Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 32 страница




56. Служебные жилые помещения и общежития не могут признаваться местами постоянного проживания, поскольку предоставляются военнослужащим только на время службы в данной местности или время службы, по окончании которой подлежат освобождению.

57. В случае отсутствия пригодных для временного проживания жилых помещений или общежитий воинские части арендуют их для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. Для выполнения данного требования воинская часть должна обладать статусом юридического лица. Это следует из п. 2 ст. 671 ГК РФ, в соответствии с которой юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Порядок, сроки и условия аренды определяются договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (органом). Не подлежат передаче в аренду иным лицам заселенные дома государственного, муниципального либо общественного жилищных фондов без согласия всех проживающих в них совершеннолетних граждан, а также специализированные дома и жилые помещения в них. Оплата жилья и коммунальных услуг по договору аренды устанавливается договором между арендатором и собственником либо уполномоченным собственником лицом (ст. 17 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г.).

В соответствии с п. 59 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 г. N 75, аренда помещений для временного размещения воинских частей допускается в исключительных случаях с разрешения ГлавКЭУ Министерства обороны по представлению КЭУ (КЭО) военных округов. Договор на аренду помещений утверждается начальником КЭУ (КЭО) военного округа и является для воинской части основанием для истребования денежных средств на оплату аренды. Здания и сооружения, арендованные Министерством обороны Российской Федерации на срок свыше одного года, подлежат учету и паспортизации.

Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей.

Перепланировка помещений и конструктивные переделки в зданиях, отведенных Министерству обороны Российской Федерации местными органами власти и другими министерствами и ведомствами для временного расквартирования воинских частей (без передачи их Министерству обороны Российской Федерации на баланс или учет), могут производиться лишь с разрешения организаций, которыми эти здания временно отведены Министерству обороны Российской Федерации (п. 54 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота).

58. По желанию военнослужащих в случае отсутствия служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, или общежития им ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909. Указанным Постановлением признано утратившим силу ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 (в редакции Постановления от 21 сентября 2000 г. N 700).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждены Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей и Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане), и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем:

- в городах Москве и Санкт-Петербурге - 1500 руб.;

- в других городах и районных центрах - 1200 руб.;

- в прочих населенных пунктах - 900 руб.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:

- совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи;

- семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из 4 и более человек.

Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.

Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.

В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Денежная компенсация членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, выплачивается ежемесячно воинской частью (организацией) по последнему месту военной службы военнослужащего до получения ими жилого помещения либо предоставления им субсидий по государственным жилищным сертификатам или в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем в течение 1 года со дня гибели (смерти) кормильца.

По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (ст. 671 ГК РФ). Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Договор заключается в письменной форме. Переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма. Наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания, осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин. В договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с нанимателем. С согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такого согласия не требуется. Вселение допускается при условии соблюдения требований законодательства о норме жилой площади на одного человека, кроме случая вселения несовершеннолетних детей. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии, своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

59. По договору поднайма жилого помещения наниматель с согласия наймодателя передает на срок часть или все нанятое им помещение в пользование поднанимателю. Поднаниматель не приобретает самостоятельного права пользования жилым помещением. Ответственным перед наймодателем по договору найма жилого помещения остается наниматель. Срок договора поднайма жилого помещения не может превышать срока договора найма жилого помещения. При досрочном прекращении договора найма жилого помещения одновременно с ним прекращается договор поднайма жилого помещения. На договор поднайма жилого помещения не распространяются правила о преимущественном праве на заключение договора на новый срок (ст. 685 ГК РФ). Сдача жилого помещения в поднаем не допускается:

- если в результате вселения поднанимателя размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее учетной нормы;

- если в нем проживают лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними невозможно;

- в коммунальной квартире - без согласия всех нанимателей и проживающих совместно с ними членов их семей, всех собственников и проживающих совместно с ними членов их семей (ст. 76 ЖК РФ).

60. Для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими необходимы следующие условия:

- отсутствие пригодных для временного проживания жилых помещений или общежитий для размещения военнослужащих и членов их семей либо необеспеченность по установленным нормам жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания;

- желание военнослужащих на получение денежной компенсации.

