Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В виде лишения свободы 1 страница




 

§ 1. Лишение свободы: краткий исторический очерк

 

Как свидетельствует история возникновения и становления мировой и отечественной пенитенциарной системы, основным видом исправительных учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы, традиционно считалась тюрьма. Тюрьма упоминается со времен отдаленнейших. Она применялась в Китае, в древнем Вавилоне, у евреев, у египтян и в государствах классических. Тюрьма древнейшая была лишь мерой... применявшейся обыкновенно не для наказания, а до наказания <147>. Отечественный исследователь М.Ф. Владимирский-Буданов писал: "Заключение являлось одним из древнейших видов наказаний и выражалось в двух степенях: заключение в железо (цепи) - более легкая степень и заключение в погреб - более тяжкая" <148>. Свидетельства о последнем относятся к первой половине XI в. (заключение князя полоцкого Всеслава в погреб). В это время заключение во всех его видах имело карательное, предупредительное значение, то есть применялось и как мера наказания, и как мера пресечения. Кроме того, свободы передвижения чаще всего лишали пленников.

--------------------------------

<147> Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 286.

<148> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1905. С. 329.

 

Судебники 1497 и 1550 гг. мало что изменили в порядке правового регулирования рассматриваемого наказания. Исполнение лишения свободы сложилось из обычных отношений и нередко было рассчитано на причинение физического страдания. Наказание чаще всего отбывалось в земляных погребах ("тюрьмах"), представлявших собой вырытую в земле яму с опущенным в нее срубом, а иногда и вовсе без него. Вместе с тем в отдельных городах, как правило, при крепостях или монастырях оборудовались и деревянные тюрьмы. Невольных обитателей таких заведений нередко приковывали цепью к стене и содержали в оковах. Срок заключения не оговаривался, являясь, по сути, бессрочным. В таких условиях арестанты нередко и умирали.

В Соборном уложении наметилась тенденция к разрешению отдельных существенных вопросов, связанных с правовым регулированием лишения свободы. Во-первых, тюремное заключение назначалось на определенный срок (от трех дней до четырех лет) либо на неопределенный (или на сколько государь укажет) срок. Во-вторых, определялись и места лишения свободы, которые одновременно служили местом пресечения. Для заключенных отводились особые рабочие, смирительные и, позже, исправительные дома, крепости и простые тюрьмы. С этого времени начинает утверждаться политика принудительной изоляции правонарушителей, и лишение свободы приобретает особое значение в карательной системе государства.

Артикул воинский 1715 г. ознаменовал новый этап в порядке применения наказания в виде лишения свободы и его исполнении - государство начинает пользоваться в своих интересах подневольным трудом преступников (заключенных, арестантов). Цель эксплуатации труда заключенных в интересах государства объективно привела к сокращению применения наказаний, которые были направлены на физическое уничтожение человека либо причинение ему увечий. Использование даровой рабочей силы становится нормой для пенитенциарной системы России. Принудительная изоляция правонарушителей официально утверждается в уголовной политике государства и в правосознании правоприменителей. Данные обстоятельства во многом предопределили дальнейшие направления формирования уголовного законодательства и практику назначения наказаний.

Длительное время вопросы исполнения и отбывания лишения свободы на законодательном уровне практически не были урегулированы. Заключенные содержались, как правило, в антисанитарных условиях, и тюрьмы становились источником различных заболеваний. Зачастую тюрьмы находились в столь ветхом состоянии, что заковывание заключенных в кандалы и цепи рассматривалось как мера, альтернативная тюремным стенам, необходимая для физического удержания узников в пределах тюрьмы. Арестанты нередко сами добывали себе средства существования, выпрашивая милостыню, для чего их выпускали время от времени из тюрьмы на улицы города в сопровождении стражи; содержались они также за счет добровольных пожертвований сердобольных людей. В местах лишения свободы формировались своеобразные общины (артели), имевшие свои корпоративные правила и державшие в страхе не только всю тюрьму, но и ее начальство <149>.

--------------------------------

<149> Подробнее см.: Анисимков В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1998.

