Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования ГУАМ




Наиболее значительным по своему потенциалу модулем в рамках постсоветской политико-экономической системы стала Организация за Демократию и Экономическое Развитие (ГУАМ). Исследователями и экспертами выделяются три основных этапа в развитии ГУАМ: начальный этап формирования организации - 1997-2000 гг., создание инфраструктуры ГУУАМ, оформление основных направлений международного сотрудничества - 2001-2004 гг., активизация деятельности ГУАМ (с 2005 г.).

Существует мнение, что ГУУАМ изначально создавался как экономическая структура. Как заявляли его участники, целью было формирование транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (в обход России). Однако проект транспортного коридора так и не был воплощен в жизнь.[73] Объединение постепенно обретало политический формат. 10 октября 1997 г. на саммите Совета Европы в Страсбурге было объявлено о формировании Консультативного форума ГУАМ. Создание нового регионального модуля именно во время саммита Совета Европы не было случайным. Это должно было придать только что образованной организации большую легитимность и значимость в глазах мирового сообщества. Создание ГУАМ с самого начала представляло собой альтернативу интеграционным процессам на постсоветском пространстве, связанным с российским участием.

В состав новой организации вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Среди главных мотивов, приведших к решению об отказе в членстве в ДКБ СНГ Азербайджана, были обвинения в адрес России в поставках ракет и военных самолетов Армении. Но одновременно имело место предложение руководства Азербайджана со стороны НАТО и Турции о размещении на азербайджанской территории части сил, дислоцировавшихся на турецкой базе Инжирлик. С этими событиями совпадает во времени выход из ДКБ и Узбекистана, и Грузии, что свидетельствует о вероятности предварительного согласования этих действий.

С другой стороны, решение Азербайджана, Узбекистана и Грузии совпало с шагом Украины по открытию полигона Явир в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Примерно в это же время Грузия ужесточила предъявляемые России требования о выводе российских вооруженных сил с российской территории. Созданию ГУУАМ предшествовали и другие объединительные инициативы для постсоветских государств, игнорировавшие Россию.[74]

Еще одним немаловажным фактором создания ГУАМ стали вопросы энергетической политики. Государства-участники ГУАМ изначально выступали за организацию новых маршрутов транзита через их территорию каспийской нефти в Европу, минуя Россию. В этой связи в создании новой организации были заинтересованы также страны Европы и США.

24 апреля 1999 г. в Вашингтоне в рамках встречи Совета Евроатлантического партнерства состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана. По итогам встречи Узбекистан, чьи отношения с Россией переживали период заметного охлаждения, и, наоборот, активно развивалось военно-политическое сотрудничество с США, вошел в состав ГУАМ. Организация стала именоваться ГУУАМ. В том же году Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ.

В 2000 г. деятельность ГУУАМ была признана ОБСЕ. Страны-участницы организации провели совместное заседание в ходе «Саммита тысячелетия» ООН, еще раз подчеркивая международный статус и стремление действовать на мировой арене вне контекста СНГ.

Таким образом, ГУУАМ приобрела характер альтернативного объединения на постсоветском пространстве. Именно так ее стали воспринимать и в России, и Европе, и в США. Многие наблюдатели справедливо отмечали, что ГУУАМ стал оперировать в трех ключевых регионах постсоветского пространства – в Закавказье, на юго-востоке Европы и в Центральной Азии.

Вместе с тем, впечатляющее геостратегическое положение ГУУАМ оказалось не подкрепленным реальными экономическими и политическими возможностями. Так, Узбекистану вхождение в организацию не помогло в решении главной проблемы – соседства с режимом талибов в Афганистане и роста исламского экстремизма внутри страны. Во многом из-за этого, а также по причине несоответствия общей геополитической стратегии планам других государств ГУУАМ уже в 2002 г. Узбекистан приостановил свое участие в организации, хотя формально оставался в ее составе на протяжении еще трех лет.

6 ноября 2000 г. в Нью-Йорке, во время 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоялась встреча президентов государств-участников ГУУАМ, по итогам которой был принят Нью-Йоркский Меморандум, направленный на обеспечение многоуровневого сотрудничества стран-участников организации. Было принято решение проводить регулярные саммиты глав государств и встречи министров иностранных дел государств-участников ГУУАМ, а также создать рабочий орган Объединения - Комитет национальных координаторов.

