямы, С. Хантингтона, И.С. Хорина, П.А. Цыганкова, А.И. Шендрика В.А. Густова и др.[10]

Необходимо отметить также ряд исследований в области политологии, истории, экономики, международных отношений, философии и юриспруденции, анализирующих национальные интересы России, проблемы обеспечения безопасности постсоветского пространства, влияние международных процессов на отношения в рамках Содружества, стабилизирующую роль России на евроазиатском пространстве и необходимость углубления интеграции в рамках СНГ.

Эти проблемы нашли свое отражение в работах Р.Г. Абдулатипова, С.В. Алексеева, О.А. Арина, К.Л. Астапова, С.Н. Бабурина, Е.П. Бажанова, В.Г. Барановского, Ш.У. Гарнетт, С.В. Гвоздикова, В.В. Егозарьяна, Е.Г. Журавской, В.А. Золотарева, В.Н. Иванова, М.В. Ильина, И.М. Ильинского, Н.К. Исингарина, С.В. Косилкина, Г.М. Костюниной, В.Л. Манилова, В.Б. Мантусова, А.Н. Михайленко, Г.В. Осипова, Пачаджановой Т.А., А.А. Прохожева, В.В. Серебрянникова, Е.В. Скурко, М.В. Стрежневой, Г.С. Хозина, В.Ц. Худовердяна, В.У. Чиналиева, Н.Г. Шапиро, В.Г. Шемятенкова, Ю.В. Шишкова, Е.Н. Шувалова, Н.Н. Шумского, Р.Г. Яновского, Кузьмина С. и др., а также в многочисленных коллективных работах сотрудников различных институтов и центров, занимающихся проблемами интеграционного развития, в том числе, сотрудников Института социально-политических исследований Российской академии наук[11].

Ставится проблема «интеграционного» выбора для России – между Западом, Европой и Евразией, причем в качестве наиболее востребованного варианта интеграционной идеологии для нее рассматривается «неоевразийство»[12]. Кроме того, анализируя отдельные особенности интеграционного взаимодействия в разных форматах, политико-правовые вопросы, проблемы СНГ и субрегиональных объединений, в том числе, Союза и Союзного государства Беларуси и России, которые чаще всего признаются образованиями с тенденцией к федерализации[13].

Уделяется внимание СНГ и другим объединениям на постсоветском пространстве.[14] Авторами многих работ являются представители новых независимых государств, в частности, центрально-азиатских республик.[15]

После распада СССР существенно возрос интерес западных исследователей к изучению постсоветского пространства. Среди фундаментальных работ западных авторов, посвященных изучению постсоветского пространства, особо следует отметить работы М. Олкотт, А. Коэна, Г. Фуллера, Ф. Стара, 3. Бжезинского и др.[16] В центре внимания вопросы энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран Запада. Все формы интеграции на постсоветском пространстве рассматриваются этими авторами как инструмент давления России на своих соседей, стремлением сохранить контроль над бывшими «имперскими правителями».

Большое количество работ посвящено военно-политическому сотрудничеству в рамках СНГ. Исследователи Е.Г. Моисеев, В.В. Пустогаров, В.А. Ржевский, Майсара Аль-Халед, Ф.Г. Павленко и В.Д. Новицкий, С.Л. Ткаченко, С. Петерманн, В.Г. Манов и другие в своих работах проанализировали различные аспекты, касающиеся международного статуса СНГ и органов Содружества, (Совет глав государств, Совет министров обороны государств-участников СНГ, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и др.)[17].

Во многих исследованиях рассматриваются отношения стран Содружества в военной сфере после распада СССР и влияние на эти отношения Североатлантического альянса. Представляет интерес в этой связи труды отечественных ученых, занимающихся военно-техническим сотрудничеством в советский период[18]. Значительный материал содержится в работах о системе военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами после распада СССР, а также принципах государственного управления военно-техническим сотрудничеством с другими странами СНГ[19].

При рассмотрении современного состояния военно-технического сотрудничества России с другими странами Содружества независимых государств большое значение имеют работы отечественных исследователей А.Ю. Бельянинова, В.В. Кудашкина, Б.Н. Кузыка, А.Л. Рыбаса, А.И. Симакова, С.В. Чемезова, В.В. Юдина, и др.[20] Авторы рассматривают вопросы обеспечения национальной безопасности России, законодательной и нормативно-правовой базы ВТС, военно-технической политики России по отношению к другим странам-участницам СНГ, взаимосвязи тенденций мирового рынка продукции военного назначения и современных геополитических процессов. Особое внимание уделяется анализу объемов экспорта и реальных доходов СССР в торговле оружием в период 1981-1990 гг., положению России на мировом рынке оружия в 1991-2003 гг.

Целый ряд работ посвящен исследованию истории подписания и реализации Договора о коллективной безопасности (1992), а также его трансформации в военно-политический союз[21]. Большое внимание уделяется интеграционной политике России и Беларуси [22].

В целом, высказываются различные оценки развития российско-белорусского союза, от пессимистичных (М.Г. Делягин, Т. Гомар и др.) до умеренно оптимистичных (Н.Г. Федулова, Н.С. Зиядуллаев, Р.Я. Евзеров)[23]. Большинство авторов не склонны к односторонним оценкам, поискам «виновников» неудач в области интеграции, а пытаются найти системные причины «торможения» в разных сферах политики и взаимоотношений государств.

Проблемами интеграционных процессов на постсоветском пространстве занимается целый ряд вузовских центров, аналитических центров РАН, экспертных групп.

Важное место в исследованиях постсоветской проблематики занимают разработки Института всеобщей истории РАН. В его рамках ведутся проекты, посвященные анализу и прогнозированию ситуации в ближнем зарубежье, изучаются проблемы взаимодействия России и новых независимых государств, исследуются модели интеграционного развития на постсоветском пространстве, а также вопросы интеграции постсоветских государств в мировое политико-экономическое пространство. Институт выпускает научные монографии, сборники научных трудов и научно-методические пособия, проводит научные конференции и симпозиумы, организует летние школы молодых преподавателей и студентов, занимающихся постсоветской проблематикой.

Изучение стран ближнего зарубежья и подготовка квалифицированных специалистов соответствующего профиля являются приоритетным направлением в деятельности Российского государственного гуманитарного университета, в рамках которого функционирует кафедра стран постсоветского зарубежья (до июня 2007 года – Учебно-научный центр по изучению стран постсоветского зарубежья). Особое внимание в научно-аналитических исследованиях сотрудников кафедры уделяется текущим событиям. Ведутся спецпроекты по таким актуальным темам, как политические партии и общественные движения в странах ближнего зарубежья, энергетическая политика, международные отношения, интеграционные процессы, миграции и др. Для публикации аналитических статей кафедры стран постсоветского зарубежья функционирует Интернет-сайт[24].

Кафедра выступает организатором общероссийских и международных конференций, посвященных внешней политике государств постсоветского пространства, экономике и внутриполитическому развитию этих стран.

При историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова функционирует Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Центр занимается изучением общественно-политических и экономических проблем в странах СНГ и Прибалтики совместно с кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ. Центр выпускает ряд изданий, среди которых журнал «ЕвроАзия», содержащий экспертно-аналитическую информацию по всем постсоветским странам и интеграционным проектам. На базе данной структуры функционирует сайт[25].

Силами ИАЦ совместно с кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ и партнерами из стран СНГ проводится большоечисло конференций, семинаров, круглых столов, материалы которых представляют большой интерес по данной теме[26].

Уделяет внимание постсоветской проблематике и Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН. В частности, в рамках института реализуются проекты, посвященные энергетической политике, проблемам экономик переходного периода, проводятся сравнительные социально-экономические и социально-политические исследования и др.

В Институте Европы РАН функционирует ряд подразделений, специализирующихся на постсоветской проблематике. Так, Центр эволюционных процессов на постсоветском пространстве занимается исследованием процессов политической и социально-экономической трансформации в постсоветских странах. Научные изыскания Отдела восточноевропейских исследований посвящены особенностям внутренней и внешней политики новых независимых государств Восточной Европы и Прибалтики, а также их объединений.

Межэтнические отношения и миграционные процессы на постсоветском пространстве, факторы этнополитической конфликтности в постсоветских государствах, социально-культурный статус русских, проживающих в ближнем зарубежье, исследуются в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Этими и другими вопросами, касающимися этнокультурного взаимодействия в Евразии, специально занимаются научные работники таких подразделений института как Центр этнополитических исследований, Центр по изучению межэтнических отношений и ряда других центров.

Постсоветское зарубежье – предмет исследований Отдела стран СНГ Института востоковедения РАН, в рамках которого действуют сектор социально-антропологических исследований и сектор историко-политических проблем. С момент основания в 1996 году Отдел работал по научно-исследовательской программе «Межнациональные отношения и внутриполитическое развитие в СНГ: анализ и прогноз». В настоящее время отдел реализует новое направление научно-исследовательской работы в рамках программы «Россия и страны СНГ».

Отдельные аспекты постсоциалистической трансформации на постсоветском пространстве исследуются сотрудниками Института славяноведения РАН, в центре внимания которого - комплексное изучение истории, культуры, литературы и языков славянских народов.

Многочисленные информационно-аналитические проекты, посвященные политическим и социально-экономическим процессам на постсоветском пространстве, реализуются в рамках Института стран СНГ, функционирующего с 1996 года.

Проблемами развития постсоветских государств занимается также Центр проблем интеграции, созданный по инициативе Национального инвестиционного совета (НИС) и Российской академии наук (РАН) в Институте международных экономических и политических исследований Российской академии наук (ИМЭПИ РАН). В связи с прошедшей реорганизацией Института экономики РАН и ИМЭПИ РАН Центр проблем интеграции вошел во вновь созданную научную организацию – Институт экономики РАН (ИЭ РАН). В центре ведется работа по проблемам экономической интеграции с оперативным анализом интеграционных процессов, а также разработка практических рекомендаций для оптимизации российской внешней политики и принятия решений бизнес-сообществом, выявление специфики и перспектив интеграции и экономической консолидации в регионе СНГ.[27]

В мае 2009 года был создан Институт международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России, в составе которого ряд подразделений, занимающихся различными аспектами изучения стран ближнего зарубежья.

Так, с января 2001 г. функционирует Центр постсоветских исследований МГИМО (У) МИД РФ, к основным направлениям деятельности которого относятся: институциональные механизмы и международно-правовая основа взаимодействия на постсоветском пространстве; политика России в отношении бывших советский республик; сотрудничество стран СНГ в сфере безопасности; экономическое взаимодействие на постсоветском пространстве и т.д.

Еще одной структурой Института международных исследований МГИМО (У) МИД России является Центр исследований Восточной Азии и ШОС (до 1 марта 2005 года - Центр восточноазиатских исследований). В числе основных направлений работы центра проекты, посвященные различным аспектам деятельности Шанхайской организации сотрудничества, программа развития «научного измерения» ШОС, а также политика России по отношению к иммигрантам из стран ближнего зарубежья и соотечественникам на постсоветском пространстве.

Кроме того, в рамках Института международных исследований МГИМО (У) МИД России функционирует Центр кавказских исследований, который был учрежден в марте 2004 года. Научные разработки Центра ведутся по таким важным направлениям, как: международные отношения и вопросы безопасности в кавказском регионе; становление государственных институтов и тенденции политического развития государств Южного Кавказа; социально-экономическая и политическая ситуация в республиках Северного Кавказа; история Кавказа в составе Российской империи и СССР.

Вопросы интеграционных процессов затрагиваются и в учебной литературе по истории России, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений.[28] В последние годы также вышел ряд пособий, затрагивающих экономические и правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве[29]. Однако достаточно часто трактовки интеграционных процессов на постсоветском пространстве являются весьма спорными и неоднозначными.

Несмотря на наличие большого количества работ по данной проблематике, эти вопросы до сих пор не получили глубокого и комплексного исторического анализа. Часто проводятся достаточно подробные, но нередко «одномерные» исследования политических факторов постсоветской интеграции: либо «изнутри», с точки зрения правящих элит, либо «извне». При этом преобладает изучение социально-экономических и правовых вопросов интеграции с акцентом на выявление количественных показателей (объема товарооборота, миграционных потоков и т. п.).

 

Глава I. Общая характеристика интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Интеграция – неотъемлемая составляющая развития современного мира. В настоящее время большинство регионов в той или иной степени вовлечены в интеграционные процессы.

Само понятие «интеграция» происходит от латинского «intеgгаtiо», что дословно можно перевести как «воссоединение, восполнение». Участвуя в интеграционных процессах, государства — участники имеют возможность получения значительно больших материальных, интеллектуальных и иных средств.

В экономическом отношении — это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулировании торговли, свободном перемещении капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении – прежде всего - снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.

Процессы глобализации, регионализации, интеграции — реалии современных международных отношений.

При исследовании интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве целесообразно четко определить их основные составляющие, выявить сущность, содержание и причины.

При изучении истории постсоветского пространства невозможно не учитывать прошлое этого огромного региона. Распад, то есть, дезинтеграция сложной политико-экономической системы привел к формированию в ее границах нескольких новых самостоятельных образований, ранее представлявших собой подсистемные элементы.

Их самостоятельное функционирование и развитие при наличии определенных условий и необходимых ресурсов может привести к интеграции, образованию новых системных признаков. И, напротив, необратимое изменение условий развития таких субъектов может привести к их полному распаду и самоустранению.

Важно помнить, что развитие интегрированных политических и экономических систем возможно лишь на основе целенаправленных и скоординированных усилий всех субъектов, участвующих в этом процессе. Причин интеграции множество, но в большинстве случаев в основе этих процессов находятся факторы экономического свойства.

Процессы интеграции и дезинтеграции необходимо рассматривать как способы трансформации сложных политических и социально-экономических систем. Ярким примером подобной трансформации является образование в результате распада СССР новых независимых государств, процесс становления механизма экономических и политических интеграционных связей между ними.

