Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе




Итоги коррекционно-развивающего обучения

в средней группе Оцениваются:

• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

• особенности речевого общения — вариабельность про­явления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, мо­нологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

• особенности речевого поведения (активность, импуль­сивность);

• проявления заикания (частота и интенсивность запи­нок, продолжительность речевой судороги, непредна­меренные паузы в высказывании, «трудные» звуки,
эмболофразия, сопутствующие движения).

К концу обучения в средней группе дети должны:

• усвоить содержание программы средней группы обще­ образовательного детского сада;

• овладеть навыками пользования самостоятельной речью различной сложности — от простейшей ситуа­тивной до контекстной с опорой на вопросы логопеда
и наглядную помощь (при постепенном убывании на­глядной опоры);

• научиться регулировать свое речевое поведение — от­вечать точными однословными ответами без заикания на конкретные вопросы логопеда в соответствии с коррекционной программой.

 

 

Период Содержание работы
Развитие речи и ознакомление с окружающей природой Занятия по изобразительной деятельности и конструированию
I Сентябрь, октябрь, ноябрь   Расширять и уточнять знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья». Учить детей группировать предметы, кар­тинки (с изображениями фруктов, овощей, игрушек) в категории по родовому призна­ку и называть их обобщающим словом. Формировать представления об овощах и фруктах и о времени года, когда собирают их урожай. (Осенью поспевают овощи и фрукты, их выращивают и собирают кол­хозники. Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, ночи длиннее. Меняется погода: становится холоднее, солнце светит мало, идут дожди. Желтеют и опадают с деревьев листья). Учить называть в правильной последова­тельности смену времен года: после осени наступает зима и т. д. Воспитание внимания к речи Учить детей внимательно слушать образцы речи и точно выполнять устные задания в указанной последовательности: «Дай _:начала огурец, потом помидор, морковь, лук», «Положи...», «Принеси..-», «Отне-и...», «Спрячь...» и т. д. Упражнения в самостоятельной ситуативной речи Учить детей точно отвечать на вопросы при рассматривании натуральных предме­тов, игрушек и предметных картин, назы­вая в ответах предмет, его части, форму и цвет, величину предмета и его частей, ма­териал, из которого он сделан, действия или состояния предмета. Учить детей отвечать одним словом на конкретные вопросы при наличии нагляд­ного материала: «Кто это?», «Что это?» ^ (Девочка, елка, груша, огурец...), «Какой предмет по величине?» (Маленький, боль­шой...), «Какой предмет по цвету?» (Бе­лый, черный, коричневый...), «Что дела­ет?» (Лежит, висит, сидит, растет...), «Какой предмет по материалу?» (Деревян­ный, пластмассовый, металлический, стеклянный...). Учить детей, пользуясь моделями речи, от­вечать без заикания словосочетаниями, на­пример: Мяч красного цвета. Шар круг­лой формы. Собака лежит. Утка плавает. Кошка сидит на ковре. Учить пользоваться в своих ответах без опоры на наглядность обобщающими понятиями при проведении итоговых заня­тий по изученной теме. Развивать интерес и любовь детей к худо­жественным произведениям. Учить детей отвечать на конкретные вопро­сы по содержанию художественного текста. Учить выразительно читать стихи. Учить соблюдать при пересказе смысловые паузы, интонации, соответствующие харак­теру произведения, переживаниям героев. Воспитатель на своих занятиях учит детей только слушать речь (объяснения, указа­ния) и точно выполнять задания в соответ­ствии с устной инструкцией. Активное пользование самостоятельной речью деть­ми допускается в исключительных случа­ях по согласованию с логопедом и в огра­ниченном объеме Воспитание внимания к речи Развивать внимание детей к устным зада­ниям, сопровождаемым показом образца работы. Вырабатывать умение запоминать и точно выполнять задание по месту расположения предметов на бумаге (в центре, слева, справа, вверху, внизу), по использованию цвета, формы, по чередованию предметов. Упражнения в самостоятельной речи Учить детей отвечать на вопросы в процес­се всего занятия (подготовки к занятию, раздачи материала, объяснения и выполне­ния задания, подведения итогов работы). Формировать умение сочетать одновремен­но деятельность разного характера: слу­шать и лецить, рисовать, вырезать; рисо­вать и одновременно отвечать на вопрос. Учить пользоваться усвоенными образцами речи при назывании одним словом материа­ла, с которым работают на занятии (каран­даш, бумага, кисть, клей, салфетка, пла­ стилин, ножницы и т. д.), изображаемые предметы, их части, цвет, форму предмета или его частей, а также действий, выпол­няемых при лепке, аппликации, рисова­нии, конструировании: «Что ты рису­ешь?» — Яблоко. «Какое оно по форме?» — Круглое. «Чем ты рисуешь?» — Карандашом и т. п. Учить отвечать на вопросы словосочета­ниями (Ножницы металлические. Бумага белая. Пластилин мягкий), фразами (Я рисую огурец. Я вырезал ствол. Я при­клею ножку). На занятиях воспитателя пользование са­мостоятельной речью детьми допускается в ограниченном объеме по согласованию с логопедом.  
II Декабрь, январь, февраль Расширять и уточнять знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транс­порт», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта». Учить свободно ориентироваться в тексте и опираться в самостоятельных ответах на следующие знания: Наступила зима. Зимой дни короткие, а ночи длинные, холодно, все покрыто сне­гом. По снегу можно ходить на лыжах, ка­таться на санках, из снега лепить снежную бабу. Вода замерзла, превратилась в лед. Все деревья, кроме ели и сосны, стоят голые. Люди одеваются в теплую одежду. Происходит смена времен года: после зимы наступает весна. Учить детей называть машины, их основные части, выделять грузовые и легковые маши­ны, дети должны знать, для чего они служат, кто ими управляет. Знакомить с названиями домашних птиц и зимующих, которые бывают на участке. Рассматривать их окраску, учить запоми­нать названия зимующих птиц (голубь, во­робей, синица, снегирь). Рассматривать домашних животных, учить называть части тела, знакомить с их по­вадками, формировать представления о том, какую пользу животные и птицы при­носят человеку. Знакомить детей с некоторыми почтовыми принадлежностями (почтовый ящик, кон­верт, марка, открытка). Рассматривать разные рисунки на открытках, определять по ним название наступающего праздника учить составлять устные поздравления родителям. Дать представление о том, что почту раз­носит почтальон по адресам, которые ука­заны на конверте. Воспитание внимания к речи Учить детей внимательно слушать и точно выполнять более сложные поручения, вни­мательно слушать ответы товарищей и мо­дели речи логопеда (развернутые фразы, варианты фраз, рассказ). Упражнения в более сложной самостоятельной речи Учить отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картин, осмотре предметов и игрушек: «Это синица. На картине нари­сована синица. На этой картине нарисо­вана красивая синичка». Учить детей использовать для ответов обобщающие понятия без опоры на наглядность: Синица — зимующая птица. Кошка — домашнее животное. Учить подбирать с опорой на речевой обра­зец логопеда на один вопрос несколько от­ветов, характеризующих предмет по раз­личным признакам: «Какая это машина?» — Эта машина грузовая. Ма­шина игрушечная. Эта машина пласт­массовая. Машина синего цвета. Учить детей составлять коллективные и индивидуальные рассказы по картине с по­мощью вопросов. Закреплять навыки пользования самостоя тельной речью, полученные в I периоде.   Воспитание внимания к речи Воспитывать внимание к речи логопеда, воспитателя и детей. Вырабатывать умение запоминать и после­довательно выполнять устное объяснение большего объема, чем на предыдущем эта­пе обучения, как при наличии образца работы, так и без него. Упражнения в более сложной самостоятельной речи Учить детей пользоваться в своих кратких и развернутых ответах более сложными об­разцами речи: «Что мы сегодня рисуем (лепим, вырезаем, строим)?» — Мы рису­ем машину. Мы рисуем красками грузо­вую машину. Учить подбирать на один вопрос несколько ответов, характеризующих разные качест­ва: «Какая бумага вам нужна для заня­тия?» — Мне нужна белая бумага. Мнецветная бумага. А мне надо бле­стящую бумагу. Учить детей строить последовательный рассказ о своем рисунке, лепке, апплика­ции, конструировании по вопросам. Учить детей составлять рассказ без опоры на вопросы. Учить отвечать на вопросы, относящиеся к изготовленному предмету, не только о том, что они непосредственно видят, но и по представлению. В первом периоде упражнять детей только в однословных ответах по представлению, во втором — пользовании фразовыми отве­тами: «Какого зайца мы наклеили сегодня?» (Белого.) «А когда заяц бывает белый?» (Зимой.) «А каким он бывает ле­том?» (Серым.) «Кто скажет полным отве­том?» (Зимой заяц бывает белый, а ле­томсерый.) Или: «Мы слепили медведя из пластилина. А кто из вас знает, где на­ходится настоящий медведь зимой?» (В берлоге.) «Кто скажет полным отве­том?» (Зимой медведь спит в берлоге.) «А где находится его берлога?» (Медвежья берлога находится е лесу.) Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью без заикания, при­обретенные в I периоде. Воспитатель учит детей активно пользо­ваться на всех занятиях самостоятельной речью, усвоенной на предыдущем этапе обучения
III Март, апрель   Уточнять и расширять знания детей по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Профессии», «Водный и воздушный транспорт». Дать представления о смене времен года, о приходе весны. (Наступила весна. День становится длин­нее. Солнце греет все теплее, тает снег, бегут ручьи. Образуются проталины, на них появляется первая зеленая трава, появляются насекомые. На деревьях рас­пускаются почки, появляются первые лис­точки. Появляются первые весенние цве­ты: мимозы, тюльпаны, ландыши, сирень.) Продолжать знакомить детей с некоторы­ми дикими животными средней полосы (медведь, лиса, заяц, еж, волк), с их по­вадками, с названиями детенышей. Продолжать знакомить с перелетными птицами — грачом, ласточкой, скворцом; учить отличать их по внешнему виду. Знакомить с профессиональными принад­лежностями для портнихи (иголкой, нит­кой, ножницами, пуговицами, наперст­ком); с названиями одежды, которые она шьет (пальто, платье, костюм) из разных тканей: ситца, байки, шерсти, шелка. Знакомить с профессией повара, названия­ми некоторых блюд, посудой. Знакомить с водным и воздушным транс­портом, расширять представления детей о его функциях и значении, о профессиях людей, которые им управляют. Воспитание внимания к речи Научить детей внимательно слушать образ­цы рассказов логопеда, воспитателей и своих сверстников. Учить запоминать речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах. Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей, замечать неправильные или неточные ответы. Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью Учить детей самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы по предметной и сюжетной картинке. Учить самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображенному на картине действию без опоры на наглядный материал. Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Учить пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Учить распространять короткие фразы, строя их в различных вариантах (Пришла весна. Пришла солнечная весна. Наступи­ла теплая весна). На занятиях по художественной литерату­ре учить понимать поступки героев, опре­делять и мотивировать свое отношение к положительным и отрицательным героям произведения. Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I и II периодах Воспитание внимания к речи Учить детей внимательно слушать большие по объему устные объяснения к предстоящей деятельности, понимать и запоминать их без показа образца поделки, рисунка, правильно воспроизво­дить рассказ о предстоящей работе, в за­данной последовательности выполнять задание. Воспитывать внимание к речи: внимательно слушать рассказ товарища, не повторяться; замечать неправильные высказывания, исправлять их, дополнять Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью Учить детей отвечать без опоры на образец поделки, рисунка развернутой фразой, объяснять способ изготовления поделки, рисунка, аппликации, причину выбора того или иного материала: *Мне нужна оранжевая бумага, потому что я буду вырезать лису*, «Чтобы получить голу­бую краску, я смешаю синюю краску с бе­лой и'получится голубая». Учить детей рассказывать о своей работе подробно и последовательно, не пропуская основных ее звеньев. Вырабатывать умение спокойно реагиро­вать на дополнительные вопросы логопеда. Совершенствовать рассказы детей в стили­стическом отношении, устранять излиш­ние повторы в речи («потом..., потом,.., потом...*), учить пользоваться синони­мами. Учить правильно строить фразы, соблюдая прямой порядок слов в предложении. Учить составлять мысленно план рассказа, лишь затем рассказывать его вслух, перестраивать первоначальный план, что­бы не повторять рассказ товарищей. Учить детей задавать конкретные вопросы друг другу. Закреплять навыки пользования самостоя­тельной речью различной сложности
  IV Май, июнь   На основе наблюдений за явлениями при­роды расширять и углублять знания детей о лете. Учить рассказывать о своих впечатлениях взрослым. Воспитание внимания к речи Закреплять у детей навык внимательно выслушивать любого собеседника (взросло­го и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого родственника и т. д.) на занятиях и вне их. Закреплять умение спокойно реагировать на замечания как взрослых, так и товари­щей, правильно выполнять любые зада­ния, поручения. Упражнения в более сложной контекстной речи Продолжать учить детей составлять связ­ные рассказы по картине, из личной жиз­ни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, с использованием сравнений, определений. Учить выразительно пересказывать сказ­ки, рассказы, подражая голосам действую­щих лиц. Закреплять самостоятельное использова­ние всех форм речи, усвоенных за учебный год.   Воспитание внимания к речи Закреплять у детей навыки внимательного отношения к речи окружающих, умение выслушать, понять и правильно выполнить сказанное. Закреплять умение исправить ошибку товарища и предложить более правильную формулировку фразы, точнее по смыслу, с правильным порядком слов в предложе­нии, объяснить один или несколько вари­антов задания. Упражнения в более сложной контекстной речи Закреплять у детей навыки последователь­ного и очень подробного рассказа о пред­стоящей деятельности без опоры на на­глядность, а в некоторых случаях и без опоры на рассказ взрослого, по представле­нию; умение продолжить рассказ, начатый товарищем. Учить детей передавать содержание корот­ко, перечисляя лишь основные действия в работе. Учить рассказывать в рассуждающей фор­ме: «Если вы разрешите рисовать лису, то я разведу оранжевую краску, а если зайца, то белую краску». Закреплять навыки предварительного пла­нирования рассказа и деятельности. Закреплять все формы как отдельных от ветов, так и целых рассказов  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.