 

Значительные шаги по упорядочению системы наказаний были осуществлены в царствование Екатерины II. В ходе проводимой ею реформы местного самоуправления образовывались Приказы общественного призрения. На эти учреждения возлагались функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах <150>. Кроме того, в названный период был разработан проект об устройстве тюрем, предусмотревший совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации пенитенциарных учреждений. Однако идеи документа оказались далеки от реальных возможностей России, поэтому он не был востребован практикой.

--------------------------------

<150> См.: Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. Т. 5: Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. С. 266 - 268.

 

Формирование уголовной и пенитенциарной политики России XIX столетия происходило под влиянием сочинений Ч. Беккариа, И. Бентама и других известных зарубежных ученых, активной позиции передовой российской общественности. Цель наказания или, точнее, перевоспитания преступника положила начало новой эпохи в деле правового регулирования и организации исполнения наказания в виде лишения свободы.

19 июля 1819 г. в Петербурге было образовано Попечительское о тюрьмах общество, уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение содержания заключенных. К средствам исправления были отнесены: постоянный надзор за заключенными; размещение их по роду преступлений; наставление их в пределах христианского благочестия и доброй нравственности; занятие их приличными упражнениями; заключение провинившихся или бездействующих в уединенное место. Под непосредственным влиянием Попечительского о тюрьмах общества Кабинет министров России 26 мая 1831 г. своим решением одобрил (принял к сведению) Тюремную инструкцию, регламентировавшую исполнение лишения свободы. Инструкция нормативно устанавливала условия приема и размещения, режима, труда, быта заключенных. Она предопределила и создание первого систематизированного законодательного акта об исполнении лишения свободы - Свода учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г.

Особое место в правовом регулировании назначения, исполнения и отбывания лишения свободы сыграло Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. Данным документом устанавливались виды мест лишения свободы для различных категорий осужденных. Лишение свободы, в частности, состояло в аннулировании всех прав состояния и ссылке в каторжные работы, которые подразделялись:

1) на работы без срока (по сути, это было пожизненное лишение свободы);

2) на работы сроком от 15 до 20 лет <151>.

--------------------------------

<151> Подробнее см.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова.

 

К началу XX столетия лишение свободы становится основным видом наказания. Политика борьбы с преступностью посредством преимущественной изоляции правонарушителей окончательно закрепилась в Уголовном уложении, принятом 22 марта 1903 г., и в правоприменительной практике.

Уложение предусматривало восемь видов наказаний, из которых пять были связаны с лишением свободы (каторга, заключение в исправительном доме, заключение в крепость, заключение в тюрьму, арест). При этом применялась как срочная, так и бессрочная изоляция людей, преступивших уголовный закон.

Самостоятельным правовым актом в вопросах регулирования лишения свободы как уголовного наказания явился Устав о ссыльных издания 1909 г. Он устанавливал следующие правила исполнения уголовных наказаний:

- ссылку в каторжные работы;

- ссылку на поселение.

Ссылка в каторжные работы по карательным свойствам представляла собой наиболее суровый вид уголовного наказания. В перечне наказаний она занимала по тяжести второе место после смертной казни. Ссыльнокаторжные преимущественно размещались в тюрьмах, приспособленных для содержания этой категории преступников. Устав предусматривал раздельное содержание лиц мужского и женского пола; несовершеннолетних и взрослых; дворян, лиц иных привилегированных сословий, чинов и людей низшего состояния. Труд ссыльнокаторжных использовался в рудниках, на заводах и фабриках в Сибири <152>.

--------------------------------

<152> Подробное описание сахалинской каторги и ее нравов см.: Чехов А.П. Остров Сахалин // Собр. соч. Т. 10. М., 1956.

 

Рост преступности среди несовершеннолетних в рассматриваемый период, правовая неразрешенность вопросов назначения и исполнения лишения свободы в отношении данной категории лиц обусловили в 1909 г. принятие Положения о воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет. Таким образом, впервые в России формировались правовые основы деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Судебная практика по преимущественному применению наказания к преступникам в виде лишения свободы привела к "перенаселению" пенитенциарных учреждений. Численность заключенных в тюрьмах России составляла в 1898 г. - 83 209 человек, в 1909 - 180 206, в 1913 - 124 418, на 1 января 1917 г. - 152 052 человека <153>. В таких условиях пенитенциарные учреждения ставили перед собой минимальные цели. "Тюрьма старого времени, - писал С.В. Познышев, - не преследовала, да и не могла преследовать никаких исправительных целей. Она должна была сохранять в своих стенах преступника впредь до востребования его властью, а иногда и всю жизнь; она должна была являться достаточным средством устрашения других, дабы им было "неповадно" подражать преступнику. Вот те несложные цели, достижение которых требовалось от тюрьмы" <154>.

--------------------------------

<153> См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. С. 21.

<154> Познышев С.В. Очерки тюрьмоведения. С. 1.

 

В послереволюционный период уголовная и пенитенциарная политика приобретают своеобразный рекламно-идеологический и классовый аспекты, сформулированные в работах В.И. Ленина. В "Конспекте раздела о наказаниях пункта программы о суде" им изложена позиция о том, что коммунистическая партия должна стремиться к тому, чтобы система наказания была окончательно заменена системой мер воспитательного характера.

Данное положение об отношении пролетарского государства к наказанию незамедлительно нашло свое отражение в нормативных актах. Первым значимым советским нормативным источником стала Временная инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового", утвержденная Постановлением НКЮ от 23 июля 1918 г. Инструкция закрепляла систему мест лишения свободы, состоявшую из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний. Сюда входили и испытательные заведения для лиц, в отношении которых имелись основания к послаблению режима или досрочному освобождению, карательно-лечебные заведения (в них содержались заключенные с заметно выраженными психическими заболеваниями), больницы.

В условиях развернувшейся в России гражданской войны Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" определялась необходимость защиты Советской Республики от "классовых врагов" путем изоляции их в концентрационные лагеря. Решение СНК РСФСР поддержано Декретом ВЦИК от 17 мая 1919 г. Данным документом предусматривалось создание двух типов лагерей - обычных и особых - на все время гражданской войны. Лагеря начинают создавать на Северной Двине в 75 км к юго-востоку от Архангельска, в Холмогорах <155> и Пертаминске. В 1922 г. советское правительство передало в распоряжение Главного политического управления (ГПУ) Соловецкие острова вместе с монастырями для размещения там заключенных из Холмогор и Пертаминска. Соловецкие лагеря особого назначения функционировали с 1923 по 1939 г. Официально они назывались Северные лагеря особого назначения (СЛОН).

--------------------------------

<155> См.: Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. М., 1991. Ч. 2. С. 367.

 

По УК 1922 г. (позднее - 1926 г.) лишение свободы определялось как мера социальной защиты, применяемая в отношении лиц, совершивших преступления.

Видами лишения свободы являлись (ст. 20 УК РСФСР 1926 г.):

- лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР;

- лишение свободы в общих местах заключения.

В примечании к ст. 20 дополнительно определялось: Верховному Суду РСФСР, краевым и областным судам, железнодорожным и воднотранспортным судам и военным трибуналам принадлежит право в отношении лиц, осужденных за наиболее опасные преступления, определять лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

Лишение свободы предусматривалось в качестве основной меры социальной защиты судебно-исправительного характера и определялось на срок от 1 дня до 10 лет (ст. 28 УК РСФСР 1926 г.).

Правовой порядок исполнения рассматриваемого наказания устанавливался в ИТК РСФСР 1924 г. Однако он распространялся на исправительно-трудовые учреждения ГУМЗ; деятельность же исправительно-трудовых лагерей ОГПУ регулировалась ведомственными нормативными актами и Положением "Об исправительно-трудовых лагерях" <156>.

--------------------------------

<156> См.: Постановление СНК СССР от 7 апреля 1930 г.

 

В ИТК РСФСР 1924 г. не употреблялись термины "тюрьма", "исправительно-трудовой лагерь". К местам лишения свободы законодатель относил: дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии, переходные исправительно-трудовые дома, изоляторы специального назначения.

1 августа 1933 г. принимается ИТК, но юридической силы, по известным причинам, данный документ не имел.

После смерти И.В. Сталина в стране проводилась правовая реформа, в результате которой существенно изменился правовой режим назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы.

На основе УК РСФСР 1960 г. и ИТК РСФСР 1970 г. в России была создана единая пенитенциарная система, включающая в себя исправительно-трудовые колонии различных видов режимов (ИТК-поселения, ИТК общего, усиленного, строгого и особого режимов), тюрьмы, воспитательно-трудовые колонии общего и усиленного режимов, лечебные исправительно-трудовые учреждения.

