КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки. 1. Какие виды водопользования Вам известны?
1. Какие виды водопользования Вам известны? 2. Что включает в себя правовая охрана вод? 3. Какие функции государственного управления водным фондом Вы знаете? 4. Сформулируйте права и обязанности водопользователей. 5. Какая ответственность может наступить за нарушения водного законодательства? Глава 21 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОХРАНЫ
§ 21.1. Основные понятия
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с законодательством. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. К защитным относятся, в частности, леса: расположенные на особо охраняемых природных территориях; расположенные в водоохранных зонах; выполняющие функции защиты природных и иных объектов; расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения. К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; заповедные лесные участки; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в предусмотренных законодательством случаях. В свою очередь, к резервным лесам относятся леса, в которых
§ 21.2. Правовое регулирование охраны
Базовым законодательным актом, регулирующим вопросы использования и охраны лесов, является Лесной кодекс Российской Федерации. В нем последовательно изложены объекты и субъекты лесных отношений, определено содержание права собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, перечислены виды лесопользования и механизм приобретения права лесопользования. Особое значение имеет установление Кодексом компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаьных образований в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также определение основных направлений государственного регулирования в этой сфере. Нормы Лесного кодекса РФ нашли свою конкретизацию в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»[95] и от 24.02.2009 № 161 «Об утверждении порядка предоставления в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ»[96]. Достаточно весома роль ведомственных нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере. Например, приказом Минсельхоза России 08.12.2008 № 529[97] утвержден Порядок заполнения и подачи Лесной декла Субъекты Российской Федерации также вправе в рамках своей компетенции регулировать отдельные вопросы, связанные
§ 21.3. Компетенция Российской Федерации,
Статьей 81 Лесного кодекса РФ к ведению Российской Феде установление: перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается; правил заготовки древесины, живицы и пищевых лесных ресурсов; правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; правил пожарной безопасности в лесах; правил санитарной безопасности в лесах; осуществление: государственной инвентаризации лесов; государственного пожарного надзора в лесах; определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и осуществление ряда иных правомочий. В свою очередь, субъекты Российской Федерации осуществляют: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон; установление: ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; для граждан ставок платы по договору куплипродажи лесных насаждений для собственных нужд; утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд и иные правомочия. Кроме того, Российской Федерацией на основании субвенций и под контролем регионам передаются такие вопросы федерального значения, как: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров куплипродажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; осуществление государственного лесного контроля и надзора В силу ст. 84 Лесного кодекса РФ на муниципальные образования возложены: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности; установление: ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, осуществление муниципального лесного контроля и надзора Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
§ 21.4. Содержание государственного управления
К числу основных функций государственного управления ведение государственного лесного реестра; государственная инвентаризация лесов; лесоустройство; проведение государственного лесного контроля и надзора. Большинство функций в рассматриваемой сфере осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, а государственный контроль — Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и специально уполномоченными органами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В него включаются сведения: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Детализация этой функции нашла свое отражение в постановлении Правительства РФ от 24.05.2007 № 318 «О государственном лесном реестре» [141]. Государственная инвентаризация лесов представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик и проводится в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора. Механизм реализации этой функции определен постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 № 407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» [144]. На основании ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на иных землях и включает в себя: проектирование: лесничеств и лесопарков; эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 № 377 утверждены Правила проведения лесоустройства [142]. Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ целью государствен
§ 21.5. Виды лесопользования. В соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФиспользование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Законодательством предусматриваются следующие виды использования лесов: заготовка: древесины; живицы; пищевых лесных ресурсов заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; ведение: охотничьего хозяйства и осуществление охоты; сельского хозяйства; осуществление: научноисследовательской деятельности, образовательной деятельности; рекреационной деятельности; религиозной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; переработка древесины и иных лесных ресурсов и иные виды деятельности. Статья 27 Кодекса допускает установление следующих ограничений использования лесов: • запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов; • запрет на проведение рубок; • иные установленные законодательством ограничения использования лесов. А в силу ст. 28использование лесов может быть приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами. § 21.6. Требования к охране и защите лесов
Глава 3 Лесного кодекса РФ определяет требования к охране При этом оговорено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров куплипродажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: • противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране • создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горючесмазочных материалов на период высокой пожарной опасности; • мониторинг пожарной опасности в лесах; • разработка планов тушения лесных пожаров; • тушение лесных пожаров и иные меры пожарной безопасности в лесах. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. В лесах, кроме того, осуществляются следующие меры обеспечения санитарной безопасности: • лесозащитное районирование (определение зон слабой, сред • лесопатологические обследования и лесопатологический мо • авиационные работы и наземные работы по локализации • санитарнооздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); • установление санитарных требований к использованию лесов. В силу ст. 60 Лесного кодекса граждане и юридические лица, осуществляющие лесопользование, обязаны предоставлять отчет об охране и о защите лесов в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
§ 21.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании лесов
Нарушители законодательства об охране и использовании лесов в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданскоправовую, административную и уголовную ответственность. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за: уничтожение специальных знаков (ст. 7.2, часть 2); самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9); самовольную переуступку права пользования лесным участком (ст. 7.10); нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства (ст. 8.27); незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32). Субъектами Российской Федерации также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании лесов. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных: ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений); ст. 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |