Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика Уголовно-исполнительного кодекса




Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

 

В теории права общепринята трактовка той или иной отрасли за­конодательства в узком и широком смысле. В узком смысле под отрас­лью законодательства понимается совокупность законов, которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету его регулирования. Соответственно, под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулиру­ющих весь комплекс общественных отношений, возникающих по по­воду и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Фе­дерации находится уголовно-исполнительное законодательство. По­ложение, сформулированное Конституцией Российской Федерации, означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказа­ний, находится в федеральной компетенции.

Основным источником является Уголовно-исполнительный ко­декс, который регулирует исполнение всех видов уголовных наказа­ний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. В ч. 1 ст. 2 УИК указывается, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Таким образом, предполагается существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний (например, об участии общественных объедине­ний в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осу­ществлении контроля за ними).

Кроме того, 21 июля 1997 г. приняты Федеральные законы «Об ис­полнительном производстве» и «О судебных приставах», в которых урегулирован в развитие положений Уголовно-исполнительного ко­декса порядок исполнения таких видов наказаний, как штраф и кон­фискация имущества.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает принятие иных федеральных законов, регулирующих общественные отноше­ния, возникающие в связи с исполнением наказаний. Например, в ст. 182, 183 УИК предусматривается принятие законов о социальной помощи освобожденным от наказаний и контроле за ними.

Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие при­нятию, образуют отрасль уголовно-исполнительного законодательства в узком смысле слова.

Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в ши­роком смысле пони мается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют обще­ственные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнитель­ного права. Группу подзаконных нормативных правовых актов можно разделить на две категории: постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты.

К числу первых следует отнести Положение об уголовно-исполни­тельных инспекциях (утверждено Правительством РФ 16 июня 1997 г.), в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и пра­ва; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено Прави­тельством РФ 4 июня 1997 г.), в котором определены задачи и функции указанных воинских подразделений. Кроме того, подлежат принятию положения об арестных домах и исправительных центрах.

УИК передал Правительству РФ полномочия принять нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные нормы питания и ма­териально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (ч. 3 ст. 99 УИК), перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3 ст. 83 УИК), форму одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК).

Ко второй группе относятся ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты: Правила внутреннего распорядка ис­правительных учреждений (утверждены Минюстом России и согла­сованы с Генеральной прокуратурой РФ 30 июля 2001 г.), Правила от­бывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены МО РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).

Таким образом, к существующим формам (источникам) уголовно­-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федера­ции, Уголовно-исполнительный кодекс и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные и межведомствен­ные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполне­ние законов.

 

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, права

Согласно x. 1 ст. 1 УИК, целью уголовно-исполнительного Зaконодательства является исправление и предупреждение совершения но­вых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, пра­вилам и традициям человеческого общежития и стимулирование пра­вопослушнoго поведения.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со сторо­ны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужден­ными - ч.1 ст. 92, оперативно-розыскные мероприятия ~ ст. 84, приме­нение мер поощрения и взыскания - ст. 113,115), а также проведения с ними воспитательной работы.

Общее предупреждение какцель уголовно-исполнительного зако­нодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод осужденных должны воздействовать на не­устойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.

В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы за­дачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уго­ловно-исполнительного права и включают в себя: регулирование по­рядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

 

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 Г., существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. по многим позициям.

В УИК впервые в данной отрасли законодательства урегулирова­но исполнение всех видов наказаний. Структурно он соответствует классификации наказаний, принятой новым УК РФ, в нем более чет­ко определен предмет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, которые регулируют общественные отношения, не входящие в сферу исполнения наказания.

В УИК по-новому определены цели и задачи уголовно-исполни­тельного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с между­народно-правовыми актами, впервые сформулирована система прин­ципов этой отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных примени­тельно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне урегулировал контроль органов государственной власти РФ и ее субъ­eктов, а также органов местного самоуправления, ведомственный кон­троль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, общественный контроль.

Система исполнения отдельных видов наказаний урегулирована по единой схеме: порядок и условия исполнения конкретного вида на­казания; обязанности и права осужденных; обязанности и права ад­министрации учреждений и органов, исполняющих наказание; при­менение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации. Такая четкая структура правового регулирования позво­ляет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотноше­ний правоприменительной деятельности.

При исполнении наказаний в виде лишения свободы, как наиболее строгих наказаний, внедрена трехступенчатая, а в воспитательных колониях - четырехступенчатая система отбывания наказаний (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нежелательных переводов осужденных из одного вида ре­жима в другой.

Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов наказаний в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств ис­правления и воинского воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.