Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ




Задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказания

Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказания

Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания

Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст.73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом I 'оссийской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уго­'Iо,шые наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнитель­ную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста "удут созданы арестные дома (ч. 1 СТ. 68), в виде ограничения свободы­11('lJравительныецентры (ч. 1 СТ. 47 УИК), которые согласно Ч. 14 СТ. 16 У ИR также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно­111" JOлнительные инспекции фунrщионируют также в структуре уголов­",)-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в IIIЩ(' исправительных и обязательных работ,лишения права занимать ()1I!1сделенные должности и заниматься определенной деятельностью. I)IIИ же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных услов­II() 1\ соответствии со СТ. 73 УК

Исполнение наказания в виде содержания Еоеннослужащего в дис­1l,llll.J!ина рной ВОИНС1ЮЙ части возлагается на специально предназна­'II'IIIJые для этого воинские дисциплинарные части Минобороны Рос':" 'IIИ ('-1. 12 СТ. 16 УИК))(.ня исполнения других уголовных наказаний специальные госу­'1,:IIH"I'BeHHbIe органы не создаются, Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа возложено на судебных пристаВОВ-ИСПОЛНJ1телей; лишения специаль­ного, воинского или почетного звания, классного чина и государствен­ных наград - на суды. Аналогичное положение существует при испол­нении наказаний в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований ('1. 12 ст. 16 УИЩ. Исполнение смертной каз­ни осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной систе­мы ('1. 11 ст. 16 УИК), как правило, это следственные изоляторы и тюрьмы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно СТ. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных Н:ОЛОНИЯХ, а также лечебных исправительных уч­реждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следствен­ные изоляторы ('1.1 СТ. 74 УИК). Последние выполняют функции ис­правительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Совершеннолетние осужденные мужчины отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщи­ны - общего режима. Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу СТ. 74 УИК, является' ОСНОВНЫМ видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, иСполНЯ­ющими лишение свободы, например тюрьмой.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправитель­ных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения ('1.2 СТ. 101 УИК).

 

В Ч. 2 СТ. 43 УК установлено, что наказание применяется в целях I восстановления социальной справедливости, а также в целях исправ­n ления осужденных и предупреждения совершения новых преступле-IlllЙ. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и ор­1:1II0B, исполняющих нака:;зания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответ­,"I'НИИ с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным:\;I\(онодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приго­11I1pe суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а III)И исполнении отдельных видов наказаний применяют средства испра­1 111'1'ельного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения 111 1иговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие нака­.1: I11 ия, обязаны добиться исполнения приговора в части применения при­11 У I\ительных мер меДИЦИНСIЮГО ха рактера (ст. 18 УИК), взыскания ма те­I'ШЛЬНОГО ущерба, причиненного преступлением ('1.2 СТ. 107 УИК).

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих НaI~азания, 1I1\,lIнется обеспечение процесса исправления осужденных, создание ус­111I!iИЙ: дЛЯ формирования у них уважительного отношения к человеку, 1I1111\eCTBY, труду, нормам, правилам и традицияМ человеческого обще­.I,IПИЯ и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК).

:3адача обеспечения процесса исправления осужденных приори­1,"I'пая и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой \" 11)('ждений и органов, исполняющих наказания.

:3адача специального (частного) предупреждения преступлений,'lIlтается выполненной в том случае, I~огда осужденныЙ не соверша­1''1' нового преступления во время отбывания наказания. Для этого '"'ужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдеЛk 111.1(' их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянныЙ!I:Ii\:ЮР за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются 11:\ субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и орга­II:iМИ, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме 11 1\ точном соответствии с законом карательных правоограничениЙ. Т"лько этим оказывается общепредупредительное воздеЙствие на 1 '1'; I:ждан, не имеющиХ твердых моральных установок и вследствие.ТОГО склонных к совершению преступлениЙ.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, 1',I.]]lОЛНЯЮТ четыре основные задачи: исполнение приговора суда,, {)('спечение процесса исправления осужденных, предупреждение 1\:11, С ИХ стороны, TaI~ и со стороны иных лиц совершения новых пре­I туплениЙ.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и орга­111.1, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомога­11 '.IIьные или обеспечивающие функции.

На учреждения,' исполняющие наказание в виде лишения св обо­}I,I.\ (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи I1I I I\остижению целеЙ уголовного наказания, целеЙ и задач уголовно-

ИСПолнительного законодательства. Данные цели реализуются с Помощью указанных в ч. 2 СТ. 9 УИК основных средств исправления. Это

установленный порядок ИСполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение об­щего образования, профессиональная ПОДГОТОВI{а и общественное воз­действие.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном По­рЯДКе учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется ПОСтоянный надзор за поведением осужден­ных и лиц, работающих вместе с ними (технический и администра­тивный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и ра.зличных групп осужденных. С целью обеспечения праВОПОРЯДI{а принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.Важнейшая задача исправительных учреждений организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, ис­полНяющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, при­наДЛежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться ПО хозяЙст­венному обслуживанию исправительных учреждений, а также зани­маться индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к ли­шению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, пра­вового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивиду­альная работа с осужденными - один из основных методов воспита­тельной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого­педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздей­ствие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

Для решения задач получения общего образования и профессио­нальной подготовки' в исправительных учреждениях создаются необ­ходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразова­тельное обучение и профессиональная подготовка осужденных в Воспита тельных КОлониях.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи.

Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее 1" ':1лизации в СТ. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполня­IIIII(ИХ уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавлива­Ii,'I'СЯ обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созда­111110 условий для обеспечения правопорядка и законности, 1" ':юпасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. ('Iода же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих М;lтериально-бытовых И медико-санитарных условий отбывания на­1(";I:,ания.

Одна из задач исправительных учреждений - социальная защита 111'рсонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности - вы­1'1 'кает из положений действующего законодательства (в частности, 11. 13 СТ. 2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уго­IНllшые наказания в виде лишения свободы»), а также норм междуна­1)(>дных актов. В частности, в Минимальных стандартных правилах 111>ращения с осужденными рекомендуется принимать во внимание IIt:ключительно трудные условия работы персонала в пенитенциар­IIЫХ учреждениях и обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, проводят оператив­IIО-РОЗЫСКНУЮ деятельность, кроме того, они обязаны оказывать,'одействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыск­IIУЮ деятельность (милиции, органам безопасности), что является за­ю>нодательной основой для взаимодействия исправительных учреж­N'ний с указанными структурами.

2. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений. и органов, исполняющих наказания

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими нака­:\;\ния, следует понимать систему наблюдения и провеРI{И соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительного законода­'I'l~льства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и ус­'I'ранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок I\,()НТРОЛЯ за их деятельностью при реализации наказания определе­III,! в главе 3 УИ!\. Регламентированный в данной главе контроль мо­жет быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъеI{ТОВ, которые его осуществляют, различаются международ­IIЫЙ, государственный и общественный контроль.

Международный контроль за деятельностью учреждений и орга­IIOB, исполняющих наказания, предусмотрен международными пак­'I':1МИ о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией IlpaB человека (1948), Международным пактом о гражданских и поли­'l'ических правах (1966), Конвенцией против пыток и других жестоких, ГI('счеловечных или унижающих достоинство видов обращения и на- каэания (1984). Существуют четыре формы международного контро­ля. Первая - периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении накаэа­ния). Вторая - сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Третья - индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрИСДИкцией России, по указанным выше случаям. Четвертая ­посещения членами Европейского комитета по предупреждению пы­ток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы. Вторая. и третья формы международного контроля появились в 1991 году в" результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человеI~а и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лиц о нарушениях прав человека на территории России. Эта фор­ма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные ор­ганы по защите прав и свобод человека. Посещения членами Европей­ского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после раТИфИI~ации в 1998 году Европей­ской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или уни­жающего достоинство обращения или наказания (С3 РФ 1998, N2 13, ст. 1466).

