Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 4. Семейные правоотношения




Римскую семью мог основать только гражданин как обладатель права вступать в римский брак. В отличие от семей др. народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое родство) родство, в римской семье юридическими значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи (патерфамилиас), осуществляющего власть над ними.

Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т.д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле главы семьи. С его смертью сыновья, освободившись от зависимости своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки под власть своих отцов, над вдовой учреждалась опека сыновей.

Ограничения власти вводились с давних пор. Согласно традиции, еще Ромул заретил лишать жизни новорожденных. Затем было запрещено право отца продавать детей в рабство, а убийство их квалифицировалось как преступление. Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишенных наследства. Был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранявшаяся на протяжении всей римской истории, подвергалась значительной корректировке.

На праве власти над детьми основывалась римская семья и агнатическое родство, которое в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследования, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья – это совокупность лиц, подчиненных одной и той же «патрия потестас», все они агнаты главы семьи. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки) но некровные (жена подвластного сына или усыновленный). Причем агнатичнское родство возникало по мужской линии.

Социальные процессы привели к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана. В когнатическом родстве различают линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединят лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник). От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого.

Правовые отношения между супругами. Брак cum manu и брак sine manu. Заключение и прекращение брака.

Древнейшая форма римского брака - cum manu, устанавливающая власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась подчиненной мужу. Но уже в Законах XII Таблиц содержалась норма, позволяющая избежать строгих последствий этого брака. В случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака. Тем самым признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась и супружеская власть не наступала, если женщина проводила 3 ночи подряд вне дома мужа. Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена на брак, но не на супружескую власть.

При браке без супружеской власти (брак sine manu) женщина не становилась агнаткой в семье мужа, но оставалась под властью своего отца или своих агнатских опекунов. В соответствии же с принципом цивильного права без супружеской власти (манус) не создается агнатическая семья. Тем не менее, брак без супружеской власти признавался браком цивильного права. Дети от такого брака следовали правовому положению отца. Следствием явилась тенденция отрицания супружеской власти как непременного признака римского брака.

Брак sine manu – неформальный свободный союз супругов- заключался посредством простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод невесты в дом жениха. В отличие от предыдущего брака, в котором определяющей была воля мужа, данный брак расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо оснований развода.

В агнатической семье жена не имеет ни личных, ни имущественных прав, она на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям, подчинена одной и той же отцовской власти. Напротив, брак sine manu основан на равенстве супругов.

С целью сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотребления свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Предусмотрел уголовную ответственность за нарушение супружеской верности. В то же время этот закон легализовал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (например, браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия).

Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, хотя и не признавались законными, все же имели некоторые права наследования после родителей, ряд прав был признан и за конкубиной. Конкубинат, следовательно, отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствий.

Закон Августа установил для мужчин в возрасте от 25-60 лет и для женщин от 20-50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах. Не состоящие в браке не наследовали по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные, наследовали половину завещанного. При этом мужчина не считался бездетным, если у него 1 ребенок, женщина – 3 детей, 4 у вольноотпущенниц. Женщины, удовлетворявшие этим требованиям, имели рад привилегий, в т.ч. неограниченное право наследовать по завещаниям.

Закон 18 г. до н. э., не затрагивал принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма). Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое оставалось у мужа, если виновен муж, предбрачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин развода судом не было. Фактически брак мог быть расторгнут при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

Создав свободную форму брака с равенством супругов, с полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический прыжок, надолго опередив другие народы в регулировании брачных отношений.

Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью. Супруги не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, как бы алименты. В последствии претор предоставил право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства относились к обязанностям мужа.

Правовые отношения родителей и детей. Самостоятельным лицом в Риме был только отец, сыновья и дочери были «лицами чужого права». Отцовская власть возникает с рождения сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения и усыновления.

Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории. В древнейшее время отец имел в отношении своих детей право жизни и смерти, право продажи детей и т.п. С течением времени эта суровая власть смягчалась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям, в связи с чем дети не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без согласия родителей.

Родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

Подвластный сын может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу, подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел. В случае совершения подвластным правонарушения, деликта, потерпевшему давался (как в случае правонарушении раба) особый иск (под которым подразумевалось «выдать головой для возмещения вреда); отцу принадлежало право или уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, или выдать подвластного в кабалу потерпевшему на срок, необходимый для отработки суммы причиненного ущерба.

С развитием торговли такое положение стало невыгодным для самого домовладыки. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну (или рабу) имущество в самостоятельное управление (стадо, сельскохозяйственный земельный участок). Такое имущество называлось пекулий. Пекулий – имущество, представляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия оставался домовладыка. Третьи лица, вступившие в сделки с подвластным, имели к домовладыке дополнительные иски.

В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходил к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребует возврата пекулия, пекулий остается подаренный сыну.

В связи с выделением пекулия подвластному произошли и некоторые другие изменения. Общим принципом древнеримского семейного права была недопустимость каких-либо обязательств внутри семьи ни между домовладыкой и подвластным, ни между подвластными одного и того же домовладыки. В связи с выделением подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но только эти обязательства не были снабжены исковой защитой, а были лишь «натуральными».

Отцовская власть прекращается: смертью домовладыки; смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи); приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстиниановского времени эманципация совершалась: получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; заявление домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

Контрольные вопросы:

1. Каково юридическое различие между агнатами и когнатами?

2. Что представляют собой такие формы брака, как кум ману и сине ману?

3. Какие способы установления и прекращения отцовской власти вы знаете?

4. Каковы личные и имущественные права подвластного сына?

5. Раскройте содержание институтов опеки и попечительства в римском частном праве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.