Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные —
[м] — [м'],
[н] - [н'], [п] - [п'],
[т] - [т'], [к] - [к’],
[ф] – [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г’] и
т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов
с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
∙ в словах;
∙ в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии
с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков: изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.
Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
II
Вторая
половина ноября —
первая половина февраля
Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р']. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
• по твердости — мягкости [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [т] - [т'],
[к] - [к’], [ф] - [ф'], [д] - [д'], [в] - [в'], [б] - [б'], [г] - [г’];
• по глухости — звонкости: [п] - [б], [к] - [г],
[т] - [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.
Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных зву ков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
• по твердости — мягкости ([м] - [м'],
[н] - [н'], [п] - [п'].
[т] - [т’],
[к] — [к'], [ф] — [Ф'],
[д] — [д'], [в] — [в'],
[б] — [б'],
[г] - [г']);
по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] - [д]; в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
в словах и фразах; составление предложений с определенным словом;
анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
составлять предложения по демонстрации
действии, картине, вопросам;
• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;
• составлять предложения по опорным словам;
• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;
• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
III
Вторая половина февраля — май
Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] - [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умении, полученных ранее, на новом речевом материале.
Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме Выбор графической схемы к соответствующему
слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков.
Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности
с соблюдением фонетической правильности речи.
Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции.
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний. Совершенствование интонационной выразительности речи.
Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.
В итоге логопедической работы дети должны:
• правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
• четко дифференцировать все изученные звуки;
• называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
• находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
• различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление