Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, функции и основные средства обеспечения 1 страница




 

§ 1. Понятие и сущность режима содержания осужденных

в условиях исправительных учреждений

 

Установленный законом особый порядок деятельности органов государства и поведения осужденных является обязательным атрибутом реализации любого уголовного наказания. Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок исполнения и отбывания наказания в современных условиях решает важные социально значимые задачи:

1) по достижению целей уголовного наказания;

2) по соблюдению прав, свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правовых отношений;

3) по обеспечению законности и порядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Для решения указанных выше задач, а также в целях обеспечения системы регулирования отбывания осужденными назначенного судом уголовного наказания, их пребывания в местах лишения свободы, нормального функционирования исправительных учреждений применяется такое правовое понятие, как "режим содержания".

Термин "режим" широко употребляется в практике исполнения уголовных наказаний и хорошо известен всем практическим работникам.

На понимание смысла и содержания правового явления, обозначаемого понятием "режим отбывания наказания" и прежде всего "режим лишения свободы", влияют два основных фактора: во-первых, общеупотребительное значение этого слова; во-вторых, его специальное значение, поскольку "режим" - это закрепленный в законе термин, то есть слово, которое обладает особым смыслом. Именно это имеют в виду, когда используют слово "режим" в теории и на практике исполнения наказаний <162>.

--------------------------------

<162> См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 48, 49.

 

Само слово "режим" имеет французское происхождение. В русском языке означает "уклад" или "образ жизни". Кроме того, под словом "режим" понимается распорядок жизни, система правил, условия и последовательность каких-либо действий и т.п.

В соответствии с требованиями ст. 9 УИК РФ режим относится к одному из основных средств исправления осужденных и обозначен в указанной норме как установленный порядок исполнения и отбывания наказания.

О режиме можно говорить как о порядке исполнения и отбывания таких наказаний, как исправительные работы; обязательные работы; ограничение по военной службе и т.д. При этом в полной мере режим отбывания и исполнения наказаний реализуется при лишении свободы на определенный срок либо при пожизненном лишении свободы.

Общеправовое значение организующего понятия "режим" определяется следующими факторами:

1) он полностью пронизывает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ);

2) конкретизирует его основные задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ);

3) признается одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ);

4) регулирует поведение субъектов уголовно-исполнительных отношений в период особых условий и в ходе всего процессе исполнения наказаний.

В действующем УИК РФ режиму исправительных учреждений посвящена целая глава 12 с наименованием "Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения", а непосредственное закрепление режим имеет в ст. 82 УИК такого же обозначения.

Режим в исправительных учреждениях (ч. 1 ст. 82 УИК РФ) - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Этот порядок складывается из следующих элементов:

- нормативной основы (являясь правовым институтом);

- соответствующего этим установлениям реального поведения участников уголовно-исполнительных отношений.

Кроме того, с помощью режима обеспечиваются:

1) охрана и изоляция осужденных;

2) постоянный надзор за поведением осужденных;

3) исполнение возложенных на осужденных обязанностей;

4) реализация прав и законных интересов осужденных;

5) обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

6) установление раздельного содержания разных категорий осужденных;

7) обеспечение различных условий содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом;

8) порядок изменения условий отбывания наказания и т.д.

Кроме того, режим создает условия для применения других, предусмотренных законом, средств исправления осужденных.

Режим наказания выражает свойственную ему кару, как сущность наказания вообще и содержание конкретного наказания в частности. Поскольку кара представляет собой комплекс правовых ограничений, именно режим создает осужденному определенные тяготы, лишения и причиняет страдания.

Выраженные в режиме содержания осужденных правовые ограничения обусловлены тремя основными обстоятельствами:

во-первых, они необходимы в силу характера и содержания уголовного наказания. Иными словами, при исполнении уголовного наказания их присутствие обязательно. Например, без изоляции осужденного от общества не может быть и самого наказания в виде лишения свободы; во-вторых, ограничения, выражающие суть кары, устанавливаются в качестве средств воздействия на осужденного, рассчитанных на удержание его от совершения новых преступлений. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусмотренные ч. 3 ст. 82 УИК РФ; в-третьих, следует отметить наличие правовых ограничений, которые не обусловливаются содержанием наказания, и поэтому не несут в себе кары. Эти ограничения выражаются в необходимости соблюдать определенные правила поведения <163>. Таким образом, режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, их права и обязанности. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

--------------------------------

<163> См.: Стручков Н.А. Указ. соч. С. 50.

 

В сферу деятельности режима вовлечен довольно широкий круг лиц. К ним следует относить:

1) осужденных;

2) администрацию исправительных учреждений;

3) администрацию организаций и предприятий, где работают осужденные;

4) представителей общественных организаций и формирований;

5) должностных лиц государственных учреждений;

6) граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.

 

§ 2. Основные функции режима

в условиях исправительных учреждений

 

Режим выполняет функции, отражающие его социально-правовое значение.

Понятие "функция" может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных или неблагоприятных), вызывающих деятельность конкретного социального субъекта. Функцию допустимо определить и в качестве роли, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей более широкой социальной общности или организации <164>.

--------------------------------

<164> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 719.

 

Среди функций режима содержания осужденных можно выделить:

- карательную;

- воспитательную;

- обеспечивающую;

- профилактическую и т.д.

Указанные функции, характеризуя предназначение режима отбывания наказания, обеспечивают то, как проявляется специфика правового положения осужденных к лишению свободы. В ст. 65 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. понятию "режим" соответствует понятие "обращение с заключенными", в процессе которого "следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Обращение с заключенными должно укреплять в них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности".

Вид режима отражает степень тяжести наказания в виде лишения свободы. В его рамках применяются все средства воздействия на осужденных, как карательного, так и исправительного характера, протекает вся жизнь осужденных на определенный приговором суда срок. По своей сути режим, с позиции Т.Ф. Минязевой, - это установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок жизни, быта, труда, учебы и отдыха осужденных, отражающий степень строгости их содержания в исправительных учреждениях различных видов, средство обеспечения исполнения наказания и поддержания дисциплины в исправительных учреждениях <165>.

--------------------------------

<165> См.: Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. С. 164.

 

Деятельность по обеспечению режима содержания в исправительных учреждениях осуществляется их администрацией с помощью создаваемых для этих целей структурных подразделений.

Порядок исполнения и отбывания наказания, образующий содержание режима содержания осужденных, включает в себя совокупность правил, определяющих общие и конкретизированные условия отбывания лишения свободы (ст. 87, 120, 121 УИК РФ и др.).

Режим устанавливает правила поведения, права и обязанности всех субъектов и участников уголовно-исполнительных отношений. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правовых ограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания <166>.

--------------------------------

<166> См.: Анисимков В.М., Капункин С.А., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Под ред. В.М. Анисимкова. Саратов, 2001. С. 119.

 

Таким образом, в сферу воздействия режима содержания включены, с одной стороны, осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы, с другой - администрация исправительных учреждений, администрация предприятий и организаций, где работают осужденные, представители общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Администрация учреждений и организаций, где трудятся осужденные, имеет право требовать от них и иных лиц исполнения обязанностей, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка. В связи с этим важное правовое значение имеет территориальная сфера действия правил, устанавливаемых режимом содержания. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств. Она наделена правом на изъятие запрещенных вещей и документов, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и ПВР.

Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (приложение 1 к Правилам). К таковым относятся:

1) предметы, изделия и вещества, изъятые из гражданского оборота;

2) все виды оружия;

3) транспортные средства;

4) взрывчатые, отравляющие, пожароопасные и радиоактивные вещества;

5) деньги, ценные вещи;

6) ценные бумаги, валюта зарубежных государств;

7) оптические приборы;

8) наручные и карманные часы (в тюрьмах):

9) продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока);

10) все виды алкогольных напитков, пиво;

11) духи, одеколон и иные изделия на спиртовой основе;

12) игральные карты и т.д.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Вместе с тем УИК РФ допускает предоставление осужденным: длительных свиданий с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89); право проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 2 ст. 123) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 133). В указанных случаях также устанавливаются режимные требования.

Таким образом, правила режима содержания необходимо разделять не только субъектам воздействия, но и по применению в пространстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 82 режим содержания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы УИК, определяющие условия и порядок применения в отношении осужденных таких средств, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. Сюда же следует относить нормы, определяющие порядок материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Самостоятельное значение имеют те положения режимных требований, которые направлены на предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных, так и иных лиц. Они находят свое выражение в правилах охраны и надзора за поведением осужденных, применяемых мерах безопасности, проводимых профилактических мероприятиях.

Установленный режим исполнения и отбывания наказания обеспечивает:

1) охрану и изоляцию осужденных (вопросы регулируются Инструкцией по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы). Изоляция от общества по своей сути означает принудительное помещение осужденного в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права на свободное передвижение и ограничение социальных связей. Степень изоляции определяется видом исправительного учреждения. Наиболее полная изоляция достигается в тюрьмах и исправительных колониях особого режима (всех видов), наименьшая в колониях-поселениях, где даже отсутствует вооруженная охрана осужденных. УИК РФ существенно усилил возможности дифференциации условий отбывания наказаний в одном виде исправительного учреждения (следовательно, и степень изоляции) в зависимости от поведения осужденных, введя обычные, облегченные и строгие (а в воспитательных колониях еще и льготные) условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Степень изоляции может быть усилена за счет применения таких строгих мер дисциплинарного наказания, как водворение в штрафной изолятор (ШИЗО) и дисциплинарный изолятор (ДИЗО), одиночную камеру либо в помещение камерного типа (ПКТ) или единое помещение камерного типа (ЕПКТ). Возможны переводы осужденных из исправительных колоний в тюрьму или из колонии-поселения в исправительные колонии общего или строгого режима. Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними;

2) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка (вопросы регулируются Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях) с целью недопущения правонарушений и преступлений. Надзор за осужденными осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Данные функции осуществляет специальная служба безопасности. В необходимых случаях инспекторский состав этой службы производит обыски помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Они систематически проверяют наличие осужденных, выявляют причины их отсутствия в определенном месте и в определенное время, следят за выполнением распорядка дня, точным выполнением осужденными своих обязанностей, пресекают любые правонарушения с их стороны и выполняют другие функции по реализации режимных требований в полном объеме. Подобные действия позволяют достичь высокой степени предупреждения правонарушений со стороны осужденных. Надзор, кроме того, обеспечивается досмотром вещей и изъятием запрещенных к хранению предметов и вещей (вопросы регулируются Положением о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества).

Цели достигаются и проведением оперативно-розыскной работы (ст. 84 УИК РФ), использованием технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ).

Следует отметить, что особое значение имеет и предоставление права администрации исправительных учреждений осуществлять оперативно-розыскную деятельность (ст. 84 УИК). Именно это направление деятельности администрации исправительных учреждений способно надлежащим образом обеспечить:

безопасность осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц, вовлекаемых в процесс исполнения наказаний; выявить, предупредить и раскрыть готовящиеся, совершаемые в исправительных учреждениях преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействовать в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 5 июля 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";

3) исполнение осужденными возложенных на них законом обязанностей. Это положение закона следует рассматривать в качестве неотъемлемого требования режима содержания осужденных. Обязанности права и законные интересы осужденных в законодательстве урегулированы достаточно полно, в связи с чем дополнительные обязанности возлагать на осужденных недопустимо.

В практической деятельности исправительных учреждений следует уделять равное внимание как реальному обеспечению выполнения осужденными своих обязанностей, так и реализации принадлежащих им прав и законных интересов. Только в этом случае можно обеспечить заинтересованное отношение осужденных к вопросам поддержания правопорядка в местах отбывания наказания. ПВР конкретизируют поведение осужденных, порядок реализации возложенных на них обязанностей, принадлежащих прав и законных интересов, но они не могут ни отменить установленные УИК права и обязанности осужденных, ни изменить их, ни ввести новые. Поэтому, хотя данные правила разрабатываются и утверждаются в установленном порядке, они обязательно согласовываются с Генеральной прокуратурой РФ и подлежат, как и все остальные нормативные правовые акты, соответствующей регистрации;

4) реализацию осужденными их прав и законных интересов. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить получение осужденными одежды установленного образца. Каждый осужденный имеет, как правило, два комплекта одежды - повседневную и рабочую. Кроме того, он имеет право дополнительно приобретать обувь, промышленные товары. Осужденный реализует свое право на обжалование действий администрации, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение свиданий, телефонные разговоры и т.д.;

5) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК РФ) и личную безопасность персонала (ст. 86 УИК РФ). Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются, в частности, обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории;

6) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре, для чего в каждом исправительном учреждении создана специальная служба.

В местах лишения свободы установлен безналичный расчет с осужденными, все их наличные средства сдаются на лицевые счета финансовых органов исправительных учреждений.

Осужденные через своих представителей могут заниматься банковскими операциями, в том числе и с ценными бумагами.

Хотя УИК РФ не содержит указания на то, что осужденным мужчинам должна быть обеспечена возможность ежедневного бритья, разрешается носить короткую стрижку, бороду и усы, теперь это правило вошло в повседневный быт осужденных и не требует законодательного закрепления.

 

§ 3. Режим особых условий в исправительных учреждениях

 

С июня 1992 г. в исправительно-трудовое законодательство, а затем в УИК (ст. 85) внесено положение о режиме особых условий в исправительных учреждениях.

Основанием для его введения является наличие внешних либо внутренних причин.

Внешние причины - это, как правило, стихийные бедствия (пожары, ураганы, наводнения, землетрясения и т.д.).

Внутренние - массовые неповиновения, массовый отказ от работы, массовые беспорядки, бунты, захват заложников, угроза террористических актов и т.д.

И внешние, и внутренние причины угрожают не только нормальной деятельности исправительных учреждений, но и жизни, здоровью и безопасности как самих осужденных, так и представителей администрации и иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений.

Указанные обстоятельства совершенно логично требуют особых, порой радикальных организационных мер - введения режима особых условий.