2001 г. стал годом определения статуса и формирования структуры ГУУАМ. В июне 2001 г. состоялся саммит ГУУАМ в Ялте, на котором статус организации был определен как «Объединение». Были приняты Устав ГУУАМ и Ялтинская хартия ГУУАМ. В хартии определялись цели взаимодействия государств-участников организации в различных сферах экономики, включая энергетику, технологии, транспортную инфраструктуру, телекоммуникации, реализацию совместных инвестиционных и финансовых проектов, сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе, в области культуры, образования и науки, совместные усилия по защите окружающей среды, взаимодействие СМИ. Также была принята Конвенция государств-участников ГУУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам.

В это же время, по мере того как СНГ было объявлено важнейшим приоритетом российской внешней политики, Россия начала проводить более продуманную политику на постсоветском пространстве. Это коснулось, прежде всего, Узбекистана, который в результате сначала приостановил, а затем и вовсе прекратил свое членство в ГУУАМ и вступил в ШОС и ОБКБ. Корректировка внешнеполитической линии произошла и в Азербайджане. Однако другие члены ГУУАМ пошли по пути радикализации своей антироссийской политики.[75]

С 2001 г. наблюдалось укрепление связей между ГУУАМ и США. 6 декабря 2002 года Совет министров иностранных дел ГУУАМ утвердил «Рамочную Программу ГУУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков». Рамочная Программа ГУУАМ - США включила такие основные направления деятельности как создание Виртуального Центра ГУУАМ, создание единого информационного пространства по обмену данными антитеррористической направленности, предложения в отношении реализации проектов по укреплению сотрудничества и взаимодействия стран ГУУАМ в пограничной и таможенной сферах.

В рамках программы государствами ГУУАМ при содействии США, Центра SECI, экспертов Болгарии, Румынии и Венгрии был реализован ряд совместных проектов, направленных на выработку основ тесного сотрудничества стран ГУУАМ с НАТО, создание новых возможностей для транзита энергоносителей из бассейна Каспийского моря в Европу. В частности, был создан Виртуальный центр ГУУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений, началась работа по реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке.

19-20 июля 2002 года состоялся очередной саммит ГУУАМ в Ялте. В ходе саммита были подписаны такие важные документы как Соглашение о создании зоны свободной торговли, Протокол о сотрудничестве в области культуры стран ГУУАМ на 2002-2005 гг. Также были подписаны Положение о Совете министров иностранных дел ГУУАМ и Временное положение об Информационном офисе ГУУАМ.

В 2003 г. ГУУАМ получил статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, официально получив, таким образом, международное признание, равное СНГ. Наиболее активное содействие совместным выступлениям государств-членов ГУУАМ на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН оказывали и оказывают Соединенные Штаты. В частности, именно при помощи США в сентябре 2006 г. страны ГУУАМ добились рассмотрения на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве.

В 2004 г. была учреждена Парламентская ассамблея ГУУАМ. Учредительное собрание состоялось 23 сентября 2004 г. в г. Киеве, где была подписана Декларация об учреждении Парламентской Ассамблеи и приняты ее Правила процедуры.

Во многом переломным моментом в истории ГУУАМ стал 2005 г. В этом году произошла смена политического режима в Украине, наблюдалось ужесточение позиции Грузии в отношении российского присутствия в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Наконец, президент Молдовы Михаил Воронин также серьезно скорректировал внешнеполитический курс в сторону большего сближения с европейскими институтами и ограниченного участия в работе СНГ. В первой половине 2005 г. состоялся ряд двусторонних встреч между лидерами трех государств, принявших решение об укреплении взаимодействия в рамках ГУУАМ.

В апреле 2005 г. состоялся саммит ГУУАМ в Кишиневе. На нем было заявлено о новой роли организации, которая теперь должна была способствовать распространению демократии на постсоветском пространстве, изменению отношений между государствами бывшего СССР и западными странами в сторону большего их сближения и открытости в противовес России. В этом коренном повороте присутствовало стремление минимизировать влияние Москвы в регионе, представить ее как своего рода оплот противоположной тенденции. Утверждению жесткой позиции ГУУАМ по отношению к СНГ и России способствовали присутствовавшие на саммите президенты Литвы Валдис Адамкус и Румынии Траян Бэсеску, а также представители США и ряда их союзников в Европе.