Также под интеграцией понимается сближение, взаимопроникновение, формирование общих пространств: экономического, политического, общественного, ценностного. Политическая интеграция при этом подразумевает не только тесное взаимодействие однотипных государств и обществ, находящихся на сходных стадиях экономического, социального, политического развития, как это имело место в Западной Европе после Второй мировой войны, но и притяжение более сильными государствами малых и развивающихся стран. При этом «мотором» интеграции с обеих сторон являются, прежде всего, политические и экономические элиты.

Следует остановиться на типах и видах интеграции (глобальная и региональная, вертикальная и горизонтальная), рассмотреть интеграцию и дезинтеграцию как взаимообусловленные процессы.

Так, международная экономическая интеграция (МЭИ) — это объективный, осознанный и направленный процесс сближения, взаимоприспособления национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.

Исходным пунктом данного типа интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Основными экономическими целями интегрирующихся стран обычно является стремление повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства. Кроме того, в ходе интеграции используются преимущества «экономики большего масштаба», сокращаются издержки, создается благоприятная внешнеэкономическая среда, решаются задачи торговой политики, оказывается содействие структурной перестройке экономики и ускоряются темпы ее роста.

При этом предпосылками для экономической интеграции могут служить: сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран, территориальная близость государств, общность экономических проблем, потребность в достижении быстрого эффекта и, наконец, так называемый «эффект домино», когда страны, которые оказались за пределами экономического блока, развиваются медленнее, и поэтому начинают стремиться к включению в интеграционное объединение.

Когда речь идет об экономической интеграции, важно учитывать ее виды и типы. Различают всемирную экономическую интеграцию, порожденную процессами глобализации, и традиционную региональную интеграцию, развивающуюся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов XX века. Однако характерной для современного мира является так называемая «двойная» интеграция, сочетание двух вышеуказанных видов (уровней).

Развиваясь на двух уровнях — глобальном и региональном, — интеграционные процессы характеризуются, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой — экономическим сближением стран на региональной основе.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию.

Можно выделить целый ряд видов региональной интеграции. Среди них: зона свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз (ТС), единый или общий рынок (ОР), экономический союз (ЭС), экономический и валютный союз (ЭВС).

ЗСТ представляет собой преференциальную зону, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений торговля. ТС - соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, таким образом, являясь формой коллективного протекционизма от третьих стран; ОР – это соглашение, в котором в дополнение к положениям ТС устанавливается свобода передвижения капитала и рабочей силы; в рамках ЭС в дополнение к ОР гармонизируется фискальная и монетарная политика; ЭВС является по сути официальным договором в дополнение к ЭС о проведении единой макроэкономической политики и создании наднациональных органов управления и т.д. Достаточно часто международной экономической интеграции предшествуют преференциальные торговые соглашения.

Основными результатами региональной интеграции являютсясинхронизация процессов экономического и социального развития стран; сближение макроэкономических показателей; углубление взаимозависимости экономик; рост ВВП и производительности труда; увеличение масштабов производства, сокращение издержек; образование региональных рынков торговли.

Политическая интеграция характеризуется многоаспектными факторами, в том числе, спецификой геополитического положения стран и их внутриполитических условий и т.п. Этот тип интеграции необходимо рассматривать как процесс слияния двух или более независимых (суверенных) единиц, национальных государств в широкую общность, обладающую межгосударственными и надгосударственными органами, которым передается часть суверенных прав и полномочий.

Для подобного интеграционного объединения характерны такие черты, как: наличие институциональной системы, базирующейся на добровольном ограничении суверенитета государств-членов; складывание единых норм и принципов, регулирующих отношения между членами интеграционного объединения; введение института гражданства интеграционного объединения; формирование единого экономического; культурного, социального, гуманитарного пространства.

Процесс оформления политического интеграционного объединения, его основных измерений отражается в понятиях «интеграционная система» и «интеграционный комплекс». Интеграционная система формируется через совокупность институтов и норм, общих для всех базовых единиц объединения (это политико-институциональный аспект интеграции); в понятии «интеграционный комплекс» акцентируются пространственно-территориальные масштабы и границы интеграции, пределы действия норм и полномочий общих институтов.

Политические интеграционные объединения различаются по базовым принципам и методам функционирования. Во-первых – на основе принципа диалога общих наднациональных органов; во-вторых – на базе принципа правового равенства государств-членов. Третьим важным принципом является координация и субординация (координация предполагает согласование действий и позиций государств-членов объединения и наднациональных структур, субординация же характерна для более высокой ступени и предполагает обязательства субъектов приводить свое поведение в соответствие с установленным порядком; в-четвертых, необходимо учитывать и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между наднациональными и национальными властями, а также принцип политизации целей базовых единиц, основывающийся на передаче власти наднациональным структурам через практику компромиссов; еще одним базовым принципом выступает взаимовыгодность как основа принятия решений и, наконец, принцип гармонизации правовых норм и отношений интегрирующихся субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.