 

§ 2. Понятие лишения свободы

 

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму (Закон от 9 марта 2001 г.).

Лишение свободы устанавливается на срок от 2 месяцев до 20 лет (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ).

Лишение свободы применяется в случаях, когда по характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и с учетом личности виновного достижение целей наказания не может быть обеспечено без изоляции осужденного от общества.

Различаются следующие виды лишения свободы на определенный срок:

1) с отбыванием в колонии-поселении;

2) с отбыванием в исправительной колонии трех видов режима (для мужчин);

3) с отбыванием в тюрьме (для мужчин);

4) с отбыванием в воспитательной колонии (для несовершеннолетних).

Особенность применения лишения свободы как вида уголовного наказания заключается в том, что в случаях, если в санкции уголовного закона наряду с лишением свободы предусмотрены другие виды наказания, решение суда о назначении лишения свободы должно быть мотивировано в приговоре (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания").

Лишение свободы в своем смысловом выражении следует воспринимать как существенное ограничение социальных контактов осужденного, обусловленное необходимостью насильственного, принудительного применения к виновному всего комплекса мер воспитательного воздействия в интересах его исправления, и в целях обеспечения безопасности граждан от возможного его криминального поведения.

Для достижения указанных целей необходим определенный, основанный на законе порядок исполнения наказания, который может быть установлен посредством помещения виновного в специально созданные учреждения, способные обеспечить достижение целей наказания. Эти функции возлагаются на систему исправительных учреждений, созданных для исполнения наказаний в виде лишения свободы.

Действующий УИК РФ в гл. 11 закрепляет только общие положения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Вопросы определения конкретных мест для отбывания наказания в виде лишения свободы закрепляются ст. 73 УИК "Места отбывания лишения свободы". Указанная статья определяет, что осужденные к лишению свободы, кроме перечня указанного в ч. 4, отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях в пределах субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ. Указанная редакция ч. 1 ст. 73 УИК РФ определена в соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 47-ФЗ, где законодатель определил особый порядок назначения места отбывания наказания для тех осужденных, которые совершили определенные виды преступлений.

 

§ 3. Общие положения исполнения наказания

в виде лишения свободы

 

УИК РФ в гл. 11 определяет, как указывалось выше, лишь общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы. В тексте закона раскрывается содержание понятия "места отбывания лишения свободы" и определены нормы, регулирующие распределение осужденных по видам исправительных учреждений.

Регулирование начинается с регламентации порядка направления осужденных в места отбывания лишения свободы и приема их в соответствующих учреждениях. Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденному надлежит отбывать наказание, определяется судом. Судебный порядок распределения осужденных повышает обоснованность вынесенных приговоров и создает предпосылки для осуществления судебного контроля за их исполнением.

Большое значение имеет то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства участники процесса могут представить обоснованные соображения о том, где именно целесообразно осужденному отбывать наказание. Решение суда об определении осужденному вида исправительного учреждения может стать предметом рассмотрения в суде второй инстанции или в порядке надзора. Таким образом, всем ходом судебного процесса обеспечивается законность и обоснованность назначения осужденному вида лишения свободы и вида исправительного учреждения.

Согласно существующему порядку следующим этапом после назначения осужденному вида исправительного учреждения является определение ему места отбывания наказания. Эти вопросы регулируются уже УИК РФ. Так, ст. 73 УИК устанавливает, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах республики в составе Российской Федерации, в автономной области, автономном округе, крае или области, в которой они проживали до ареста или были осуждены. Это обусловлено необходимостью создания условий для положительного влияния на поведение осужденных семьи, членов трудовых коллективов, где они ранее работали. Кроме того, указанный порядок определения места отбывания наказания сокращает сложности трудового и бытового устройства бывших осужденных после их освобождения. При этом также учитываются неодинаковые природно-климатические условия различных регионов России, существенные материально-финансовые затраты государства на перевозку (этапирование) осужденных к месту отбывания наказания.

Наряду с перечисленными моментами в законе предусмотрены и исключения из общего правила. Речь идет о тех случаях, когда осужденные к лишению свободы могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения других республик (краев, областей), входящих в Российскую Федерацию. В качестве оснований для такого направления в ст. 73 УИК указаны:

1) состояние здоровья осужденного;

2) необходимость обеспечения его личной безопасности;

3) отсутствие соответствующего режимного исправительного учреждения;

4) врачебные предписания и т.д.

Общим для всех случаев является правило, в соответствии с которым перемещение осужденных в другие регионы должно в основном осуществляться с согласия самого осужденного. Вместе с тем, как показывает практика, реализовать названную норму в современных условиях нелегко. Следует иметь в виду, что с учетом требований раздельного содержания осужденных в обозримом будущем едва ли какой-либо из субъектов РФ окажется в состоянии организовать и содержать на своей территории одновременно все виды исправительных учреждений. Такое "неудобство" относится к небольшим по численности категориям осужденных: женщинам, лицам, нуждающимся в специальном лечении, несовершеннолетним. Очевидно, невозможно в каждой области организовать исправительные учреждения всех видов. При отсутствии по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида осужденные направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта РФ, в которых имеются условия для их размещения.

Осужденные женщины, несовершеннолетние, а также иностранцы и лица без гражданства направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Существуют группы осужденных, согласие которых при направлении в "отдаленные места" не учитывается. К этой категории осужденных относятся:

1) осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, 127.1, 205, 206, ч. 1 ст. 208, 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ;

2) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

3) осужденные к пожизненному лишению свободы;

4) осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме;

5) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Эти категории осужденных направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Названное положение во многом объясняется исторически сложившейся пенитенциарной практикой и повышенной общественной опасностью перечисленных категорий осужденных.

Виды исправительных учреждений (ИУ), их назначение установлены ст. 56 и 58 УК РФ и ст. 74 УИК РФ и будут рассмотрены далее. В настоящем разделе целесообразно остановиться лишь на вопросах направления, приема и раздельного содержания лишенных свободы в исправительных учреждениях.

В соответствии с требованиями ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Предусматривается также обязанность администрации следственного изолятора поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Действующим уголовно-исполнительным законодательством устанавливается особый порядок направления осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении. В соответствии с требованиями ст. 75.1 <157> "Направление осужденных в колонию-поселение" территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении предписание о направлении к месту отбывания наказания и обеспечивает его направление в колонию-поселение. В указанном предписании с учетом необходимого для проезда времени устанавливается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Порядок направления осужденных в колонию-поселение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

--------------------------------

<157> Статья 75.1 введена в действующий УИК РФ Федеральным законом N 271-ФЗ от 22 декабря 2008 г. Указанный Закон принят Государственной Думой 10 декабря 2008 г. и одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.

 

Особенность исполнения наказания в колониях-поселениях заключается в том, что осужденный следует в колонию-поселение за счет государства самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда производится территориальным органом уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Правительством РФ.

Вместе с тем по решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном ст. 75 и 76 УИК РФ, в случае уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с п. "в" и "г" ч. 2 ст. 78 УИК РФ изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем.

В случае уклонения осужденного от получения предписания, предусмотренного частью первой настоящей статьи, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

После задержания суд в соответствии с требованиями УИК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и о направлении осужденного в колонию-поселение под конвоем либо об изменении осужденному вида исправительного учреждения в соответствии с ч. 4.1 ст. 78 УИК РФ. При этом срок отбывания наказания исчисляется со дня задержания.

В случае признания судом причины неявки осужденного для получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок уважительной он направляется в колонию-поселение в порядке, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 75.1 УИК РФ.

Правила перемещения осужденных к месту лишения свободы установлены ст. 76 УИК РФ. В соответствии с указанной нормой, осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением осужденных, следующих в колонию-поселение самостоятельно.

Перемещение осужденных под конвоем осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, к примеру осужденных за совершение преступления в соучастии. Осужденные, больные открытой формой туберкулеза или не прошедшие курса лечения венерического заболевания, осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно между собой и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости, по заключению врача, в сопровождении медицинских работников.

При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, они получают одежду по сезону и питание по установленным нормам.

Перемещение осужденных, лишенных свободы, может быть вызвано и изменением вида исправительного учреждения, что предусмотрено ст. 78 УИК. Так, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

1) из тюрьмы в исправительную колонию по отбытии осужденным в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

2) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

3) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

4) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.