Участники саммита договорились активизировать энергетическое сотрудничество, направленное на реализацию совместных энергетических программ и проектов на основе их коммерческой рентабельности, в частности, по транспортировке энергоресурсов Каспийского региона на европейский энергетический рынок с использованием территорий государств-участников Объединения без участия России.

На саммите была принята декларация «Во имя стабильности, демократии и развития». Ряд положений Декларации был прямо направлен против России, и может рассматриваться как форма оказания политического давления. Особенно показательным в этом отношении стал пункт 5-й, в котором говорится, что страны ГУУАМ «подчеркивают важность решения Стамбульского Саммита ОБСЕ от 1999 г. и призывают все государства ОБСЕ приложить максимум усилий для исполнения Россией принятых обязательств о полном выводе российских войск и вооружений из Республики Молдова и Грузии».

28 мая 2005 г. состоялось второе заседание Парламентской ассамблеи ГУУАМ в Ялте. В ходе заседания парламентарии заявили о готовности оказать парламентскую поддержку выполнению решений, принятых в ходе Кишиневского саммита глав государств ГУУАМ. Спикеры парламентов стран-участников выступили за активизацию взаимодействия парламентов государств-участников ГУУАМ в парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ, ОЧЕС, НАТО, а также высказали намерение наладить сотрудничество с Европейским Парламентом. Кроме того, была высказана идея о том, что Парламентская ассамблея ГУУАМ должна стать эффективным инструментом дипломатии с целью содействия созданию в Черноморско-Каспийском регионе общего пространства для укрепления демократии, безопасности и углубления экономического, транспортного, научно-культурного и других видов сотрудничества.

Фактически в 2005 г. Украина, Грузия и в меньшей степени Молдова взяли курс на конфронтацию с Россией. Однако в том же 2005 г. ГУУАМ окончательно потерял одного из своих важных участников – Узбекистан, который не подписал Кишиневскую декларацию и в декабре 2005 г. вышел из организации. Основной причиной стало серьезное ухудшение отношений между Ташкентом и Вашингтоном из-за событий в Андижане, а также недовольство Узбекистана резко отрицательной позицией, занятой по отношению к узбекскому руководству лидерами других государств-членов ГУУАМ. Организация снова стала именоваться ГУАМ.

В мае 2006 г. состоялся Киевский саммит ГУАМ, в ходе которого организация стала официально именоваться Организацией за Демократию и Экономическое Развитие (ODED) –ГУАМ. Был принят новый Устав, подтвердивший курс на скорейшую интеграцию с Европейским Союзом и НАТО. Были подтверждены широкие географические границы действия ГУАМ - «от Каспия до Балтики», - что предполагает участие организации в обсуждении и решении практически всего спектра проблем на постсоветском пространстве.

В течение 2005-2006 гг. страны ГУАМ демонстрировали все большее сближение с США в вопросах международных отношений, безопасности и военного сотрудничества. В июне-августе 2005 г. правоохранительные органы стран ГУАМ совместно с США и Региональным центром SECI (South East European Cooperative Initiative) провели операцию «Гармония» по борьбе с контрабандой наркотиков. 22-23 мая 2006 года в Киеве страны-члены ГУАМ и Соединенные Штаты провели встречу в рамках 11-го заседания Совета Министров Иностранных Дел ГУАМ и Саммита ГУАМ. 25 сентября 2006 г. в Нью-Йорке состоялось заседание Совета Министров иностранных дел Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, а также очередная встреча ГУАМ - США. При этом все более важной составляющей отношений ГУАМ-США становится поддержка Вашингтоном государств-членов организации в вопросах сохранении территориальной целостности. В частности, именно в ходе нью-йоркской встречи министры иностранных дел стран-членов «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ» заявили о решительном неприятии референдума по вопросу о независимости в Приднестровской Молдавской Республике, состоявшегося 17 сентября 2006 г.

После «бархатных» революций в Грузии и на Украине и смены внешнеполитической ориентации властями Молдовы ГУУАМ (ГУАМ) пережил «второе рождение». Объединяющей основой постепенно становится задача минимизации влияния России на постсоветском пространстве и борьба с тяготеющими к ней «непризнанными государствами». [76]

По словам В.Ющенко, с каждым саммитом ГУАМ приобретает все больше международных партнеров. Иллюстрируя результативность ГУАМ, Президент сказал о проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. "Это базовый ключевой фундаментальный проект, реализация которого в ближайшее время будет обеспечена", - сказал В.Ющенко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.