Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. С. Исупова




А.И. Салтыков

Спасибо.

Двигаемся дальше. Пожалуйста, у нас Исупова Светлана Семеновна, главный консультант Консалтингового общества "OST-EURO GnbH". Это наши партнеры, хорошие эксперты. Пожалуйста, мы вас с удовольствием слушаем.

Спасибо за добрые слова.

Добрый день, уважаемые коллеги! После того, как мы выслушали интересное сообщение практиков, позвольте мне пару слов с позиции консультанта сказать.

Готовясь к этому выступлению, я опиралась на материалы "круглого стола" под названием "Территориальная организация местного самоуправления в контексте муниципального развития". Этот "круглый стол" состоялся в Калининграде 2 июля текущего года с участием экспертов Европейского клуба экспертов местного самоуправления. Материалы презентации, которую готовил доктор Маркрут(?), я вижу, распечатаны, и там же вторая часть презентации в слегка таком сжатом виде, пункты тех рекомендаций, резолюции итоговой, которая в Калининграде была принята участниками "круглого стола".

Вопросами территориальной организации местного самоуправления мы с коллегами достаточно давно занимаемся, начиная с 2003 года, когда в рамках нашего пилотного проекта в Калужской области мы, как консультанты, как эксперты, пытались предложить некие свои схемы территориального деления. И надо сказать, я с удивлением, но и с отрадой услышала о том, что позиция администрации Псковской области как раз на том этапе, когда решался вопрос по территориальной организации, вступала в некое такое противоречие с чаяниями районов, оставить, сохранить вот это деление и сформировать новые муниципальные образования поселенческого уровня в границах тех территориальных единиц, волостей и так далее, которые были. Потому что, работая в то же время в Калужской области, мы как раз столкнулись с противоположной ситуацией, когда вопреки нашим представлениям экспертным, вопреки зачастую позиции районов именно на уровне области было принято решение пойти по пути наименьшего сопротивления: сохранить те старые границы, которые, в общем, было видно, что называется, невооруженным глазом, что, мягко говоря, они далеко не оптимальны. И та ситуация, которая сегодня привела к тому, что пошли почти повсеместно по нашим регионам процессы или попытки укрупнения поселений, во многом это связано, как мне кажется, с тем, что, и тут тоже уже говорилось во время нашего "круглого стола" о том, что явно та территориальная реформа, которая была проведена в 2003, 2004, 2005 годах, во многих регионах является некачественной.

В сегодняшней ситуации есть, безусловно… Ну, очень коротко, потому что понятно, что долго говорить, презентация большая, и все это озвучить просто мне не удастся. Мы, конечно, как эксперты и специалисты, которые занимаются этой проблематикой, понимаем, что есть объективные причины, которые говорят о том, что есть, назрела необходимость как минимум вернуться к тому, насколько оптимальна наша территориальная организация на уровне местного самоуправления. Надо сказать, что и в Европе, в общем, эти дискуссии ведутся, есть определенный опыт, в том числе и Германии, с опытом которой мы хорошо и давно знакомы. Но мы в любом случае против того, чтобы огульно, где-то с высокостоящего уровня принимать решения без учета специфики тех или иных конкретных муниципальных образований и конкретных регионов.

По нашему опыту, я еще раз говорю, уважаемые коллеги, я далека от мысли сказать, что мы претендуем на знание ситуации во всех регионах и во всех муниципальных образованиях, но тем не менее мы работаем с достаточным количеством муниципалитетов и поэтому можем по нашему опыту делать тоже определенные выводы. И вот мы часто сталкиваемся с тем, что вопреки позиции, которая сегодня высказывалась коллегами-практиками, очень часто, как нам кажется, идея вот такого укрупнения идет не от населения, а с уровня субъекта.

сб

И какие бы аргументы не высказывались в качестве основных, в качестве наиболее важных, часто тем не менее за этим скрывается в общем пресловутое словосочетание, которое мы, как эксперты, очень не любим "по управляемости территории".

Вот про эту "управляемость территории" мы слышали в 2003 году, когда нас не слушали… мы предлагали тогда, мне кажется, очень правильные подходы, вполне практически продуманные. Мы предлагали на базе одного пилотного района в Калужской области взять карту района и подготовить несколько карт, и наложить эти карты друг на друга. С целью какой? Посмотреть, каковы сегодняшние границы, какова в каждом будущем, планировавшемся тогда только еще муниципальном образовании поселенческого уровня, насыщенность и с точки зрения развитой инфраструктуры, коммунальной в первую очередь, с точки зрения перспектив налогооблагаемой базы, то есть если какие-то предприятия или есть условия для того, чтобы они возникли, транспортные пути и так далее и так далее.

И когда мы такие карты подготовили и положили друг на друга, в общем, было понятно, что уже вот эти пока еще не поселения где-то что называется густо, где-то пусто, и тогда уже приходили к выводу о том, что явно нужно эти границы менять. Но, как я уже сказала, к сожалению, нас не послушали. Поэтому, как указано на слайде, во втором пункте, те цели, которые инициаторами… мы в первую очередь имеем в виду все-таки уровень государственный, уровень регионов, часто приводит к тому, что невозможно путем проведения реформирования именно территориальных основ вот этих целей, которые выдвигаются, добиться.

