Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И особенности Европейского права 1 страница




Решая эти задачи в положениях Лиссабонского договора, сторонники ускорения интеграции наделили, наконец, на основе договора Европейский союз правосубъектностью, статусом юридического лица и в результате правопреемства компетенции Сообщества статусом субъекта международного права.

На сегодня (2012 г.) в шенгенское пространство входят 22 государства - члена ЕС, а также Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн - не члены ЕС, итого 26 государств. Не входят в это пространство государства - члены ЕС: Великобритания, Ирландия, Кипр, Болгария и Румыния.

14 июня 1985 г. в местечке Шенген, расположенном в Люксембурге на живописных берегах реки Мозель, пятью из 10 государств - членов ЕС - Бельгией, Люксембургом, Нидерландами, Германией и Францией было подписано Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах, более известное как Шенгенское соглашение 1985 г.

Шенгенское соглашение - сравнительно небольшой документ, состоящий из преамбулы и 33 статей, объединенных в два раздела. Пунктам пограничного контроля двух сопредельных стран, расположенным соответственно по одну и по другую сторону общей границы, отныне вменялось в обязанность проводить совместные проверки. Это, конечно, упрощало и ускоряло пограничный контроль. В соответствии с Соглашением полицейские и таможенные власти "осуществляют визуальный контроль над частными транспортными средствами, пересекающими на сниженной скорости общую границу". Более тщательный выборочный контроль все же мог иметь место. Ввиду ослабления контроля на внутренних границах стороны брали на себя обязательство координировать свои действия в борьбе с незаконной торговлей наркотиками.

В долгосрочном плане стороны обязались гармонизировать внутренние законы и административные положения в области пограничного контроля, провоза наркотиков, взрывчатых веществ и др.

У читателя может возникнуть вопрос, почему Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах подписали вначале лишь пять государств - членов сообществ. На полное открытие границ, отмену паспортного и личного контроля были готовы пойти не все страны ЕС. Для этого требовались существенные реформы национального законодательства. Поэтому "пионерами" в Шенгенском процессе стали Бельгия, Люксембург и Нидерланды (страны Экономического союза Бенилюкс), которые открыли друг другу свои общие границы еще в 1960 г., а также крупнейшие страны - учредители европейских сообществ - Германия и Франция - "локомотивы интеграции", чаще других становившиеся зачинателями нового в европейском строительстве. В ходе европейской интеграции не раз происходило так, что если не все государства-члены готовы вместе двигаться вперед, сначала это делает часть из них ("продвинутое сотрудничество"), а остальные присоединяются позднее. Так, например, из старых членов Великобритания и сейчас наиболее упорно предпочитает оставаться вне шенгенского пространства, как, впрочем, и вне зоны евро.

19 июня 1990 г. теми же пятью странами ЕС была подписана Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах или, как его часто называют в специальной литературе, второе Шенгенское соглашение <1>. Имеются и другие неофициальные названия этого документа - Шенгенская имплементационная конвенция или просто Шенгенская конвенция. Чуть позже Конвенцию подписали Италия, Испания, Португалия и Греция. После вступления в Европейский союз Австрии, Финляндии и Швеции эти государства вскоре присоединились и к шенгенским соглашениям: Австрия - 28 апреля 1995 г., а Финляндия, Швеция и Дания - 19 декабря 1996 г.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Шенгенские соглашения. М., 2000.

 

Присоединение новых государств - членов ЕС осуществлялось только к Шенгенской конвенции 1990 г., так как она своим содержанием "перекрывает" текст более раннего Соглашения 1985 г., носившего в основном предварительный характер и рассчитанного по своему действию на период 1985 - 1990 гг.

Конвенция 1990 г. по объему значительно превосходит первое Шенгенское соглашение. Она состоит из 142 статей, которые сгруппированы в восемь разделов.

Россия по отношению к Конвенции является "третьим государством", поскольку не является ее участником. Соответственно, граждане России, согласно дефинициям, принятым в разд. I Конвенции, являются "иностранцами". В то же время иностранцами не считаются граждане государств - членов Европейского союза, даже если последние не участвуют в шенгенских соглашениях.

Хотя сторонами Шенгенской конвенции 1990 г. являлись 13 из 15 государств - членов ЕС <1>, на самом деле участников шенгенского процесса было все же 15. Кто же оставшиеся двое? Это, повторим, государства - не члены ЕС Исландия и Норвегия.

--------------------------------

<1> Здесь имеется в виду период до 1 мая 2004 г. - даты вступления в Европейский союз еще 10 государств.

 

Данные страны вместе с Данией, Финляндией и Швецией еще в 1960-е гг. в рамках организации Северный совет создали между собой безвизовое пространство - Северный паспортный союз <1>. С другой стороны, последние три государства вступили в европейские сообщества и присоединились в 1996 г. к Шенгенской конвенции. Чтобы вступление указанных трех государств ЕС в шенгенскую зону не привело к разрушению безвизового пространства на севере Европы, руководством ЕС было принято решение допустить к участию в шенгенском процессе и их партнеров по Северному совету - Исландию и Норвегию.

--------------------------------

<1> Указанные пять государств подписали между собой Конвенцию об отмене паспортного контроля на границах между Северными странами 1957 г.

 

Этот факт говорит о том, что европейское право формировалось не только на основе учредительных договоров и нормативных актов институтов сообществ, но и путем включения в свою систему международных договоров и региональных организаций, участие в которых принимали и страны, не входящие в сообщества. В результате нормы европейского (в данном случае шенгенского) права действуют и за границами территорий государств - членов европейских сообществ, распространяясь на страны, не входящие в сообщества, - Норвегию и Исландию. Вышеприведенное утверждение о включении в право ЕС иных международных договоров относится также и к факту рецепции Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, о чем речь в данной работе впереди.

Резюмируем вышеизложенное.

Шенгенские соглашения изначально были заключены между пятью странами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, ФРГ и Францией) вне правового поля европейских сообществ. Впоследствии к ним присоединилось большинство членов Европейского союза (13 из 15 так называемых старых государств-членов), что дало реальные возможности для формирования зоны свободного передвижения лиц внутри внешних границ Союза. С начала 2008 г. к европейской зоне безвизового режима (шенгенскому пространству) присоединились еще девять стран - "новых" членов ЕС: Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Повторим, что в шенгенское пространство не входят государства - члены ЕС Великобритания, Ирландия, Кипр, Болгария и Румыния <1>.

--------------------------------

<1> Данные на 2012 г.

 

В результате вступления в силу Амстердамского договора шенгенское законодательство стало частью правовой системы Европейского союза, но при этом отдельные протоколы предусмотрели изъятия для Великобритании и Ирландии, а также особый статус для Дании.

Согласно решению Совета от 20 мая 1999 г. N 1999/435/ЕС положения шенгенского законодательства были инкорпорированы в текст Договора, учреждающего Европейское сообщество, а также в текст Договора о Европейском союзе. Это означает, что одна часть положений Шенгенских соглашений была отнесена к компетенции Европейского сообщества и была включена в право Сообщества (коммунитарное право), вторая - стала частью третьей опоры Европейского союза, для которой характерно межгосударственное международно-правовое регулирование.

В итоге, например, вместо межгосударственного сотрудничества по вопросам предоставления убежища по решению государств-членов необходимая компетенция была передана институтам Европейского сообщества, в рамках которых решения могли приниматься Советом по инициативе Европейской комиссии квалифицированным большинством голосов, а их имплементация - контролироваться Судом ЕС.

Таким же образом были решены и вопросы, связанные с выдачей виз и иммиграцией, сотрудничеством правоохранительных органов в гражданской, административной и таможенной сферах.

 

1.2.8. Шестой этап: Ниццкий договор 2001 г.

 

Шестой этап - это эпоха Ниццкого договора, заключенного в преддверии расширения Европейского союза и предусматривающего в этой связи реформы институтов Союза.

Европейский союз включал 15 государств-членов. 1 мая 2004 г. в Союз вступили 10 новых государств, 1 января 2007 г. добавились еще два государства.

Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццкий договор, который был подписан 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. после завершения его ратификации в странах-участницах. Его полное название - "Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты".

Ниццкий договор, так же как и его предшественник - Амстердамский договор, не учреждал новые организации. Его главное назначение, как отмечается в преамбуле, состояло в завершении процесса подготовки институтов Европейского союза к значительному расширению его состава. По своему содержанию он также представлял собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и был призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать ее правовые основы.

