Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что Вы понимаете под недропользованием?




1. Что Вы понимаете под недропользованием?

2. Раскройте содержание государственного управления использованием и охраной недр.

3. Назовите органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за использованием и охраной недр.

4. Какие требования по охране недр предъявляются к недропользователям?

5. Какая ответственность может наступить за нарушения законодательства о недрах?

 

 

Глава 20

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

 

§ 20.1. Основные понятия

Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

При этом под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

В зависимости от физико­географических, гидрорежимных
и других признаков водные объекты подразделяются на:

поверхностные водные объекты, в том числе: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;

подземные водные объекты, к которым относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Кроме того, водные объекты классифицируются как:

водные объекты общего пользования, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании;

водные объекты особого пользования, которыми вправе пользоваться ограниченный круг лиц.

 

 

§ 20.2. Правовое регулирование охраны
и использования водных объектов

 

Базовым законодательным актом, регулирующим общественные отношения в рассматриваемой сфере, является Водный кодекс Российской Федерации [17], который определяет требования к охране и использованию водных объектов, устанавливает компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, называет функции государственного управления.

Самостоятельную группу общественных отношений регламентирует специальный законодательный акт — Федеральный закон «Об охране озера Байкал» [46], необходимость принятия которого была вызвана неблагополучной экологической обстановкой, сложившейся в этой уникальной экологической системе, включающей в себя единый комплекс водного объекта и прилегающей
к нему территории.

Свою реализацию названные законодательные акты нашли
в решениях Правительства РФ, среди которых необходимо назвать постановления от 26.03.2001 № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности»[91] и от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»[92].

Определенную роль играют ведомственные нормативные правовые акты, в том числе приказ МПР России от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование[93].

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции принимают собственные законы и подзаконные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны и использования водных объектов с учетом региональной специфики. В качестве примера можно назвать постановление Правительства Москвы от 18.11.2008 № 1058­ПП «Об организации работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос водных объектов в городе Москве»[94].

Отдельное внимание в регионах уделяется и вопросам качества питьевой воды. Так, в Республике Башкортостан и Чувашской Республике, Воронежской, Свердловской и ряде иных областей приняты соответствующие законодательные акты.

Вместе с тем следует отметить, что в связи с существенным сокращением с 1 января 2005 г. вопросов ведения субъектов Рос­
сийской Федерации в рассматриваемой сфере их нормотворческие возможности весьма ограниченны, что уже привело к вынужденной отмене во многих регионах ранее принятых законодательных и подзаконных актов.

Важную роль в правовом регулировании рассматриваемой сферы играют ратифицированные Союзом ССР и Российской Федерацией акты международного права, к числу которых можно отнести Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1974 г.) и Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992 г.).

 

 

§ 20.3. Компетенция Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований в сфере охраны и использования
водных объектов

 

К ведению Российской Федерации ст. 24 Водного кодекса РФ отнесены:

владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;

установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;

утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;

определение порядка:

осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

резервирования источников питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения;

иные вопросы.

В свою очередь, в силу ст. 25 Водного кодекса РФ на субъекты Российской Федерации возложены вопросы:

владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

установления ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;

разработки, утверждения и реализации программ субъектов Рос­
сийской Федерации по использованию и охране водных объек­
тов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

осуществления:

регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных
объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;

мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

утверждения правил:

пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

охраны жизни людей на водных объектах;

иные вопросы.

Кроме того, следует отметить, что в рамках механизма передачи отдельных полномочий Российской Федерации регионами осуществляется:

предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование;

осуществление мер:

по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Названная деятельность осуществляется за счет федеральных субвенций и подконтрольна Российской Федерации в лице ее специально уполномоченных органов.

Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ муниципальные образования осуществляют:

владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

меры по охране таких водных объектов;

установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Кроме того, муниципальные районы, городские округа устанавливают правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, городские, сельские поселения, городские округа также управомочены предоставлять гражданам информацию об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

 

 

§ 20.4. Содержание государственного управления
в сфере охраны и использования водных объектов

К числу основных функций государственного управления в сфере охраны и использования водных объектов относятся:

осуществление государственного мониторинга водных объектов;

ведение государственного водного реестра;

осуществление государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Осуществление большинства функций в рассматриваемой области возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), а контрольно­надзорная деятельность — на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и уполномоченные субъектами Российской Федерации органы.

Государственный мониторинг водных объектов согласно ст. 30 Водного кодекса РФ представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Он включает в себя:

регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

Регламентация осуществления мониторинга изложена в По­
ложении об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 [137].

Статьей 31 Водного кодекса определено, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. В нем осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Детализация положений Кодекса нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» [138].

Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

требований к использованию и охране водных объектов;

особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого
и хозяйственно­бытового водоснабжения;

иных требований водного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 № 801 утвержденоПоложение об осуществлении государственного контроля
и надзора за использованием и охраной водных объектов [135].

§ 20.5. Цели, способы и виды использования
водных объектов

 

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

В соответствии со ст. 38 Водного кодекса РФ водопользование подразделяется на:

совместное водопользование;

обособленное водопользование, которое может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании договора водопользования для таких целей, как:

забор (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

В качестве оснований возникновения права водопользования могут выступать и решения о предоставлении водных объектов
в пользование
, которые выдаются для:

обеспечения обороны страны и безопасности государства;

сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;

разведки и добычи полезных ископаемых;

подъема затонувших судов;

сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов и других целей.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование
в случае, если водный объект используется для:

судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами,
а также термальных вод;

забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

воспроизводства водных биологических ресурсов;

купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан и некоторых других целей.

Водопользование может быть приостановлено или ограничено
в случае:

угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

причинения вреда окружающей среде и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, Водным кодексом РФ. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

нецелевое использование водного объекта;

использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

 

 

§ 20.6. Права и обязанности водопользователей

 

Статья 39 Водного кодекса РФ устанавливает, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

• самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

• осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

• пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодек­
сом, другими федеральными законами правами.

Вместе с тем на указанных субъектов распространяется обязанность:

• не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

• содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

• информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

• вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и ряд других.

 

 

§ 20.7. Требования к охране водных объектов

 

Глава 6 Водного кодекса РФ содержит требования к охране водных объектов. В частности, на собственников водных объектов возлагается осуществление мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

В целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения запрещается:

• сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);

• захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;

• сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты;

• проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах.

Самостоятельные требования закреплены в законодательстве
в отношении охраны от загрязнения и засорения болот, ледников и снежников, подземных водных объектов.

§ 20.8. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов

Нарушители законодательства об охране и использовании водных объектов в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско­правовую, административную и уголовную ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной от­ветственности за:

уничтожение специальных знаков (ст. 7.2, часть 2);

самовольное занятие водного объекта или пользование им
с нарушением установленных условий (ст. 7.6);

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого
и хозяйственно­бытового водоснабжения (ст. 7.8);

нарушение порядка предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12);

нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13);

нарушение правил водопользования (ст. 8.14);

нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15).

Субъектами Российской Федерации также может устанавливаться административная ответственность за нарушение водного законодательства.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных:

ст. 250 (загрязнение вод);

ст. 252 (загрязнение морской среды).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.