Мы считаем, что задача должна заключаться в том, чтобы обеспечить, безусловно, конечно, соблюдение всех требований законодательства, но и найти именно оптимальные условия для того, чтобы вопросы местного значения решались оптимальным образом с точки зрения качества и надежности предоставления услуг по соразмерной цене.

Были проведены анализы того, какова ситуация с точки зрения развития демократии. На самом деле мы знаем, что в подавляющем большинстве регионов такая ситуация весьма плачевна, низкая рождаемость населения. Безусловно, решая вопросы у территориальной организации, необходимо учитывать и особенности определенные внутренней миграции и схемы расселения населения.

Понятно, что активно идут процессы, с одной стороны, разрушение малых городов и поселков, но с другой стороны, население довольно активно переезжает на жительство в более крупные города.

Тут уже много говорилось и понятно, что, мне кажется, основной бич нашей современной системы местного самоуправления российской в том, что финансовое и бюджетное законодательство не оптимальны, мягко говоря, с точки зрения финансовых потребностей бюджетов наших муниципальных образований, в первую очередь поселений. Поэтому часто называются цифры, которые, конечно, достаточно дикие, как мне представляется, что порядка 96 процентов муниципальных образований не покрывают собственными доходами расходы, которые им объективно необходимы на исполнение полномочий. Но этот вопрос здесь уже обсуждался со всеми негативными последствиями, с органами прокуратуры, со штрафами и так далее и так далее.

Но те попытки говорить о том, что в результате укрупнения поселений можно будет реально ожидать усиление их экономической и финансовой базы, мне кажется, огульно таким образом говорить, было бы по меньшей мере странно и не дальновидно, поскольку если речь идет о том, что объединяются два муниципальных образования, как сегодня нам приводили пример, где одно более крупное, более серьезно стоящее на ногах, а другое такое слабенькое финансовое, это одна ситуация. Но ведь очень часто речь идет о том, что объединяются два поселения, где, в общем, бюджеты и в одном и в другом ближе к нулю. Но всем понятно, что ноль плюс ноль, к сожалению, все равно даст тот самый ноль.

Теперь второй аргумент про сокращение аппарата и численности штатов, и таким образом, вроде как экономия расходов на управление… но есть же известные нормативы занятости тех сотрудников, которые в настоящее время выполняют те или иные функции в муниципалитетах, и если соответствующий анализ показывает, что они заняты на 100 процентов и за свою 100-процентную работу получают определенную зарплату, то слабо я могу себе представить, что после укрупнения вместо двух таких сотрудников двойную работу на те же 100 процентов, то есть получится уже на 200 и за ту же самую одну зарплату будет делать один сотрудник.

сб

Если речь идет о том, что на сегодняшний день те люди, которые работают в небольших муниципалитетах, не полностью заняты, значит давайте лучше думать о том, как оптимизировать их загрузку.

Но о повышении управляемости территорий, на самом деле я уже говорила.

Здорово, если действительно, прежде чем принимаются соответствующие решения об укрупнении муниципалитета, реально заслушивают мнения самих людей. И там, где, как нам сегодня коллеги рассказали, эти процессы реально идут и проводятся референдумы, которые показывают, что от 70 до 90 процентов населения с этими процессами согласны, действительно, трудно возразить.

Мы против того, как эксперты, чтобы соответствующие решения навязывались сверху с уровня регионов, с уровня субъектов Федерации и с теми схемами, когда, в общем, минуя непосредственный запрос мнения населения, пытаться ограничиться мнением депутатского корпуса, мы сами понимаем, что это не одно и другое.

И с точки зрения опыта по преобразованию муниципальных районов в городские округа, наша позиция сугубо отрицательная. Я с уважением выслушала тот опыт, который имеет Нижегородская область. Безусловно, еще раз говорю, что под единую схему, наверное, невозможно подвести ситуацию во всех наших муниципальных образованиях, но тот опыт, с которым мы сталкивались и по Калининградской области, и по Московской области, в общем, как мне кажется, достаточно плачевен и дик.

Еще буквально секунду. Поскольку… я на самом деле содержательно даже уже не буду, я просто прошу вас еще раз обратить внимание на то, что в конце этой презентации сформулированы, как мне кажется, достаточно удачно принципиально важные позиции, которые легли в основу той резолюции, которая была принята на конференции в Калининграде на "круглом столе". Спасибо большое.

________

Можно маленький вопросик?

Светлана Семеновна, скажите, пожалуйста, конечно, я тоже за демократию, но Вы уверены, что население объективно в столь сложном вопросе может правильно принять решение, осознанно?

Мы сейчас вот здесь, извините, два юриста три мнения, что называется, понимаете, как всегда. А Вы так настаиваете жестко на том, что… надо, мне кажется, год рассказывать людям те обоснования, которых на самом деле еще и нет, как получается в результате дискуссии…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.