61. Инструкцией о порядке выплаты военнослужащим ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1997 г. N 150, установлен порядок выплаты военнослужащим ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Денежная компенсация выплачивается финансово-экономическим органом по месту военной службы военнослужащего по раздаточной ведомости за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа командира воинской части, в котором указываются сумма денежной компенсации, подлежащая выплате, и период, за который производится выплата. Военнослужащим, проходящим военную службу на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, денежная компенсация выплачивается финансово-экономическим органом воинской части, к которому эти военнослужащие прикреплены на довольствие, а военнослужащим военных представительств Министерства обороны Российской Федерации на предприятиях и в организациях промышленности - финансово-экономическим органом воинской части, в котором они зачислены на денежное довольствие. Выплата денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу за пределами Российской Федерации на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, производится с применением коэффициента пересчета рублей в национальные денежные единицы, установленного для выплаты денежного довольствия.

Выплата денежной компенсации военнослужащим производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы и прекращается со дня предоставления военнослужащему в установленном порядке жилой площади. О предоставлении военнослужащему жилой площади жилищная комиссия воинской части представляет в финансово-экономический орган копию документа, являющегося основанием для вселения военнослужащего в жилое помещение. Для получения денежной компенсации военнослужащие подают в порядке подчиненности рапорт с указанием места временного проживания и суммы фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения. К рапорту прилагаются следующие документы: копия договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); справка воинской части о составе семьи (с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества и даты рождения); выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части. На каждого военнослужащего - получателя денежной компенсации заводится отдельный лицевой счет, к которому приобщаются все представленные военнослужащим документы. Лицевые счета хранятся в финансовом органе воинской части до окончания выплат и проверки законности произведенных расходов в процессе ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части.

62. В изложенном порядке денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения при переводе на новое место военной службы в другую местность, не обеспеченным в данной местности служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии (абз. 7 п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 700)).

63. По выплатам компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений изданы:

- в ФСО России - Приказ "О выплате военнослужащим ФСО России денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений" от 21 июня 1999 г. N 198;

- в Спецстрое России - Приказ от 7 марта 2002 г. N 88;

- в ФСБ России - Приказ от 26 ноября 2001 г. N 610.

 

Комментарий к пункту 4 статьи 15

 

64. При переводе военнослужащих для прохождения службы в другие гарнизоны они обеспечиваются жилой площадью по новому месту службы только после сдачи квартирно-эксплуатационным органам Министерства обороны Российской Федерации жилой площади по прежнему месту службы. Законодатель ограничил в правах на получение жилой площади на общих основаниях при переводе к новому месту службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома либо являющихся членами ЖСК (ЖК), а также военнослужащих, за которыми в соответствии с законодательством сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения. Указанным военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей на период военной службы в данной местности предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

Имеют место ситуации, когда военнослужащие, получившие по одному месту службы жилую площадь, приватизируют ее на имя супругов, детей, а при переводе к новому месту службы требуют обеспечить их жилой площадью на общих основаниях. Судебная практика в данных вопросах исходит из следующего. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении по гражданскому делу в связи с жалобой Патрикея Н.А. от 26 января 1995 г. N 4н-329/94 установила, что трехкомнатная квартира, которая была выделена Патрикею Н.А., к числу служебных не относилась, могла быть предоставлена только в постоянное пользование, на что он и его семья претендовать не могли, поскольку Патрикей Н.А. квартиру по прежнему месту службы не сдал, а приватизировал на имя своей жены. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении по данному делу указала, что военнослужащий и члены его семьи в случаях перевода к новому месту службы при сохранении за ними прежнего жилья на период службы в данной местности имеют право на получение лишь служебного жилого помещения.

Следует также обратить самое пристальное внимание на ст. 53 "Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий" ЖК РФ, необходимость в которой особо остро возникла в последнее десятилетие.

Согласно указанной статье граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из вышесказанного следует ряд выводов:

- ст. 53 ЖК РФ дает общие ориентиры для ее применения. Действия могут быть разнообразными, но приводящими к тому, что граждане, имеющие жилье по установленным нормам, в результате сознательного совершения ими соответствующих действий получили основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом следует иметь в виду, что в качестве такого основания будет считаться, например, продажа принадлежащего гражданину на праве собственности жилого помещения (дома), в том числе ранее приобретенного на собственные средства. Такая ситуация получила определенное распространение среди военнослужащих, когда к ним перед получением жилья переезжали родственники (как правило, родители), продавшие занимаемые ими ранее жилые помещения. Родители, переехавшие, например, из ближнего зарубежья к своему сыну (дочери), для включения в качестве члена его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, прежде всего, должны получить гражданство России, а если они продали занимаемое жилье, тогда они могут быть приняты на учет только по истечении 5 лет после совершения таких действий. Сознательным ухудшением также будут считаться, например, обмен занимаемого по установленным нормам жилого помещения на помещение меньшего размера, когда в результате на каждого члена семьи будет приходиться менее учетной нормы жилого помещения, сдача занимаемого по договору социального найма жилого помещения органам местного самоуправления в одном месте и переезд в другое место жительства и другие подобные действия;

- лица, сознательно ухудшившие свои жилищные условия, при соблюдении других условий, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях только по истечении определенного срока, который устанавливается субъектом Российской Федерации и не может быть менее 5 лет (более - может).

65. В случае отсутствия служебных жилых помещений или общежитий на новом месте военной службы в другой местности для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющихся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также для военнослужащих, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, командир воинской части обязан арендовать жилые помещения для обеспечения таких военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, указанных в комментарии к п. 3 ст. 15.

 

Комментарий к пункту 5 статьи 15

 

66. Воинские части, как правило, размещаются в военных городках. Весь казарменно-жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, за исключением казарменно-жилищного фонда особо режимных объектов и объектов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, учитывается органами квартирно-эксплуатационной службы. Выделенные Министерству обороны Российской Федерации здания и сооружения принимаются КЭЧ районов и одновременно передаются в эксплуатацию воинским частям.

67. При освобождении жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Жилые помещения, освобождаемые за выездом военнослужащих, распределяются между военнослужащими воинских частей, в которых они проходили военную службу. В случаях отсутствия в воинских частях военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), жилые помещения распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Жилые помещения, освобождаемые за выездом граждан, уволенных с военной службы, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищных фондов, распределяются между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 34 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80).

Передача другим министерствам и ведомствам жилой площади, освобождающейся за выездом их работников в домах Министерства обороны Российской Федерации, не разрешается. Исключение составляют случаи, когда занимаемая судьями Российской Федерации в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилая площадь при ее освобождении предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий (ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"), а также когда занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищных фондов жилые помещения при их освобождении предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий (п. 4 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

68. В практике возникают случаи, когда на освободившееся за выездом военнослужащего изолированное жилое помещение в квартире, где проживает несколько нанимателей, претендуют иные наниматели этой квартиры, не являющиеся военнослужащими. Суды становятся перед дилеммой: разрешать эти дела в соответствии со ст. 46 ЖК РСФСР (в настоящее время - ст. 59 ЖК РФ) и ст. 16 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., которые устанавливают, что освободившиеся жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживает несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека (при этом учитывается право на дополнительную жилую площадь), либо поступать согласно комментируемому Закону. С учетом того что в отношении военнослужащих комментируемым Законом предусмотрена специальная норма, жилые помещения должны предоставляться военнослужащим. Условием для правильного разрешения дела является также установление факта закрепления жилого помещения в пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу.

Положения п. 5 комментируемой статьи Закона были дважды рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации, который отметил следующее.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 г. N 453-О).

Военная служба, по смыслу ст. ст. 59 и 71 (п. "т") Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении указанной категории граждан.

Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений само по себе не препятствует реализации права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации) и не исключает возможность его осуществления иными категориями граждан, в частности гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации, в общем порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. N 170-О).

 

Комментарий к пункту 6 статьи 15

 

69. Военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей комментируемым Законом предоставлено право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (приватизация жилья) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Приватизация жилья носит добровольный характер и требует согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ЖК РФ имеют равные права, вытекающие из договора социального найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.