В период действий особых условий в исправительных учреждениях может быть приостановлено осуществление целой совокупности прав осужденных, предусмотренных УИК РФ (ст. 88 - 97). Кроме того, могут быть введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях режим особых условий может быть продлен еще на 30 суток.

Кроме того, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить режим особых условий самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение 3 суток принимает решение о введении режима особых условий или об отмене уже введенных защитных мер.

 

§ 4. Обеспечение безопасности

в условиях исправительных учреждений

 

Особое место в группе специальных мер обеспечения режима занимают меры безопасности и правовые основания их применения.

Статья 86 УИК РФ закрепляет меры безопасности и основания их применения. В соответствии с ч. 1 указанной статьи к осужденным могут применяться специальные средства и физическая сила в следующих случаях:

1) оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений;

2) злостного неповиновения законным требованиям персонала;

3) проявления буйства;

4) участия в массовых беспорядках;

5) захвата заложников;

6) нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий;

7) при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных.

Порядок применения огнестрельного оружия подробно регламентирован ст. 31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Режимом предусмотрен и целый ряд запретов для лиц, участвующих в производственном цикле на предприятиях исправительных учреждений, и для лиц, посещающих исправительные учреждения. Запрещается передавать осужденным какие-либо вещи, продукты питания, деньги и предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях. В целях предупреждения подобных передач и выноса от осужденных каких-либо предметов может быть произведен досмотр производственных объектов, где работают осужденные, а также выходящих из них.

В целях соблюдения надлежащего порядка на производственных объектах администрация исправительных учреждений должна принимать меры к тому, чтобы вольнонаемный состав работников был предварительно ознакомлен с установленными правилами поведения на производственных объектах с точки зрения общения с осужденными. В случае нарушений правил поведения на объектах к вольнонаемным сотрудникам могут применяться меры:

- запрещение доступа на объект;

- меры административного воздействия к лицам, нарушающим режим свиданий.

 

Глава 14. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

§ 1. Общие правила определения условий отбывания наказания

 

Понятие "условия" обычно трактуется в словарях как "совокупность правил", "требования", "обстоятельства", "обстановка". Условия же отбывания наказания можно представить как совокупность правил, обеспечивающих исполнение наказания в виде лишения свободы, соблюдение законных прав и интересов осужденных.

В соответствии с требованиями ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

В воспитательных колониях для несовершеннолетних, в отличие от исправительных колоний, установлены, в соответствии со ст. 132 УИК РФ, обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях условия для всех категорий осужденных едины.

Внутренняя дифференциация осужденных в пределах исправительного учреждения устанавливает возможность перевода конкретных лиц из одних условий в другие (прогрессивная система отбывания наказания). Основания переводов осужденных из одних условий в другие определены ст. 120, 122, 124, 127 и 132 УИК РФ.

Изменение условий отбывания наказания в сторону улучшения, называемое прогрессивным переводом, производится по следующим основаниям:

- отбытие определенного срока наказания в более строгих условиях;

- добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Изменение условий отбывания наказания от менее строгих к более строгим (регрессный перевод) производится на основании признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в соответствии с требованиями ст. 116 УИК РФ.

Решение о переводе осужденного из одних условий в другие принимает комиссия исправительного учреждения. Председателем указанной комиссии является начальник исправительного учреждения или один из его заместителей. В ее состав включаются сотрудники различных отделов и служб учреждения, а также представители органов местного самоуправления. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, в состав указанных комиссий могут включаться представители общественных наблюдательных комиссий.

При несогласии осужденного с переводом в строгие условия он, для защиты своих прав и законных интересов, вправе обжаловать решение комиссии в порядке, установленном ст. 15 УИК РФ.

Логичным продолжением прогрессивной системы отбывания наказания служит правовое регулирование предоставления осужденным, в соответствии со ст. 96 УИК РФ, права передвижения без конвоя или сопровождения. Это право может быть предоставлено только положительно характеризующимся осужденным. С формально-юридической точки зрения указанная мера не есть поощрение, поскольку находится в зависимости от характера выполняемой осужденным работы. Однако, по своей сути, такая льгота является отражением доверия со стороны администрации исправительного учреждения и существенным стимулом послушного поведения, а в известной степени и показателем исправления осужденного.

Разрешение на передвижение без конвоя (сопровождения) может быть предоставлено не всем осужденным. Существуют два вида запретов данной меры - безусловный и временный.

Безусловный запрет действует в отношении осужденных, обладающих повышенной общественной опасностью личности (осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные за совершение особо тяжких преступлений, а также умышленных преступлений, совершенных в период отбывания наказания).

Временный запрет относится к осужденным, находящимся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев, имеющим неснятые или непогашенные дисциплинарные взыскания, а также находящимся в строгих условиях отбывания наказания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.