Государственный контроль за деятельностью учреждений и орга­нов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный кон­троль и прокурорский надзор.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных органиэаций и об­щественных объединений за порядком и условиями отбывания нака­зания, контроль правозащитных организаций и средств массовой ин·· формации.

Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет кон­троль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказа­ния, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», частично УИК РФ и Законом РФ «Об учрежj<'IIIJHX И органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише­IIIIH свободы».

1\ соответствии с указанными ЗaI~онодатеJIЬНЫМИ актами Уполно,11" I('нный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав че­'lill',('I~a от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в I"M числе от находящихся в местах принудительного содержания, под l,ilТОРЫМИ понимаются места исполнения наказания в виде лишения,!iilIJодЫ, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной 1II1I1НСКОЙ части.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находнщимисЯ 11 местах принудительного содержания, просмотру администрацией 11>' lIOдлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному.

Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: а) принять жало­',у осужденного или иного лица к рассмотрению; б) разъяснить осуж­!1."lIHOMY средства, которые тот вправе использовать для защиты сво­11:\ прав и свобод; в) направить жалобу государственному органу, ii:lllример в Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ, II,.IlЯ разрешения жалобы по существу; г) отказать в принятии жалобы 1\ рассмотрению.

При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав челове1',;[ в местах отбывания НaI~азанИЯ Уполномоченный вправе без специ­".IlЬНОГО на то разрешения беспрепятственно посещать их, запраши­11:ITb И получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, 111,Iшестоящих органов управления ими сведения, документы и мате­I >LIaЛЫ, необходимые для рассмотрения жалобы.

В случае необходимости уполномоченный получает объяснения!(олжностных лиц и государственных служащих по вопросам, подле­'жащИМ выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный Iшраве принять решение о самостоятельной или совместной с компе­тентными органами проверке деятельности исправительных учреж­N~ний, других органов, исполняющих наказания, а также их руково!(ителей и иных должностных лиц.

При рассмотрении жалоб осужденных уполномоченный может:шакомИТЬСЯ с уголовным делом, приговор по которому вступил в за­IШННУЮ силу, а также с прекращенными прои~:!водством делами и ма­териалами, по которым ОТI~азано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности уполномоченный пользуется IlpaBoM безотлагательноГО приема руководителями и иными должно­стными лицами, в том числе руководителями уголовно-исполнитель­ной системы, администрацией учреждений и органов, исполняющих IIaказания.

Важной формой контроля Уполномоченного является его посещеIlие исправительных учреждений и ознаl~омление на месте с условия­ми отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при: исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое обществен ное значение или связанных с необходимостью защиты интересоВ лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые cpeДCTB~ защиты.

Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным до­вольно разнообразны. Это могут быть и обращения в суды общей юрис­дикции с обжалованием незаконных действий должностных лиц учреж­дений и органов, исполняющих НaI{азания, обращения к компетентным органам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях ко­торого усматриваются нарушения прав человека при исполнении нака­зания.

Действенной формой реагирования Уполномоченного на наруше­ния прав человека при исполнении наказания являются специальные доклады. Так, 10 октября 2000 года Уполномоченным по права м чело­века в РФ был направлен Президенту РФ, в Государственную Думу. РФ, Правительство РФ, заинтересованные министерства и ведомства специальный доклад «О нарушениях прав граждан сотрудниками Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-испол­ни тельной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Кроме того, вопросы соблюдения прав человека в деятельности уч­реждений и органов, исполняющих наказания, рассматриваются в ежегодных докладах Уполномоченного о своей деятельности, направ­ляемых Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Ду­му, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному офи­циальному опубликованию в «Российской газете», специальные до­клады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Существует четыре вида судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Первый из них - судебный контроль при рассмотрении дел по спо­рам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и админист­ративных правоотношений, и дел особого производства, осуществля­емый. по правилам гражданского судопроизводства.

