Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая помощь. Данный кризис можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой




Диагностика

 

Данный кризис можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой. Маркерами кризиса, связанного с созданием семьи в случае повторного брака, выступают:

· конфликты, возникшие в результате ролевой неопределенности членов новой семьи;

· конфликты, связанные с неадекватными установками, ожиданиями и притязаниями к новому брачному партнеру, основанные на опыте прежних брачных отношений;

· нарушение внешних границ новой семьи, выражающееся, как правило, в практически полном отсутствии контактов с расширенными семьями, вызванное непринятием ими нового брака, партнера или его детей; амбивалентностью границ; отсутствием приемлемых для всех правил;

· проблемы в детско-родительских отношениях (перевернутая иерархия, проявляющаяся в виде неподчинения ребенка неродному родителю; конкуренция между родным и неродным родителями одного пола за право быть «лучшим родителем» ребенку; высокий уровень конфликтности между родителем и приемным ребенком и др.);

· отсутствие близости между членами объединившихся семей;

· разочарование в новом браке и брачном партнере, основанное на неоправдавшихся или нереалистичных ожиданиях.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик:

· выявление уровня сплоченности семьи, семейной иерархии, границ семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма», FАСЕS-3;

· анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А.В. Черникова);

· выявление степени адекватности восприятия брачного партнера — методика «Мое письмо о супруге» (С.А. Белорусов);

· определение эмоционального фона семьи и некоторых параметров супружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.М. Романова, Г.П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А.Н. Волкова);

· выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях — опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ); диагностика детско-родительских отношений; методика «Родителей оценивают дети» (РОД); опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); опросник «Взаимодействие родитель–ребенок»; методика диагностики родительского отношения; тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье».

 

Можно выделить следующие группы проблем, по поводу которых семья повторного брака обращается к психологу:

1. Трудности в отношениях между супругами. Помощь консультанта в этом случае заключается в информировании брачных партеров о нормативных психологических трудностях, связанных с созданием новой семьи, и проведении супружеской терапии. Важно выслушать претензии партнеров, скорректировать их нереалистичные ожидания и научить их договариваться друг с другом.

2. Трудности в отношениях неродного родителя с ребенком. Здесь важно прояснить отношение ребенка к повторному браку и к его родному родителю, с которым он не живет. Также важны особенности восприятия неродным родителем ребенка, его представления о том, какими должны быть их отношения. Помощь может заключаться в выявлении взаимных претензий и поиске ресурсов для построения более гармоничных отношений. Иногда важно, чтобы ребенок услышал следующие слова от одного из родных родителей: «Мы с твоим папой (мамой) развелись. То, что мы не вместе, никак не связано с тобой. Мы остаемся твоими родителями и любим тебя». Это может помочь в освобождении ребенка от конфликта лояльности.

3. Структурные семейные нарушения, связанные, как правило, с возникновением отношений в виде треугольника (например, «мать–отчим–ребенок» или «отец–ребенок–отчим» и т. п.). В таких ситуациях важно поддержать диадные отношения взрослых членов образовавшихся треугольников и помочь им обходиться с имеющимся в них напряжением, не вовлекая при этом во взаимодействие ребенка.

4. Трудности в установлении отношений с членами расширенной семьи, обусловленные отсутствием принятия со стороны последних нового брака.

 

Пример. Марина вышла замуж повторно. От первого брака у нее есть сын с серьезными проблемами со здоровьем: мальчик плохо видит. Для ее мужа это первый брак, кроме того, он моложе на 5 лет. Свекровь не приняла невестку и ее сына. После появления внука, рожденного в этом браке, ее отношение потеплело: она разрешила молодой семье переселиться в квартиру, которую она до этого сдавала квартирантам. Однако она не разрешает сыну Марины приходить к себе домой, а в те несколько раз, когда ребенок заходил к ней с отчимом и малышом, вела себя грубо и агрессивно. Когда мальчик однажды пошел на кухню попить воды, она его оскорбила, обозвав слепой курицей, и стояла рядом, приговаривая: «Нечего тебе здесь шастать». Марина очень обижена на свекровь, но боится открыто выступать против, так как живет в принадлежащей ей квартире. Ее муж в большей мере поддерживает маму, чем жену, и не понимает, чем Марина вообще недовольна, хотя сам относится к пасынку с теплотой.

 

Наиболее важным аспектом психологической помощи семье повторного брака в каждом из этих случаев является информирование супругов о возможных нормативных психологических трудностях, связанных с построением новых отношений (особенно для семей с детьми от предыдущих браков). Необходимо объяснить супругам важность поддержания отношений с бывшим партнером в рамках родительских ролей для сохранения психического и эмоционального благополучия ребенка. Адаптация к новой семье у ребенка происходит легче при условии, что отношения с родителем, не проживающим с ребенком, носили деструктивный характер либо вовсе отсутствовали. При наличии позитивных отношений с родным родителем необходимо рекомендовать членам новой семьи поддерживать контакты с ним, относиться с особой деликатностью и внимательностью к чувствам ребенка, дать ему время для адаптации к новой ситуации, оказывать ему поддержку, не форсировать процесс установления близости, не принимать жестких воспитательных мер. Не следует заставлять ребенка называть неродного родителя мамой или папой.

В ряде случаев целесообразно приглашать на консультацию родного отца (мать) ребенка для оказания помощи в распределении областей ответственности, зон влияния на ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок не стал инструментом мести одного родителя другому. Если выявляются факты манипулирования ребенком расставшимися родителями с одной или с обеих сторон, желательно организовать встречу родителей для окончательного прояснения и эмоционального завершения прежних отношений. Целью данной встречи должно явиться заключение соглашения между ними по вопросам их дальнейшего взаимодействия как родителей. Важно, чтобы ребенок знал, что, несмотря на то, что родители расстались, каждый продолжает считать его своим ребенком и любит его.


 


[1] В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья».

[2] Формирование и развитие данных качеств осуществлялось, прежде всего, путем привлечения школьников к деятельности пионерской и комсомольской организаций.

[3] Отдавая в данной работе ведущее место системной методологии, для удобства анализа такого сложного понятия как «готовность к семейной жизни» мы, вместе с тем, прибегаем к принятому в позитивизме разделению психологических феноменов на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

 

[4] Диффузия идентичности - (от лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание) термин Э. Эриксона - неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе. Наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте.

1Данный мотив является конструктивным при его рассмотрении на макросистемном уровне психологического функционирования семьи. Он обеспечивает чувство принадлежности к своему роду и чаще всего является неосознаваемым. В случае его несовпадения с индивидуальными потребностями женщины этот мотив можно считать деструктивным.

1 Эмоциональный разрыв — это некорректный способ сепарации, для которого характерно прекращение контактов между ребенком и родителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.