Подписанием Ниццкого договора завершилась Межправительственная конференция, которая начала свою работу 14 февраля 2000 г. Эта Конференция имела целью разработать реформы и меры по адаптации европейских институтов в связи с предстоящим вступлением новых государств-членов.

Новый Договор открыл путь самому большому расширению Европейского союза за всю историю его существования и существования европейских сообществ. По мнению руководства Европейского союза, включение новой большой группы стран в состав Союза должно окончательно привести к долгосрочному миру, стабильности и процветанию на европейском континенте.

Ниццкий договор - сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы и 13 статей, которые разделены на две части. В первой части содержатся постановления, изменяющие тексты Договора о Европейском союзе и договоров, учреждающих европейские сообщества по существу, во второй - преимущественно протокольные постановления, определяющие бессрочный характер действия Договора, порядок его ратификации и вступления в силу. К Договору был приложен ряд протоколов и деклараций.

Ниццкий договор явился крупным шагом в развитии международного интеграционного и европейского права. Он юридически подготовил расширение Европейского союза за счет государств Центральной и Восточной Европы, а также средиземноморских и балтийских стран - Венгрии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии (вначале 10 стран так называемой первой волны). Позже настала очередь Болгарии и Румынии, ставших членами ЕС 1 января 2007 г. Принято решение о присоединении в ближайшем будущем к ЕС Хорватии, обсуждается вопрос о вступлении в Евросоюз Турции и других государств.

Ниццкий договор содержал положения об изменении с 2004 г. порядка функционирования всех институтов ЕС. В частности, Договором предусматривались изменения в составе Европейского парламента. Число его членов согласно тексту Договора не должно превышать 732 <1>. Повышалась роль Европейского парламента в назначении председателя и членов Комиссии. Договор, повышая роль Парламента, предусматривал более широкое применение процедуры совместного принятия решений. При ее использовании нормативный правовой акт Союза мог вступить в силу, только если он был одобрен в идентичной редакции Советом и Европейским парламентом.

--------------------------------

<1> На практике данное требование соблюдено не было, и с 2007 г. после увеличения ЕС на 12 членов Европейский парламент насчитывал 785 депутатов (до выборов в июне 2009 г.). Об изменениях в составе Парламента после июньских выборов 2009 г. см. гл. 10 "Европейский парламент" настоящей работы.

 

Председатель Европейской комиссии получил дополнительные полномочия. Крупнейшие государства-члены лишались привилегии иметь двух представителей в Комиссии. Начал действовать принцип "от каждого государства один комиссар". Соответственно, при 27 государствах-членах этот институт насчитывает 27 представителей. Предусматривалось, что в последующем состав Комиссии должен сократиться на треть и при ее формировании будет использоваться принцип ротации. Однако этого не произошло.

Что касается Совета (министров) ЕС, то с 1 ноября 2004 г. начал действовать новый порядок распределения взвешенных голосов. По Ниццкому договору также чаще стал применяться принцип принятия решений квалифицированным большинством голосов, что должно было повысить эффективность принятия решений данным институтом.

По Ниццкому договору значительные изменения претерпел судебный механизм. Помимо положений текста Договора реформированию Суда посвящен прилагаемый к Договору Протокол об Уставе суда Европейских сообществ. В частности, суд первой инстанции, который в прошлом рассматривался скорее как вспомогательный орган, приобрел статус самостоятельного судебного органа. Произошло перераспределение полномочий между судом ЕС и судом первой инстанции, причем последний был наделен новыми прерогативами. Так, он получил право рассматривать определенную категорию дел в преюдициальном порядке. Было предусмотрено также создание специализированных судебных палат. В 2006 г. начала функционировать первая из них - Суд по делам гражданской службы, в компетенцию которого входит рассмотрение трудовых (административных) споров между европейскими гражданскими служащими (чиновниками аппарата ЕС) и институтами Союза. Изменения были направлены на повышение эффективности всего судебного механизма ЕС.

Ниццкий договор, равно как и предшествующие учредительные акты и разработанные на их основе нормативные правовые акты, образует то, что принято называть достоянием (достижениями) Европейского союза (acquis communautaire).

Ниццкий договор 2001 г. в качестве приложения включал Декларацию N 23, в которой содержался призыв к проведению широкой дискуссии о будущем Европейского союза. В частности, должны были быть получены ответы на вопросы об уточнении и о более точном разграничении полномочий институтов Европейского союза и государств-членов, об определении статуса Хартии Европейского союза об основных правах, упрощении текстов учредительных договоров без изменения их смысла, о роли национальных парламентов в европейской архитектуре.

 

1.2.9. Седьмой этап: "Европейская конституция" 2004 г.

 

Седьмой этап начался с подготовки и подписания Договора о введении Конституции для Европы 2004 г.

В последнее десятилетие "европейского строительства" все больше сторонников набирала идея замены многочисленных учредительных договоров Конституцией Европейского союза в качестве единственного сводного (консолидированного) договора. Это соответствовало требованиям рядовых граждан Союза сократить и упростить учредительные документы Союза, сделать их понятными большинству населения. Не случайно поэтому Европейский парламент еще в 1990 г. выступил с инициативой принять Конституцию будущего Союза, а в 1994 г. разработал ее первый проект.

В поддержку принятия Конституции выступали руководители ряда государств - членов ЕС. Согласно позиции Европарламента текст Конституции Европейского союза должен был быть принят в течение 2004 г., а Хартия Европейского союза об основных правах (2000 г.) стала бы одной из ее частей. Процесс принятия Конституции, или точнее Конституционного договора, занял больше времени, чем это предполагалось, из-за особой позиции некоторых государств, выступавших против отдельных ключевых положений Договора (о федерализации Европейского союза, выборах его президента, назначении министра иностранных дел ЕС и т.д.).

Собравшись на очередное заседание в Лаакене (район Брюсселя, где находится королевская резиденция) под председательством Бельгии, Европейский совет 15 государств-членов принял в декабре 2001 г. Лаакенскую декларацию о будущем Европейского союза. В этом небольшом по объему документе (шесть страниц), проект которого был подготовлен так называемой "группой мудрецов", содержалась жесткая критика дефицита демократии в Союзе, говорилось об отрицательном отношении населения государств-членов к бюрократизации европейских институтов, "вмешивающихся во все, превращая Союз в "супергосударство". В то же время в Декларации говорилось о стремлении граждан к тому, чтобы Союз играл большую роль на международной арене и обеспечивал бы им большую безопасность. Не будем забывать о том, что Европейский совет заседал вскоре после известных событий в США 11 сентября 2001 г., и в Европе еще не прошли страх и растерянность в результате того, что даже такой военный и экономический колосс, как США, не сумел предотвратить нападение террористов подобного масштаба.

В заключительных положениях Лаакенской декларации говорилось о необходимости созвать Конвент "Будущее Европы" (Европейский конвент), который должен был суммировать результаты дискуссий и представить свои рекомендации. В Декларации определялись состав, формы, организация и календарь работы Конвента.

Европейский конвент (или просто Конвент) <1>, как его стали называть, выработал текст Договора о введении Конституции для Европы, который с небольшими поправками был одобрен главами 25 государств - членов ЕС 18 июня 2004 г. в Брюсселе и затем подписан в Риме 29 октября 2004 г.

--------------------------------

<1> Это был второй по счету Конвент в истории Европейского союза. На первом Конвенте в декабре 2000 г. была одобрена Хартия ЕС об основных правах.

 

Таким образом, Конституционный договор был подготовлен Конвентом - по сути международной конференцией, по своему составу выходящей за пределы Европейского союза. Из 28 государств-участников 13 государств, представители которых участвовали в работе Конвента, в тот период (2002 - 2003 гг.) еще не были членами ЕС. Поскольку ЕС - прежде всего союз государств, Договор, подписанный главами участвовавших в Конвенте государств, должен был пройти процедуру ратификации и (или) референдума в зависимости от требований внутреннего законодательства подписавшей Договор страны <1>.

--------------------------------

<1> В итоге в 15 государствах ЕС Евроконституцию должны были ратифицировать национальные парламенты, в 10 странах Союза ее одобрение должно было произойти на общенациональных референдумах.

 

Согласно прогнозам данный Договор должен был вступить в силу после завершения процедур ратификации в период 2006 - 2009 гг. В ожидании этого Европейский союз переживал переходный период, в ходе которого действовали прежние учредительные договоры. В то же время начала происходить частичная перестройка деятельности, функций и полномочий институтов ЕС в соответствии с проектом нового Договора о введении Конституции для Европы.

Конвент собрался на свое первое заседание 28 февраля 2002 г. и завершил работу 18 июля 2003 г., проведя в течение 17 месяцев 26 заседаний общей длительностью в 52 дня. В этом форуме участвовали 105 представителей из 28 государств (15 государств - членов ЕС и 13 стран - кандидатов на вступление, включая Турцию). В Конвент вошли члены правительств вышеуказанных государств (преимущественно министры иностранных дел), национальные парламентарии (56 человек плюс их заместители, итого - 112 представителей национальных парламентов) <1>, делегация Европейского парламента из 16 человек и такого же числа заместителей и представители Европейской комиссии - два комиссара и два их заместителя.

--------------------------------

<1> Впервые в истории европейской интеграции национальные парламенты в лице своих представителей были приглашены принять участие в разработке структурных реформ Европейского союза.

 

Председателем Конвента Европейский совет назначил известного политического деятеля, бывшего президента Франции Валери Жискар д'Эстена.

Как известно, Договор о введении Конституции для Европы <1> в силу не вступил, однако связанный с его подготовкой этап европейского права является чрезвычайно важным для понимания того, что сейчас происходит в ЕС.

--------------------------------

<1> Данный Договор для краткости мы называем Конституционным договором или, как он именуется в тексте самого Договора, просто Конституцией (Европейской конституцией).

 

Что привнесла в европейское право подготовка Евроконституции и как бы изменилось право ЕС, если бы Конституционный договор был ратифицирован?

Европейский союз в своем развитии сделал бы еще один крупный шаг юридического и политического характера. Конвенту удалось вместо многочисленных учредительных договоров, основными из которых были Договор о ЕЭС (1957) и Маастрихтский договор о Европейском союзе (1992), дополненный Амстердамским и Ниццким договорами, подготовить единый (сводный, консолидированный) текст, включивший и заменивший положения вышеуказанных договоров.

Конституция представляла собой результат кодификации предыдущих учредительных договоров и их интеграцию в свой текст.

Год спустя текст, подготовленный Конвентом, был одобрен 25 государствами (как уже говорилось, 1 мая 2004 г. произошло вступление 10 новых государств), и Конституционный договор был торжественно подписан в Риме 29 октября 2004 г. <1>. Вступление в ЕС Болгарии и Румынии и расширение ЕС до 27 членов было еще впереди. Даже одним названием (Конституция) подписанный акт означал серьезный прорыв на пути европейской политической интеграции.

--------------------------------

<1> Знаменательно, что Договор о введении Конституции для Европы был подписан в Риме в том же самом зале старейшего в мире Капитолийского музея, что и Римские договоры 1957 г. Это говорит о том огромном значении, которое инициаторы Евроконституции, лидеры Европейского союза и государств-членов придавали данному акту.

 

Текст Конституционного договора (Конституции) состоит из четырех частей. В ч. I, насчитывающей 60 статей (I-60), давались определение, цели (предназначение), принципы нового Союза, которым он привержен и которые должны быть критериями для приема в Союз новых государств-членов. В этой же части уточнялись полномочия Союза и государств-членов, конкретизировались принципы функционирования обновленной институциональной системы, определялся правовой статус нового интеграционного объединения.

Как и предполагалось ранее, ч. II представляла собой текст Хартии Европейского союза об основных правах (54 статьи - от II-61 до II-114), который почти без изменений вошел составной частью в Конституционный договор. Напомним, что Хартия была торжественно провозглашена и подписана в Ницце 7 декабря 2000 г., и одна из основных проблем, которая была связана с этим документом, состояла в том, как придать ему обязательную юридическую силу. Как представляется, одновременно с вступлением в силу всего Конституционного договора обязательный юридический характер приобрела бы и Хартия как его составная часть.

Наиболее объемная часть Договора - ч. III (322 статьи - от III-115 до III-436) озаглавлена "Политики <1> и функционирование Союза". За исключением глав, посвященных отношениям Союза с третьими странами, а также "продвинутому сотрудничеству" и "пространству свободы, безопасности и правосудия", третья часть воспроизводила без особых существенных изменений основные положения действующих учредительных договоров. Работа, которая проводилась по третьей части, в основном была связана с усовершенствованием редакции и приведением в логическое соответствие положений из различных учредительных договоров (кодификация и прогрессивное развитие).

--------------------------------

<1> Имеются в виду общие политики ЕС.

 

Наконец, в ч. IV, состоящей из 12 статей (от IV-437 до IV-448), в частности, говорилось об упразднении всех других учредительных договоров с момента вступления в силу данного Конституционного договора. В ней содержались также статьи о правопреемстве нового Союза по отношению к правам и обязательствам Европейского сообщества и прежнего Европейского союза, о процедурах пересмотра Договора, порядке его вступления в силу. Согласно ст. IV-446 Договор о введении Конституции бессрочный.

К Договору было приложено множество протоколов и других приложений, которые составляли его неотъемлемую часть.

Сложный, эклектичный характер Конституционного договора явился результатом столкновений и компромиссов не только различных национальных интересов, но и интересов "федералистов", выступавших в период работы Конвента за преобразование европейских сообществ и Европейского союза в федерацию, и сторонников максимального сохранения суверенных полномочий у государств-членов.

Как подчеркивает французский специалист в области права Европейского союза, в западно-европейской доктрине считается, что до подписания договоров о создании трех сообществ все попытки создания единой Европы были обречены на провал из-за непримиримой борьбы "между сторонниками федеративной Европы и националистами (или, как их ныне называют, souverainistes <1>), которые были против федеративной модели" <2>.

--------------------------------

<1> Сторонники суверенитета (фр.).

<2> Favret J.-M. Op. cit. P. 21.

 

Очевидно, что в ЕС борьба между "федералистами" и сторонниками сохранения наиболее полного государственного суверенитета продолжается и ее отпечаток носит как Конституционный договор 2004 г., так и Лиссабонский договор 2007 г.

Принятие Конституции положило бы конец сложной структуре Европейского союза, включавшей три опоры - сообщества, Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ) и Сотрудничество полиций и судебных органов (СПСО). По Конституции Союз обретал правосубъектность, статус юридического лица и как правопреемник Сообщества международную правосубъектность. Прежние учредительные договоры прямо Союз правосубъектностью не наделяли. Европейские сообщества, напротив, этим статусом обладали. В частности, они в качестве юридических лиц могли приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в судопроизводстве.

В том, что касается международной правосубъектности созданного в 1992 г. Европейского союза, в отечественной и зарубежной специальной литературе имеются различные суждения о наличии у него этого качества <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее п. 2.4 настоящей работы.

 

В Договоре о ЕС о правосубъектности Союза прямо не говорилось. В том, что касается доктрины, некоторые юристы считали Европейский союз 1992 г. субъектом международного права. Другие придерживались точки зрения, согласно которой действовавший до Лиссабонского договора Союз не обладал собственной международной правосубъектностью. Автор данной работы разделяет эту позицию. Третьи не имели определенного мнения на этот счет. В то же время мало у кого возникают сомнения по вопросу о том, обладали ли международной правосубъектностью европейские сообщества и, в частности, Европейское сообщество. Ответ на этот вопрос, особенно после соответствующих решений Суда ЕС, дается положительный.

Что же касается нового Европейского союза, с изменениями его статуса и структуры согласно Евроконституции он должен был унаследовать от Европейского сообщества и прежнего Европейского союза все права и обязательства, в том числе общепризнанную международную правосубъектность Европейского сообщества.

Всего Конституционный договор был ратифицирован 18 государствами (двумя из них на референдумах).

Приводим перечень стран, которые ратифицировали Евроконституцию: Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Эстония, Финляндия, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Румыния, Словакия, Словения и Испания. По оценкам экспертов, еще четыре государства были готовы сделать это.

29 мая 2005 г. приблизительно 55% проголосовавших на референдуме во Франции сказали Конституции "нет". Двумя днями позже (1 июня 2005 г.) голландцы проголосовали также отрицательно. Таким образом, попытки "проконсультироваться" вначале с народом Франции, а затем Нидерландов по вопросу о Евроконституции закончились неудачей. Возник тупик, из которого надо было найти выход.

Отрицательные результаты на референдумах во Франции и Нидерландах и последующее заключение нового Лиссабонского договора о реформах похоронили планы принятия европейской конституции. Референдумы показали, что далеко не все граждане Евросоюза готовы к такому концептуальному прорыву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.