При производстве гражданских дел деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, может являться не­посредственно предметом спора сторон по гражданскому делу. К при­меру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во

111" 'мя отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, прИЧИНeII­IIIH'() ему по вине исправительного учре,ждения (ч. 4 СТ. 98 УИК). Либо, що()ороТ, при разрешении иска исправительного учреждения, иных IIlридическИ:х или физических лиц о взыскании материального ущер­1111, причиненного осужденным во время отбывания наказания (1"1'.102 УИК). Деятельность персонала может быть предметом судеб­1101'0 исследования, оценки и соответствующего реагирования при Р;lссмотрении гражданских дел в порядке особого производства (на­Ilример, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно!\I'еспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и IIllркотическими веществами), по делам, возникающим из админИСТl>il'Гивно-правовых отношений.

Второй вид судебного'КОНТРОЛЯ за деятельностью персонала - это!I'I)Нтроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по Ilравилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно IlOдразделить на два подвида: а) контроль при рассмотрении уголов­IliJIX дел в суде; б) контроль при рассмотрез:ии судом вопросов исполlIенИЯ приговора суда.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением ЗaIЩННОСТИ С() стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих lIаказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), халатность (ст. 293 УК) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел IЮ преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагиро­ватЬ на них путем вынесения частного определения с целью преду­преждения подобных действий в будущем.

Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, вклю­чающей в себя обращение приговорак исполнению, а также решение большого блока вопросов,!{асающихсЯ различных аспектов исполнения наказания.

Согласно ч. 1 СТ. 20 УИК судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания

наказания. Это такие случаи, как:

_ условно-досрочное освобождение от наказания в виде содержа-

ния в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизнен­ного лишения свободы (ст. 79 УК, СТ. 175, 176 УИК);

_ освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужден-

ных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, СТ. 175 УИК); - освоqождение от дальнейшего отбывания наказания осужден ных, отбывающих обязательные работы, в случаях Признанияих в ус тановленном ПОрЯДКе инвалидами 1 или П группы (ч, 3 ст, 26 УИК); ii - освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочк отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, о отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, СТ. 177 УИК).

Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении и вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерно­го поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания, назначенного наказания. К числу первых следует отнести заме~у, ограничения свободы, ЛИшения свободы, содержания в ДИСЦИПЛинар_ ной воинской части более Мягким наказанием по Основаниям и в по­рЯДКе, установленным в СТ. 80 УК, СТ. 175 УИК; замену осужденной, I~ОТОрОЙ предоставлена отсрочка отбывания наказания в свя:зи с бере­менностью или наличием детей, оставшейся части наI~а3ания более Мягким наI~а.занием (ст. 82 УК, 177 УИК).

К числу последних - замену исправительных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ст. 50 УК, СТ. 46 УИК); Штра_ фа - другими наI~азаниямй в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК рф (ст. 46 УК, СТ. 32 УИК) и Т. Д. К этой же группе следует отнести решение суда о возвра­щении осужденной, которой была предоставлена ОТСрОЧI~а отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, в соответст­Вующее учреждение для отбывания не отбытой части наказания.

Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением ус­ловий отбывания НаI~азания. В Соответствии с законом такие вопросы могут ВОЗНИI~ать при Исполнении только лишения свободы.

Последняя группа - это вопросы, Связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Согласно Ч. 7 СТ. 20 УИК УЧреЖде­ния и органы, ИСПолняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в ДИсциплинарной воинской части, ли­шения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права заНИмать определенные должности или заНиматься определен­ной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных ра­бот, Исправительных работ, ограничения по военной службе и конфи­скации имущества, в суд сообщается об ОКончании их исполнения.

В суд, вынесший Приговор, сообщается об ИСполнении смертной казни.

Третий вид судебного контроля ОСУЩеСТвляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с Ч. 4 СТ. 12 УИк. При этом закоH"'I.III'.JIb установил определенные гарантии реализации права осуж­l' 1111111'0 на обращение в суд (ч. 4 СТ. 15, Ч. 2 СТ. 91 УИК).

