КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое взаимодействие и педподдержка
Л И Т Е Р А Т У Р А Педагогический такт и педагогическая этика. Педагогическая техника. Этапы педагогического общения. Формы, методы и стили педагогического общения. Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка в воспитании. П Л А Н Представленные данные позволяют сделать вывод, что по результатам обследования населения по проблемам занятости, общая численность безработных в крае за последний год сократилась на 27,1%, по сравнению с 2006 годом – на 0,8%. Удельный вес женщин в общей численности безработных составил 44,4% и за последний год уменьшился на 0,8 п.п., по сравнению с 2006 годом – на 11,1 п.п. Среднее время поиска работы безработными в 2010 году составило 8,3 месяца против 10,2 месяца в 2006 году. Уровень общей безработицы остался на уровне 2006 года, по сравнению с 2009 годом сократился с 12,3% до 8,8%, но по прежнему остался весьма значительным. На рынке труда края наиболее острыми остаются проблемы усиливающейся диспропорции в профессиональной структуре спроса и предложения рабочих мест и рабочей силы, низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям; широкого распространения “теневых форм” занятости; дискриминации при приеме на работу молодежи и женщин с детьми; лиц ограниченной трудоспособности.
1.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.; 2001. 2.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.-М.:1987. 3.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.-М.:1998. 4.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика.-М.-1997. 5.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе.-М.:1998.
Взаимодействие является универсальной формой развития и обоюдного изменения явлений как в природе так и в обществе, приводящее каждое звено в новое качественное состояние.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения, и является способом осуществления преемственности поколений. Чтобы овладеть опытом и «присвоить» его себе, ребёнок вступает во взаимодействие с более опытным, со старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.
В школьном коллективе идёт освоение социального наследия, созданного предшествующими поколениями, а также тех ценностей и традиций, которые отличают данную школу. Старшие (педагоги) являются носителями культурного наследия, традиций в школе. Но: станет ли это достоянием младших поколений, - зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.
Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах.
· Между школьниками (и сверстниками, и между старшими и младшими) · Между педагогами и учащимися · Между самими учителями
Все эти системы взаимосвязаны и влияют друг на друга, что приводит к некоторым общим чертам. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Центральную, ведущую роль выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. Хотя стиль отношений педагогов и учащихся зависит и от характера взаимоотношений в педколлективе, и от особенностей взаимоотношений между детьми.
Основная цель взаимодействия педагогов и школьников- развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотноше- ний, а также- развитие коллектива (общешкольного) и его воспитательных возможностей. Основные характеристики взаимодействия:
· В з а и м о п о з н а н и е · В з а и м о п о н и м а н и е · В з а и м о о т н о ш е н и е · В з а и м н ы е д е й с т в и я · В з а и м о в л и я н и е Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем лучше одно, Тем лучше другое. Кроме этого, сущность взаимодействия помогают Раскрыть 2 такие интегративные характеристики, как: · С р а б а т ы в а е м о с т ь, и · С о в м е с т и м о с т ь
Срабатываемость –феномен, характеризующий совместную деятель- ность людей с точки зрения её успешности: количества, качества, Скорости, оптимальной координации действий партнёров, основанной На взаимном содействии. При оптимальной срабатываемости главным Источником удовлетворения взаимодействием является совместная Работа. Совместимость характеризуется прежде всего максимально возмож- Ной удовлетворё1нностью партнёров друг другом, значительными Эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, Высокой когнитивной идентификацией. При оптимальной совместимости главным источником удовлетворения взаимодействием служитпроцесс общения.
Надо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса – не самоцель, а средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность взаимодействия определяется: развитием личности педагогов и школьников, а также степенью достижения результатов в соответствии с поставленными задачами.
Показателем эффективности взаимодействия является также развитие основных характеристик взаимодействия: По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга; обоюдный интерес друг к другу. По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность. По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворённость её результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей. По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга. По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учёт мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
О развитии взаимодействия можно судить также по обогащению содержания их совместной деятельности, по обогащению их общения, расширению способов и форм взаимодействия; по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в школьном коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса. Классификация (типы) взаимодействия: выделяют: ü Субъект – субъектное и субъект- объектное взаимодействие. ü Одновозрастное о разновозрастное взаимодействие. ü Прямое (влияние друг на друга) и косвенное (на обстоятельства жизни) взаимодействие. ü По содержанию видов деятельности:взаимодействие в учебной, трудовой, художественной и др. деятельности. ü Целенаправленное и стихийное взаимодействие. ü Управляемое, полууправляемое и неуправляемое. ü Взаимодействие «на равных» и «под руководством».
Возможны сочетания (например: прямое,целенаправленное, под руководством). На практике взаимодействие определяют по: (КРИТЕРИИ) v - оптимальности v - эффективности v - частоте v - устойчивости Рожков М.И. и Байбородова Л.В. выделяют 7 основных типов взаимодействия, исходя из самого характера взаимодействия, выделяя у каждого из них три признака: а)отношение к интересам друг друга б)осознанность общей цели совместной деятельности в)субъектность (объектность) позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.
СРС: выписать и сравнить сущность каждого из 7 типов (видов) взаимодействия – (1, с41-57).
К особому типу взаимодействия авторы относят конфликт, т,к, он может сопутствовать любому другому типу, носит временный характер, может перейти в любой другой тип. Стержнем взаимодействия является общение как особый вид деятельности.
Итак: § Характеристики взаимодействия: а)взаимопознание б)взаимопонимание в)взаимоотношение г) взаимные действия е)взаимовлияние, а также ж)срабатываемость з)совместимость. § Типы взаимодействия: а)сотрудничество б)диалог в)опека г)подавление е)соглашение ж)конфронтация з)индифферентность и)конфликт § Стержнем взаимодействия является общение как особый вид деятельности.
СРС: выписать и сравнить сущность каждого из 7 типов (видов) взаимодействия – (1, с41-57).
Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |