Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав затрат на качество




ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Основополагающий документ, который определяет тер­мины в области качества, МС ИСО 8402-94 под «затрата­ми, связанными с качеством», подразумевает такие, кото­рые возникают при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связаны с потеря­ми из-за недостижения удовлетворительного качества.

Современное понятие затрат на качество включает:

• затраты на оценку качества;

• затраты на обеспечение качества;

• затраты на улучшение качества;

• затраты на управление качеством.
Классификация затрат на качество (табл. 5.1) является целевой.

Затраты на качество связаны со всеми видами деятель­ности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности применительно к каче­ству составляет систему качества предприятия. Ее дейст­вие распространяется на все этапы жизненного цикла про­дукции — от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения их.

Типичными видами деятельности, составляющими сис­тему качества, являются следующие:

• маркетинг;

• исследование, разработка и проектирование продукции;

• планирование выпуска продукции;

• закупки;

• производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• проверки соблюдения технологии производства;

• упаковка и хранение;

• реализация;

• монтаж и ввод в эксплуатацию;

• техническая помощь и послепродажное обслуживание;

• утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.


Таблица 5.1.

Классификация затрат на качество

Признак классификации Классификационная группа затрат
Назначение На оценку качества На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством
Периодичность Текущие Единовременные
Целесообразность Производительные Непроизводительнные
Способ включения в себестоимость Прямые Косвенные
Возможность учета Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать
Стадия жизненного цикла На качество при разработке На качество при изготовлении На качество при эксплуатации
Характер структурирования По предприятию По производству, цеху, участку По видам продукции
Объем формирования и учета По продукции По процессам По работам По услугам

 

Все виды деятельности, обеспечивающие качество, пред­ставлены в стандартах ИСО 9000-88 - 9004-88.

Затраты на оценку качества. В эту группу включают затраты на выполнение следующих основных работ:

§ выбор номенклатуры показателей качества;

§ выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества;

§ выбор методов и определение значений показателей качества;

§ выбор и обоснование метода оценки уровня качества;

§ оценка уровня качества.

Оценивать уровень качества промышленной продукции должны специалисты высокой квалификации с использова­нием сложного оборудования, в частности компьютеров, ос­нащенных специализированным программным обеспечени­ем, на базе соответствующих методик. В связи с тем что это не разовая или эпизодическая, а систематическая работа, охватывающая всю номенклатуру продукции, затраты на нее достаточно высоки, но оправдывают себя повышением тех­нической конкурентоспособности продукции предприятия.

Затраты на обеспечение качества. К этой группе при­числяют затраты на следующие цели:

1) правовое обеспечение в области качества:

а) приобретение законодательных документов;

б) юридическая экспертиза внешних и внутренних документов;

в) анализ контрактов на соответствие юридическим нормам и требованиям для предупреждения рис­ка ответственности;

г) сторонние юридические консультации;

д) сертификация и патентование;

2) информационное обеспечение в области качества:

а) разработка методов учета и форм регистрации данных о качестве;

б) выбор системы информационного обеспечения и технических средств контроля;

в) организация сбора информации о качестве;

г) контроль сбора информации о качестве;

д) обработка, хранение, анализ информации о качестве и обеспечение доступа к информации;

3) обеспечение качества исходных материалов:

а) выбор, оценка субподрядчиков и привлечение для аудита второй стороны;

б) составление и утверждение документов на закупку

в) выбор, анализ и утверждение методов проверки закупаемой продукции;

г) входной контроль;

д) обеспечение качества закупаемых сырья и мате­риалов при хранении и транспортировке на предриятии;

4) обеспечение качества при изготовлении продукции:

а) технологическая подготовка производства;

б) управление процессами;

в) контроль и испытания;

г) метрологическое обеспечение;

д) предотвращение несоответствий ТУ и стандартам;

е) обеспечение стабильности и гарантий качества;

5) обеспечение качества упаковки, хранения и транспортировки:

а) разработка требований к упаковке, хранению и транспортировке;

б) разработка упаковки и маркировки;

в) упаковка и маркировка;

г) контроль упаковки и маркировки;

д) хранение продукции и содержание складских помещений;

е) соблюдение условий транспортировки;

ж) контроль условий хранения и транспортировки;

з) разработка методов консервации;
и) консервация;

к) контроль консервации;

6) послепродажная деятельность:

а) монтаж;

б) контроль качества монтажа;

в) составление инструкций по эксплуатации;

г) сервис;

д) анализ качества продукции при эксплуатации;

7) обучение и подготовка кадров:

а) разработка методик определения потребности в под­
готовке и подготовки кадров в области качества;

б) подготовка кадров;

в) контроль подготовки кадров и корректировка ме­тодик обучения;

г) определение и подтверждение квалификации ра­ботников;

8) поддержание связи с потребителями:

а) сбор и анализ запросов потребителей в отношении качества;

б) обработка и анализ претензий;

в) работа служб маркетинга, связанная с качеством;

9) учет, оценка и анализ затрат на обеспечение качества:

а) сбор данных о затратах на качество;

б) разработка документации по учету затрат на качество;

в) создание и обеспечение баз сравнения для оцен­ки затрат на обеспечение качества;

г) анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов;

д) планирование и реализация политики по снижению затрат на качество.