Illн'дложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужден­11I~llVllll1спосредственно судье. На основании П. «Г» Ч. 1 СТ. 24 УИК судьи, \' 1(111\, осуществляющих судопроизводство на территориях, где рас­1111 '11,жены учреждения и органы, исполняющие наказания, при ис­11" 'IIII'IIИИ служебных обязанностей вправе посещать учреждения и "I"III1Ы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

Ilредложения и заявления осужденных рассматриваются судом в "fll,I'IIЮМ для всех государственных органов порядке. Для рассмотре­111111 жалоб на действия администрации учреждений И,органов, испол­111111 11 I\ИХ наказания, установлен особый процессуа,льный ПОрЯДОI~, ко­'''I'',IЙ урегулирован в главе 25 ГПК РФ.

I { соответствии с ГПК рф могут быть обжалованы действия госу­1,1!II'TBeHHbIx органов, общественных организаций и должностных 1111\, В результате которых нарушены права и свободы гражданина, 'IIII)() созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и IIIО()ОД, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязан­11111"IЪ или он не,законно привлечен к ответственности.

Соответственно в суде могут быть обжалованы решения, действия 1111': \Действие) администрации по наложению мер дисциплинарного 1I:II,Iскания, В том числе водворение в штрафной изолятор, перевод в III,мещение камерного типа и Т.Д.; направление для отбывания наказа­IIШ[ не по месту жительства или месту осуждения; ненадлежащее ма­II'риально-бытовое и медицинское обеспечение, в том числе отказ в 11!JI:доставлении медицинской помощи; не,законный отка:,з в примене­IIИИ акта амнистии, в выдаче Необходимых документов ДJIЯ решения II{)\IpOCa об условно-досрочном освобождении; применение недозво­.'11 'нных методов воздействия к осужденному; незаконное привлече­1I11e к работам без оплаты труда; нарушение заIшнодательства при на­'Iислении заработной платы и Т.Д.

Возможность обращения в суд не исключает права осужденного I,()ращаться с жалобами на незаконные действия администрации ис­"равительного учреждения в вышестоящие органы уголовно-испол­Ilительной системы, к прокурору, Уполномоченному по правам чело­,\ска в Российской Федерации и другие государственные органы, 1 юльзующиеся правом контроля за исправительными учреждениями.

При этом не могут быть обжалованы в суд в соответствии с указан­IIЫМИ законодательными актами действия или решения должностных. /IИЦ, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного об­жалования.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправитель­ных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправи­тельных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляетсяминистерством юстиции Российской Федерации.

Формы ведомственного контроля Минюста России разнообразны Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы уп­равления этими учреждениями и органами. По результатам рассмот­рения показателей, включенных в отчетность, принимают~я меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала явля­ются ревизии или проверки производственной либо Финансово-хо­зяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо Финансово-хозяйственную деятельность (исправительные учреждения, исправительные цент­ры, арестные дома).

Одной из форм ведомственного контроля является посещение уч­реждений и органов, исполняющих наказания, которое согласно п. «в» части 1 СТ. 24 УПК осуществляется должностными лицами вышестоя­щих органов без специального на то разрешения. В процессе таких по­сещений контролирующие функции осуществляются путем личного ознакомления должностных лиц с условиями и результатами деятель­ности администрации, условиями содержания осужденных и правопо­рядком во время исполнения наказания и т. Д. Во время посещения уч­реждений и органов, исполняющих наказания, проверяющие могут проводить опрос персонала и осужденных, знакомиться с необходимы­ми ДOI{ументами, например личными делами осужденных, и Т. П.

Предложения, заявления и жалобы на действия администрации могут быть поданы на личном приеме осужденных, их родственников, иных граждан, который, как правило, осуществляется в процессе проведения комплексного инспектирования учреждений и органов, исполняющих наказания, либо их целевой проверки. Кроме того, лич­ный прием может осуществляться и в процесс е повседневной дея­тельности, вне связи с инспекторскими или целевыми проверками де­ятельности персонала.

