Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве




Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказания

 

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, Может быть оха­рактеризовано через социально-правовое назначение, понятие и содер­жание данного института.

Социально-правовое назначение определяется тем, что лица, попада­ющие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, приобретают определенное правовое положение (статус).

Лица, отбывающие наказания, как граждане государства облада­ют правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции являются Высшей ценностью. Это обусловливает предъявление. особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод.

Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и ре­ализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет осно­ву для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь - исправления осужденных. Социально обоснованная регла­ментация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, при­вития уважения к Закону, правам и законным интересам других лиц. Социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказания, проявляется также в Готовности России выполнять взятые на себя международные обязательства. В числе документов, содержащих такие обязательства, стоит назвать Мини­мальные стандартные правила обращения с осужденными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила; (1985), Евро­пейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую Конвенцию по предотвращению пыток и нечеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, Европей­ские тюремные правила.

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, в са­мом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положе­ние осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Общепринято выделение трех видов правового статуса, личности.

Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном право­вом статусе определенной категории граждан и индивидуальном пра­вовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь, подразделяемого на правовые статусы лиц, отбываю­щих различные виды наказаний.

Отличительной чертой специального правового статуса (осужден­ных является то, что он базируется на общем правовом статусе граж­дан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не вле­чет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В ст. 6 Конституции прямо указыва­ется на то, что гражданин Российской Федерации не может быть ли­шен своего гражданства или права изменить его.

Исходя из этого, в Федеральном законе «О гражданстве Россий­ской Федерации» от 31 мая 2002 г. не предусмотрено лишение граж­данства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 20 названного закона отбывание уголовного наказания яв­ляется препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уго­ловно-исполнительного права значительное число отношений, по­рождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудо­вого и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, на­пример, нормы, устанавливающие основания приобретения и владе­ния осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, огнестрельным оружием (ст. 13 Закона РФ «Об оружии»), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свобо­ды (ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

По своему содержанию правовой статус осужденных представля­ет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. Они возника­ют и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-ис­полнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, граж­данского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущно­сти и содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в обеспечении режима законности при исполнении наказания. Права осужденных, гарантированные экономически, политически, идеоло­гически и организационно, способствуют исправлению осужденного. Напротив, права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ними и обществом, пре­пятствуют выполнению поставленных перед наказанием целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении упра­вомоченному лицу возможности определенного поведения или пользо­вания социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленные правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного сво­бодно пользоваться социальными благами (питанием, вещевым доволь­ствием) в paмках, установленных правом; во-вторых, возможность тре­бовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказа­ния, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотноше­ний; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к за­щите своего субъективного права. В ст. 45 Конституции гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указан­ного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного, общественного и иных форм контроля. На основании изложенного субъективное право осужденного мож­но определить как закрепленную законом и гарантируемую государ­ством реальную возможность определенного поведения осужденного и пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридичес­кими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, испол­няющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных прав. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Содержание за­конных интересов состоит из трех элементов.

Первый элемент выражается в стремлении к получению предусмот­ренного законом социального блага, как материального (например, по­лучение дополнительных посылок, передач и т. д.), так и духовного (пре­доставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь одновременно как материальный, так и духовный характер (вы­езд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за преде­лами исправительного учреждения и т. п.).

Для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит оценка поведения осужденного персоналом уч­реждений и органов, исполняющих наказания, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому вторым элементом содержания законных интересов осужденных является возможность ходатайствовать перед указан­ными управомоченными субъектами об их соответствующих действи­ях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент выражается в возможности обращаться к компе­тентным органам за защитой законных интересов. Однако такое обра­щение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного.

Таким образом, законные интересы осужденных представляют собой закрепленные в правовых нормах стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, испол­няющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Они могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения, возможность которого закреплена в поощ­рительных нормах уголовного (досрочное освобождение), уголовно-­исполнительного (предоставление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа представляет собой законные интересы, направ­ленные на получение осужденными льгот. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей большинство льгот устанавливается не в зависимости от заслуг осужденного, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно-исполнительным законодательством (например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения).

Третью группу представляют законные интересы, направленные на получение благ, по своей сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, ни льготами, В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам «как правило», «в порядке исключения», «по возможности». Например, согласно ч. 1 ст., 103 УИК администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности,

Социально-правовое значение обязанностей заключается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения закона поведения. Оно обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью воспрещающих (негативно обязывающих) норм.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил требования к источникам ограничений прав человека и гражданина исходя из положений 1,3 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражда­нина нормативно-правовыми, в том числе ведомственными актами. Тем более, они не могут быть предусмотрены указаниями должност­ных лиц учреждений и органов, исполняющих наказание. Вся дея­тельность персонала по обращению с осужденными должна строить­ся на неуклонном соблюдении закона.

Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации: уголовно-ис­полнительное законодательство отнесено к исключительной компе­тенции РФ.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обес­печения защиты строго определенного круга социально-политичес­ких ценностей: основ конституционного строя, нравственности, здоро­вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законодательно закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспе­чивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Таким об­разом, осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, не­редко против государственных интересов, находятся под защитой, прежде всего, государства, это не исключает защиту с помощью об­щественных, правозащитных организаций. Россия берет на себя обя­занностью уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами.

Источниками ограничений правового статуса осужденных явля­ются нормы государственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следует привести ограничение в избирательных правах лиц, лишенных свободы, предусмотренное в ст. 32 Конституции.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных устанавли­ваются уголовным законодательством. Так, например, в ч. 2 ст. 51 УК установлено, что из денежного содержания осужденного к ограниче­нию по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20 процентов.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных устанавли­ваются уголовно-исполнительным законодательством (например, ус­тановление цензуры корреспонденции и обыска в исправительных учреждениях).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничения­ми, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не бесправны по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностран­ным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенность личности и жилища, частной жизни, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.