Остановимся на некоторых из названных категорий затрат.

• Затраты на правовое обеспечение в области качества обусловлены деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество, устанавливаемой действующими нормами законодательства.

Отнесение этих затрат непосредственно к затратам на качество правомерно в силу того, что все они, за исключе­нием затрат на сертификацию и патентование, направлены на предупреждение риска ответственности предприятия.

Если в штате предприятия состоит лишь один юрист, который занимается не только правовым обеспечением деятельности предприятия в области качества, но и право­выми аспектами других видов деятельности, решение о целесообразности учета этого вида затрат принимается исходя из специфики конкретного предприятия. В том же случае, когда на предприятии нет штатного юриста или по каким-либо другим обстоятельствам юридические консуль­тации предоставляются сторонними организациями, это учитывается отдельной статьей расходов.

• Затраты на информационное обеспечение — одна из важнейших категорий затрат. Тем не менее следует признать, что целесообразность их учета на предприятиях, особенно малых, имеющих единую информационную базу, довольно-таки спорна. Как и в предыдущем случае, вопрос о том, учитывать или нет эти затраты, должен решаться исходя из специфических особенностей предприятия.

• Затраты на обеспечение качества исходных материалов являются неотъемлемой составляющей зат­рат на качество, поскольку невозможно создать качествен­ное изделие из некачественных материалов. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что только четкая и отлаженная система входного контроля поступаю­щих на предприятие исходных материалов обеспечивает уве­ренность в их качестве. Однако отнюдь не меньшее значе­ние имеют грамотное составление документов на закупку и правильный выбор субподрядчика, такого, например, который может документально подтвердить качество своей продукции и гарантировать его стабильность. Это позволяет значительно снизить затраты на входной контроль, а в идеальном случае — вообще обойтись без входного контроля.

•Затраты на послепродажную деятельность, ох­ватывающую комплекс мероприятий по обслуживанию по­требителей после продажи продукции в целях удовлетворе­ния потребностей, возникающих при эксплуатации, для предприятий, работающих на основе конструкторской и тех­нологической документации, зависят от специфики выпус­каемых изделий. Включение этой категории в состав затрат на качество обусловлено тем, что даже качественное изделие может не удовлетворять потребителя из-за сложности мон­тажа (отсутствия специалистов по монтажу) или отсутствия инструкции по эксплуатации (потреблению) и т.д.

• Затраты на обучение и подготовку кадров являются едва ли не самыми важными, поскольку качество начинается и заканчивается подготовкой кадров. С одной
стороны, только квалифицированные работники способны качественно выполнять свои функции, с другой — каждый работник должен четко представлять цели своего предприятия (в том числе и в области качества), поскольку без осоз­нания целей невозможно получение необходимого конеч­ного результата

• Затраты на поддержание связи с потребителями учитывать не всегда целесообразно. Решение этого вопро­са зависит от специфики конкретного предприятия.

Затраты на улучшение качества. Эта группа включает затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых потребностей потребителей, т.е. потребностей, которые еще полностью не сформировались, но с некоторой степенью вероятности могут возникнуть.

Улучшение качества продукции требует затрат на сле­дующие цели:

1) маркетинговая деятельность по улучшению качества:

а) установление предполагаемых требований потребителя к качеству продукции;

б) прогнозирование спроса и перспективного ассортимента продукции улучшенного качества;

в) обработка информации и документальное оформ­ление требований к качеству продукции;

2) научно-исследовательские работы:

а) планирование НИР;

б) информационное обеспечение НИР;

в) проведение НИР;

3) проектирование продукции улучшенного качества;

4) технологическая подготовка изготовления продукции улучшенного качества;

5) метрологическое обеспечение;

6) подготовка и организация технологического процес­са производства продукции улучшенного качества;

7) подготовка и обучение кадров;

8) оценка затрат на улучшение качества продукции.

Затраты на управление качеством. Эту группу состав­ляют затраты на содержание персонала, обеспечивающе­го функционирование системы качества на предприятиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.