При всей значимости указанных выше форм ведомственного кон­ троля наиболее важной формой является инспектирование учрежде1I11И И органов, исполняющиХ наказания, которое осуществляют цент­1';lльные органы уголовно-исполнительной системы Минюста РоссиИ.

В процессе проведения инспектирования проверяется вся дея­II'ЛЬНОСТЬ персонала учреждений и органов, исполняющиХ наказа­11I1Я, в!{омплексе. Так, применительно к исправительным учреждени­11М проверке подлеЖИТ оперативно-служебная, производственная,,llинансово-хозяйственная деятельнОСТЬ персонала, профессиональ­II;IЯ подготовка, соблюдение законноСТИ, обеспечение прав, свобод и I:I!ШННЫХ интересов осужденных и т.п.

Инспе!{торская проверка, как и иные формы ведомственного контро'111, важна не только ка!{ средство выявления недостатков в деятельнос­1'11 администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая IVI!'pa повышения эффективности их деятельности. Для выполнения Л'ОЙ задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализа­1 \ИИ предложений по устранению недостаткоВ, выявленных в ходе ин­I'JI(~ктирования. После его утверждения за выполнением плана устанав­'1Iшается контроль должностных лиц вышестоЯЩИХ органов, что ".11 ужит.га рантией того, что выявленные недостатки в деятельности пер,онала будут устранены.

За деятельностью дисциплинарных воинских частей, гауптвахт, " также!{омандования воинских частей контроль осуществляют в по­1,111\!{e, установленном воинскими уставами, иными нормативными 111);IВОВЫМИ актами, МинистерствО обороны российской ФедерациИ, I"'перальный штаб российской ФедерацИИ,!щмандующие военных III':PYГOB И другие командирЫ

 

Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

ПОЧТИ вся деятельносТЬ учреждений и органов, исполняющих на­I\:I:ШНИЯ, поднадзорна органам прокуратуры Так, в порядке общего IJ:Ii\:юра органы прокуратуры контролируют соблюдение законОВ в '1'llIIансовой, хозяйственной и производственной деятельности уч­I II"жденИЙ и органов, где таковая имеется (исправительные учрежде­IIIЩ арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохож­!I! 'ния службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих 111,рсонала и т.п.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью этих учреждений 11 органов, согласно СТ. 21 Федерального закона «Об оперативно-розы­II',IIOM деятельности», осуществляется органами прокуратуры. Им же 1I1 '.1\1 IaДЗОрНО проведение дознания в этих учреждениях и органах.

Распространяется прокурорскИЙ надзор и на деятельность учреж'I,I'IIИМ и органов по исполнению наказания.

Согласно СТ. 32 Закона «О прокуратуре РОССИЙС!ЩЙ Федерации» 111"'.I\MeToM надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются: законность нахождения лиц в исправительных и ины учреждениях, исполняющих наказание; соблюдение установленны законодательством Российской СРедерации прав и обязанностс осужденных, порядка и условий их содержания; законность исполне ния наказания, не связанного с лишением свободы.

Рассмотрение законности нахождения лица в исправительном уч­ реждении факгичеСI~И означает проверку с помощью средств проку рорского надзора действий его администрации. Аналогичное положе· ние имеет место и тогда, когда средствами ПрОКУрОрСI~ОГО надзора выявляются, предупреждаются и пресекаются действия должност· ных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, ущемляю· щие общегражданские права и зar~онные интересы осужденных, уста­навливающие дополнительные обязанности для осужденных, не" обусловленные установленными законом порядком и условиями отбы­вания наказания.

Осуществляя надзор, прокурор использует I~aK общие для всех от­раслей ПрОКУрОрСI~ОГО надзора полномочия, так и специальные полно­мочия, предоставленные прокурору I~ar~ субъекту надзора за испол­нением наказания.

Одним из полномочий прокурора является проверка порядка и ус­JIOВИЙ исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе по­сещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания (ч. 1 СТ. 24 УИК).

В процессе личных посещений прокурор непосредственно знако­мится с деятельностью администраЦИИ, в частности проверяет доку­менты, на основании которых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативными материалами и Т.Д.

ПрОI~УРОР вправе проводить проверку соответствия закону прика­зов, распоряжений и постановлений персонала учреждений и орга­нов, исполняющих наказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованность постановлений должностных лиц о нало­жении ДИСЦИплинарных взысканий. В случае выявления акта, проти­воречащего заIФНУ, прокурор вправе потребовать личных объяснений от должностных лиц по поводу принятия незаконного решения с по­следующим его опротестованием.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные пr)оI~УРОРУ, просмотру и цензуре не подлежат (ч. 4. СТ. 15 и Ч. 2 СТ. 91 УИК). Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурор ом или при опро­се осужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обра­щения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях зако­на со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления

II\\;I,lюбы осужденных в установленные законом сроки, принять необ­""'I,lllVlые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.

()!(lIОЙ из основных форм предупреждения нарушений законности l' '11'lIтельнОСТИ учреждений и органов, исполняющих наказания, яв­111' 'I'СЯ саню~ионирование ПрОI~УРОРОМ некоторЫХ действий его долж­IIIII'I'lIbIX лиц. Получение санКЦИИ требуется, когда речь идет о дейст­111111;\ этих лиц, затрагивающих наиболее существенные права и Щ\IJ[!Ные интересы осужденных, как правило, к лишению свободы: liI)I,I'ржание осужденного, уклоняющегося от получения предписания 11 IIJ.1l~;зде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 СТ. 48 УИК), на 11111,!(С'ние режима особых условий в исправительных учреждениях 11'1' В5 УИК) и Т-Д.

Важной формой устранения нарушений законносТИ являются 11!II'дложения прокурора относительно соблюдения установлен­IIШ(зar~оном правил отбывания наказания. Согласно деЙствующему \,II,.-онодательсТВУ такие предложения прокурора обязательны к ис- Il'l.iIнению.

Другим средством устранения нарушениЙ законности являются 1I1I1'тановлениЯ прокурора, в их числе предусмотренные СТ. 33 Закона 1) ПРОI~уратуре» права по освобождению каждого содержащегося без \;IIСОННЫХ основаниЙ в учреждениях, исполняющих наказания, отме­111' дисциплинарных мер взыскания, наложенных в нарушение закона 11:1 осужденных, по немедленному освобождению их своим постанов­111'!Iием из штрафного изолятора, помещениЯ камерного типа, карце­[I:!, одиночноЙ I~aMepbI, дисциплинарного изолятора.

Следующей формоЙ реагирования прокурора на нарушения заIФН{\()сти является представление об устранении нарушениЙ закона, при­'IИН и условиЙ, им способствующих. Оно вносится прокурором, как пра­I\ИЛО, по фактам систематичеСI~И встречающихся нарушениЙ:\:\конности В деятельности учреждениЙ и органов, исполняющих нака­:i:\НИЯ. Должностные лица этих учреждениЙ и органов либо вышестоя­"\его органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении. Не позднее месяч­I!ОГО cpoI~a ими должны быть приняты меры по устранению нарушений:!:шона, причин и условиЙ, им способствующих, и о результатах сооб­щено прокурору в письменной форме.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение ЗaI~ОННОСТИ является принесение протеста в отношении должно­стных лиц, издавших противоречащие закону ПрИI~аз, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневныЙ срок с момента его поступления. До­IlOлнительной гарантией оперативного устранения незаконнЫХ деЙст­виЙ персонала является то, что согласно Ч. 1 СТ. 33 Закона "О прокура­туре» до рассмотрения протеста должностные лица персонала учреЖДений и органов, ИСПОЛНяющих наказания, обязаны Приостано.,. вить деЙСТвие опротестованного акта.

Участие общественности в деятельности учреждений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.